Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания»


Скачать 137.89 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания»
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > бланк строгой отчетности > Методические рекомендации
Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества «Кировский»

Методические рекомендации

для педагогов дополнительного образования

«Методика проведения родительского собрания»

Новосибирск 2016

Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями обучающихся является родительское собрание. Главное его предназначение – просвещение родителей, повышение их компетентности и активности в формировании личности ребенка. В процессе взаимодействия родители не только получают помощь в воспитании своих детей, но и сами способствуют созданию в коллективе взаимопонимания и доверия, установлению партнерских отношений между учреждением и семьей.


  1. Формы и этапы родительского собрания

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с учреждением дополнительного образования является родительское собрание. На родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в творческом объединении, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества с родителями, подводятся итоги работы за год.

Родительские собрания могут быть:

  • организационными;

  • текущими или тематическими;

  • итоговыми.

В подготовке собрания можно выделить следующие этапы.

Этап 1. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

        При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее.  Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь воспитанников в творческом объединении. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление учебного кабинета для проведения родительского собрания.

       Этап II. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Родительское собрание должно включать в себя 4 обязательных компонента:

  1. Знакомство родителей с системой обучения в учреждении дополнительного образования детей.  В этой части родительского собрания педагог знакомит родителей с общими требованиями и условиями обучения в учреждении дополнительного образования детей, учебным планом, предстоящей практической деятельностью детей. Очевидно, что родители должны понимать миссию учреждения дополнительного образования,- это прежде всего, создание условий для развития социально - активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность.

  2. Ознакомление родителей с состоянием социально - эмоционального климата в творческом объединении. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на занятиях, на переменах, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид обучающихся, и другие вопросы. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя.

  3. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, выезды, спонсорская помощь и т д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

  4. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители воспитанников, имеющих проблемы в обучении и поведении. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и педагог должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

        Этап III. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании.  Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей, в которых они оценивают значимость, актуальность, полезность собрания, как для творческого объединения, так и для себя лично. Все это станет предметом размышлений.
2. Правила подготовки родительского собрания в творческом объединении.

  1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

  2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

  3. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

  4. Общение педагога и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

  5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

  6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

  1. Снимите собственное напряжение перед встречей с родителями.

  2. Отведите на проведение собрания не более 1 часа.

  3. Самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

  4. Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание.

  5. Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать

с позитивного, затем говорить о негативном, завершать предложениями на будущее.

  1. Постарайтесь понять родителей, определите наиболее волнующие их проблемы.

  2. Словом и делом постарайтесь помочь родителям найти оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, сформировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

  3. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех воспитанников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

Очень важно!

  • Говорите о проблеме, а не о персоналиях.

  • Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех – за что – нибудь.

  • Педагог не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

Не стоит:

  • осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;

  • сравнивать успехи отдельных воспитанников и разных групп;

  • давать негативную оценку творческому объединению;

  • переоценивать значение отдельных предметов;

  • использовать в общении с родителями назидательный тон.

И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!

3. Примерная тематика родительских собраний



Тема собрания

Для всех родителей МБУДО ДДТ «Кировский»

1

Семья и ДДТ – партнеры в воспитании

2

Позитивная самооценка как условие успешного развития личности

3

Агрессия, ее причины и последствия

4

Как научиться быть ответственным за свои поступки

Родительские собрания в творческих объединениях

Дошкольники

1

Ознакомительное родительское собрание

2

Возрастные особенности дошкольников

3

Психологический комфорт в семье

4

Результаты начальной (итоговой) диагностики

Младший школьный возраст

1

Поощрение и наказание ребенка

2

Компьютер в жизни ребенка, безопасность в сети

3

Мой дом – моя семья (вместе с детьми)

Средний школьный возраст

1

Знание возрастных особенностей детей – необходимое условие их воспитания

2

Личный пример и авторитет родителей

3

О доброте и милосердии, о душевном тепле, заботе, любви

4

Положительные эмоции и их значение в жизни человека

Старший школьный возраст

1

Этот трудный возраст

2

Как ликвидировать конфликт с ребенком

3

Роль семьи в развитии моральных качества подростка

4

Когда ваш ребенок влюбляется

5

Твое здоровье в твоих руках

6

Жизненные цели подростков

7

Аутодеструктивное поведение подростков




Склонности и интересы в выборе профессии




Выпускники

1

Психологическая зрелость

2

Пути – дороги наших детей

3

Впереди – вся жизнь! (итоговое)

4. Приемы, используемые на собраниях

1. «Дерево проблем»

Этот приём используется для постановки проблемы на родительском собрании. Накануне собрания обучающимся выдаются «листочки дерева» зелёного и жёлтого цвета. На листочках зелёного цвета дети пишут причину возникшей проблемы (пишут те учащиеся, которые считают, что эта проблема для них характерна). Листья прикрепляются к общему дереву. Затем на жёлтых листьях они пишут, в чём причина причины. И снова прикрепляют к дереву.

2. «Фотография творческого объединения»

Используется для знакомства с родителями. Педагог держит в руках фотографию группы, снятую в начале учебного года и обращается к родителям: «Такая фотография есть в каждой семье. Вы, наверняка, рассматривали её вместе с детьми. Возможно, дети делились с Вами своими впечатлениями. Сейчас я буду показывать ребят на фотографии, а Вы, родители указанных детей, расскажите немного о себе, представьтесь».

Этот приём располагает родителей к доброжелательному общению, создаёт на собрании атмосферу единой большой семьи.

4. «Минуты благодарности»

Педагог благодарит тех родителей, чьи дети добились успехов в общении или проявили себя в других хороших делах.

5. «Острое блюдо»

Вопросы по теме собрания, по проблемам, актуальным для группы, для отдельных родителей, посылаются педагогу по электронной почте или пишутся прямо в учебном кабинете на бумажках и складываются в коробочку (перечницу), которая передаётся родителями по кругу под музыку. Тот, на ком музыка остановилась, отвечает на вопрос.

6. «ОКНО»

(Очень Короткие НОвости) Короткие сообщения о последних достижениях науки, статистики по теме собрания.

Высокую эффективность в процессе проведения родительских собраний показывают методы организации групповой работы детей и родителей: дискуссии, «мозговой штурм», – которые способствуют активному выражению собственной позиции. Через обсуждение проблем социальной психологии и групповые формы работы изменяются отношения в группе, отрабатываются новые модели поведения, строится новая, более зрелая структура внутри коллектива, что формирует определенный уровень ответственного отношения и поведения. 

Через систему творческих заданий, предусматривающих совместную деятельность детей и родителей, удается направить усилия на строительство позитивных детско-родительских отношений. У родителей также появляется еще одна возможность больше узнать о своем ребенке, а ребенку испытать радость от приятного сотворчества.

В ходе диагностической работы с семьей рекомендуется использовать опрос, анкету.

Пример анкеты для родителей

  1. Состав семьи (мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры). Живут ли вместе.

  2. Кто будет приводить ребенка (будет приходить самостоятельно).

  3. Состояние здоровья ребенка (аллергии, хронические заболевания и т.д.).

  4. Есть ли дома животные, любит ли ребенок животных?

  5. Посещает ли другие кружки, секции (какие, где).

  6. Чего Вы ждете от занятий в объединении?

  7. Вопросы, касающиеся непосредственно направления работы объединения (чем любит рисовать, любит ли музыку, поет, собирает конструктор и т. д.).

  8. Ваши предложения, пожелания по работе нашего объединения.


Правила поведения в творческом объединении и инструкция по технике безопасности.

Инструкция по технике безопасности и правила поведения раздаются каждому родителю для ознакомления, а также на первом занятии с детьми проводится вводный инструктаж по технике безопасности, инструктажи и тематические беседы перед каждым блоком, началом нового раздела.

Режим работы объединения в каникулярное время.

Работа детского объединения в дни школьных каникул не прекращается. Занятия проводятся по программе. В каникулярное время проходят праздники, запланированные мероприятия.

Выборы родительского комитета.

Родительский комитет способствует вовлечению других родителей студии в деятельность, совместную с детьми, выступает с инициативой и предложениями от лица остальных родителей по оптимизации образовательно-воспитательного процесса. Родительский комитет помогает организовать детей в случае выездных мероприятий (экскурсии), в решении организационных вопросов. Родительский комитет занимается организацией финансовых вопросов, отчетностью.

При проведении родительского собрания составляется протокол, в котором фиксируются присутствующие родители, тематика собрания, ход собрания, принятые решения. Решения, касающиеся финансовой помощи, безвозмездных пожертвований заверяются присутствующими родителями.
Все вышеперечисленные советы по проведению родительского собрания будут действенны только в том коллективе, где родители увидят заинтересованность самого педагога. Активный, целеустремленный педагог всегда добьется положительных результатов и будет авторитетом в глазах не только своих учеников, но и их родителей. Именно к такому педагогу будут приходить родители за советом. В творческом объединении, где существует взаимодействие педагога, родителей и ребенка, работать легко.

6. Список литературы:

  1. Ульянова Н.С. Подготовка и проведение родительских собраний в начальной школе. Теоретический и научно – методический журнал «Воспитание школьников», №8, 2012 г., с. 53.

  2. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. 2001 г., с. 64.

  3. Новикова Т. К. Организационное родительское собрание. /http://www.it-n.ru/.

  4. Панина, Г., Пиликян, К., Штукатурова, В. Профилактика вредных зависимостей у детей: психолого-педагогический подход // Воспитание школьников. – 2002. – № 9.

  5. Просекова О.А. Лучшие сказочные родители / О.А. Просекова // Читаем, учимся, играем.- 2004. - № 8.

  6. Курносова, Л. А. Нетрадиционные формы работы с родителями // Классный руководитель. – 1999. – № 5.

  7. Тумашова Е. В., Буйневич Г. А. Работа с родителями по теме "Работа с родителями в учреждении дополнительного образования детей". /http://festival.1september.ru/articles/531752/.

  8. Тимонина Л.И. Родительское собрание «Как на самом деле любить своих детей» / Л.И. Тимонина // Классный руководитель. – 2008.- № 2.- С.62.

  9. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы Ю.В. Хамяляйнен // Пер. с фин. – М., 1993.


Образец протокола

Протокол № ____ родительского собрания творческого объединения _____________________
От __ _______ 20___ года

Тема родительского собрания_____________________________________________________

Присутствовало: _____ человек (список прилагается).
Отсутствовало: _______ человек (если известна причина – указать) _______________________

Повестка дня:
1._______________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________
Выступили по первому вопросу (указывается, кто выступил, что предложил, что постановили):
1._______________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________
Постановили: ____________________________________________________________________

Выступили по второму вопросу:
1._______________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________
Постановили: ____________________________________________________________________

Выступили по третьему вопросу:
1._______________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________
Постановили: ____________________________________________________________________

Решение (общее по собранию):
1._______________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________

Голосовали:

«За» ______ человек

«Против» _____человек

«Воздержались» _____ человек

Председатель (Ф.И.О. педагога )______________________________
Секретарь (Ф.И.О. родителя) _________________________________
Пример заполнения шаблона протокола родительского собрания.

Протокол № ____родительского собрания творческого объединения ______________

от «09» сентября 2016 г.

Тема: «Организация работы творческого объединения в 2016-2017 учебном году».

Присутствовало: 29 человек (список прилагается).

Отсутствовало: 1 человек по болезни.

Повестка дня:

  1. Знакомство с «Правилами поведения обучающихся в МБУДО ДДТ «Кировский», «Правилами для родителей обучающихся МБУДО ДДТ «Кировский», «Режимом занятий обучающихся».

  2. Выборы родительского комитета.

  3. О пошиве танцевальных костюмов.

Выступили по первому вопросу: _____________– педагог дополнительного образования, руководитель объединения «__________», которая познакомила родителей с «Правилами поведения обучающихся», «Правилами для родителей обучающихся», «Режимом занятий обучающихся».

Постановили: правила поведения для обучающихся, родителей, принять к сведению.

Выступили по второму вопросу:

_____________– педагог дополнительного образования, руководитель объединения «__________», Педагог предложила в члены родительского комитета родителей ________.

____________-член родительского комитета прошлого года. Член родительского комитета прошлого года подвела итоги работы за год и предложила в члены родителей__________. Постановили: Считать работу членов родительского комитета за прошлый год удовлетворительной, отметить их грамотами и призами. Назначить членами родительского комитета ФИО. родителей________________________

Выступили по третьему вопросу:

_________- руководитель объединения «__________», МБУДО ДДТ «Кировский», которая познакомила родителей с репертуарным планом, и рассказала о необходимости пошива танцевальных костюмов.

___________– член родительского комитета объединения, которая представила предварительный расчет стоимости одного костюма, и сумму.

Постановили: расчет стоимости костюмов одобрить.

Решение:

  1. Принять к сведению «Правила поведения обучающихся МБУДО ДДТ «Кировский» «Правила для родителей обучающихся в МБУДО ДДТ «Кировский», «Режим занятий обучающихся».

  2. Назначить членами родительского комитета родителей________________________

  3. Оплатить пошив танцевальных костюмов из расчета _____ рублей с одного обучающегося творческого объединения за счет добровольных родительских пожертвований. За сбор денег назначит ь ответственным члена родительского комитета ___________.

Голосовали:

«За» 29 человек

«Против» 1 человек

«Воздержались» 0 человек
Председатель собрания         ____________________    _______________________

                                         подпись                                ФИО

Секретарь собрания                ____________________    _______________________

                                                 подпись                                ФИО

Похожие:

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания» iconСборник учебно-методических материалов для педагогов системы общего...
Учебно-методические материалы ориентированы на специалистов системы общего образования (педагогов, заместителей руководителей оу...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания» iconМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности...
Методические рекомендации предназначены для руководителей школьных музеев, краеведческих кружков, методистов по туристско-краеведческой...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания» iconМетодические материалы для педагогов дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания» iconМетодика написания, правила оформления и порядок защиты исследовательской работы по краеведению
...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания» iconМетодические рекомендации для педагогов учреждений дополнительного...
Во второй половине 90-х гг. 20 века в список «вредных привычек», профилактикой которых традиционно занималась школа, была добавлена...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания» iconМетодические рекомендации Гомель 2008 удк 373 ббк 74. 202. 8 С 40...
...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания» iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Струкова М. Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования аоу во дпо «виро»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания» iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Струкова М. Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования аоу во дпо «виро»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительное...
Методические рекомендации предназначены для руководителей и учителей образовательных учреждений всех уровней, общественных организаций,...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Методика проведения родительского собрания» iconМетодическое пособие для педагогов дополнительного образования «Диагностика...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru