Современная уголовная политика россии: цифры и факты


НазваниеСовременная уголовная политика россии: цифры и факты
страница1/19
ТипДокументы
blankidoc.ru > бланк доверенности > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Б.Я. ГАВРИЛОВ
Гаврилов Борис Яковлевич - заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, действительный член Петровской академии наук и искусств, генерал-майор юстиции. В органах внутренних дел - с 1973 года, в том числе почти 30 лет на следственной работе.

Также он является автором более ста пятидесяти работ, в том числе шести монографий по проблемам уголовного и уголовно-процессуального законодательства, криминологии, вопросам деятельности органов внутренних дел, соавтором ряда комментариев к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности", энциклопедического словаря для юристов-профессионалов, методических рекомендаций по выявлению и расследованию отдельных видов преступлений.
Введение
В нашем разочаровании виновны

не демократические принципы сами

по себе, а неверное их применение
Ф.А. фон Хайек
Происходящие в России социально-экономические преобразования требуют от государства и его правоохранительных органов активных мер по борьбе с преступностью. Весьма актуальным в этих условиях является исследование конкретных правовых проблем современной российской уголовной политики, которая на протяжении многих лет, с одной стороны, воспринималась лишь как совокупность решений власти, направленных на борьбу с преступностью, а с другой стороны, отличалась волюнтаризмом в законодательстве.

В этой связи автором настоящего издания в 2001 - 2006 гг. подготовлены и опубликованы ряд статей, в которых озвучены проблемы современной уголовной политики, дана экспертная оценка влияния уголовного и уголовно-процессуального законодательства на состояние преступности, вносятся конкретные предложения по совершенствованию законодательного обеспечения конституционных прав граждан <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гаврилов Б.Я. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела - соответствует ли он правовым реалиям и правоприменительной практике? // Российская юстиция. 2006. N 8. С. 48 - 50; К вопросу о провокации преступлений (с учетом решений Европейского суда по правам человека) // Российская юстиция. 2006. N 5. С. 44 - 50; Об ограничении судейского усмотрения при назначении уголовного наказания // Российская юстиция. 2006. N 4. С. 20 - 22; Институт судебного доследования: пора расставить все точки // Российская юстиция. 2005. N 12. С. 25 - 32; Разграничение компетенции между следствием и дознанием: коллизии закона и ведомственная разобщенность // Уголовное право. 2006. N 1. С. 71 - 76; Новое уголовно-процессуальное законодательство России: проблемы теории и практики применения (круглый стол) // Государство и право. 2002. N 7. С. 119 - 121; Экспертная оценка влияния уголовного и уголовно-процессуального законодательства на обеспечение конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность // Уголовное право. 2004. N 3. С. 118 - 121; Новеллы уголовного процесса на фоне криминальной статистики // Российская юстиция. 2003. N 10. С. 5 - 9; Уголовно-правовая (судебная) статистика: состояние и меры по ее совершенствованию // Российский следователь. 2004. N 10. С. 10 - 13; О перспективах введения в Российской Федерации института "сделка с правосудием" // Юридический консультант. 2006. N 12. С. 13 - 17; УПК Российской Федерации: мнение специалиста и ученого // Отечественные записки. 2003. N 2. С. 238 - 255; О процессуальной самостоятельности следователя: история, современное состояние, перспективы развития // Право и политика. 2001. N 2. С. 92 - 99; Этапы становления и пути совершенствования деятельности органов предварительного следствия // Юридический консультант. 2000. N 10. С. 4 - 14; Уголовное законодательство и проблема краж // Юридический консультант. 1999. N 7. С. 10 - 14 и другие работы.
В указанных публикациях автор ведет предметный разговор по наиболее актуальным проблемам применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в деятельности органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры и судов, предлагая одновременно как на теоретическом уровне, так и с точки зрения практики конкретные решения по наиболее острым вопросам реализации российской уголовной политики. В обоснование своих выводов и предложений автор использует статистические данные о результатах работы правоохранительных органов в динамике за последние 20 лет.

К написанию данной работы автора подтолкнул и выход в свет работы Алексеева А.И., Овчинского В.С., Побегайло Э.Ф. "Российская уголовная политика: преодоление кризиса", в которой авторы дают критическую оценку состояния криминальной ситуации и уголовной политики в России, называя ее кризисной. Во многом соглашаясь с мнением авторов о кризисе российской уголовной политики, обусловленной неадекватностью принимаемых государством мер по борьбе с преступностью, нами предлагается несколько иное обоснование криминальной ситуации в России через статистические данные о состоянии преступности, рост показателей которой в 2004 - 2005 гг. авторы указанной работы обусловливают в основном радикально-либеральным подходом к борьбе с преступностью. В обоснование своей позиции они весьма критично высказываются об УПК РФ и о Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", подвергшем "значительной декриминализации преступные деяния".

Соглашаясь в целом с названными авторами о недопустимости радикально-либерального подхода к борьбе с преступностью, следует одновременно отметить, что отдельные тезисы и приведенные в их обоснование статистические данные не всегда достаточно аргументированны. Например, утверждение, что "в 2005 году по сравнению с базовым годом (имеется в виду 2002 год. - Примеч. авт.) общее число зарегистрированных преступлений возросло на 40,7% (в абсолютном отношении - более чем на 1 млн. преступлений)", приведено в отрыве от динамики показателей преступности за ряд лет и без должного учета иных, кроме внесения изменений в УК РФ и введения в действие нового УПК РФ, факторов, существенным образом влияющих на уровень преступности. В данном конкретном случае не учтено, что в связи с вступлением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одномоментно в период с 1 июля по 4 ноября 2002 г. было декриминализировано 350 тыс. краж, которые в последующем вновь были криминализированы. Безусловно повлиял на значительный рост преступности и так называемый "административный" фактор в виде совместного Приказа Генпрокуратуры и МВД России от 16 мая 2005 г. N 18/350 "О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела", в результате действия которого количество зарегистрированных преступлений начиная с мая 2005 г. и по май 2006 г. возрастало от 19,3% до 33,1% ежемесячно.

Однако уже начиная с июля 2006 г. прирост сократился до +3,3%, а в дальнейшем отмечается ее снижение, которое к марту 2007 г. достигло 8,9% против марта 2006 г., когда число зарегистрированных преступлений достигло своего максимума (364366 преступлений) за все годы статистического учета преступности.

Без достаточных оснований, по мнению автора, подвергаются столь жесткой критике отдельные положения УПК РФ и внесенные Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ изменения в уголовное законодательство. Наша позиция по этим вопросам изложена в соответствующих разделах представленной автором работы.

Одновременно автором подвергнуты серьезной критике такие положения указанного Закона, как, например, исключение нижнего предела санкций абсолютного большинства преступлений средней тяжести и части тяжких преступлений, что привело к разрыву в 30 - 60 раз между верхним и нижним пределами санкций за значительное количество преступлений. Это, безусловно, может способствовать коррупционным проявлениям, превращая институт судейского усмотрения при назначении уголовного наказания в судейский произвол.

В целом проблема санкций норм Особенной части Уголовного кодекса является его "ахиллесовой пятой" и требует кардинальных изменений. Наиболее реальным предложением является, по нашему мнению, разработка шкалы уголовных наказаний, которая бы позволила учитывать при назначении наказания применение правила совокупности преступлений по каждому квалифицированному признаку, учет наиболее часто повторяющихся обстоятельств уголовно наказуемого деяния и обязательного, а не формального, как это имеет зачастую место сегодня, сложения наказания по совокупности преступлений.

Требует своего реформирования уголовно-правовая статистика, недостоверность которой, с одной стороны, сегодня очевидна для всех, а с другой стороны, предлагаемые автором начиная с 2001 г. и поддержанные многими учеными и практиками конкретные меры в МВД и Генеральной прокуратуре РФ пока должной оценки не получили. А значительная искаженность российской уголовно-правовой статистики, о чем может свидетельствовать, например, сравнение с количеством преступлений в США (13 млн.), Германии (6,5 млн.) и в других странах, не позволяет государству выработать соответствующие меры по борьбе с преступностью, в том числе и в целях удержания ее на социально терпимом уровне.

В представленной работе нами подвергнуты предметной критике отдельные положения УПК РФ и одновременно вносятся конкретные предложения как с научной точки зрения, так и с учетом потребностей практических работников по его совершенствованию.

При этом следует отметить, что критика ряда положений нового УПК вызвана в ряде случаев не столько несовершенством его норм, сколько неоднозначно складывающейся на местах следственно-судебной практикой. Автором приведены наиболее одиозные примеры судейско-прокурорского правотворчества. Для преодоления некоторых из них законодателю пришлось внести соответствующие изменения в УПК РФ.

Одновременно приведенные в публикации статистические данные о результатах работы органов предварительного следствия и органов дознания, а также судов позволяют сделать вывод, что новый УПК "не обрушил" систему расследования преступлений, что предсказывали отдельные ученые и практики до его вступления в действие и в первые годы реализации его положений.

Активное обсуждение наиболее актуальных вопросов совершенствования УПК РФ способствовало тому, что ряд серьезных недостатков были устранены законодателем в последующие годы, а наиболее одиозные процессуальные нормы подвергнуты корректировке в 2007 г. <1>. Есть надежда, что работа по совершенствованию УПК будет продолжена.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2830; Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2833.
В работе значительное место уделено проблемам научной и практической состоятельности создания в Российской Федерации Федеральной службы расследования и процессуальной самостоятельности следователя (определенный шаг в этом направлении законодателем сегодня уже сделан).

По нашему мнению, представляет интерес изложение проблемы разграничения оперативно-розыскных мероприятий и провокации преступления, что приобрело особую актуальность после принятия Европейским судом по правам человека решения по делу в отношении Ваньяна.

Определенные предложения в части совершенствования уголовно-правовых норм высказаны автором по проблемам множественности преступлений, квалификации преступлений, совершенных с лицами, не подлежащими уголовной ответственности, а также совершенных в составе организованной группы.

С учетом этого автор полагает возможным изложить материалы предложенной читателям работы по трем основным разделам:

- первый, современная уголовная политика: мнение практика и ученого;

- второй, совершенствование уголовного законодательства как форма реализации уголовной политики;

- третий, влияние уголовно-процессуального законодательства на уголовную политику.
Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ:

МНЕНИЕ ПРАКТИКА И УЧЕНОГО
§ 1. Российская уголовная политика

и проблемы правоприменительной практики
В современный период в условиях нарастания в России процессов демократических преобразований весьма важным фактором является разработка и реализация нормативно-правовых и организационно-управленческих мер по противодействию преступности, а также осуществление комплекса практических мероприятий, имеющих своей целью удержание ее на социально приемлемом уровне. В этой связи весьма актуальным является исследование конкретных правовых проблем современной российской уголовной политики, которая на протяжении длительного времени воспринималась лишь как совокупность решений власти, направленных на борьбу с преступностью <1>, а с другой стороны, отличалась волюнтаризмом в законодательстве.

--------------------------------

<1> См.: Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2003. С. 27; Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в Российской Федерации. СПб., 2003. С. 57 - 71.
Ее состояние в настоящее время Э.Ф. Побегайло назвал кризисом современной российской уголовной политики <1>. Достаточно наглядно это отражено в работе "Российская уголовная политика: преодоление кризиса" <2>, авторы которой отмечают ее неадекватность криминальной ситуации, в которой оказалось российское общество, как следствие радикально-либерального подхода в проведении судебной реформы и последующих реформ уголовно-процессуального и уголовного законодательства.

--------------------------------

<1> См.: Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Уголовное право. 2004. N 4. С. 112 - 117.

<2> См.: Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М.: Норма, 2006. 144 с.
При этом в качестве средства противодействия росту преступности нередко предлагаются рекомендации об усилении либо - в меньшей степени - ослаблении тяжести уголовного наказания за отдельные виды преступлений. Однако подобные предложения, по мнению А.Э. Жалинского, нередко представляют ничем не обоснованное мнение тех или иных авторов <1>, что подтверждается поступающими в Государственную Думу РФ многочисленными проектами федеральных законов, содержащими, как правило, предложения об усилении уголовной ответственности. Наиболее часто они касаются ужесточения наказания за незаконный оборот наркотических средств, за преступления террористической направленности, за хищения отдельных видов чужого имущества и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Жалинский А.Э. О современном состоянии уголовно-правовой науки // Уголовное право. 2005. N 1. С. 21 - 24 (автор с ним полностью согласен).
Одна из причин внесения таких законодательных предложений в том, что уголовно-правовая наука, к сожалению, не располагает реальными сведениями об общественной опасности того или иного противоправного деяния, а в ряде случаев - определенного вида преступного поведения. Наиболее негативным проявлением подобного является отнесение законодателем с 1 июля 1994 г. <1> всех видов квалифицированных краж к тяжким преступлениям. Это повлекло, во-первых, значительный (ничем не обоснованный) рост в структуре преступности тяжких уголовно наказуемых деяний (с 19% в 1989 - 1993 гг. до 60% в 1995 - 2001 гг.) и, во-вторых, явилось главной причиной увеличения более чем в 2,5 раза (со 180 тыс. в 1990 г. до 457 тыс. в 1999 г.) числа лиц, в отношении которых органы предварительного следствия и дознания в ходе досудебного производства избирали меру пресечения в виде заключения под стражу. Способствовало этому и наличие в УПК РСФСР исключительно одиозной нормы - ч. 2 ст. 96, предусматривающей заключение под стражу в качестве меры пресечения по мотивам одной лишь опасности преступления, к которым относились и ч. 2 ст. 144 УК РСФСР (ч. 2 ст. 158 УК РФ в редакции 1996 г.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Современная уголовная политика россии: цифры и факты iconВопросы итоговая аттестация (экзамен)
Государственное регулирование рынка трудовых ресурсов. Современная кадровая политика

Современная уголовная политика россии: цифры и факты iconЖурнал "Право и безопасность" Номер 2 (35), Июль 2010 Современная...
Федотова М. Ф., Шойко И. С., Информационно-аналитическое управление Аппарата Московской городской Думы

Современная уголовная политика россии: цифры и факты iconИ. Е. Шакер Монетарная теория и современная экономика
М. А. Абрамова, заведующий кафедрой «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика», кандидат экономических наук, профессор

Современная уголовная политика россии: цифры и факты iconДоклад к конференции «Современная ситуация в местном самоуправлении...
«Современная ситуация в местном самоуправлении в России и Республике Бурятия» на тему

Современная уголовная политика россии: цифры и факты iconВсероссийский детский конкурс «Куклы в национальных костюмах народов России»
Конкурс) проводится Федеральным агентством по делам национальностей России (фадн россии) и Издательским домом «Аргументы и Факты»...

Современная уголовная политика россии: цифры и факты iconФормирование учетной политики профсоюзной организации на 2005 год
Федеральным законом от 21. 11. 96 №129-фз "О бухгалтерском учете" и Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"(пбу...

Современная уголовная политика россии: цифры и факты iconПодготовлено Компанией «Гарант Интернэшнл»
...

Современная уголовная политика россии: цифры и факты icon4. 3 Сертификация и лесная политика РФ 4 Правовые вопросы внедрения...
Проблемы лесного сектора России и его имидж на экологически чувствительных рынках

Современная уголовная политика россии: цифры и факты iconЗадания к контрольным работам для студентов заочной формы получения...
Выбор варианта осуществляется по двум последним цифрам номера зачетной книжки студента. По вертикали таблицы размещены цифры от 0...

Современная уголовная политика россии: цифры и факты iconТема работы
Ключевые слова: маркетинг, управление маркетингом, предприятие, отдел маркетинга, рынок, товар, конкуренция, товарная политика, сбытовая...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru