Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет имени
О.Е. Кутафина (МГЮА)»
| Оренбургский институт (филиал)
Кафедра теории государства и права
Практикум
«Рабочая тетрадь студента
по курсу Теория государства и права»
Оренбург
2014 УДК 340 (07)
ББК 67.0 я 73
Р 13 Издание первое.
Печатается по решению Редакционного Совета Оренбургского института.
Рецензент – к.ю.н., доцент Сиваракша И.В.
Авторы – составители:
заведующий кафедрой, к.ю.н., доцент Колотов А.Ф.,
к.ю.н., старший преподаватель Вырлеева-Балаева О.С.
Практикум составлен в соответствии с курсом теории государства и права и предназначен студентам высших и среднеспециальных учебных заведений для закрепления и проверки пройденного материала по темам дисциплины. Практикум содержит задания различной степени сложности по основным темам теории государства и права.
УДК 340 (07)
ББК 67.0 я 73
Р 13
Коллектив авторов. 2014 год Содержание Введение…………………………………………………………………………………..……....4
Тема 1 Предмет и методология теории государства и права………………...................…..…5
Тема 2 Происхождение государства и права………………………...........................................7
Тема 3 Понятие, сущность, социальное назначение и типология государств…………..…10
Тема 4 Форма (формообразование) государства……………………..………………...…….14
Тема 5 Функции государства……………………….…………………………………………18
Тема 6 Механизм государства……………………….………………..…………………...…..21
Тема 7 Государство в политической системе общества………..…………………………....24
Тема 8 Понятие, сущность и социальное назначение права…………………………………24
Тема 9 Право в системе регулирования общественных отношений………………………..30
Тема 10 Право и государство, право и экономика, право и другие
социальные институты………………………………………………………………………...33
Тема 11 Принципы и функции права…….………………………………………………..…..37
Тема 12 Источники права………………………………………………………………….…...38
Тема 13 Нормы права………………………...…………………………………………………41
Тема 14 Правотворчество…………………………………… …………………………….......44
Тема 15 Юридическая техника…...………………………… …………………………….......47
Тема 16 Система права и система законодательства……………………………………........48
Тема 17 Правовые отношения……………………………… …………………………….......53
Тема 18 Реализация права. Пробелы и коллизии в праве………………………………..…..57
Тема 19 Толкование права…………………………………… ……………………………......59
Тема 20 Механизм правового регулирования……………………….…………… ………….61
Тема 21 Правомерное поведение и правонарушения……………….………………… …….62
Тема 22 Юридическая ответственность…………………………………… .…………….......66
Тема 23 Правосознание и правовая культура……………… …………………………….......68
Тема 24 Законность и правопорядок…………………………………… …………..…….......70
Тема 25 Правовые системы современности………..……… …………………………….......73
Тема 26 Права человека...…………………………………… …………………………….......76
Тема 27 Правовое государство…………...………………… …………………………….......78
Тема 28 Социальное государство…………………………………… ………………...….......82
Введение
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов, изучающих дисциплину «Теория государства и права».
Самостоятельная работа студентов при выполнении заданий в рабочей тетради преследует следующие цели:
- закрепление пройденного материала по темам дисциплины;
- стимулирования студентов к изучению дополнительной литературы по каждой теме;
- творческого осмысления и выработке собственного отношения к поставленным вопросам.
Задания в рабочей тетради составлены по всем темам, предусмотренным рабочей программой дисциплины «Теория государства и права».
Задания в рабочей тетради представлены в виде: составления схем, таблиц, заданий для творческого эссе, решения различных правовых ситуаций.
При выполнении задания студенту необходимо:
- внимательно прочитать текст задания;
- найти необходимую информацию в теоретическом материале по соответствующей теме;
- найти, при необходимости, в словаре основных терминов по дисциплине «Теория государства и права» то или иное понятие, необходимое для выполнения задания, понять его, запомнить;
- выполнить задание письменно в специально предусмотренном для этого в рабочей тетради месте;
- быть готовым защитить свое решение при обсуждении задания в группе.
Рабочая тетрадь является приложением к Рабочей учебной программе по курсу «Теория государства и права», так как содержит практический материал для закрепления всех тем программы.
Тема 1 Предмет и методология теории государства и права Задание 1 Прочитав определение науки теории государства и права, определите её предмет ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2 Право и государство – это две тесно связанные между собой части юридической действительности. В чем выражается единство и взаимодействие государства и права? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3 Напишите небольшое эссе1 по теме: «Нужна ли юридическая теория практику?»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2 Происхождение государства и права Задание 1 Назовите обычаи, существующие в современном обществе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________ Задание 2 Определите, какой из теорий происхождения государства придерживались авторы, оставившие нам следующие строки:
1 «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»… Человек является тенью Бога, раб является тенью человека, а царь равен Богу». (Законы царя Хаммураппи)
______________________________________________________________________________ 2 «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». (Послание апостола Павла к римлянам)
______________________________________________________________________________ 3 «Человеком движут естественные страсти, стремление к наживе, алчность и недоверие друг к другу. Если их не сдерживать, то люди просто погибнут в войне. Но человек имеет разум, а потому, чтобы выжить, осознанно уступает часть своей свободы государству, которое должно быть грозным». (Т. Гоббс «Левиафан»)
______________________________________________________________________________ 4 «Государство и классы начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания». (К. Каутский)
______________________________________________________________________________
5. «Государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса… С исчезновением классов неизбежно исчезнет и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место; в музей древности рядом с прялкой и топором». (Ф. Энгельс)
______________________________________________________________________________ Задание 3 Авторы учебника «История первобытного общества» В.П. Алексеев и А.И. Першиц утверждают, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там, где еще не было государства».
Согласны ли вы с тем, что процесс развития права начинается после возникновения государства? Как вы относитесь к идее существования «догосударственного права»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4 Выберите правильный ответ:
1. Мононормы – это:
а) правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;
б) нормы, регулировавшие схожие общественных отношений;
в) единые, нерасчлененные специфические правила поведения;
г) правила поведения регулировавшие отношения на основе первобытных представлений о добре и зле.
2. Отношения регулировались «мононормами» в …
а) первобытном обществе;
б) рабовладельческом обществе;
в) феодальном обществе;
г) раннебуржуазном обществе. 3. Подберите понятие к данному определению: «Утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающее им общеобязательную силу»:
а) правообразование;
б) санкционирование;
в) правотворчество;
г) затрудняюсь ответить. 4. Основной орган власти родовой общины – это:
а) собрание членов рода;
б) вождь;
в) совет старейшин;
г) нет верного ответа. 5. Власть в первобытном обществе опиралась…
а) на авторитет и обычаи;
б) на вооруженную силу;
в) на систему органов власти. 6. Что такое «неолитическая революция»?
а) переход общества от присваивающей экономики к производящей;
б) одно из общественных разделений труда;
в) переход от первобытного к государственно-организованному обществу.
7. Каковы особенности власти в первобытном обществе?
а) принадлежала всей родовой общине, осуществлялась на общественных началах, опиралась на авторитет, уважение, обычаи;
б) принадлежала определенной социальной группе и опиралась на принуждение социальных структур;
в) осуществлялась особой группой людей, не принимавших участие в хозяйственной деятельности рода.
Задание 5 Назовите основные причины возникновения и развития права.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|