Принята Утверждена
Педагогическим советом Директор школы
протокол №1 _____Л.Ф.Нурлыева
от 31.08.2011 г. От 01.09.2011 г.
Образовательная программа основного общего и среднего (полного) общего образования МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Актанышского муниципального района Республики Татарстан
2011
Содержание
I.Пояснительная записка образовательной программы…………………………………3
Паспорт образовательной программы ………………………………………………….5
II.Информационная справка о щколе …………………………………………………….7
Общая характеристика ……………………………………………………………....7
Характеристика кадрового состава ………………………………………………...7
Характеристика ученического состава …………………………………………….8
Характеристика социума ……………………………………………………………8
Материально-техническая база ……………………………………………………..9
III.Аналитическое обоснование программы ……………………………………………..11 IV.Приоритетные направления в работе школы………………………………………….28
Миссия школы………………………………………………………………………..28
Цели школы ………………………………………………………………………….29
Приоритетные направления школы ………………………………………………..29
V.Содержание образования, особенности образовательного процесса………………….32
1. Образовательная программа основного общего образования (5-9 классы)………32
1.1.Учебный план……………………………………………………………………..34
1.2.Описание учебных программ..…………………………………………………..37
1.3.Обязательный минимум содержания……………………………………………39
2. Образовательная программа среднего (полного) общего образования
(10-11 класс) …………………………………………………………………………..86
2.1.Учебный план……………………………………………………………………..88
2.2.Описание учебных программ..…………………………………………………...97
2.3.Обязательный минимум содержания …………...………………………………99
2.4.Внеклассная и внеурочная деятельность ……………………………………….121 VI.Мониторинг качества образования и воспитания……………………………………...127 VII.Управление реализацией образовательной программы……………………………….133 VIII.Система оценки реализации образовательной программы………………………….147 Приложение №1 ………………………………………………………………………...149
I. Пояснительная записка
Актуальность программы.
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии.
Необходимость разработки образовательной программы основной школы является - процесс быстрого обновления знаний, требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Образовательная программа направлена на:
- организацию мониторинга мотивации обучения в школе,
- совершенствование форм и методов обучения,
- введение для наиболее способных детей индивидуально-ориентированных учебных планов и программ,
- использование в учебном процессе современных информационных технологий,
- развитие системы дополнительного образования,
- вовлечение учащихся в исследовательскую и научно-экспериментальную деятельность.
Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности различной направленности.
Назначение настоящей образовательной программы - организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов, ступенями образования. Педагогический коллектив выявил общую, значимую для обучающихся научно-педагогическую проблему и предусмотрел ее комплексное решение на занятиях по различным дисциплинам. Такой проблемой для МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» является реализация личностно-ориентированного подхода с целью создания условий для формирования личности, обладающей толерантностью, высоким культурным (и поликультурным) цензом, способной к саморазвитию, к успешной социализации и самоопределению в отношении будущей профессии. Такая миссия осуществляется педагогическим коллективом в рамках работы на базе школы. Важная роль в образовательном пространстве школы отводится внеурочному времени.
Стратегическая цель образовательной программы школы - установить предметное и надпредметное содержание образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.
Собственно учебные цели:
выполнить государственный заказ на достижение учащимися уровня знаний, предписанного Государственными образовательными стандартами;
сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегративной по содержанию деятельности;
постоянно повышать качество и уровень образования учащихся.
Социально-ориентированные цели:
формировать высокий уровень мотивации и технологической готовности учащихся к выполнению исследований в своей деятельности, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей;
создать условия для приобретения школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта;
Координирующие цели:
обеспечить целенаправленность, системность и единство деятельности всего педагогического коллектива в сфере содержания образования;
установить связь «предметных» целей (зафиксированных в образовательных стандартах по предметам) с общими целями школьного образования;
обеспечить единство образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и внеучебной деятельности, как в школе, так и в семье.
Специфика кадров МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Все учителя владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.
К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую теоретическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, наличие эффективной научно - методической поддержки усилий учителей в совершенствовании образовательной деятельности, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, средний уровень образовательной подготовки выпускников школы.
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии:
более эффективным стал процесс содействия развитию личности обучающихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического потенциалов;
расширяются возможности использования информационной среды;
наблюдается ежегодный рост удовлетворённости обучающихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы;
улучшается материально - техническая база.
|