Скачать 0.88 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г.Буинска РТ. «Утверждено» на методическом совете ЦВР. Протокол №__ от «__»___________2013г. Адаптированная программа туристского объединения «Тропинка» Возраст обучающихся -11-18 лет Срок реализации программы-3 года педагог дополнительного образования туристско-краеведческого отдела Салабайкин Валерий Николаевич. г. Буинск 2013 г. Ι РАЗДЕЛ Пояснительная записка Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемые программы разработаны по блочно-модульному принципу. Первый год обучения является базовым т.к. дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься каким-либо видом туризма или краеведения. Данная программа основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях:
При этом необходимо учитывать принципы организации самодеятельности объединения (группы) для успешной реализации данной программы:
организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость. Цели и задачи программы Цель: 1. Воспитание духовно-нравственных ценностей у учащихся, направленное на самосовершенствование личности. Задачи:
Организация учебно-тренировочного процесса программы предусматривается в течение календарного года. Педагог может увеличивать объемы учебно-тренировочных нагрузок и продолжительность занятий в каникулярное время. Как правило, в это время организуются учебно-тренировочные походы, сборы, профильные лагеря с круглосуточным пребыванием занимающихся. Рекомендуется использовать методику «погружения» детей (подростков) в проблему (учебно-тренировочный или образовательный процесс, туристско-спортивные мероприятия или организация быта в полевых условиях), для разрешения которой необходимо коллективно-командное (самодеятельное) решение комплекса задач за сравнительно ограниченный временной отрезок с полной концентрацией средств и сил. Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия. При решении вопросов, связанных с индивидуальными нагрузками (весовые, объемные, интенсивность тренировок) для занимающихся , необходима их строгая дифференциация и индивидуализация с учетом физического, половозрастного, морально-волевого и функционального развития. Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение зачетного туристского похода, экспедиции, участия в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Она должна включать краеведческое изучение региона; разработку маршрута; переписку с общественно-туристскими и детско-юношескими организациями (объединениями) региона; распределение должностно-ролевых обязанностей; организационную и хозяйственную подготовку; проверку тактико-технической, морально-волевой, физической готовности воспитанников к учебным походам по родному краю. Педагогу необходимо уделять внимание психологической подготовке воспитанников к зачетному мероприятию, культуре межличностного общения, формированию коллектива. Программа объединения (кружков, секций) рассчитаны на учащихся 5 – 11 классов и предусматривают приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, инструкторской деятельности в своем классе, школе, туристском объединении; необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию, званий «Юный турист России», «Турист России», «Юный судья», «Младший инструктор туризма». Программа предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана на 3 года обучения, но в случае необходимости могут быть использованы в течение более длительного срока. После прохождения трехлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, составляет 144 часа в год из расчета 4 часа в неделю в первый год обучения, 144 часов из расчета 4 часов в неделю, в последующие года, причем практические занятия составляют большую часть программы. Рекомендуемый минимальный состав группы в первый год – 15 человек. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (2 – 3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация. На второй год обучения -12 детей, третий и последующие года -10 детей Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять требования «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать учителей – предметников, опытных судей, инструкторов, врачей, спасателей, спортсменов. Практические занятия проводятся в 1-3-х дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (в классе, спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных или категорийных походах, учебно-тренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях. Приведенный перечень практических занятий является примерным и может быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения. Особое внимание необходимо обратить на общую и специальную физическую подготовку занимающихся в объединениях детей. В связи со спецификой работы туристских объединений, время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности, экскурсий в своем населенном пункте, устанавливается в количестве 4 часов; за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, любого другого туристского мероприятия за пределами своего населенного пункта – 8 часов. После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного степенного или категоричного похода или участие в многодневном слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п. Ожидаемые результаты Первый год обучения (базовый) предполагает преподавание основ техники пешеходного туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения. При этом по окончании базовой подготовки предусматривается участие в соревнованиях: по личной и командной технике пешеходного туризма (ТПТ), на контрольно-туристском маршруте (КТМ) на дистанциях 1-2 класса, по спортивному ориентированию районного масштаба, а также участие в однодневном туристско-тренировочном походе. Второй год обучения предполагает обучение техническим видам личной и командной техники пешеходного туризма (ТПТ), прохождению контрольно-туристского маршрута (КТМ), туристскому ориентированию. При этом по окончании начальной подготовки предусматривается участие в соревнованиях на дистанциях 1-2 класса по туристскому многоборью, спортивному ориентированию районного масштаба, а также участие в нескольких однодневных и двухдневных тренировочных туристских походах. Третий год обучения предполагает дальнейшее расширение и углубление знаний по туристско-спортивной подготовке; участие в зачетных туристских соревнованиях: по личной и командной технике пешеходного туризма (ТПТ), на контрольно-туристском маршруте (КТМ) на дистанциях 2-3 класса городского, участие в соревнованиях по спортивному ориентированию в заданном направлении, по выбору; участие в многодневном походе, подготовку организаторов туристского движения, старших судей технических этапов; участие в зачетных соревнованиях по спортивному ориентированию. (этап туристско-спортивного совершенствования и высших достижений) предусматривает становление туристского мастерства, совершенствование технико-тактического мастерства, отработка приемов прохождения этапов; участие в зачетных соревнованиях: по личной и командной технике пешеходного туризма (ТПТ), на контрольно-туристском маршруте (КТМ) на дистанциях 3-4 класса городского, республиканского масштабов; выполнение взрослых спортивных разрядов, участие в зачетных соревнованиях по спортивному ориентированию ФОРМА оценки полученных знаний, умений, навыков
|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Буинска рт | Обсуждаются традиционные для психологии личности проблемы: мотивация, темперамент, способности, эмоции и защитные механизмы, социальные... | ||
Дисциплина относится к разделу учебно-производственной практики. Как дисциплина общегуманитарной культуры, расширяет эрудицию, способствует... | В настоящее время самое пристальное внимание уделяется развитию ребенка как уникальной личности с его индивидуальными способностями,... | ||
Пэвм; ориентация на профессиональную деятельность в условиях автоматизированного промышленного производства; совершенствование познавательных... | Средства массовой информации: телевидение и видео. Совершенствование умения выражать свое мнение и аргументировать его. Карманные... | ||
Поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих... | Принципы построения программы логопедического сопровождения личности дошкольника 6-7 лет | ||
Программа «Плетение из бересты» посвящена сохранению и развитию этого вида народно-прикладного творчества, ее цель воспитать интерес... | Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |