Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Владимирский филиал)
Т.А. Никерова
МЕНЕДЖМЕНТ Методические указания
по выполнению контрольных работ для самостоятельной работы студентов,
обучающихся по направлению
080100 Экономика
Квалификация (степень) бакалавр
Владимир 2013
Методические указания разработала
кандидат экономических наук Т.А. Никерова
Методические указания обсуждены на заседании кафедры
«Менеджмент и маркетинг»
Зав. кафедрой, кандидат экономических наук, доцент Т.А. Искяндерова
Методические указания одобрены на заседании Учёного Совета Владимирского филиала Финуниверситета, председатель УС Н.В. Юдина, д.фил.н., профессор
Менеджмент. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»). – Владимир. – 2013.
Общие методические указания
по выполнению контрольной работы Выполнение студентами контрольной работы является важной частью учебного процесса, так как позволяет закрепить знания, полученные в процессе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий, а также выработать необходимые профессиональные компетенции.
Контрольная работа выполняется студентами в рамках внеаудиторной (самостоятельной) работы по завершении аудиторной (лекционные и семинарские занятия) работы. Варианты контрольной работы приведены в разделе 2. Выбор варианта контрольной работы осуществляется в соответствии с начальной буквой фамилии студента (см. таблицу соответствия).
Начальная буква фамилии студента
| Вариант контрольной работы
| А, Б
| 1
| В, Г
| 2
| Д, Е
| 3
| Ё, Ж
| 4
| З, И
| 5
| К
| 6
| Л
| 7
| М
| 8
| Н
| 9
| О, П
| 10
| Р
| 11
| С, Т
| 12
| У, Ф
| 13
| Х, Ц, Ч, Ш
| 14
| Щ, Э, Ю, Я
| 15
|
Контрольная работа включает теоретический вопрос, задачу (ситуационное задание) и тест.
При выполнении контрольной работы студенты могут использовать конспекты лекций, материалы семинарских занятий и рекомендованную преподавателем учебно-методическую литературу.
Ответ на теоретический вопрос студентам необходимо представить в развёрнутой форме, максимально аргументированно, со ссылками на использованные литературные источники. При ответе необходимо приводить примеры из практики деятельности организации, где работает студент, статистические данные по Российской Федерации и отдельным регионам, в частности Владимирской области, а также использовать нормативные правовые документы в области менеджмента.
Решение задачи (ситуационного задания) с пошаговым описанием хода выполнения, а также теста являются непременным условием допуска студента к собеседованию по результатам рецензирования (проверки) работы.
Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена и иметь поля для замечаний рецензента. На последней странице работы студенту необходимо поставить дату её выполнения и подпись.
Варианты контрольной работы
Вариант 1
Раскройте роль менеджмента в развитии цивилизации.
Задача. На основании данных SWOT-анализа (см. таблицу) сформулируйте 5 целей, достижение которых позволит региону отразить угрозы, воспользоваться возможностями, опереться на сильные и устранить слабые стороны. Из сформулированных целей выберите любые 2 и определите спектр задач, которые необходимо решить для достижения целей. Помните о требованиях, которым должны удовлетворять задачи:
S – конкретность (specific)
M – измеримость (measurable)
A – точность (accurate)
R – актуальность (relevant)
T – привязка к срокам (time bound)
Таблица
Кадровое обеспечение промышленности и научно-технического комплекса Владимирской области
Сильные стороны (S)
| Слабые стороны (W)
| - Есть образовательные учреждения по подготовке специалистов для промышленности и научно-исследовательских кадров для развития инновационной сферы.
- Есть значительная производственная и научная база для трудоустройства подготовленных специалистов.
- Есть научная база для разработки и внедрения инновационной продукции.
| -Сокращение количества средних профессиональных учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов для промышленности.
- Сокращение количества учебных мест в средних и высших профессиональных учебных заведениях по подготовке специалистов для промышленности и научно-технического сектора.
- Нет анализа потребности компаний в кадрах по промышленности, в особенности по новым промышленным специальностям.
- Завышенные требования компаний к уровню образования выпускников средних профессиональных учреждений – желание иметь «сразу» квалифицированного специалиста.
- Отсутствие пропаганды рабочих специальностей на государственном уровне.
- Отсутствие системы привлечения молодых специалистов-исследователей в научно-технический сектор, наличие имиджа «непрестижности» работы в науке и исследовательском секторе.
| Возможности (О)
| Угрозы (Т)
| - Возможность создания собственных производств, на которых будут работать подготовленные в регионе специалисты.
- Возможность подготовки квалифицированных специалистов (рабочих, техников) по новым промышленным специальностям; возможность подготовки собственных исследовательских кадров (инженеров-исследователей).
- Возможность формирования государственного заказа предприятий на квалифицированную рабочую силу, особенно на промышленных рабочих через систему договоров с обязательной ответственностью работодателей-заказчиков по трудоустройству выпускников.
- Есть возможность привлечения научно-исследовательских кадров из отраслевых научных центров Москвы, Н. Новгорода, соседних областей.
| - Дальнейшее старение научных, инженерных и рабочих кадров, что приводит к проблеме отсутствия преемственности поколений, «передачи знаний», опыта работы на производствах, в научном секторе.
- Усиление миграции подготовленных специалистов в другие субъекты РФ.
- Угроза утраты приоритета в разработке уникальной инновационной продукции.
|
Тест. Выберите характеристику, не относящуюся к рыночной экономике:
конкуренция;
централизованное планирование;
частная собственность;
свобода предпринимательского выбора.
Вариант 2
Раскройте содержание дифференциации и интеграции менеджмента.
Задача. Рассмотрите изображённое на рис. «дерево целей», оцените, насколько данное «дерево целей» удовлетворяет предъявляемым требованиям:
- конкретность;
- актуальность;
- измеримость по критериям и показателям, свойственным данной цели;
- определённость сроков достижения. - достаточность (достижение совокупности подцелей обеспечивает достижение генеральной цели);
- полнота (охват всех важных аспектов функционирования и развития объекта);
- последовательность (последовательное построение сверху вниз от главной цели к целям низшего уровня).
Дайте обоснованный ответ по каждому из критериев. Рис. Дерево целей организации.
Тест. Из указанных методов управления выберите тот, который предусматривает творчество и новаторство менеджера:
административно-командный;
традиционный;
рыночный;
социалистический.
Вариант 3
Представьте менеджмент как конструирование действий для осуществления воздействия.
Задача. Определите виды структур управления (линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, процессная) по представленным в таблицах 1 – 4 характеристикам их слабых и сильных сторон. Обоснуйте свой выбор. Дайте обоснованное определение вида структуры управления организации, в которой работаете.
Таблица 1
№ п/п
| Сильные стороны
| Слабые стороны
|
| Способность к быстрым изменениям в нестабильной внешней среде
| Меньшая экономичность по сравнению с функциональной структурой
|
| Способность удовлетворять запросы потребителей, поскольку основное внимание уделяется изделию; способ взаимодействия организации с потребителями понятен
| Низкая степень координации работы производителей различных изделий
|
| Высокая скоординированность функций
| Отсутствие требований высокой компетентности и технической специализации
|
| Возможность для подразделений приспосабливаться к различиям в изделиях, регионах, потребителях
| Затруднение интеграции и стандартизации разных направлений производства
|
| Удобство для больших организаций, выпускающих большую номенклатуру продукции
| -
|
| Децентрализованность принятия решений
| -
| Таблица 2
№ п/п
| Сильные стороны
| Слабые стороны
|
| Экономичность локальных функциональных подразделений
| Медленная реакция на изменения внешней среды
|
| Высокое мастерство работников
| Возможность скопления нерешённых вопросов на верхних уровнях иерархии управления, вызывающая их перегрузку
|
| Акцент на достижение организацией функциональных целей
| Слабая скоординированность работы подразделений по горизонтали
|
| Удобство при производстве ограниченной номенклатуры продукции
| Низкая инновационная восприимчивость
|
| -
| Ограниченность представлений о целях организации
|
Таблица 3
№ п/п
| Сильные стороны
| Слабые стороны
|
| Гибкость и быстрота реакции на изменение потребностей заказчиков
| Необходимость труда и времени для определения центрального процесса
|
| Направленность внимания каждого работника на производство и доставку продукции потребителю
| Необходимость изменений культуры, структуры работы, философии менеджмента, систем информирования и поощрения в организации
|
| Обладание каждым работником широкого взгляда на цели организации
| Риск, что менеджеры традиционной школы будут сопротивляться передаче части своих полномочий и власти подчинённым
|
| Смещение акцента в сторону командной работы и сотрудничества
| Требование значительной подготовки работников для повышения эффективности работы в условиях горизонтальной структуры. Риск ограничения возможности совершенствования навыков
|
| Улучшение качества жизни работников за счёт предоставления возможности разделить ответственность, участвовать в принятии решений и понимания, в чём состоит результат его труда
| -
| Таблица 4
№ п/п
| Сильные стороны
| Слабые стороны
|
| Обеспечение координации, необходимой для удовлетворения двойственных требований потребителей
| Риск напряжения и недоразумения, вызванный двойным подчинением
|
| Оперативное перераспределение персонала между основными направлениями работы
| Требование хороших навыков межличностного общения и специального обучения
|
| Возможность принимать комплексные решения и адаптироваться к частым изменениям нестабильной внешней среды
| Требование большого количества времени на частые заседания и работу конфликтных комиссий
|
| Возможность развития функционального и специального мастерства
| Система неработоспособна, пока работники недопонимают специфики её построения и остаются неприспособленными к коллегиальным, а не вертикальным отношениям
|
| Наибольшая полезность в организациях среднего размера
| Необходимость значительных усилий для поддержания равновесия власти
| Тест. Если экономика характеризуется централизованным планированием, то она:
рыночная;
традиционная;
смешанная;
административно-командная.
|