Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании Методическое пособие
Авторы: Л.А Козлова, Л.Э Самуйлова, Ю.А. ЛОгинова, Д.Н. Рощин, С.В. Тарасова
Оглавление Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании 1
Оглавление 1
Глава 1. Анализ потребности в кадрах, планирование процедуры поиска и отбора персонала 3
1.1. Планирование численности персонала 3
1.2. Методы диагностики потребности в персонале в различных подразделениях компании 3
1.3. Действия специалистов отдела персонала по анализу потребности в кадрах и планированию процедуры поиска и отбора сотрудников 4
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 6
Глава 2 Анализ и проектирование рабочего места (должности) 8
2.1. Анализ должности (работы) 8
2.2. Должностная инструкция 15
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 17
Глава 3 Определение основных источников привлечения кандидатов 18
3.1. Внешние источники 18
3.2. Внутренние источники компании 19
3.3. Особенности поиска и подбора руководителей 21
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 25
Глава 4 Привлечение кандидатов 26
4.1. Проведение рекламных кампаний в СМИ 26
4.2. Электронный рекрутмент - поиск персонала через Интернет 27
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 36
Глава 5 Технологии первичной диагностики и отбора кандидатов 37
5.1. Телефонные переговоры. Техника телефонного интервью с кандидатом 37
5.2. Организация системы сбора первичной информации о кандидатах и ее предварительная обработка 38
5.3. Рекомендации по анализу предварительной информации и документов 38
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 39
Глава 6 Техника собеседования при отборе и найме кандидатов 41
6.1. Подготовка к собеседованию 41
6.2. Стратегия и тактика проведения собеседования 41
6.3. Техника проведения собеседования 43
6.4. Разработка структуры интервью в соответствии со спецификой вакансии 44
6.5. Техника оценки информации по ходу собеседования 45
6.6. Анализ эффективности проведения собеседования 46
6.7. Техника оформления отчетов о собеседовании 46
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 48
Глава 7 Дополнительные источники информации о кандидате 50
7.1. Тестирование и другие методы оценки кандидатов 50
7.2. Получение и проверка рекомендаций и отзывов для внешних и внутренних соискателей 51
7.3. Оформление на работу 53
Глава 8 Технологии адаптации персонала 54
8.1. Планирование и разработка программы адаптации 54
8.2. Процедуры и действия в рамках программы адаптации 55
8.3. Содержание программы адаптации 58
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 64
Глава 1. Анализ потребности в кадрах, планирование процедуры поиска и отбора персонала 1.1. Планирование численности персонала При планировании человеческих ресурсов необходимо установить:
цели, которые должна достичь компания в определенный срок;
функции сотрудников, способствующие максимально эффективному достижению поставленной цели.
После этого нужно оценить, насколько равномерно функции распределены между подразделениями, нет ли их дублирования или, наоборот, потери какой-либо. При необходимости можно провести процедуру перераспределения функций.
1.2. Методы диагностики потребности в персонале в различных подразделениях компании После определения задач каждого подразделения на определенный срок и перечня функций, с помощью которых они будут решаться, рекомендуется выяснить, сколько человек смогут выполнить эти функции в намеченные сроки и какова должна быть их квалификация.
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить объем труда в каждом подразделении и нормы его выполнения.
К примеру, одной из целей предприятия является улучшение обслуживания клиентов. В результате описания данного бизнес-процесса выявляются новые функции. Одна из них - техническое обслуживание поставляемого оборудования. Для ее выполнения требуются инженеры-наладчики определенной квалификации. Менеджерам по персоналу необходимо рассчитать нормы труда этих работников: сколько единиц оборудования поставляется, сколько единиц обслуживают инженеры разной категории в установленный период времени, какой процент от поставленной техники они будут обслуживать; сколько потребуется специалистов, их категория и квалификация, а также количество и уровень уже имеющихся в компании работников сервисной службы. Затем производится расчет потребности в инженерах-наладчиках, определяются сроки поиска и ресурсы для отбора.
Гораздо сложнее определить численность управленцев и служащих, труд которых достаточно сложно поддается нормированию. Для этого необходимо разработать и утвердить: для руководителей - нормы управляемости, для служащих - нормы труда или критерии оценки их деятельности за определенный промежуток времени.
Кроме сбора заявок на персонал от руководителей всех отделов к методам диагностики потребности в персонале каждого из подразделений относятся:
изучение и корректировка норм труда и управления;
изучение и корректировка существующих задач и функций отдела в соответствии с общими целями предприятия;
оценка компетенции персонала;
оценка результатов деятельности;
изучение альтернатив (возможно, вместо увеличения численности сотрудников необходимо повысить их квалификацию или перераспределить обязанности, изменить мотивацию и т. д.).
Что же конкретно должен делать специалист службы управления персоналом для проведения полноценной диагностики потребности в работниках?
|