Анализ результатов итоговой аттестации
учащихся в формате ГИА 2013 год В течение 2012-2013 учебного года в школе велась целенаправленная, планомерная, систематическая подготовка участников педагогического процесса к ГИА. На педагогическом совете учителя-предметники ознакомились с нормативно-правовыми документами по организации и проведению ГИА, был разработан план-график подготовки школы к ГИА, который был обсужден на методических объединениях и утвержден директором школы. В соответствии с данным планом директор Коноваленко Г.С., заместитель директора по УВР – Немцева Т.А., методические объединения естественно-математического и гуманитарного цикла составили план работы по подготовке учащихся к ГИА, расписание консультаций.
В октябре месяце для учителей-предметников и родителей учащихся 9 класса проведено собрание «Нормативно-правовое обеспечение ГИА», на котором родители ознакомились с нормативными документами под роспись, с Положением о промежуточной и итоговой аттестации учащихся 9 класса, были проанализированы результаты экзамена ГИА9 - 2012года , методические рекомендации по преподаванию предметов в средней школе с учетом результатов ГИА 2012 года, порядок заполнения бланков ГИА по русскому языку и математике. Кроме того, вопросы подготовки к ГИА неоднократно в течение года выносились на обсуждение методических объединений и педагогического совета школы, учителя русского языка и литературы, математики принимали участие в работе постоянно действующих МО, районных методических семинарах.
В начале 2012-2013 учебного года сформирована база данных по учащимся школы, которая обновлялась в течение года, оформлен информационный стенд, посвященный ГИА, была организована работа по заполнению бланков ГИА в апреле-мае 2013 года. Учащиеся 9 класса были ознакомлены с изменениями в бланках, основной упор делался на правильное заполнение бланка регистрации.
Учителя русского языка и математики уделяли большое внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, консультациях и индивидуальных занятиях, отмечая ответы непосредственно в бланках. Проведен ряд репетиционных работ по русскому языку и математике в форме и по материалам ГИА.
В течение года осуществлялось постоянное информирование учащихся 9 класса и их родителей по вопросам подготовки к ГИА: проведен ряд ученических и родительских собраний, где рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения ГИА, показаны презентации, рекомендованные Министерством образования, подробно изучены инструкции для участников ГИА. Огромное внимание было уделено посещению консультаций. На родителей возлагался контроль за посещением консультаций их детей. До сведения учащихся и родителей своевременно доводились результаты всех репетиционных работ, были рассмотрены основные ошибки учащихся, разработаны планы мероприятий по устранению данных ошибок.
Психолого-педагогическое сопровождение ГИА включало диагностическую и тренинговую работу со всеми учащимися 9 класса (выявление интеллектуальных способностей, уровня тревожности, типа темперамента, уровня самооценки и т.д.), с определенными категориями детей (отличниками, гиперактивными и слабыми детьми), такую работу провели классный руководитель Белан С.Б. и ЗДУМР Немцева Т.А.
Вопрос подготовки к ГИА в течение года был на внутришкольном контроле. Просматривалась работа с бланками, КИМами, посещаемость занятий учащимися, наличие информационных уголков в классах (такие уголки отсутствовали в кабинете математики и русского языка), организация подготовки к ГИА на уроках и индивидуальных занятиях. Проверка показала, что работа по подготовке к ГИА ведется серьезная и кропотливая. Анализ результатов пробных ГИА позволил наметить точки мониторинга в подготовке к ГИА, избежать типичных ошибок.
Учителями Шевкуновой Г.В. (русский язык), Белан С.Б. (математика) на основе данных аналитических материалов, районных диагностических работ и итогов промежуточного контроля, пробного ГИА был реализован план – график сдачи зачётов по ключевым и «проблемным» темам. Большую роль в подготовке учащихся сыграли разработанные учителями индивидуальные планы подготовки для каждого ученика. Проводились дополнительные занятия по утверждённому графику отдельно для сильных учащихся, отдельно для слабых учащихся. Особое внимание в этом году уделялось отработке навыков выполнения части В и С, т. к. они являются самой сложной, частью ГИА. Большое внимание уделялось написанию сочинения, учащиеся прослушивали аудиозапись, учились писать краткое изложение по прослушиванию диска.
В 2012 -2013 учебном году итоговая аттестация экзаменов по выбору проводилась в новой форме, кроме предмета физики (традиционно, по билетам).
Таблица 1
Итоги ГИА за 2012-2013 учебный год в 9 классе.
| Кол-во
учащихся
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
| Средний
балл
| Подтвердили
оценку за год
| Получили оценку
выше
годовой
| Получили оценку ниже годовой
| Русский язык
(новая форма)
| 15
| 1
(6,6%)
| 4
(26,6%)
| 7
(46,6%)
| 3
(20%)
| 3,2
| 8
(53%)
| 1
(6,6%)
| 2
(13,3%)
| Математика
(новая форма)
| 15
| 3 (20 %)
| 7
(46,6%)
| 5 (33,3%)
| 0
0
| 3,8
| 7 (46,6%)
| 8 (53,3%)
| 0
| Таблица 2
Результаты ГИА по русскому языку и математике 2012-2013 года
Предмет
| Кол-во
человек
| Сдали
(%)
| Качество
(%)
| Средний балл
| По школе
| По району
| Русский язык
| 15
| 86
| 33,3
| 59,2
|
| Математика
| 15
| 100
| 66,6
| 45,7
|
|
Результат сдачи ГИА по русскому языку и математике Анализ ГИА показывает средний уровень знаний учащихся по математике и русскому языку. Средний балл по русскому языку составил –3,2, что на 0,4 баллов ниже, чем в 2012 году.
Средний балл по математике составил – 3,8, что на 0,4 баллов выше, чем в 2012 году. В сравнении за последние 3 года видно, что качество знаний по математике возросло, а по русскому языку уже 2 года держится на одном уровне. По математике 53,3% учащихся получили оценку выше годовой, подтвердили оценку 46,6% учащихся. Ниже годовой оценки никто не получил.
По русскому языку 13,3% учащихся получили оценку ниже годовой, подтвердили оценку 53%. Выше годовой оценки подтвердило 6,6%.
После пересдачи экзаменов в традиционной форме по русскому языку все 15 учащихся получили аттестаты о полном общем образовании.
При выборе экзамена предпочтение отдается географии, биологии и обществознанию. Большая часть учеников подтверждают годовые оценки по этим предметам.
Как видно из данной диаграммы результатов ГИА по русскому языку и математики, на лицо стабильность результатов по русскому языку, по математике результат выше, чем в прошлом году. Этому предшествовала серьезная подготовка: в течение года проводились и подробно анализировались все работы, отмечались наиболее серьезные пробелы в знаниях. Параллельно велась серьезная разъяснительная работа с учащимися и их родителями учителем, классным руководителем, администрацией.
Факторы, которые повлияли на результативность ГИА:
- мотивация учащихся, заинтересованность в получении высоких результатов ГИА;
- профессиональные компетенции Шевкуновой Г.В. и Белан С.Б. среди которых выделяются умение использовать современные технологии обучения, умение учителя анализировать результаты своей работы и корректировать проблемы учащихся на основе прогнозируемых результатов, формируя тем самым индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика. В этом учебном году необходимо:
- обсудить аналитические материалы по результатам ГИА на заседании ШМО;
- разработать и использовать Программу деятельности учителя по подготовке к ГИА разработанной управленческой командой, состоящей из завуча, руководителей ШМО и учителей – предметников;
- использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подход;
- использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке творческих работ учащихся;
- необходимо перестроить преподавание русского языка таким образом, чтобы создать условия для перехода от обучения «в грамматическом духе» к обучению « в риторическом духе». Это предполагает целенаправленное развитие диалогической и монологической речи учащихся (устной и письменной); формирование умения рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод, любой диалог вести этически корректно.
- продолжить изучение материалов ГИА по русскому языку в системе методической работы в ОУ. Своевременно знакомиться с Демоверсией ГИА, Спецификацией, Кодификатором, отражающими требования образовательного стандарта по русскому языку. Информировать учащихся об изменениях, корректировать учебно-тематическое планирование и содержание обучения;
- отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста. Создавать благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции: больше работать с текстом, обучать анализу текста, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
- освоить критерии оценивания сочинения и использовать их при проведении промежуточной аттестации учащихся;
- комплексно использовать работу над сочинениями и изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков;
- учителям русского языка регулярно проводить тестовый контроль для того, чтобы учащиеся могли овладеть техникой работы с тестами и могли работать в формате ГИА (начиная с 5-го класса);
- произвести поэлементный анализ результатов ГИА;
- шире использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы;
- руководителю ШМО Шевкуновой Г.В. и белан С.Б.. разработать технологию обучения наиболее сложным для усвоения темам на базовом уровне;
- изучить рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка, созданные Федеральным институтом педагогических измерений;
- ознакомить родителей и школьников с нормативной базой проведения ГИА.
- больше уделять внимание работы с бланками, паспортными данными, начиная с сентября месяца. Результаты ГИА по математике показывают средний уровень успешности. Сравнение результатов показывает, что в 2012 г. выпускники 9 класса хуже сдали экзамен, в 2013 году ГИА по математики сдали все учащиеся 9 класса (100%). Качество знаний по математике составило 66,6%.
Как и в предыдущий год, участники экзамена в целом показали хорошие результаты при решении геометрических задач базового уровня сложности.
Как показывает опыт по организации подготовки выпускников к сдаче экзамена в новой форме, ГИА является механизмом, влияющим на совершенствование процесса обучения в школе и повышения квалификации учителей математики, а также средством, обеспечивающим равные права выпускников на продолжение образования по выбранному профилю в любом из высших учебных заведений.
Результаты экзамена выявили ряд нерешенных проблем, характерных для подготовки различных категорий выпускников. О некоторых направлениях совершенствования обучения математике говорилось в методических письмах ФИПИ, аналитических материалах прошлых лет:
ориентация на прочное усвоение базовых требований к математической подготовке;
дифференциация обучения, разработка стратегии обучения и подготовки к выпускному экзамену с учетом уже имеющегося у выпускника уровня образовательной подготовки;
Положительный опыт учителей математики показывает, что для улучшения результатов ГИА в самом учебном процессе (практически на каждом уроке математики по мере изучения и повторения учебного материала) необходима всякий раз специальная подготовка учащихся к экзамену (умение работать с различными типами тестовых заданий , планировать время работы с различными частями экзаменационной работы, а также с системой критериального оценивания и даже с заполнением бланков ответов, в целом - с технологией проведения ГИА. Практическое использование методических рекомендаций ФИПИ окажет большую помощь учителю).
Подготовка к ГИА не сводится к «натаскиванию» выпускника на выполнение определенного типа задач, содержащихся в демонстрационной версии экзамена. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо выявить и ликвидировать отдельные пробелы в знаниях учащихся. Одновременно надо постоянно выявлять проблемы и повышать уровень каждого учащегося в следующих областях (хорошо известных каждому учителю): арифметические действия и культура вычислений, алгебраические преобразования и действия с основными функциями, понимание условия задачи, решение практических задач, самопроверка.
При преподавании геометрии необходимо, прежде всего, уделять внимание формированию базовых знаний курса стереометрии (угол между прямыми в пространстве, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, многогранники и т.д.). Одновременно необходимо находить возможность восстанавливать базовые знания курса планиметрии (прямоугольный треугольник, решение треугольников, четырехугольники и т.д.). При изучении геометрии необходимо повышать наглядность преподавания, больше уделять внимания вопросам изображения геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, применению геометрических знаний к решению практических задач.
Изменение акцента в проверке решений заданий с развернутым ответом (части С) с выявления недочетов на фиксацию успехов в решении в большей мере ориентирует учащихся на поиск путей решения задачи (в том числе и нестандартных). Следует постоянно подчеркивать, что при оценивании решения задачи учитывается и логика решения, и аргументация, а не только получение верного ответа. КИМы ГИА по математике приближены к традиционным выпускным и вступительным экзаменам по математике, поэтому традиционное систематическое итоговое повторение, проведение традиционных письменных работ (самостоятельные и контрольные работы, зачеты), где ученик предъявляет не только ответы, но и решения заданий, становится важным как для учащихся, изучающих предмет на базовом уровне, так и для учащихся, изучающих предмет на профильном уровне. Рекомендации:
на заседании ШМО учителей математики необходимо проанализировать результаты ГИА 2013г., сравнить школьные результаты с результатами экзамена по математике.; выявить проблемы, затруднения, сравнить их с районными показателями и определить собственный регламент работы по позитивному изменению результатов;
учителям математики необходимо проанализировать и пересмотреть собственный опыт в обучении школьников математике с учетом полученных результатов в ЕГЭ 2013 г. и предыдущих лет; откорректировать собственное представление о требованиях к математической подготовке школьников с учетом программных требований и государственной аттестации в форме ГИА; усилить внимание к изучению курса геометрии; акцентировать внимание на обучение детей методам и приемам рассуждений, на формирование общеучебных и специальных умений, позволяющих выйти школьнику на самообучение; обратить внимание на усиление внутрипредметных и межпредметных связей в математике как необходимого условия для выполнения практикоориентированных заданий (текстовые задачи, графики и функции, тождественные преобразования);
заместителю директора по УВР Немцевой Т.А.. необходимо:
усилить контроль за обучением математике, используя материалы аналитического материала по ГИА ;
осуществлять контроль качества преподавания математики, внести в систему ВШК персональный контроль за работой учителей математики, использовать средства внешней диагностики (районных диагностических работ по математике в 9-х классах);
спланировать и организовать обучение учителей математики на курсах ПК;
контролировать посещение учителями консультаций, мастер классов;
Контролировать работу учителей-предметников с бланками по русскому языку и математике.
|