Скачать 284.94 Kb.
|
Программа учебного курса «Деловое письмо». Мотузникова Татьяна Сергеевна, учитель социально-бытовой ориентировки. «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Э. Хаббард Школа-интернат VIII вида г.Пролетарска работает над системой формирования ключевых жизненных компетентностей в условиях школы-интерната как средства социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Одной из задач является формирование у обучающихся, воспитанников средствами образования и воспитания практических умений к самостоятельной жизни и труду, способствующих социальной адаптации. Нам очень важно, чтобы выпускник, выйдя за порог школы-интерната, где его любили и опекали, не растерялся в этой сложной жизни, а мог самостоятельно реализовать себя. «Деловое письмо» является одной из сложных тем для детей с ограниченными возможностями здоровья, т. к. обучающиеся, воспитанники затрудняются излагать свои мысли в письменной форме. А ведь знания и умения, полученные при работе с деловыми бумагами очень важны для адаптации и интеграции их в обществе. Ребята должны осознанно и с пониманием работать над текстом, уметь анализировать и правильно заполнять деловые бумаги, чтобы в будущем уверенно обратиться к руководителю учреждения, работникам различных служб. Работу я начинаю с ознакомления с разговорным стилем речи, который ближе нашим детям и с которым им приходится сталкиваться больше всего. В процессе изучения девятиклассники узнают, что данный стиль речи имеет свои признаки и особенности, к нему предъявляются определенные требования. Все это делается в речевых ситуациях, максимально приближенных к жизни. Для этого подбираю соответствующие темы и речевой материал. Подобную работу провожу и при изучении делового, научного и художественного стиля речи. Изучая деловой стиль речи, особое внимание уделяю правильному оформлению деловых бумаг, с которыми ребятам обязательно придется столкнуться в жизни: заявление, доверенность, расписка, объяснительная и докладная записка, объявление, автобиография. Обучающиеся, воспитанники учатся отбирать словарь для деловых документов, с помощью систематических упражнений, отрабатывают построение и грамматическое оформление предложений, учатся редактировать тексты, выполнять задания творческого характера: заменять выражение словом, подобрать более подходящие слова, составлять синтаксический ряд, восстанавливать предложение по опорным словам и т.д. По образному выражению Н.М. Верзилина, «урок-это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Уроки социально-бытовой ориентировки направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Перед учителем встаёт задача поиска различных методов, которые смогли бы активизировать познавательную деятельность обучающихся со сниженным интеллектом, стимулировать их мыслительные процессы. На каждом уроке необходимо предусмотреть его коррекционную направленность; соотношение фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы; методы и приемы формирования социально значимых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, их социального опыта. Практическая направленность уроков заключается в формировании коммуникативных навыков обучающихся, воспитанников в процессе моделирования ситуаций общения, а также в обучении составлению и использованию деловых бумаг разного назначения в разнообразных жизненных ситуациях. Участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях домашнее хозяйство ведется столь плохо, что научиться чему-либо им сложно. Поэтому, именно знакомство и оформление с деловыми бумагами на уроках СБО способствует формированию у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями системы социально-бытовых знаний, достаточных для того, чтобы интегрироваться в обществе. Для этого необходимо обеспечить обучающегося, воспитанника знаниями, выполняющими развивающую функцию, способствующую не только предметной подготовке, но и становлению социального опыта, коррекции его личности на всех этапах обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Этому в полной мере способствует разработанная мною учебная программа «Деловое письмо» для обучающихся, воспитанников 9 класса. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО» 9 КЛАСС. Тип программы: адаптированная Программа учебного курса «Деловое письмо» (школьный компонент Учебного плана) составлена с использованием:
Структура программы:
Пояснительная записка Программа по социально-бытовой ориентировке «СБО: Деловое письмо» – коррекционный блок учебной программы для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию. Обучение имеет практическую направленность – готовит воспитанников к включению в жизнь, в трудовую деятельность, содержит учебный материал, который необходим для социальной адаптации. Объяснительная записка к программе даёт основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. Цель курса: Научить обучающихся, воспитанников 9 класса использовать полученные знания в определённой обстановке, в определённой жизненной ситуации; Прививать умения и навыки составления деловых бумаг. Задачи курса:
Требования к знаниям умениям и навыкам для обучающихся, воспитанников 9 класса – идентичны требованиям базовых программ по русскому языку (связная речь), математике (арифметические действия с числами: полученными при измерении и десятичными дробями; меры стоимости; нахождение нескольких процентов от числа), обществоведению (социально-правовая грамотность: знание гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами), социально-бытовой ориентировке. Базовый компонент учебного плана школы: 1 час в неделю, 34 часа в год Материал условно разделён на блоки. Деловые бумаги. Средства связи: почта, телеграф. Сбербанк. Экономика домашнего хозяйства. Центр социальной защиты населения. Отдел внутренних дел. Налоговая служба. Трудоустройство: деловые бумаги. Курс «Деловое письмо» включает: 1. Программные требования, содержательной линии «Связная речь», образовательной области «Русский язык»: 5 класс – Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка; 6 класс – Деловое письмо: объявление; 7 класс – Деловое письмо: заявление о приёме на работу, телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги; 8 класс – Деловое письмо: заявление об увольнении с работы, автобиография, анкета, доверенность, расписка; 9 класс – Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с трудовыми отношениями. 2. Программные требования, факультативного курса «Экономический практикум»:
3. Программные требования, учебного курса «Обществоведение»:
4. Программные требования, учебного курса СБО:
Тематический план программы учебного курса «Деловое письмо». 9 класс.
Содержание учебного курса «Деловое письмо». Деловые бумаги. 2 часа. Формирование понятий по теме: документ, оригинал и копия документа, бланк, деловой язык документа Средства связи: почта, телеграф. 7 часов. Получение и отправление почтовых и телеграфных отправлений: письма, бандероли, посылки, телеграммы, денежные переводы. Сбербанк. Экономика домашнего хозяйства. 4 часа. Оплата коммунальных услуг через систему сбербанка. Подсчёт потребляемых ресурсов (электроэнергия, газ, вода), заполнение квитанций на оплату, вклады. Центр социальной защиты населения. 4 часа. Формирование понятий: прожиточный минимум, субсидии, пособия. Виды государственной помощи молодым и многодетным семьям, нуждающимся и инвалидам. Условия получения пособий и заполнение необходимых документов. Паспортно- визовая служба. 3 часа. Получение удостоверения личности (паспорта), регистрация по месту жительства или месту пребывания Налоговая служба. 2 часа. ИНН – назначение и алгоритм постановки на учёт. Декларация о доходах граждан, её заполнение и сроки представления в налоговые органы. Оплата налога на землю и жильё. Трудоустройство: деловые бумаги. 12 часов. Центр занятости населения (биржа труда): правила постановки на учёт, права и обязанности сторон. Труд и трудовые отношения. Составление или заполнение деловых документов: заявлений, доверенности, расписки, докладных записок, трудового контракта. Знания и умения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья по курсу «Деловое письмо». Обучающиеся 9 класса должны знать: Порядок составления официальных и личных документов (смотри приложение «Структурно логическая схема: документы и их виды») Обучающиеся 9 класса должны уметь: Заполнять необходимые бланки; Производить необходимые математические вычисления для определения стоимости оплаты коммунальных услуг. Изучая курс «Деловое письмо», отметим следующие положительные моменты: -обучающиеся, воспитанники 9 класса достаточно прочно усваивают терминологию деловых документов; -заполняют необходимые бланки; -производят необходимые математические вычисления для определения стоимости оплаты коммунальных услуг. Завершая курс обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья 9 класса знают основы производственной санитарии и гигиены, охраны труда, владеют культурой делового общения и поведения, развивают организаторские и коммуникативные умения. Подводя итоги работы по программе «Деловое письмо» можно сказать, что дети научились пользоваться деловой речью в определённой обстановке, в определённой жизненной ситуации умеют работать с деловыми бумагами. Свободно себя чувствуют в повседневной жизни: в сфере правовых, производственных, служебных отношений. Каждый обучающийся, воспитанник работает в меру своих сил, поднимаясь на свою посильную ему ступеньку стремясь к творческой активности. Улучшается общий психологический климат на уроках, дети помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся, воспитанников по окончанию курса «Деловое письмо» осуществляется в форме тестирования. Тесты разработаны по разноуровневым группам обучения и показывают хороший результат - средний балл, набранный обучающимися, 90. По опросу выпускников школы выявлено, что программа «Деловое письмо» позволяет им реализовать теоретические знания и умения на практике. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СБО «ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО» 9 КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Учебная программа курса «Деловое письмо» составлена на основе общеобразовательного минимума содержания образования, программы В.И. Романиной и Н.П. Павловой по социально-бытовой ориентировке (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под ред. В.В. Воронковой), программы С.Ю. Ильиной «Деловое и творческое письмо» (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под ред. И.М. Бгажноковой) и требований к уровню подготовки обучающихся 9 класса, с учётом регионального компонента и особенностей школы. |
«Деловое письмо» в 9 классе специальной (коррекционной) школы составлена на основе программы «Русский (родной) язык» (В. В. Воронкова)... | Он осуществляется как углублённый вариант обучения деловому общению, деловому письму | ||
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов. Следовательно,... | ||
... | Эпистолярный жанр (Письма великих людей. Письма А. П. Чехова брату, жене, друзьям) | ||
В деловые отношения с различными организациями и отдельными людьми. Умственно отсталые выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Данная Программа дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета/курса «Литература Алтайского края» и рекомендуемую... | ||
Приказ №1599 от 19. 12. 2014 "Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью... | Пояснительную записку, в которой дается общая характеристика, описание места учебного предмета, курса в учебном плане, конкретизируются... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |