ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II
(МГУПС (МИИТ))»
_________________________________________________________________________
Кафедра «Экономика и управление на транспорте»
ОТЧЕТ
о производственной практике (технологическая)
в Молодежно-студенческом отряде билетных кассиров
(Казанский участок) Выполнил: студент группы ЭЭТ-311 Каргина А.М .
Руководитель практики от института: доцент Евдокимов О.Г.
Руководитель практики от предприятия:
начальник отдела управления персоналом
и социального развития Московского железнодорожного
агентства Московского филиала АО "ФПК" Коренец С.А.
Москва 2016
Оглавление АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОКЗАЛА И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ 6
РАБОТА БИЛЕТНЫМ КАССИРОМ. 10
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ БИЛЕТНОГО КАССИРА. 13
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ ПРОИЗВОДСТВА О РАБОТЕ СТУДЕНТА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 17
АННОТАЦИЯ Данная работа является отчетом по производственной (технологической) практике, которая проходила с графиком учебного процесса.
Я, Каргина Алена Михайловна, студентка 3-его курса специальности «Организация и управление перевозками на ж/д транспорте» проходила производственную практику в Московском железнодорожном агентстве (МЖА), которое является структурным подразделением Московского филиала ОАО "Федеральная пассажирская компания" ,билетным кассиром в железнодорожных кассах дальнего следования на производственном участке- Казанский вокзал.
Практика проходила в билетных кассах вокзала с 29.06.16г. по 26.07.16г. За время практики я ознакомилась с деятельностью билетных касс, с основными отчетными документами, с должностными обязанностями и инструкциями. Полученные в результате прохождения практики знания и данные представлены в отчете.
Целью производственной практики является:
-формирование целостного представления об объекте, его назначении как структурного подразделения железнодорожной отрасли, технического, технологического и организационного оснащения с выявлением возможности их совершенствования.
Задачи производственной практики:
- закрепить и углубить теоретические знания, полученные в университете в ходе обучения по специальности «Экономика и управление на транспорте»,
-формирование знания экономико-управленческих аспектов процессов управления и деятельности организаций различных организационно-правовых форм,
-умения осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
-навыки экономического анализа текущей деятельности организации,
-выработка и развитие навыков самостоятельного решения отдельных вопросов при разработке планов и проведении экономического анализа производственно-финансовой деятельности предприятий в условиях рынка
-выработка навыков научно-обоснованного изложения и грамотного оформления результатов проведенного исследования
ВВЕДЕНИЕ Железнодорожный транспорт является неотъемлемой частью единой транспортной системы нашей страны и играет главную роль в осуществлении сообщений между самыми разнообразными районами.
Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:
огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;
высокие финансовые рейтинги;
квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;
большая научно-техническая база;
проектные и строительные мощности;
значительный опыт международного сотрудничества.
В обозримом будущем железнодорожным перевозкам не будет альтернативы по экономической эффективности и экологической безопасности при транспортировке значительных по объемам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния, а также по обеспечению пассажирских перевозок. Проводимые в настоящее время структурные преобразования железнодорожного транспорта коренным образом меняют механизмы и процессы его функционирования.
В координации с другими видами транспорта: воздушным, автомобильным, речным и морским - железные дороги осуществляют все возрастающие объемы перевозок, стабильной и сравнительно невысокой стоимости проезда, население нашей страны широко пользуется услугами железнодорожного транспорта для развития туризма и международных пассажирских перевозок.
Пассажирские перевозки играют важную социальную и экономическую роль в жизни нашего общества. Поезда на дорогах курсируют в беспересадочном сообщении на расстоянии более 9 тыс.км. Пример: Владивосток, а отдельные поездки пассажиры совершают на расстояние до 12 тыс. км, пример: Ванино. Это предъявляет особые требования к обслуживанию пассажиров на вокзалах и в поездах. В эксплуатационной деятельности железных дорог пассажирскими перевозками занимается около третьи работников железнодорожного транспорта. На это затрачивается почти пятая часть всех эксплуатационных расходов.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОКЗАЛА И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ На сегодняшний день Казанский вокзал один из самых крупных и загруженных в Европе. Вокзал ежедневно обслуживает три направления — восточное, юго-восточное и южное. В последнее время практически достигнут предел пропускной способности вокзала. На данный момент он оставляет 1 400 человек в час, что составляет 20% потока всех пассажирских направлений в Москве.
Впервые вокзал открылся в 1862-ом году в деревянном здании. Назывался он тогда Рязанским. А в 1864-ом году здание вокзала было перестроено из камня. Оно сохранилось и до наших пор.
Железнодорожный вокзал представляет собой совокупность станционных зданий, сооружений и устройств, необходимых для обслуживания пассажиров и предоставления им сопутствующих услуг. Он имеет специальный штат сотрудников и экономико-хозяйственный единый механизм организации производственной деятельности.
Перед составлением (корректировкой) технологического процесса работы вокзала разрабатывают нормативы затрат на выполнение различных операций по каждому производственному подразделению, определяют необходимое число билетных касс и автоматов, камер хранения и других средств обслуживания пассажиров.
Строительство нового здания вокзала было начато лишь в 1913-ом году и проходило с огромным размахом. Однако, из-за происходящих в то время событий (Первая мировая война) строительство затянулось и последний его этап был завершен только в 1940-ом году. В 1950-ом был достроен зал пригородного сообщения, совмещенный со входом в московское метро (станция Комсомольская).
Рис 1. Казанский вокзал
Расположение, функции и технология вокзала в наибольшей степени отвечают требованиям транспортного обслуживания населения с учетом развития пассажирских перевозок и рационального взаимодействия с другими видами транспорта.
Привокзальная площадь очень красивая и ,конечно, удобна для пешеходов и городского транспорта, отвечая требованиям архитектуры и маркетинга.
Технический процесс работы Казанского вокзала включает в себя:
техническую характеристику и генеральный план вокзала со всеми его помещениями, перронными путями, платформами, постройками и устройствами;
производственную характеристику вокзала с указанием:
числа прибывающих и отправляющихся дальних, местных и пригородных
поездов;
числа прибывающих и отправляемых с этими поездами пассажиров
(отдельно по транзитным и пригородным);
объема переработки багажа и ручной клади;
порядок обслуживания пассажиров;
организацию продажи билетов;
технологию работы багажных отделений и камер хранения;
организацию бытового обслуживания пассажиров и уборки вокзала;
оперативное планирование работы вокзала;
порядок стимулирования работников;
план социально- экономического развития вокзала на перспективу.
Железная дорога обязана обеспечить движение пассажирских поездов по расписанию, которые публикуются в справочниках и на афишах. На станции и на вокзале организуется передача информации:
об отправлении и прибытии поездов диктором через справочное бюро, по телефону, с помощью автоматических справочных установок, указателей и другими способами. Обо всех изменениях в расписании пассажиры должны информироваться своевременно.
о стоимости проезда и перевозке багажа. Сведения об изменении тарифов для перевозки пассажиров, а также соответствующих сборов доводятся до граждан через СМИ не позднее, чем за 5 дней до введение их в действие.
также пассажиры информируются о времени работы железнодорожных билетных и багажных касс, камер хранения, о расположении вокзальных помещений, об оказываемых пассажирам услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льгот и другой информации.
На железнодорожном вокзале имеются платформы, пешеходные тоннели и эскалаторы для подхода к платформам. На вокзале установлены: билетные кассы, помещение для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, справочные бюро, комнаты отдыха транзитных пассажиров, комнаты матери и ребенка, буфеты, помещения для культурно- бытового и санитарно- гигиенического обслуживания пассажиров в соответствии с нормами технологического проектирования.
Рис.2 Схематичный рисунок вокзала
Заказы на оформление проездных документов принимаются по телефону горячей линии или при личной явке лица, желающего приобрести проездной документ.
Продажа проездных документов на поезда дальнего и местного следования в кассах, оборудованных терминалами системы «Экспресс-3» и «ПАК».
РАБОТА БИЛЕТНЫМ КАССИРОМ. Любая поездка начинается с выбора маршрута и покупки билета. И вот тут без кассира, одного из самых важных работников на железных дорогах, не обойтись. Кассир не только продает билеты пассажирам, но ещё и занимается оформлением и проверкой документов. В его обязанности входит учет, если работа связана с грузами, в частности он ведет кассовую книгу. За этими вполне обыденными для железнодорожника словами скрывается высокая степень ответственности, прежде всего материальной. Сегодня среди обязанностей билетного кассира основные – распределение мест и продажа билетов, полный контроль пассажирооборота.
Хотя пассажирские перевозки составляют небольшую долю общей перевозочной работы ж, д. транспорта -40%, значение этих перевозок для нашей страны огромно. Они требуют особого внимания и повышенной ответственности. Трудоемкость пассажирских перевозок в три раза превышает трудоемкость грузовых.
ОАО «Российские железные дороги» — уникальная компания: по масштабам деятельности, количеству работников, многообразию производственных процессов и их суммарному объему. Чтобы эффективно работать, этому мощному производственному организму нужны особые и современные принципы управления, в том числе персоналом. Люди — главная ценность ОАО «РЖД».
Четкая организация перевозок и высокое качество обслуживания такого количества пассажиров – сложная народнохозяйственная и социальная задача.
Решение, возможно, прежде всего, за счет интенсификации труда всех работников, связанных с обслуживанием пассажиров. Большое значение при этом имеет повышение производительности труда билетных кассиров, что возможно на базе современных достижений в области научной организации труда и автоматизации билетно-кассовых операций.
Обязанности билетного кассира.
Кассир билетный:
1. Оформляет и продает билеты, посадочные талоны, квитанции по оплате багажа и различных услуг, установленных сборов и других проездных и перевозочных документов пассажирам на железнодорожном, морском, речном, автомобильном и воздушном транспорте в соответствии с действующей технологией, с использованием компостеров, билетопечатающих машин и автоматов, терминальной аппаратуры автоматизированных систем продажи и бронирования мест и вручную.
2. Проверяет документы, удостоверяющие личность пассажира и дающие право на въезд в специальные зоны.
3. Информирует пассажиров при продаже проездного документа: о дате и времени отправления, полета; номере поезда, рейса; станции, вокзале, - аэропорте отправления и назначения, а при продаже авиабилетов дополнительно о порядке регистрации билетов и багажа.
4. Принимает проездные документы от пассажиров в случаях их отказа от поездки, полета и возвращает в установленном порядке уплаченные ими деньги.
5. Распределяет места между кассами и передает сведения об остатке свободных мест после отправления поезда, судна, автобуса, самолета.
6. Продает сезонные, месячные, декадные проездные документы и абонементные талоны.
7. Ведет учет наличия посадочных талонов.
8. Заряжает билетной лентой билетопечатающие машины и автоматы; заполняет монетами разменные автоматы.
9. Осуществляет размен денег пассажирам для пользования билетопечатающими автоматами.
10. Принимает участие в техническом обслуживании, ремонте, регулировании, наладке и устранении мелких неисправностей используемого оборудования и приспособлений.
11. Вносит изменения и дополнения в тарифные и подсобные руководства.
12. Проверяет исправность средств связи, наглядной информации, рабочего инвентаря.
13. Заказывает и получает бланки строгой отчетности.
14. Составляет в соответствии с установленной периодичностью кассовые отчеты и отчеты по продаже билетов и движению бланков строгой отчетности.
15. Сдает денежные средства в установленном порядке.
16. Обеспечивает хранение денежных средств, бланков строгой отчетности, других документов и материальных ценностей.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ БИЛЕТНОГО КАССИРА. 1 Перед началом работы старший по смене выдает кассирам ключи от терминалов и расписывается в Журнале регистрации ключей включения (в случае утери ключа составляется акт с описанием ситуации). Билетный кассир, получив ключ, расписывается в том же журнале.
2 На рабочем месте кассир должен вставить карту-ключ в терминал и произвести его включение, при необходимости установить чистые контрольную и красящую ленты. Убедившись в готовности терминала и печатающего устройства, кассир приступает к работе.
Рис.3. Моё рабочее место, г.Москва, Казанский вокзал, касса №18
3 Перед началом приема заказа от пассажира билетный кассир по виду работ Р 62 получает справку о наличии мест и запрос пассажира посылает в систему. Получив ответ на экране дисплея, сообщает его пассажиру, после согласования кассир печатает проездной документ, визуально проверяет его на полноту отпечатанной информации, четкости печати, совпадение трех последних цифр типографического номера бланка с тремя первыми цифрами, отпечатанными в 4-ой строке проездного документа. При невыполнении перечисленных требований проездной документ считается испорченным и надлежит гашению.
3 Испорченный проездной документ билетный кассир перечеркивает дважды по диагонали, указывая на бланке причину порчи, и расписывается, а затем гасит на том же терминале, на котором этот документ оформлялся.
4 В начале смены билетный кассир должен получить начальный отчет, а в конце смены - конечный отчет(Конечный отчет берут при переходе на следующую дату (до нуля часов), при смене пачки бланков, для сдачи денег инкассатору, для сверки остатка кассы. Следует отметить, что кассир не имеет права произвольно брать конечный отчет.) и заполнить книгу ЛУ - 8Э, выключить печатающее устройство, терминал и передать ключ старшему по смене с соответствующей записью в “Журнале передачи ключей включения терминала”.
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ ПРОИЗВОДСТВА О РАБОТЕ СТУДЕНТА "В период прохождения практики Алена ознакомилась с технологией работы кассира билетного, выполняла работу по оформлению проездных документов. Проявила себя как трудолюбивый, старательный и ответственный работник. Входе практики успешно применяла полученные знания. "
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работа РЖД невозможна без кассиров, проводников, машинистов. Одни сотрудники обеспечивают безопасный проезд, другие ремонтируют железнодорожное полотно, третьи обслуживают пассажиров и продают им билеты.
Работа от студенческого отряда кассиров билетных железнодорожных касс дал практический опыт на производственном участке- Казанский вокзал, дал закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при освоении специальных дисциплин по изучаемой мной профессии.
При прохождении практики, по специальности «Экономика и управление на транспорте», у меня сформировались системные навыки профессиональных знаний и умений, самостоятельной работы в области кассовых и расчетных операций предприятия.
В данном отчете проанализированы сущность и основные принципы ведения кассовых и расчетных операций, что может служить пособием для освоения данного материала, а также подготовкой к практической деятельности на предприятии.
Сегодня чтобы устроиться кассиром, необходимо получить образование не ниже среднего. Среди личных качеств ценятся острота мышления, внимательность и коммуникабельность, чувство такта, доброжелательность. Здесь нужны профессионалы с навыками быстрой и безупречной работы при приемке багажа, продаже билетов и других операциях подобного рода. Такие люди всегда были, есть и будут на вес золота на железных дорогах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1. http://rzd.ru
2. http://kazansky.dzvr.ru
3. Атанова М.А.//Организация билетно-кассовой работы
4. Bловайский Н.Д., Киселев А.Н. // Сервис на железнодорожном транспорте. – М.: маршрут, 2003.
5. Основы эксплуатационной работы железных дорог : учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Под ред. В.А. Кудрявцева. -М.: Академия, 2014
6. Технологическая инструкция работы билетного кассира на терминале «Экспресс» ЭСУБР/02-06-5498-90 МР
7.Типовая инструкция по охране труда для билетного кассираТИ РО-13153-ЦЛ-878-02 |