Скачать 118.97 Kb.
|
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 20 VIII вида» Программа курса по выбору «Деловое письмо» Составили: Е.Г. Лазарева, учитель письма и развития речи; Л.Г. Каменская, учитель письма и развития речи г. Пермь, 2015 Содержание Пояснительная записка Учебный план Содержание программы Календарно-тематическое планирование курса Литература Пояснительная записка XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы. Обучение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида ведется по «Программе специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 -9 кл. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. Изд. центр. Владос, 2001год.» Курс “Деловое письмо” в школе VIII вида представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность подростка в целом. Школа должна подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к практической жизни, в которой оформление и ведение различной документации занимают важное место для их дальнейшей социализации, поэтому большое внимание должно быть уделено обучению навыкам делового письма. Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у учащихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы. Программа коррекционной школы требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов и научил применять свои знания на практике. Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает детей с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко. Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении учащиеся с нарушением интеллекта оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений по развитию письменной речи. Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе российского образования позволяют выделить особую роль русского языка как предмета изучения и как предмета обучения в общеобразовательных школах. Подготовка учащихся к выбору и получению профессии предполагает привитие ему навыков оформления деловых бумаг как части культуры устного и письменного общения, которое может реализоваться успешно в условиях России только средствами русского языка и усвоением его особенностей. В связи с этим для обучающихся 8-9 классов коррекционной школы может быть предложен курс по выбору “Деловое письмо”, рассчитанный на 17 учебных часа (1 час в неделю). Цель данного курса по выбору – организация практического усвоения учащимися норм и правил составления деловых бумаг. Задачи курса: - формировать умения выяснять, в каких случаях данная деловая бумага применяется; - формировать умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа; - формировать умения подражать образцу; - формировать умения составлять документы самостоятельно; - формировать умения составлять документы самостоятельно; - способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся; - способствовать развитию внимания, самоконтроля, воспитанию добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности; - развивать эмоционально-волевую сферу, творческие способности, эстетические чувства, способствующие развитию личности в целом. Экспериментальное обучение составлению деловых бумаг обучающихся позволило сделать вывод о наибольшей эффективности следующей системы заданий и упражнений: ознакомление с правильной формой жанра делового письма; определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги; нахождение речевых штампов, клише в тексте деловой бумаги (например, заявления, справки и т. д.); редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги; самостоятельное составление композиционной модели определенного жанра деловой бумаги на основе указанного текста; речевое “наполнение” моделей по структурным элементам; ориентировка на самостоятельную творческую работу по составлению изученного вида деловой бумаги при определенной жизненной ситуации. Коррекционные задачи курса: Тренировка письменной речи как средства социальной и профессиональной компетентности учащихся. На уроках делового письма решаются задачи социальной адаптации и профессионально-трудового обучения. Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие. Культура общения. Уметь регулировать меру и тип взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними. Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями. (Заявление: на получение документа, на утерю документа в милицию. Документы. Бланки и их заполнение. Словарь: паспорт, удостоверение, заявление, личность, гражданин, свидетельство о рождении, дата, номер, милиция, паспортный стол. Заявление в ПТУ). Заполнение анкет. Словарь: ПТУ, трудоустройство, профессия, специальность, выбор, способности, возможности, отдел кадров, администрация, директор, работодатель, хозяин, частное предприятие, приемная комиссия, анкета, рекомендательное письмо. Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата. Словарь: квалификация, образование, местонахождение, инвалидность, подросток, несовершеннолетие, перерыв. Заявление. (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам). Словарь: трудовая дисциплина, трудовая книжка, трудовой стаж, сберегательная книжка, сберегательный банк. Курс нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг. Ожидаемый результат – овладение учащимися композиционными моделями определённого жанра деловой бумаги и самостоятельное речевое «наполнение» моделей по структурным элементам. Учащиеся курса должны знать: - основные функции делового письма, его жанры; - композиционные модели деловых бумаг; - основные требования к языку деловых бумаг и документов.; уметь: - оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги; - редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг. Учебный план
Содержание программы Содержание программы отобрано таким образом, чтобы закрепить у учащихся с ограниченными возможностями здоровья знания, умения и навыки, необходимые в жизни и самостоятельной трудовой деятельности. Обучение навыков оформления деловых бумаг осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланки, квитанции, анкеты и т.д.) и в то же время формируются навыки четкого, правильного и логичного изложения своих мыслей (автобиография, расписка, заявление). Одним из методов обучения остается дифференцированный и индивидуальный подход для компенсации и исправления психофизических дефектов в развитии обучающихся.
Календарно-тематическое планирование курса
|
«Деловое письмо» в 9 классе специальной (коррекционной) школы составлена на основе программы «Русский (родной) язык» (В. В. Воронкова)... | Он осуществляется как углублённый вариант обучения деловому общению, деловому письму | ||
Нам очень важно, чтобы выпускник, выйдя за порог школы-интерната, где его любили и опекали, не растерялся в этой сложной жизни, а... | Эпистолярный жанр (Письма великих людей. Письма А. П. Чехова брату, жене, друзьям) | ||
В деловые отношения с различными организациями и отдельными людьми. Умственно отсталые выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Приказ №1599 от 19. 12. 2014 "Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью... | ||
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся через изучение нового вида справочно-информационного документа – деловое... | Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «специальная... | ||
Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,... | Цель курса – Дать студентам основы знаний о деловом общении, о деловых переговорах, о культуре русского языка, о ведении делопроизводства... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |