РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ методическим советом школы Директор школы __________ Е.И. Медведева
Протокол № 1 Приказ № 137
от 26 августа 2014 г. от 28 августа 2014 г.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бабушкинская средняя школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию
для 6 класса
(Базовый уровень) на 2014-2015 учебный год
Учитель –
Пискунова Ида Алексеевна
с. им. Бабушкина, 2014
Пояснительная записка
к рабочей программе по обществознанию (6 класс)
Программа составлена на основе:
1) Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089).
2) Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. Под. ред. Соколова Л.А., М.: Просвещение 2010г.;
3) Авторской программы Козленко С.И, Козленко И.В. Обществознание. Программа курса для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений. – М.:ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2007, - 32с.
4) УМК:
1. Обществознание, учебник для 6 класса, А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. 11-е изд.М.: ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2008. – 184 с.
2. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание» 6 класс, 4-е издание, переработанное М.: ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2008. – 184 с.
3. Поурочные разработки по обществознанию 6 класс. К УМК А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой
4. Практические занятия по методике преподавания обществознания. Яковлева С.П. Брянск: БГУ имени И.Г. Петровского, 2004. - 30 с. Основные цели курса:
Данная программа раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 6 классе по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.
Важнейшими целями изучения курса в данном классе являются:
- создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;
- воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
- овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;
- формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Курс «Обществознание» в 6 классе опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Курс «Обществознания» выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Основным содержанием курса в 6 классе является:
- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которые прошло человечество;
- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;
- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико – правовой и духовной;
- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.
В 6 классе можно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:
- обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
- формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и СМИ.
Количество часов - 34 часа. Требования к уровню подготовки . Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Итоговая (четвертная) оценка обучающихся будет складываться из:
серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Критерии оценки
ОЦЕНКА «5» - выставляется за безукоризненное знание материала, использование различных версий для раскрытия темы, владение обществоведческими терминами, объяснение причинно-следственной связи событий, творческий подход к рассмотрению проблемы.
ОЦЕНКА «4» - выставляется за достаточно полное знание материала, владение понятийным аппаратом, умение анализировать различные события, высказывать свою точку зрения.
ОЦЕНКА «3» - выставляется за недостаточно грамотное употребление терминов, поверхностное знание материала.
ОЦЕНКА «2» - выставляется в том случае, если учащийся совершенно не владеет понятийным аппаратом, не может раскрыть суть события или проблемы.
Содержание программы: РАЗДЕЛ I: Общество и человек (8 часов)
Тема 1: Что такое общество? «Понятие общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство», и «общество».Разнообразие значений понятия « общество».
Общество – целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.
Основные понятия темы: общество, общественная жизнь, страна, государство, сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.
Тема 2: Происхождение и развитие человека. Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращение в существо общественное, социальное. Человек – биосоциальное существо.
Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.
Основное понятие темы: Человек – биосоциальное существо.
Тема 3: Исторические ступени развития общества. Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное ( постиндустриальное) общество. Социальный процесс.
Основные понятия темы: Аграрное общество, индустриальное общество, информационное ( постиндустриальное) общество, социальный процесс.
Тема 4: Современное общество. Современное производство. Научно – техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть – Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы – символы нашего времени.
Мировое сообщество. Проблемы современного общества.
Основные понятия темы: Научно – техническая революция, информационная революция, Интернет,
мировое сообщество.
Тема 5: Человечество как сумма поколений. Поколение. Взаимоотношения поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.
Основные понятия темы: поколение, культура, культурное наследие.
Тема 6: Человек, общество, природа. Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества, природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества, природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.
Основные понятия темы: биосфера, экология, экологический кризис, охрана природы.
Повторение: ( 1 час)
РАЗДЕЛ II: Экономическая сфера общества ( 7 часов) Тема 7: Что такое экономика? Происхождение понятия «Экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.
Основные понятия темы: экономика, потребности, блага, производство, затраты производства, производитель, потребитель.
Тема 8: Рынок. Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости платежа. Банки.
Основные понятия темы: рынок, обмен, рыночная цена, деньги, банк, вклад.
Тема 9: Что такое предпринимательство и бизнес? Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма, Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.
Основные понятия темы: предпринимательство, бизнес, фирма, капитал.
Тема 10: Домашнее хозяйство. Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.
Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.
Основные понятия темы: Домашнее хозяйство семьи; семейный бюджет; доходы и расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.
Тема 11: Экономическая деятельность подростков. Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия несовершеннолетних детей в экономической сфере.
Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.
Основные понятия темы: молодежная экономика; карманные деньги.
Тема 12: труд с точки зрения закона. Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения конституции российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы.
Регулятор трудовой деятельности – трудовой кодекс российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетними. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора.
Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.
Повторение: ( 1 час)
РАЗДЕЛ III: социальная сфера общества (4часа) Тема 13: социальная структура общества. Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные, Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность – нищета.
Основные понятия темы: Социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.
Тема 14: Семья. Семья – малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.
Основные понятия темы: семья; брак.
Тема 15: Правила и нормы поведения в обществе. Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.
Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.
Повторение: ( 1 час) РАЗДЕЛ IV: Политика и право (6 часов)
|