Рабочая программа История Древнего мира 5 класс (фгос ооо)


НазваниеРабочая программа История Древнего мира 5 класс (фгос ооо)
страница1/5
ТипРабочая программа
blankidoc.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Покровская СШ

Рабочая программа

История Древнего мира

5 класс (ФГОС ООО)

2015 – 2016 учебный год

Составила: Назарова А. С. – учитель Истории и обществознания

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира» - М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса

является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2015.

- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2015. История Древнего мира.
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:

— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Общая характеристика предмета «История Древнего мира».

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно - деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю).

В программе предусмотрены вводный и повторительно – обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений.

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;

  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИСТОРИИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ЧАСОВ)



урока

Тема уроков

Содержание темы (ОУМ-опорный учебный материал; ДУМ-дополнительный учебный материал)

Тип урока

Универсальные учебные действия (УДД)

Планируемый результат

Виды контроля

Самостоятельная внеурочная деятельность (домашнее задание)

























1

Что изучает история?

Основные понятия: исторические периоды, дописьменная история, письменная история.

Основные факты: история Древнего мира - первый период в истории человечества

Вводная лекция с элементами беседы

Индивидуальная работа. Работа с рабочей тетрадью

Уметь:

- объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика;

- составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение

Ответы на вопросы

Учебник, введение, написать рассказ об исторических источниках древности

2

Древнейшие люди

Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния человека. Собирательство и охота. Овладение огнем.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Работа с текстом, с иллюстрациями. Составление рассказа по иллюстрациям

Уметь:

- давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

- описывать условия существования древнейших людей;

- излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

Беседа по вопросам

Учебник, П.1, сообщения о географических названиях родного края

3

Первобытные собиратели и охотники

Основные понятия: орудия труда, «человек разумный», родовые общины.

Исторические факты: расселение древнейшего человека, влияние природных условий на жизнь первобытного человека; «искатели пищи»: занятия, орудия труда, общества

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Работа с текстом, с рабочей тетрадью

Уметь:

- давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

- описывать условия существования древнейших людей;

- излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

Составление рассказа

Учебник, П.2, описание жизни первобытного человека. Орудий труда

4

Возникновение искусства и религии.

Основные понятия: религия, тотем, наскальная живопись, магия.

Исторические факты: представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства

Комплексное применение ЗУН

Заполнение таблицы, работа с рабочей тетрадью

Уметь:

- давать определение понятий: религии, искусство, колдовской обряд, душа;

— высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства;

- называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

Устный опрос

Учебник, П.3, составить кроссворд

5

Первобытные земледельцы и скотоводы

Основные понятия: присваивающее хозяйство, земледелие, скотоводство, соседская община, неравенство, знать.

Исторические факты: переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Развитие ремесла, обмен произведенными продуктами, зарождение неравенства, выделение родоплеменной знати

Изучение и первичное закрепление нового знания

Групповые формы работы

Уметь:

- давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;

- анализировать причины появления неравенства;

- сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени

Беседа, тесты, составление аналитической таблицы (Сравнение родовой и соседской общины)

Учебник, П.4,; Задание в Р. Т.

6

Появление неравенства и знати

Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины – к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати.

Урок усвоения новых знаний

Самостоятельная работа

с учебником и рабочей тетрадью

Уметь:

- давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;

- анализировать причины появления неравенства;

- сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени

Устный опрос

Учебник, П.5, вопросы, термины

7

Первобытный мир

(повторение и обобщение пройденного материала)

Понятия и факты по теме

Контроль, коррекция и

Оценка знаний

Самостоятельная работа

Уметь: - определять значение первобытной эпохи в истории человечества;

- описывать условия пер хода от первобытности к цивилизации


Контрольная работа №1

Учебник, П.П.1-5

8

Счет лет в истории

Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени

Урок усвоения новых знаний

Работа с рабочей тетрадью, решение задач

Уметь:

решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени

-осмыслить
различие понятий:

  • год,

  • век,

  • столетие,

  • эра

исторический период

Познавательные задачи

Составить Ленту времени, подготовить исторические задачи

9

Государство на берегах Нила.

Основные понятия: государство, папирус, дельта,

фараон.

Исторические факты

местоположение и природные условия,

объединение Египта

Урок - образ


Групповые формы

Работы. Составление таблицы

Уметь:

- показывать на исторической карте местоположение

Древнего Египта;

- характеризовать природные условия

Древнего Египта

(разливы Нила, плодородие почв,

жаркий климат);

- объяснять причины возникновения древнеегипетского государства


Работа с контурно й картой

Учебник, П6. Вопросы, термины, р.т. (22, 23)

10


Как жили земледельцы

и ремесленники в Египте

Основные понятия: шадуф, ремесло, вельможи, писцы.

- Исторические факты:

труд, жилище, быт

земледельцев и ремесленников;

чиновники, жрецы

Урок логического мышления

Групповые формы работы

Уметь:

— давать определение понятий: вельможи, писцы, налоги;

-характеризовать

существенные признаки и интересы

различных общественных групп


Беседа по вопросам, творческое задание

Учебник, П.7, составить рассказ «День египетского земледельца». Р.т.(25)

11

Военные походы фараонов

Основные понятия:

колесницы, дротики,

египетское войско, рабы,

завоевательные походы.

Исторические факты:

цели, причины, направления, итоги военных

походов египетских

фараонов


Урок логического мышления

Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами

Уметь:

- давать определение понятий: миф, религия, «олимпийские боги»;

- называть характерные

признаки и особенности

верований древних египтян


Понятийный диктант, фронтальный опрос

Учебник, П.9, вопросы, сочинение-эссе

12

Религия древ-

них египтян.

Основные понятия:

мифы, верования, религия,

«олимпийские боги».

Исторические факты:

боги и жрецы; мифы,

отражающие природные

явления; священное

животное; загробное

царство.

Изучение

и первичное

закрепление

новых знаний

Работа с тестом, составление таблицы

Уметь:

- давать определение понятий: миф, религия, «олимпийские боги»;

- называть характерные

признаки и особенности

верований древних египтян;

Тест. Составление таблицы «Сравнение религиозных верований первобытных людей и египтян»

Учебник, П. 10, вопросы, р.т. (31, 32)

13

Искусство древнего Египта

Основные понятия: храмы, пирамиды, сфинкс,

Исторические факты:

литература и искусство

Комплексное применение ЗУН

Работа с учебником, с рабочей тетрадью.

Описывать:

-предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

Фронтальный опрос)

Учебник.П.11, рисунки, подготовка сообщений, р.т. (35, 36)

14

Письменность и знания древних египтян

Основные понятия: иероглифы, папирус.

Исторические факты: научные познания древних египтян. Письменность. Древнеегипетская школа. Литература и искусство

Урок усвоения новых знаний

Словарная работа. Работа с учебником, с рабочей тетрадью

Уметь :

-в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации

Исторический диктант

Учебник, П.12, рисунки, подготовка сообщений

15

Древнее Междуречье

Основные понятия: Евфрат, Тигр, клинопись Исторические факты: письменность.

Урок - образ

Исторический диктант, работа с исторической картой.

Составление сравнительной таблицы «Географическая среда Египта и Междуречья »

Уметь: сравнивать природные условия древнейших государств, работать с картой

умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации

Устный опрос

Учебник, П,П,13-14, задание на к/к

16

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Основное понятие: -законы.

Исторические факты: возвышение Вавилона, законы Хаммурапи

Урок логического мышления

самостоятельная работа, работа с рабочей тетрадью

Уметь:

- анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

- высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

Беседа по вопросам, термины

Учебник, П.14, презентация «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

17

Финикия. Финикийские мореплаватели

Основные понятия: колонии, Карфаген, алфавит.

Исторические факты: особенности образования государства. Основание колоний. Достижения финикийцев

Урок логического мышления

Групповые формы работы

Уметь:

- показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;

- характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

Устный индивидуальный опрос

Учебник, П.15, вопросы, р. т .(63)

18

Библейские сказания.

Основные понятия: Библия, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет, правление Соломона, Давида.

Комплексное применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

- объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия; жертвенник.

Работа с документами

Учебник, П.16, контрольный пересказ мифов
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс (фгос ооо) iconУчебного курса «История» для 5 класса разработана на основе программы...
Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса разработана на основе программы А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой...

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс (фгос ооо) iconРабочая программа по курсу «Всеобщая история. История Нового времени»,...
...

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс (фгос ооо) iconРабочая программа по курсу «Всеобщая история. История Нового времени» 7 класс
...

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс (фгос ооо) iconРабочая программа по курсу «Всеобщая история. История Нового времени» 7 класс
...

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс (фгос ооо) iconРабочая программа курса «История» 9 -б класс на 2015 2016 учебный...
Человек в истории: условия жизни и быта людей в различные исторические эпохи; их потребности, интересы, мотивы действия; восприятие...

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс (фгос ооо) iconПояснительная записка Курс «История Отечества. Всемирная история»
Отечества, истории Древнего мира, Средних веков, Новой и Новейшей истории зарубежных стран. Его главная задача- сформировать у старшеклассников...

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс (фгос ооо) iconРабочая программа по географии 10 класс базовый уровень
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2010. (Допущены Министерством образования...

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс (фгос ооо) iconПаспорт программы дисциплины Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью образовательной программы высшего образования в соответствии с фгос впо по направлению...

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс (фгос ооо) iconПояснительная записка История 7 класс Программа составлена на основе...
Авторы программы предлагают учебно-методический комплект: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца ху1 до конца ху111...

Рабочая программа История Древнего мира 5 класс (фгос ооо) iconРоссийской федерации
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлению подготовки «44. 03. 05 Педагогическое образование» (5...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru