Скачать 158.08 Kb.
|
Уважаемый Юрий Яковлевич! Уважаемые члены Координационного совещания, участники заседания! Сегодня на Ваше рассмотрение вынесены совместно подготовленные материалы, характеризующие эффективность деятельности правоохранительных органов, ФМС России и других государственных структур по вопросам противодействия обостряющимся негативным процессам в сфере миграции. При этом особое внимание уделено фактическим результатам принимаемых мер профилактики и противодействия незаконной миграции, по пресечению преступлений и иных правонарушений, совершаемых в России иностранцами и лицами без гражданств. Это очень значимая для нас тематика. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 12 декабря 2013 года в послании Федеральному Собранию Российской Федерации, в перечне наиболее сложных проблем, связанных с рынком труда, отметил трудовую миграцию и подчеркнул более широкий круг последствий, имеющихся в этой сфере негативных моментов: «Отсутствие должного порядка не только деформирует структуру занятости, но и вызывает дисбаланс в социальной сфере, провоцирует национальные конфликты, обостряет криминальную обстановку». Генеральная прокуратура РФ в 2013 году трижды организовывала масштабные проверки исполнения законов в этой сфере. Неоднократно обращались к ней мы и в предыдущие годы. Тем не менее, с учетом значимости задач, поставленных Президентом России в поручении от 21 февраля 2014 года № ПР-373, мы еще раз проанализировали состояние законности, в первую очередь причины допущенных просчетов и упущений, сформировали меры по их устранению. Результаты анализа показали, что органы прокуратуры существенно активизировали надзор по этому направлению. В 2013 году выявлено и устранено более 60 тысяч нарушений закона, что вдвое больше, чем в 2012 году. Не менее активно эта работа проводилась и в текущем году. В январе – апреле выявлено 20 тысяч нарушений закона, для их устранения внесено около 3 тысяч представлений, опротестовано свыше 1,5 тысяч незаконных правовых актов, возбуждено более 4 тысяч дел об административных правонарушениях. По постановлениям прокуроров органами следствия и дознания проведено 588 процессуальных проверок, возбуждено 369 уголовных дел о преступлениях в сфере незаконной миграции. В ходе этих прокурорских проверок, к проведению которых привлекались сотрудники ФМС, МВД и других правоохранительных органов, выявлено около 13 тысяч иностранцев, которые проживали в стране или осуществляли трудовую деятельность в нарушение российского законодательства. Подразделениями Федеральной миграционной службы, во многих случаях совместно с подразделениями МВД России, а также представителями органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления, проведено только за 2013 год около 800 тысяч проверок, выявлено свыше 2-х с половиной миллионов иностранцев, нарушающих миграционное законодательство. В отношении них, их работодателей и лиц, предоставлявших жилище, возбуждены дела об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму более 10 миллионов рублей. В местах предполагаемого проживания иностранцев-нелегалов, их работы, а также в местах транспортной инфраструктуры систематически проводятся в пределах компетенции проверки сотрудниками органов полиции, службы безопасности, наркополиции, которые также пресекали факты незаконной миграции и незаконного использования труда мигрантов. Все эти меры оказывают позитивное влияние на состояние правопорядка. Вместе с тем, нарушения миграционного законодательства в Российской Федерации продолжают носить массовый характер. Происходит рост числа мигрантов – в 2013 году по данным ФМС России в страну въехало 17,3 миллиона иностранцев, на 8,7 % больше, чем в 2012 году. При этом число въезжающих мигрантов ежегодно на 6-7 % превышает число выезжающих. Большинство трудовых мигрантов направляется в развитые экономические регионы – Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, регионы Юга России. В последнее время опережающими темпами растет число иностранцев, въезжающих на Дальний Восток. Среди въезжающих все более преобладают не имеющие достаточного образования и трудовой квалификации жители государств СНГ и беднейших стран Азии. При этом они нередко уклоняются от миграционного учета, проживают в России нелегально свыше установленных законом сроков, попадают в экономическую зависимость от работодателей и организаторов незаконной миграции, не получают справедливой оплаты труда, проживают в тяжелых условиях. Многие из них оказываются втянутыми в структуры теневого бизнеса, участвуют в совершении преступлений, либо сами становятся их жертвами. Такие выводы совпадают с опубликованными на днях результатами доклада Института национальной стратегии («НГ» № 158, 31.07.2014), согласно которым 20 % мигрантов из Средней Азии вообще не владеют русским языком, а 50 % не могут самостоятельно заполнить анкету личных данных. Между тем эти мигранты составляют (по крайней мере до украинских событий) до двух третей миграционного потока. Среди выходцев из Афганистана, Вьетнама, Китая и других стран дальнего зарубежья эти цифры еще более неблагополучны. По выводам Института с 2000 года все более преобладают три характеристики мигрантов. Первая: высокая культурная дистанция от местного населения. Вторая: низкий уровень профессиональных и социальных компетенций приезжих. Третья: искусственный демографический перекос, так как среди мигрантов 87 % составляют молодые мужчины. Все это создает риск острой конфликтности в обществе, это и бытовое насилие, и конфликты этнического оттенка и политизированное насилие. Иногда все эти конфликты перемешиваются. Как следствие таких процессов растет преступность. В 2013 году иностранцами и лицами без гражданства совершено почти 47 тысяч преступлений или на 10,2 % больше чем в 2012 году. Около половины из них (48,4 %) совершены в таких регионах России, как Москва (11 с половиной тысяч), Московская область (8 с половиной тысяч) и Санкт-Петербург (2820). Неблагополучная динамика преступности среди иностранцев отмечается в регионах Дальнего Востока – рост на 29,5 %, в областях Северо-Западного федерального округа (28,1 %). При этом 1,6 тысяч преступлений совершены ими в составе организованных преступных групп, а каждое десятое (4,5 тысяч) с посягательством на жизнь или здоровье граждан. Рост совершения иностранцами убийств составил 16,8 %, изнасилований – 14 %. Общее число осужденных иностранцев выросло на 11 %. Число уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступления в сфере миграционного законодательства также выросло. В судах в 2013 году было рассмотрено 507 дел данной категории в отношении 530 лиц (за 2012 год – 161 дело на 175 лиц). Вместе с тем, в деятельности правоохранительных и иных государственных органов имеют место упущения и серьезные недостатки, снижающие эффективность как профилактических мероприятий, так и мер реагирования на факты незаконной миграции и привлечения к ответственности виновных лиц. Результаты прокурорских проверок показали, что без необходимого внимания со стороны контролирующих и правоохранительных органов остаются незаконные производства, использующие труд мигрантов. Они выявляются с большим опозданием. Так, во Владимирской области лишь в ходе прокурорской проверки был выявлен нелегальный швейный цех, где работали и проживали в цехе без надлежаще оформленных документов 145 иностранных граждан. Среди них находились беременные женщины и грудные младенцы. В Москве по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по факту незаконной трудовой деятельности на швейной фабрике 350 нелегальных мигрантов. В ряде регионов органы ФМС России не обеспечивают ведение миграционного учета легально въехавших иностранных граждан. Сведения о них в единую информационную базу не вносятся, либо вносятся с опозданием. Практически во всех субъектах Федерации прокурорами установлены случаи выдачи органам ФМС иностранным гражданам, не имеющим необходимых документов, разрешений на временное пребывание, проживание и работу. В республиках Коми, Татарстан, Красноярском и Пермском краях такие иностранцы учитывались, но не привлекались миграционной службой к административной ответственности за непредставление уведомлений о месте пребывания и трудоустройства. В Алтайском крае, Омской, Тверской областях органами ФМС России своевременно не аннулировались разрешения на работу и временное проживание лицам, нарушивших требования миграционного законодательства. Особое беспокойство вызывают факты незаконного привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на важных государственных объектах. Например, на космодроме «Восточный» специализированная прокуратура выявила факт трудоустройства 47 мигрантов, не имевших разрешений на работу. В республике Коми на строительстве магистрального газопровода «Бованенково-Ухта» без документов трудились 63 иностранных гражданина. Прокуратурой Новосибирской области и областным управлением ФСБ России в общежитии одного из оборонного предприятия обнаружены проживающие 146 мигрантов, не имевших разрешений на работу. В связи с этими фактами прокурорами возбуждены дела об административных правонарушениях и организованы процессуальные проверки. Такие же факты выявлялись военными прокурорами на объектах Вооруженных сил. Повсеместно органы прокуратуры выявляют многочисленные случаи фиктивной регистрации мигрантов в так называемых «резиновых квартирах», на которые своевременно не реагировали ни органы ФМС, ни сотрудники полиции, ни жилищные органы. Только за 3 мес. 2014 г. прокурорами установлено более 1 тысячи таких квартир, где было зарегистрировано свыше 19 тысяч иностранцев. В целях прекращения фиктивной регистрации этих лиц прокурорами в суды направлено свыше 3 тысяч заявлений. Так, прокуратурой г. Санкт-Петербурга выявлено 127 таких адресов. В Курганской области прокурорами в 33 жилых объектах установлены зарегистрированными 2 тыс. иностранных граждан. В Краснодаре в одной комнате коммунальной квартиры на 16 кв.метрах по документам числились зарегистрированными 270 иностранцев. В Ивановской области частная фирма регистрировала десятки мигрантов в заброшенном здании бывшей школы. До вмешательства прокуратуры в этих случаях ни одним из ответственных органов меры реагирования на фиктивную регистрацию не принимались. В то же время прокурорам необходимо повысить уровень межведомственного взаимодействия с миграционной службой и полицией в данном направлении. Совместными проверками должны быть охвачены все жилые помещения (и нежилые тоже) в местах возможной массовой регистрации иностранцев по одному адресу. Сведения о «резиновых квартирах» должны передаваться из органов ФМС и от жилищных органов в прокуратуру для решения вопросов о направлении исковых заявлений в суд о признании регистрации недействительной, а в органы внутренних дел – для организации процессуальных проверок. В отдельных регионах имеет место практика непривлечения правоохранительными органами и миграционной службой работодателей к ответственности за использование труда иностранных работников без разрешений. Только в марте текущего года прокурорами в Саратовской области выявлено 90 таких случаев, в Удмуртской Республике – 116. В тоже время на фоне проводимой работы по противодействию нелегальной миграции не должны оставаться без реагирования нарушения прав граждан иностранных государств. Вот один из наглядных негативных примеров. В январе текущего года, до вступления в законную силу постановления суда о выдворении, миграционной службой в Москве вынесено представление о неразрешении въезда иностранному гражданину. После прокурорского вмешательства это незаконное представление было отозвано, а вышестоящий суд отменил постановление суда первой инстанции. В ряде регионов органами ФМС России, а также органами полиции не обеспечивается соблюдение прав иностранцев, помещенных в специальные учреждения для принудительно выдворяемых иностранных граждан. В Москве, например, по материалам проведенной прокуратурой проверки следственным управлением 21.03.2014 возбуждено уголовное дело о халатности сотрудников ФМС в связи с помещением без решений суда в специальный приемник граждан Нигерии. В ходе проводимых прокурорами проверок установлены факты бездействия региональных органов власти при решении вопросов о создании специальных учреждений. Решение об их создании принято два года назад, однако в 10 регионах они до сих пор не были созданы. В созданных учреждениях выявляются нарушения санитарных норм и правил содержания для выдворяемых иностранцев. Например, в Республике Адыгея учреждение не имело санпропускника, инфекционного изолятора, изолированных санузлов. О состоянии законности и имеющихся недостатках при административном выдворении из Российской Федерации иностранных лиц Генеральной прокуратурой проинформировано Министерство иностранных дел. Следует отметить, что в целях повышения эффективности работы по выдворению иностранных граждан правоохранительным органам необходимо наладить более тесное взаимодействие с Министерством иностранных дел. Кроме того, проводимые прокурорами проверки показывают, что участковыми уполномоченными полиции не всегда ведутся учетные документы (паспорта) на жилые дома, не собирается информация о проживающих в них иностранных гражданах. Это способствует длительному проживанию нелегальных мигрантов. Так, в одном из городов Ленинградской области лишь в 2014 г. задержан иностранный гражданин, проживавший и работавший в данном районе свыше 10 лет без регистрации. К тому же было выяснено, что он «безуспешно» находился в международном розыске с 1997 г. за особо тяжкое преступление. В Моздокском районе Республики Северной Осетии – Алании два года проживал без документов гражданин Азербайджана, совершивший преступление. В работе органов следствия и дознания продолжают иметь место факты несоблюдения требований уголовно-процессуального законодательства, случаи некачественного проведения доследственных проверок по сообщениям о преступлениях иностранцев и в сфере незаконной миграции, принятия незаконных, необоснованных решений. За 2012 – 3 мес. 2014 г. прокурорами выявлено свыше четырехсот случаев сокрытия органами дознания преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства. По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях, связанных с незаконной миграцией, органами дознания в обозначенном периоде вынесено свыше 800 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, то есть в среднем по каждому седьмому поступившему сообщению. Прокурорами отменено практически каждое четвертое из них. Нередко в отношении иностранцев необоснованно прекращаются и приостанавливаются уголовные дела. За период с 2012 г. по март 2014 г. следователями СК России, МВД России и ФСКН России прекращено 535 уголовных дел о преступлениях, совершенных мигрантами. Надзирающими прокурорами отменено 274 таких незаконных решений следственных органов, руководителями следственных органов – только 79. В 2012–2014 гг. из вынесенных следователями 575 постановлений о приостановлении производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных мигрантами, прокурорами отменены 115 (каждое четвертое). При этом руководителями следственных органов отменено лишь 46 (каждое двенадцатое). В деятельности полиции и других правоохранительных органов допускаются формальный подход в работе по розыску совершивших преступления мигрантов. Не исполняются требования надзирающих прокуроров об устранении нарушений законодательства. За 3 месяца 2014 г. прокурорами установлено более 500 нарушений законов при осуществлении органами МВД и ФСКН России оперативно-розыскной деятельности в сфере миграции, для устранения которых внесено 449 требований. Взаимодействие следователей, дознавателей и оперативных подразделений остается малоэффективным, поручения следователей органам дознания нередко носят формальный характер. Не случайно, в 2013 г. в 24 регионах Российской Федерации наблюдается снижение числа раскрытых преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства. Прокурорские проверки и результаты оперативно-розыскной деятельности ФСБ России и МВД России свидетельствуют о распространении случаев вовлечения мигрантов в деятельность радикальных и экстремистских движений. В г. Москве, например, в ходе совместных мероприятий правоохранительных органов выявлен молельный дом, в котором находилось 173 иностранных гражданина. Среди них задержан гражданин Республики Кыргызстан, проповедовавший идеи радикального ислама. Впоследствии 30 лиц выдворены за пределы Российской Федерации. Опасность экспансии религиозного радикализма растет в регионах Центрального и Приволжского федеральных округов, куда прибывают мигранты из стран Средней Азии. Особую остроту приобрела проблема использования нелегальных мигрантов и иностранцев, имеющих законные основания для проживания в Российской Федерации в качестве наркокурьеров. В 2013 г. на 17 % выросло число иностранцев, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а количество лиц, виновных в контрабанде наркотиков, увеличилось на 38 % (со 195 до 316). В истекшем году следователями СК России, МВД России и ФСКН России в отношении иностранцев было возбуждено 2 163 уголовных дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, 117 из них – в отношении нелегальных мигрантов. Более того, по данным ФСКН России, на территории страны действуют не менее 190 таджикских и 170 азербайджанских группировок, организующих поставки наркотиков. В рамках межведомственной операции «Нелегал» возбуждено 3 710 уголовных дел по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков. Однако органы наркоконтроля к участию в мероприятиях по противодействию незаконной миграции полицией и ФМС России привлекаются редко. Повышенного внимания заслуживает деятельность по пресечению незаконного перехода нелегальных мигрантов через государственную границу. В 2013 г. Пограничной службой ФСБ России выявлено 77 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, 560 – нарушивших государственную границу и 44 тыс. – не соблюдавших режим охраны государственной границы. Вместе с тем военными прокурорами в ходе совместных проверок выявляются нарушения пограничниками правил несения пограничной службы, создающие условия для проникновения в страну нелегальных мигрантов. Только за 2013 г. прокурорами установлено почти 3 тыс. таких нарушений, внесено 354 представления, возбуждено 109 дел об административных правонарушениях, инициировано возбуждение 51 уголовного дела. Важность этой работы особенно повышается сейчас, когда происходит массовый переход государственной границы беженцами Юго-Востока Украины. Их уже более 700 тысяч. Существуют проблемы, связанные с последствиями вынесения приговоров по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами. Согласно закону после освобождения из мест лишения свободы выданные иностранным гражданам разрешения на временное проживание аннулируются и они утрачивают законные основания пребывания в Российской Федерации. В связи с этим определенная ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» процедура принятия решения о нежелательности пребывания на территории страны сформулированы в общем виде и возникла необходимость в более конкретной регламентации процедуры выдворения иностранных граждан из страны незамедлительно после освобождения из мест лишения свободы или после отбытия других видов уголовного наказания. В постановлении Координационного совещания следует предусмотреть такую рекомендацию. Масштабные нарушения миграционного законодательства нередко обусловлены коррупционными проявлениями в системе органов власти, принимающих решения в области миграционных отношений. Только в прошлом году правоохранительными органами было возбуждено 639 уголовных дел о коррупционных преступлениях, связанных с незаконной миграцией, что в 2 раза превысило показатель предыдущего периода. Та же тенденция сохранятся и в текущем году. Примечательно, что в коррупционные схемы все чаще вовлекаются не только работники органов ФМС и МВД, но и высокопоставленные должностные лица других государственных органов. При этом совершаемые ими преступления подчас способствуют массовым проявлениям нелегальной миграции. Например, 7 июля т.г. в г. Иркутске судом вынесен приговор в отношении первого заместителя министра экономического развития и промышленности Иркутской области Низамовой Р.К., получившей взятки от трех десятков фирм в сумме более полутора миллиона рублей за согласование объемов квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу им разрешений на работу. Низамова приговорена к 9 годам лишения свободы и штрафу в размере 121 миллиона рублей. Вместе с ней осуждены посредник и два взяткодателя. Не менее пагубные последствия в виде роста объемов нелегальной миграции могут иметь и коррупционные проявления со стороны рядовых должностных лиц органов, призванных осуществлять контрольные функции в этой сфере. Так, в марте этого года возбуждено и расследуется уголовное дело по ч.5 ст. 290 УК РФ в отношении участкового уполномоченного полиции ОП УМВД России по г.Краснодару Тлеуж Р.Г., требовавшего взятку в размере 15 тыс. руб. ежемесячно за покровительство и непривлечение индивидуального предпринимателя и работающих у него на строительном объекте иностранных граждан к административной ответственности за нарушения миграционного законодательства. По трагическим событиям в Бирюлево и на других рынках г. Москвы нам уже хорошо известно, что на фоне коррупции факты нелегальной миграции не только своевременно не пресекается, но продолжает расширяться. Поэтому вопросам выявления и пресечения таких фактов необходимо уделять самое пристальное внимание. В субъектах Российской Федерации важная роль в искоренении коррупционной составляющей в миграционных процессах должна отводиться региональным программам по противодействию коррупции, обеспечению порядка и безопасности. Вместе с тем прокурорскими проверками установлено, что в Республике Хакасия, Алтайском, Приморском, Забайкальском краях, Ярославской области и ряде других регионов указанные программы либо вообще не содержат мероприятий, непосредственно направленных на предупреждение и пресечение незаконной миграции, либо такие мероприятия носят декларативный характер, при этом их реализация направлена на ограниченный объектный состав, не предусматривает участие в них институтов гражданского общества, а также не предполагает направление финансовых ресурсов для их реализации. По выявленным нарушениям прокурорами принимаются меры реагирования. Так, только в Приморском крае горрайпрокуроры главам муниципальных образований направили 48 предложений о необходимости реализации антикоррупционных мероприятий, связанных с предупреждением незаконной миграции и внесли 14 представлений об устранении нарушений закона в связи с непринятием на 2014 г. соответствующих программ противодействия коррупции. Положительной оценки заслуживает работа органов власти Томской и Белгородской областей, которыми успешно и последовательно реализуются плановые мероприятия, направленные на противодействие коррупции в миграционной сфере, в том числе такие как размещение социальной рекламы, организация работы телефонов доверия. Деятельность правоохранительных органов по противодействию нелегальной миграции требует активизации и принятия мер организационного характера. Её уровень продолжает оставаться высоким, что обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия и координации, повышения результативности работы правоохранительных и следственных органов, прокурорского надзора. *** Уважаемые коллеги! Подводя итог выступлению, хотелось бы сказать, что мы должны не только сохранить набранный темп, но и действовать на перспективу. Этого объективно требует объем стоящих перед нами задач. Необходимо дополнительно проанализировать практику расследования и рассмотрения в судах уголовных дел о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, по результатам разработать предложения по дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства Российской Федерации, выработать и другие эффективные меры противодействия незаконной миграции. Важным остается обеспечение тесного взаимодействия следственных и оперативных подразделений, своевременное и качественное расследование преступлений, совершенных мигрантами. В настоящее время Генеральной прокуратурой прокурорам субъектов и приравненным к ним военным и транспортным прокурорам направлено поручение о продолжении совместной с ФМС России, полицией и другими правоохранительными органами работы по противодействию нелегальной миграции в экономической и иных сферах, а особенно на закрытых и особо важных государственных объектах. По итогам будут выработаны меры по совершенствованию взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами при осуществлении мероприятий в данной сфере. Участникам совещания предлагается проект постановления, в котором изложены предложения о мерах по усилению борьбы с незаконной миграцией. Спасибо за внимание! |
На 65 году жизни скоропостижно скончался Великий патриот России — Юрий Евгеньевич Козенков | |||
Ьному округу приступил Юрий Гулягин. Читатели прислали в редакцию около трех десятков вопросов к нему, что говорит о необычайном... | Гаврилов Борис Яковлевич заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, действительный член Петровской академии... | ||
«Российская консульская служба в Австралии 1857-1917 гг.» (К выходу в свет сборника документов из Архива внешней политики Российской... | Байков Юрий Аркадьевич — полковник, кандидат военных наук, доцент, начальник кафедры Военного университета — § 6 гл. 1 | ||
Юрий Динабург. Сборник / cост.: Л. В. Бондаревский, Р. Р. Пиме- нов, О. В. Старовойтова. Спб.: Норма, 2012. 432 с., илл.: 9 с | На 65 году жизни скоропостижно скончался Великий патриот России — Юрий Евгеньевич Козенков |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |