Название проекта


Скачать 235.34 Kb.
НазваниеНазвание проекта
страница1/3
ТипДокументы
blankidoc.ru > Туризм > Документы
  1   2   3
Научно-исследовательский проект

Название проекта: Безопасное и рациональное питание – залог здоровья и долголетия человека.

Аннотация. Обучение проектированию как некому общему учебному универсальному умению, компетенции – задача современной школы. В последнее время учебное проектирование стало неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса большинства предметов, в том числе и ОБЖ. Так, при изучении темы «Безопасное питание» в 9 классе (учебник ОБЖ под ред. Ю.Л. Воробьёва) можно успешно организовать проектную деятельность учащихся и реализовать проект «Безопасное и рациональное питание – залог здоровья и долголетия человека».

Проект посвящен проблеме рационального и безопасного питания как одной из главных составляющих здоровья человека. В работе подробно изучена история пищевого рациона человека. Дана оценка состава потребительской корзины учащихся 9 класса МОУ СОШ № 24 г. Мичуринска. Установлена зависимость между нарушением показателя массы тела обучающихся МОУ СОШ № 24 г. Мичуринска и заболеваемостью. Рассмотрены пищевые добавки, их влияние на здоровье человека. Проект был апробирован во время педагогической практики в МОУ СОШ № 24 г. Мичуринска.

Актуальность. Правильное питание – основа здоровья человека. Именно пища является источником энергии, которую наш организм тратит не только при физических нагрузках, но и в состоянии покоя. Продукты питания –источники веществ, из которых синтезируются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов. Обмен веществ, лежащий в основе жизнедеятельности человеческого организма, находится в прямой зависимости от характера питания.

В настоящее время ВОЗ признает питание более 70 % населения планеты (около 6 млрд.) неправильным. А ведь питание – основа жизни, здоровья, главный фактор, определяющий долголетие и работоспособность.

Цель: раскрыть роль рационального и безопасного питания как важнейшей составляющей здоровья человека.

Задачи:

  • изучить историю пищевого рациона человека;

  • выяснить состав потребительской корзины учащихся 9 класса МОУ СОШ № 24 г. Мичуринска;

  • раскрыть проблемы, связанные с избыточной и недостаточной массой учащихся МОУ СОШ № 24 г. Мичуринска;

  • исследовать продукты питания на содержание пищевых добавок;

  • сформулировать основные принципы рационального и безопасного питания.

Предмет и объект исследования.

Объект исследования: рациональное и безопасное питание как одна из главных составляющих здоровья человека.

Предмет исследования: проектная исследовательская деятельность, обеспечивающая изучение вопроса безопасного питания школьника.

Методы и технологии. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: научно-теоретический анализ литературы по проблеме исследования; статистические методы (обработки экспериментальных данных, их системный анализ, графическая интерпретация); экспериментальные (исследование); методы социологических исследований (анкетирование).

Работа над проектом предполагала применение технологии группового взаимодействия. Ещё на этапе организации работы над проектом были сформированы четыре творческие группы учащихся, каждая из которых получила тему самостоятельного исследования.

Творческие группы участников проекта:

  1. Балакирева Анастасия

Беляев Денис

Боева Любовь

Дегтярёв Максим

  1. Дубовицкий Михаил

Климкин Алексей

Колесникова Анастасия

Коньков Артур

  1. Курдюкова Татьяна

Мананникова Ольга

Невзорова Татьяна

Сорокина Анна

  1. Потапова Дарья

Стретенцев Павел

Сударикова Екатерина

Трунова Елена

Темы самостоятельных исследований участников проекта:

  1. История пищевого рациона человека.

  2. Оценка состава потребительской корзины учащихся 9 класса МОУ СОШ № 24 г. Мичуринска.

  3. Избыточный и недостаточный вес как результат неправильного питания.

  4. Пищевые добавки и здоровье человека.

Научная новизна. Изучена история пищевого рациона человека. Дана оценка состава потребительской корзины учащихся 9 класса МОУ СОШ № 24 г. Мичуринска. Выявлена корреляционная зависимость между нарушением веса и заболеваемостью учащихся МОУ СОШ № 24 г. Мичуринска. Установлено содержание пищевых добавок в популярных для девятиклассников продуктах питания и определена степень риска их употребления.

Ожидаемые результаты. Привлечь внимание девятиклассников к проблеме рационального и безопасного питания как одной из главных составляющих здоровья человека. Пропаганда здорового и правильного питания.

Опыт реализации. Исследовательский проект «Безопасное и рациональное питание – залог здоровья и долголетия человека» был апробирован во время педагогической практики в МОУ СОШ № 24 г. Мичуринска, а результаты исследовательской деятельности обучающихся использованы при проведении урока «Безопасное питание» в 9 классе.
1. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ПИЩЕВОГО РАЦИОНА ЧЕЛОВЕКА

Цель исследования: выяснить историю пищевого рациона человека.

Чтобы понять, как питаться безопасно для здоровья, необходимо знать историю пищевого рациона человека. Для этого нами было проведено теоретическое исследование, предполагающее работу с литературой. В ходе изучения данного вопроса нами были проанализировано более 10 литературных источников, а также Интернет-ресурсы. Результаты данного исследования представлены ниже.

Результаты исследования

Многовековой опыт свидетельствует, что проблема питания была и остается достаточно острой всегда. Нехватка продуктов питания сопровождала человечество на всем протяжении его тысячелетней истории. Так, например, в мифологии индейцев Центральной Америки существовало даже божество голода. В греческой мифологии уже первая женщина, созданная богами-олимпийцами, – Пандора, открыв врученный ими сосуд, выпустила на волю заключенные в нем людские пороки и несчастья, среди которых был и голод, расползшийся по всей Земле.

Если подходить к проблеме питания с научной точки зрения, то потребность в пище и сопутствующее ей чувство голода, являются одними из наиболее существенных раздражителей нервной системы человека, заложенных в нем природой. Чувство голода продиктовано самым сильным инстинктом - инстинктом самосохранения. Следует отметить, однако, что на протяжении тысячелетий физиологическая целесообразность (полезность) не всегда являлась критерием при выборе им пищевого рациона. В борьбе за выживание, особенно на ранних этапах эволюции ему зачастую приходилось есть то, что удавалось добыть: как говорится, было «не до жиру, быть бы живу». Однако такая жизнь «впроголодь» в целом имела свое положительное значение для эволюции. Изначальное изобилие продуктов питания фатально обрекло бы людей оставаться на стадии присваивающей экономики, довольствуясь собирательством, охотой и рыболовством.

Возникнув в регионах Центральной и Южной Африки, человек использовал в пищу плоды растений, произраставших в том период в условиях тропического климата Африки. Можно предположить, что это были прародители таких растений как земляные орехи, бананы, молодые побеги бамбука и т.п. Использование животной пищи не было характерным для того периода, хотя некоторые историки не исключают использование падали (трупов мелких грызунов и других животных).

По истечении этого продолжительного периода начался период нижнего палеолита, характерный появлением питекантропа. Рацион питекантропа помимо традиционной растительной пищи в несколько большей мере включал мясо животных, так как человек, научившись к тому времени изготавливать различные орудия из камня – крупные рубила правильной формы, скребки, резцы, уже имел возможность коллективно охотиться на диких животных. Добычей первобытных охотников были крупные животные: слоны, олени, медведи и пр.

На смену постепенно вымирающему питекантропу в эпоху верхнего палеолита (продолжительностью около 30 – 36 тыс. лет) приходит неандерталец. Люди средне каменного века больше внимания уделяют сбору съедобных растений, причем именно тех, которые дают больше плодов и легче собирать. Это были прародители современных злаков – пшеницы, ячменя, риса, кукуруза, бобовые, картофель, батат, томаты.

В последний период каменного века, неолит (продолжительностью около 3 – 4 тыс. лет), на смену охоте, собирательству «присваивающему» хозяйству постепенно приходит «производящее» – земледелие и скотоводство, а с ними и термическая обработка пищи. В эпоху матриархата человеком для приготовления пищи сознательно стал использоваться огонь. Переход к земледелию и скотоводству сыграл огромную роль не только в общественной жизни человека, но и в его пищевом рационе. Этот переход по праву назвали «неолитической революцией».

Исчезновение крупных животных в эпоху мезолита в пищу все чаще употребляются рыба и моллюски, в южных областях основной пищей были благородные олени, косули, зубры и кабаны. Люди собирали также различные морские ракушки, моллюсков и мед. Охотники и рыболовы мезолита питались почти исключительно мясом лесных животных и лишь иногда мясом морской птицы, уток, гусей и лебедей. Из пресноводных рыб ловили, главным образом, щуку. На побережье случалось находить выброшенных на берег китов – их тут же разрубали на части и ели. Ловили также тюленей, треску, морских угрей, крабов, морских лещей, скатов и акул.

С переходом к оседлому существованию изменился и быт человека. С появлением скотоводства оленина постепенно уступила место мясу домашнего скота: говядине, свинине, баранине. Охота на птиц все еще оставалась важным промыслом – как средство добывания жира для светильников. Рыба шла в пищу человеку, а также на корм крупному рогатому скоту. Лососей, осетров и угрей коптили и сушили, заготавливая их впрок на зимнее время.

Значительным событием в истории питания человека следует считать появление хлеба как продукта, содержащего в наилучшем соотношении необходимые с точки зрения диетологии питательные вещества. Хлеб и поныне остается уникальным среди растительных видов пищи продуктом. Не даром говорят: «хлеб – всему голова!» Первый хлеб был в виде кашицы, которую сначала готовили на холодной воде, а позднее уже на горячей. В Древнем Египте умели изготовлять не менее тридцати видов хлеба.

В период формирования классового общества на пищевой рацион человека значительное влияние оказывает поваренное искусство. Появляется определенная культура приема пищи.

С индустриализацией общества в начале XX века сокращается количество сельского населения. Питание становится все более упрощенным, стандартизированным. Этот период получил название «рационалистического питания». Оно зародилось в конце XIX века в США и широко распространилось по всему миру. Суть состояла в том, что пища по сырьевому составу и приемам приготовления должна быть простой и следовательно состоять из полуфабрикатов и употребляться холодной или слегка отваренной или разогретой. Это давало основное преимущество – быстрое обеспечение питанием больших масс людей одновременно при относительной дешевизне этого питания. Основными продуктами стали консервы с растительным и животным пищевым сырьем, колбасные изделия, бутерброды и готовые напитки.

В настоящее время в странах с развитыми экономиками происходит определенная переоценка ценностей. Наблюдается определенное стремление к здоровому образу жизни в целом и питании в частности. Однако рыночный характер отношений в большинстве индустриальных государств зачастую приводит к тому, что спрос порождает предложения относительно здорового питания в таком количестве и форме, что непосвященному человеку довольно сложно разобраться в огромном потоке информации. При том информация эта большей частью чисто рекламного характера с минимальной долей объективности. Ведь целью каждого из очередных брэндов, прославляющих тот или иной вид «сникерса» или «гамбургера», является прибыль, а человек рассматривается лишь как носитель кошелька, содержимое которого и привлекает производителей. Население призывают не раздумывать о пользе того или иного продукта питания, а есть, что предлагает реклама: «не тормози – сникерсни!». Напротив, сейчас, в эпоху изобилия прилагаемых продуктов особенно внимательно следует прислушиваться к серьезным научным рекомендациям в области диетологии. Именно серьезным и взвешенным, а не «скороспелым», но модным.
2. Оценка состава потребительской корзины

учащихся 9 класса МОУ СОШ № 24 г. Мичуринска

Цель исследования: изучить состав потребительской корзины учащихся 9 класса МОУ СОШ № 24 г. Мичуринска.

Методика проведения исследования

Для получения необходимой информации следует воспользоваться одним из наиболее популярных методов социологических исследований – анкетированием. Участникам анкетного опроса раздается анкета, представляющая собой систему вопросов, направленную на изучение состава потребительской корзины (прил. 1). На заполнение анкеты учащимся отводится 10 – 15 минут. Полученные результаты анкетирования записываются в сводную таблицу.

Название продуктов

Как часто вы употребляете продукты

1 раз в день

2 – 3 раза в день

1 раз в неделю

2 – 3 раза в месяц

1 раз в месяц

Реже 1 раза в месяц

Мясные продукты



















Хлеб



















Молочные продукты



















Овощи и фрукты



















Сладости




















Для наглядного изображения полученные результаты социологического исследования следует представить графически в виде столбчатой или круговой диаграмм. Диаграммы строят в Microsoft Exsel в соответствии с данными сводной таблицы. Сделать выводы о составе потребительской корзины современного человека.

Результаты изучения состава потребительской корзины учащихся

9 класса МОУ СОШ № 24 г. Мичуринска

В анкетировании приняли участие 16 девятиклассников. Подсчёт результатов производился путём суммации их ответов по той или иной категории продуктов питания – мясные, молочные продукты, хлеб, овощи и фрукты, сладости. Результаты исследования показали, что в нашем рационе питания значимое место занимают мясные продукты (рис. 1.). Один раз в день их употребляет каждый респондент. Половина учащихся класса кушают мясные продукты 2 – 3 раза в день, около пяти человек – раз в неделю, три человека – раз в месяц.
  1   2   3

Похожие:

Название проекта iconНазвание проекта
Краткое описание (аннотация) проекта (не более 1 стр., отразить основные цели и суть проекта, его уникальность, конкретное при­менение...

Название проекта iconНазвание проекта: «Ах, ты Зимушка Зима»
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный учитель – логопед

Название проекта iconПроекта
Название ниокр, отражающее суть работ, выполняемых в первые 12 месяцев проекта за счет средств Некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный...

Название проекта iconПроекта
Название ниокр, отражающее суть работ, выполняемых в первые 12 месяцев проекта за счет средств Некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный...

Название проекта iconПроекта
Название ниокр, отражающее суть работ, выполняемых в первые 12 месяцев проекта за счет средств государственной некоммерческой организации...

Название проекта iconНазвание проекта
Целью данного Проекта является сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) от автомобильного транспорта в результате реализации демонстрационных...

Название проекта iconНазвание доклада по левому краю, прописные буквы>
Аннотации докладов должны обязательно включать: цель, задачи, основные гипотезы, объем исследованного материала, используемый статистический...

Название проекта iconНазвание проекта
Автоматизированная система бизнес-администрирования в туристической индустрии на платформе 1С: Предприятие 8

Название проекта iconБизнес-план проекта Бизнес план проекта «название»
Ниокр, создание нового продукта (технологии, услуги), создание нового производства, расширение действующего производства, технического...

Название проекта iconНазвание проекта
Зацаринный Михаил Юрьевич, тел/факс: (4242)76-27-13, моб: 89021531616, e-mail: R

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru