Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Покровская СШ
Рабочая программа
История Древнего мира
5 класс (ФГОС ООО)
2015 – 2016 учебный год
Составила: Назарова А. С. – учитель Истории и обществознания
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера «История Древнего мира» - М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса
является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2015.
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2015. История Древнего мира. Цель изучения предмета «История Древнего мира»:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования. Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Общая характеристика предмета «История Древнего мира».
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно - деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю).
В программе предусмотрены вводный и повторительно – обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
различать причину и следствие исторических событий, явлений;
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИСТОРИИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ЧАСОВ)
№
урока
| Тема уроков
| Содержание темы (ОУМ-опорный учебный материал; ДУМ-дополнительный учебный материал)
| Тип урока
| Универсальные учебные действия (УДД)
| Планируемый результат
| Виды контроля
| Самостоятельная внеурочная деятельность (домашнее задание)
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Что изучает история?
| Основные понятия: исторические периоды, дописьменная история, письменная история.
Основные факты: история Древнего мира - первый период в истории человечества
| Вводная лекция с элементами беседы
| Индивидуальная работа. Работа с рабочей тетрадью
| Уметь:
- объяснять значение понятий: археология, этнография, нумизматика, геральдика;
- составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение
| Ответы на вопросы
| Учебник, введение, написать рассказ об исторических источниках древности
| 2
| Древнейшие люди
| Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния человека. Собирательство и охота. Овладение огнем.
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Работа с текстом, с иллюстрациями. Составление рассказа по иллюстрациям
| Уметь:
- давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;
- описывать условия существования древнейших людей;
- излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека
| Беседа по вопросам
| Учебник, П.1, сообщения о географических названиях родного края
| 3
| Первобытные собиратели и охотники
| Основные понятия: орудия труда, «человек разумный», родовые общины.
Исторические факты: расселение древнейшего человека, влияние природных условий на жизнь первобытного человека; «искатели пищи»: занятия, орудия труда, общества
| Изучение и первичное закрепление новых знаний
| Работа с текстом, с рабочей тетрадью
| Уметь:
- давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;
- описывать условия существования древнейших людей;
- излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека
| Составление рассказа
| Учебник, П.2, описание жизни первобытного человека. Орудий труда
| 4
| Возникновение искусства и религии.
| Основные понятия: религия, тотем, наскальная живопись, магия.
Исторические факты: представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства
| Комплексное применение ЗУН
| Заполнение таблицы, работа с рабочей тетрадью
| Уметь:
- давать определение понятий: религии, искусство, колдовской обряд, душа;
— высказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства;
- называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей
| Устный опрос
| Учебник, П.3, составить кроссворд
| 5
| Первобытные земледельцы и скотоводы
| Основные понятия: присваивающее хозяйство, земледелие, скотоводство, соседская община, неравенство, знать.
Исторические факты: переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Развитие ремесла, обмен произведенными продуктами, зарождение неравенства, выделение родоплеменной знати
| Изучение и первичное закрепление нового знания
| Групповые формы работы
| Уметь:
- давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;
- анализировать причины появления неравенства;
- сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени
| Беседа, тесты, составление аналитической таблицы (Сравнение родовой и соседской общины)
| Учебник, П.4,; Задание в Р. Т.
| 6
| Появление неравенства и знати
| Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины – к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати.
| Урок усвоения новых знаний
| Самостоятельная работа
с учебником и рабочей тетрадью
| Уметь:
- давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;
- анализировать причины появления неравенства;
- сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени
| Устный опрос
| Учебник, П.5, вопросы, термины
| 7
| Первобытный мир
(повторение и обобщение пройденного материала)
| Понятия и факты по теме
| Контроль, коррекция и
Оценка знаний
| Самостоятельная работа
| Уметь: - определять значение первобытной эпохи в истории человечества;
- описывать условия пер хода от первобытности к цивилизации
| Контрольная работа №1
| Учебник, П.П.1-5
| 8
| Счет лет в истории
| Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени
| Урок усвоения новых знаний
| Работа с рабочей тетрадью, решение задач
| Уметь:
решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени
-осмыслить различие понятий: исторический период
| Познавательные задачи
| Составить Ленту времени, подготовить исторические задачи
| 9
| Государство на берегах Нила.
| Основные понятия: государство, папирус, дельта,
фараон.
Исторические факты
местоположение и природные условия,
объединение Египта
| Урок - образ
| Групповые формы
Работы. Составление таблицы
| Уметь:
- показывать на исторической карте местоположение
Древнего Египта;
- характеризовать природные условия
Древнего Египта
(разливы Нила, плодородие почв,
жаркий климат);
- объяснять причины возникновения древнеегипетского государства
| Работа с контурно й картой
| Учебник, П6. Вопросы, термины, р.т. (22, 23)
| 10
| Как жили земледельцы
и ремесленники в Египте
| Основные понятия: шадуф, ремесло, вельможи, писцы.
- Исторические факты:
труд, жилище, быт
земледельцев и ремесленников;
чиновники, жрецы
| Урок логического мышления
| Групповые формы работы
| Уметь:
— давать определение понятий: вельможи, писцы, налоги;
-характеризовать
существенные признаки и интересы
различных общественных групп
| Беседа по вопросам, творческое задание
| Учебник, П.7, составить рассказ «День египетского земледельца». Р.т.(25)
| 11
| Военные походы фараонов
| Основные понятия:
колесницы, дротики,
египетское войско, рабы,
завоевательные походы.
Исторические факты:
цели, причины, направления, итоги военных
походов египетских
фараонов
| Урок логического мышления
| Работа с контурной картой, беседа, работа над терминами
| Уметь:
- давать определение понятий: миф, религия, «олимпийские боги»;
- называть характерные
признаки и особенности
верований древних египтян
| Понятийный диктант, фронтальный опрос
| Учебник, П.9, вопросы, сочинение-эссе
| 12
| Религия древ-
них египтян.
| Основные понятия:
мифы, верования, религия,
«олимпийские боги».
Исторические факты:
боги и жрецы; мифы,
отражающие природные
явления; священное
животное; загробное
царство.
| Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний
| Работа с тестом, составление таблицы
| Уметь:
- давать определение понятий: миф, религия, «олимпийские боги»;
- называть характерные
признаки и особенности
верований древних египтян;
| Тест. Составление таблицы «Сравнение религиозных верований первобытных людей и египтян»
| Учебник, П. 10, вопросы, р.т. (31, 32)
| 13
| Искусство древнего Египта
| Основные понятия: храмы, пирамиды, сфинкс,
Исторические факты:
литература и искусство
| Комплексное применение ЗУН
| Работа с учебником, с рабочей тетрадью.
| Описывать:
-предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.
| Фронтальный опрос)
| Учебник.П.11, рисунки, подготовка сообщений, р.т. (35, 36)
| 14
| Письменность и знания древних египтян
| Основные понятия: иероглифы, папирус.
Исторические факты: научные познания древних египтян. Письменность. Древнеегипетская школа. Литература и искусство
| Урок усвоения новых знаний
| Словарная работа. Работа с учебником, с рабочей тетрадью
| Уметь :
-в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации
| Исторический диктант
| Учебник, П.12, рисунки, подготовка сообщений
| 15
| Древнее Междуречье
| Основные понятия: Евфрат, Тигр, клинопись Исторические факты: письменность.
| Урок - образ
| Исторический диктант, работа с исторической картой.
Составление сравнительной таблицы «Географическая среда Египта и Междуречья »
| Уметь: сравнивать природные условия древнейших государств, работать с картой
умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации
| Устный опрос
| Учебник, П,П,13-14, задание на к/к
| 16
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
| Основное понятие: -законы.
Исторические факты: возвышение Вавилона, законы Хаммурапи
| Урок логического мышления
| самостоятельная работа, работа с рабочей тетрадью
| Уметь:
- анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;
- высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей
| Беседа по вопросам, термины
| Учебник, П.14, презентация «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
| 17
| Финикия. Финикийские мореплаватели
| Основные понятия: колонии, Карфаген, алфавит.
Исторические факты: особенности образования государства. Основание колоний. Достижения финикийцев
| Урок логического мышления
| Групповые формы работы
| Уметь:
- показывать на карте расположение Финикии и пути следования финикийских мореплавателей;
- характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры
| Устный индивидуальный опрос
| Учебник, П.15, вопросы, р. т .(63)
| 18
| Библейские сказания.
| Основные понятия: Библия, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет, правление Соломона, Давида.
| Комплексное применение ЗУН
| Групповые формы работы
| Уметь:
- объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия; жертвенник.
| Работа с документами
| Учебник, П.16, контрольный пересказ мифов
| |