Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История»


НазваниеМетодическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История»
страница1/4
ТипМетодическая разработка
blankidoc.ru > Туризм > Методическая разработка
  1   2   3   4


Департамент образования Ярославской области
Областной этап Всероссийского конкурса «Учитель года России»


Методическая разработка


«Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» и

«Обществознание»

Выполнила: Тихова

Татьяна Алексеевна,

учитель истории и обществознания,

МОУ Вощиковская ООШ

имени А.И.Королёва.


2015

СОДЕРЖАНИЕ
I.ВВЕДЕНИЕ. С.3-7

1.1.Актуальность проблемы. С. 3-4

1.2.Анализ использованной литературы. С. 4-6

1.3.Новизна работы. С. 7

II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ В РАМКАХ ПРЕДМЕТОВ «ИСТОРИЯ» И

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ». С.7-16

2.1. Что такое метапредметные результаты? С.7

2.2.Понятие самостоятельной работы. С.7-8

2.3.Виды самостоятельной работы. С.8-10

2.4.Организация самостоятельной деятельности учащихся. С.10-15

2.4.1.I этап - увлечь! С.10-11

2.4.2.II этап – научить! С.12-13

2.4.3.III этап – развить! С.13-15

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С.15

IV.ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. С.16-18

V. ПРИЛОЖЕНИЯ. С.19-56

І. Введение.

1.1.Актуальность проблемы.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». 
Э.  Хаббард.

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества, от того, насколько у них развиты умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. «Школа должна дать учащимся не только определенную сумму знаний, но и привить умение самостоятельно пополнять свой запас знаний, чтобы ориентироваться в стремительном потоке современной научно–технической информации».1Особое значение в настоящее время придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и общественных явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории, овладению навыками анализа, развитию коммуникативной культуры учащихся.2

Традиционное образование не способно создать условий для формирования внутренней мотивации к активности для выпускников, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности. Преодоление этого противоречия я вижу в организации самостоятельной работы обучающихся в учебной и внеурочной деятельности. Роль учебных предметов «История» и «Обществознание» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на вопросы миропонимания и мировоззрения. Ответы предполагают восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества. Перед школой и мной как учителем-предметником встала проблема: как направить ребёнка не столько на получение большого багажа знаний, сколько на творческую его переработку, воспитать способность мыслить и работать самостоятельно, готовность постоянно пополнять свой запас знаний и умений, включая умение учиться. Решение возникшей проблемы вижу в организации самостоятельной деятельности учащихся как средства развития метапредметных результатов.

1.2. Анализ использованной литературы.

Обратившись к источникам, я выяснила, что идея использования самостоятельной работы на уроках не нова, ещё в 20-х гг. ХХ века её активно применяли ведущие педагоги того времени. Все исследуемые источники условно можно разделить на 3 группы:

  1. Нормативные документы.

  2. Теоретическая литература общепедагогического характера.

  3. Литература практического характера.

Нормативные документы приоритетным направлением считают «внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста»3. Созданные условия должны формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся4.

Анализ теоретических источников показал, что в педагогической литературе нет единого мнения по вопросу определения самостоятельной работы. Обоснование значимости активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями имеется в трудах древнегреческих ученых: Сократа, Платона, Аристотеля. Идею организации самостоятельной работы учащихся на уроке с учетом индивидуального стиля самого ребенка мы найдём в трудах Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина. Большинство авторов, таких как: П.Я.Гальперин, Н.Г.Дайри, Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый, И.С.Якиманская, раскрывая сущность самостоятельной работы, выделяют три направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения: познавательная, практическая и организационно-техническая. Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова5 делают вывод о недостаточном внимании учителей истории к формированию у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальных жизненных ситуациях.6

Анализ литературы практического направления показывает, что самостоятельная работа организуется учителями с помощью индивидуальных форм обучения. В современных источниках отмечается, что проблема  развития метапредметных результатов выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Развить  их  можно при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и путем исследования.7 Исходя из всего вышесказанного, я решила обобщить свой опыт организации самостоятельной деятельности учащихся в рамках предметов «История» и «Обществознание» и взглянуть на него глазами стандартов второго поколения.

Цель опыта – предложить способы организации самостоятельной деятельности обучающихся, формирующие метапредметные результаты в рамках предметов «История» и «Обществознание».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • показать возможности использования самостоятельной работы как средства формирования метапредметных результатов школьников;

  • охарактеризовать виды самостоятельной работы как средства формирования метапредметных результатов школьников в рамках предметов «История» и «Обществознание».

1.3.Новизна работы.

Новизна работы заключается в современном акценте на самостоятельную работу как средства формирования метапредметных результатов обучающихся в рамках предметов «История» и «Обществознание». Я показала возможности использования самостоятельной работы как средства формирования метапредметных результатов школьников и дала характеристику видов самостоятельной работы, формирующих метапредметные результаты учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
II. Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатовв рамках предметов «История» и «Обществознание».
2.1.Что такое метапредметные результаты?

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.8 Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание метапредметных результатов сформированную способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике.

В соответствии с ФГОС ООО метапредметные результаты представляют собой набор ключевых компетенций,9 которые должны быть сформированы уже на ступени начального общего образования и получить развитие в основной и старшей школе.

2.2.Понятие самостоятельной работы.

Чтобы показать возможности использования самостоятельной работы как средства формирования метапредметных результатов школьников, необходимо выяснить, что такое самостоятельная работа. Под самостоятельной работой одни авторы понимают учебное задание, другие самостоятельную деятельность по выполнению этого задания. Анализ источников позволяет сказать, что самостоятельная работа может рассматриваться в таких аспектах как: форма организации учебного процесса; метод и средство обучения; вид учебной деятельности; результат внутренне мотивированной деятельности. «Самостоятельная работа – высшая форма организации учебной деятельности; представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность»10. Самостоятельная работа с позиции ученика – это вид познавательной деятельности. Она предполагает выполнение учеником целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости школьника, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения. С позиции учителя самостоятельную работу можно рассматривать и как метод обучения, и как средство вовлечения учащихся в познавательную деятельность, и как способ этой деятельности. Факторы, которые необходимо учитывать при организации самостоятельной работы:

  • факторы, связанные с изменением содержания образования, ориентированного на интеграцию знаний, деятельности и развития обучающихся;

  • факторы, связанные с изменившейся информационно-образовательной средой;

  • факторы, определяющие новые технические возможности создания и использования электронных образовательных ресурсов.

Таким образом, самостоятельная работа – это форма организации учебной, познавательной деятельности учащегося без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и под его руководством, путем проявления максимальной самостоятельности, творчества, инициативы со стороны ученика.

2.3. Виды самостоятельной работы.

В зависимости от того какой принцип положен в основу классификации самостоятельных работ они могут быть различными.

На основе проведённого анализа источников я составила следующую классификацию самостоятельных работ.

По дидактической цели направленные: а) на приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания (обучающие);

б) на закрепление и уточнение знаний (закрепляющие);

в) на выработку умения применять знания в решении учебных и практических задач (тренировочные);

г) на формирование умений и навыков практического характера (развивающие);

д) на формирование творческого характера, умения применять знания в усложнённой ситуации (творческие);

е) на достижение планируемых результатов (контрольные).

По уровню самостоятельности учащихся:

а) воспроизводящие по образцу;

б) реконструктивно – вариативные (умение переформулировать, дать анализ условий, выбрать рациональный метод решения проблемы);

в) эвристические (перенос знаний в нестандартную ситуацию);

г) творческие (исследовательские).

По форме выполнения: а) классные; б) домашние; в) фронтальные;

г) групповые; д) индивидуальные.

По источнику знаний: а) работа с учебником; б) со справочной литературой; в) сочинения - эссе; г) работа в Интернет; д) работа с историческими документами;

е) работа с исторической картой; ж) работа со схемой, графиком, диаграммой; з) работа с учебным диском.

По способу выполнения: а) устные; б) письменные.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», – говорил К.Д. Ушинский. Такое разнообразие видов самостоятельных работ и будет тем материалом для организации самостоятельной работы учащихся, что позволит учителю сформировать у них способы деятельности11, заложенные в метапредметных результатах.

2.4. Организация самостоятельной деятельности учащихся.

Современные условия требуют от ученика умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Как учитель, я столкнулась с проблемой, что ученики не умеют и не хотят этого делать. Поэтому, работу по организации самостоятельной деятельности учащихся, формирующую метапредметные результаты я разделила на три этапа.

2.4.1. I этап - увлечь!

Любая деятельность начинается с мотивации. На этом этапе стараюсь заинтересовать учащихся своими предметами. Наличие мотивации ведет к формированию у обучающихся потребности в активной самостоятельной познавательной деятельности. Самый распространенный прием формирования мотивации - создание проблемных ситуаций. Предлагаю разные точки зрения при изучении темы, вопроса, ключевого события. Например, при изучении темы «Политика» предлагаю выбрать высказывание и объяснить свой выбор: 1.«Какая грязь эта политика! И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость – это и есть политика!» 2. «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталабер. При изучении темы «Средневековый город» задаю вопрос: «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» На уроках обществознания обсуждаем такие личностно значимые проблемы: Всегда ли правы взрослые? Сколько денег нужно человеку? Зачем человек учится? Зачем человеку семья? Обсуждение переходит в формулировку и изучение темы урока. Использую, проблемные ситуации, связанные с обсуждением цитат, афоризмов, притч;12 ситуации, обращенные к личному опыту обучающихся; ситуации, в основе которых – удивительный факт или реальная жизненная история. При изучении темы «Способности человека» в 6 классе привожу такой факт: «Говорят, великий Юлий Цезарь мог заниматься одновременно несколькими делами – и читал, и писал, и слушал, и разговаривал».  Способны ли вы на такое? О каких возможностях Цезаря говорит данный факт? Сформулируйте тему урока. Игровые задания кроссворды,13 ребусы,14 комиксы развивают познавательный интерес, помогают легче усваивать учебный материал, расширяют кругозор учащихся, способствуют формированию интеллекта, развитию памяти и внимания, логического мышления, сообразительности. Благодаря данным видам работ у обучающегося формируется познавательная мотивации и самомотивация к активной самостоятельной деятельности, что ведет к развитию метапредметных и личностных УУД.


2.4.2.II этап – научить!

Этап, на котором формируется база для развития умений работать самостоятельно. Большую помощь оказывают пособия УМК «Сферы» по истории для 5 и 6 классов для самостоятельной работы учащихся (тетрадь-тренажёр) и для проверки знаний (тетрадь-экзаменатор)15. Рабочие тетради по обществознанию к учебнику «Обществознание» для 5 и 6 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова. УМК «Сферы» ориентированы на усвоение учащимися базовых исторических знаний и на формирование и отработку навыков самостоятельного получения новых знаний и умений. Они формируют универсальные учебные действияи достижение учащимися такой ключевой компетенции, как умение учиться. Все компоненты УМК – тексты, тесты, задания, документы, карты, иллюстрации нацелены на формирование метапредметных результатов, развитие навыков самостоятельной, дискуссионной  работы, исторического и аналитического мышления. Учащимся очень нравятся задания на исправление ошибок в тексте.16 На своих уроках я использую такие приёмы работы с текстом:

  • Комментированное чтение текста.

  • Составление простого, сложного,цитатного и тезисного плана.

  • Составление сравнительных, хронологических таблиц.

  • Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

  • Умение делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам.

  • Составление схемы,17 таблицы,18 диаграммы по тексту учебника.

  • Анализ содержания рисунков,19 диаграмм и схем.

  • Написание конспекта.

  • Умение составлять вопросы, кроссворды, тесты, используя текст учебника.

  • Составление кластера, синквейна.

Например, при изучении темы «Образование»20 учащимися был составлен такой синквейн: 1.Образование. 2. Среднее, высшее. 3. Получают, повышают, закрепляют. 4. Образование необходимо на всю жизнь. 5. Самообразование.

Задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценку, выявлять закономерности, причины явления, события, выполняемые в ходе самостоятельных работ, формируют метапредметные результаты.
2.4.3. III этап – развить!

На этом этапе провожу работу по углублению полученных навыков, применению их на практике. Для развития и закрепления метапредметных результатов практикую участие  обучающихся в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, интернет - проектах. Существенную помощь в развитии самостоятельной деятельности учащихся оказывает использование ИКТ.

Использую средства Интернет и программу Power Point для творческой работы учащихся: при написании исследовательских работ21 для конкурса «Ученик года»,22 научно-практических конференций «Открытие» и «Первые шаги», краеведческих чтений, выполнения конкурсных заданий интернет-проектов: «Живая история», «Подросток и закон»,23 «Диалог культур»,24 «Мосты дружбы».

Использование презентаций позволяет мне решить проблему наглядности, дает возможность использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических и общественных деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменить записи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь, тетради – тренажёры ученика. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы, работать в группе.

Представление докладов, исследовательских работ и проектов сопровождается презентацией. Часто на уроке и при подготовке конкурсных и олимпиадных заданий обращаемся к виртуальным словарям и энциклопедиям. Оптимальное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания позволяет формировать метапредметные УУД учащихся: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); овладевать различными видами публичных выступлений; выполнять познавательные и практические задания. Формировать самостоятельность суждений, инициативность, мотивацию к обучению и познавательной деятельности предлагаю учащимся во Всероссийских молодежных предметных чемпионатах (ЦРО г. Пермь), в олимпиадах: «Эрудиты Планеты», «Три «Д», «Патриоты России», «Путь к Олимпу», по избирательному праву. Участие в олимпиадах стимулирует развитие личности обучающегося, формирует умение мыслить нестандартно, повышает самооценку. Работа над развитием метапредметных результатов – это не только предметные олимпиады, но подготовка и участие в конференциях. Реализовать себя учащиеся могут, принимая участие в школьной научно-практической конференции «Старт в науку», районной учебно-исследовательской конференции «Первые шаги», областном этапе Российской научной конференции школьников «Открытие». Для этого учащиеся выполняют исследовательскую работу. С большим интересом они работают над исследованиями по истории своей семьи, села, материалам школьного музея братьев Королёвых, на исторические и другие актуальные темы. И с каждой работой приобретают опыт исследовательской деятельности, которая способствует формированию регулятивных, логических, познавательных, метапредметных УУД. Целеполагание, планирование, умение составлять план. Прогнозирование, саморегуляция, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений – необходимые умения, формируемые посредством исследовательской деятельности у учащихся. У них формируется культура мышления, культура письменной и устной речи. Появляется способность критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. Учебная исследовательская деятельность становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве развивающей среды для формирования метапредметных умений.
  1   2   3   4

Похожие:

Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» iconМетодическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся...
«Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» и

Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» iconПлан научно методической работы на 2012 2013 учебный год методическая тема
Методическая тема: «Повышение информационной компетенции педагогов как средство активизации инновационной деятельности в рамках введения...

Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» iconМетодическая разработка Проведения учебного занятия на тему «Судебное разбирательство»
Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01

Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» iconSolutions
На современном этапе развития образования иностранный язык рассматривается как средство общения, познания, самореализации и социальной...

Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» icon«Оценка предметных и метапредметных результатов обучающихся в рамках фгос общего образования»
Категория слушателей: специалисты органов управления образованием, методических служб районов, учителя, заместители руководителей...

Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» iconИгровая деятельность как средство достижения результатов в условиях...
Библиография Приложения

Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» iconНовосибирской области государственное казенное учреждение новосибирской...
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования» приглашает...

Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» iconМетодическая разработка занятий в рамках внеурочной деятельности...
Методическая разработка предназначена для педагогов, занимающихся проведением занятий в рамках внеурочной деятельности по предотвращению...

Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» icon1. История объектов 1 История гума
Выставочная деятельность по праву является показателем развития страны и надо сказать, что Москва, как столица, продемонстрировала...

Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» iconПортфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru