Методические указания часть I издательство Московского университета Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета


НазваниеМетодические указания часть I издательство Московского университета Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета
страница1/5
ТипМетодические указания
blankidoc.ru > Туризм > Методические указания
  1   2   3   4   5
Общий практикум по психологии метод наблюдения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Часть I

Издательство Московского университета

Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета

общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. Указания. Часть 1 / Под ,ред. М.Б.Миxaлевской. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1985. – 57с. •


077(02) - 85 - заказное
Издательство

Московского университета, 1985


ПРЕДИСЛОВИЕ.

Настоящее уче6в:ое пособие для лабораторных занятий студентов в Общем практикуме по психологии университетов состоит из четырех частей. В первую часть помимо "Введения", содержащего основные по­ложения психологического Meтодa наблюдения, включены 2 уче6ных зада­ния, 06ъединяемые 06щностью направления применения метода наблюдения в психологии труда. Первое из этих заданий входит в состав обя­зательных и отрабатывается всеми студентами, второе как контрольное ­только частью студентов по их выбору из .других контрольных заданий.

ВВЕДЕНИЕ

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

На6людеилем обычно называют целенaпpaв.ленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное зада­чей на6людателя и не тре6упцее от него "вмешательства" путем созда­ния специальных условий в "жизнь" на6людaемого процесса, явления.

От бесцельного пассивного "глaзения", которое тоже никак не изменя­ет условий существования рассматриваемого явления. наблюдение отли­чается прежде всего тем, что подчинено определенной цели, совершает­ся по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его резуль­татов.

Наблюдение - активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об 06ъектах наблюдения или проверять исходные пред­положения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечи­вает познание путем прямого контакта при помощи органов ЧУВСТВ 6 06ъектом изучения, оно стало исторически первым научным методом.

Термин "наблюдение", как справедливо считает Е.А. Климов I ис­пользуется в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, как метод и как методика. Рассмотрим их поочередно.

Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные чер­ты. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями при60ров,

3

проводит осмотр по определенному плану; врач проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна. Является наблюдение научным или практическим определяется прежде всего характером целей. Научное наблюдение всегда преследует исследовательские, познавательные цели. Наблюдение, включенное в практическую деятельность, направлено на ее обслужива­ние, результаты наблюдения немедленно используются для достижения ОСНОВНОЙ цели практической деятельности: врачом для постановки диаг­ноза, оператором для управления распределением электроэнергии, сле­дователем для раскрытия преступления. Таким образом тут же проверя­ется истинность, объективность результатов наблюдения.

Термин "метод" употреблялся еще в древнем мире как синоним "учения". В настоящее время в философской литературе метод в широком смысле понимается как "форма практического и теоретического освое­ния действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объек­та" (Философская энциклопедия, т. З, с. 409). Иначе говоря, метод включает, с одной стороны систему регулятивных принципов практической и познавательной теоретической деятельности, то есть приемов изготовления изделий или способов исследования и изложения материа­ла, и, о другой стороны, - способ истолкования фактов (А.П. Кyпpиян). В согласии о этой точкой зрения Е.А. Климов считает, что метод наб­людения в психологии представляет собой систему положений о сущности И специфике психологического наблюдения, об его возможностях и ограничениях, как метода научного исследования, об орудийном оснаще­нии, о структуре и разновидностях деятельности психолога в роли наб­людателя. Наблюдение является одним из методов обора данных, таких как эксперимент, беседа, опрос или анализ продуктов деятельности, и отличается от них либо типом отношения к объекту изучения (в экспе­рименте I), беседе исследователь вызывает изучаемое им явление путем создания: специальных условий), либо наличием прямого визуального и слухового контакта о объектом изучения (таковой отсутствует при ана­лизе продуктов деятельности и далеко не всегда имеет место в эксперименте). Основными характеристиками психологического метода на6лю­деияя являются целенаправленность, опосредованность теоретическими

1) Более подробно о соотношении наблюдения и эксперимента см. Е Приложении.

4

представлениями и планомерность. С методической точки зрения наблю­дение в психологии характеризуется "универсальностью", то есть при­менением его к изучению такого широкого круга психических явлений, какого, пожалуй, не имеет никакой другой метод психологии, гибкостью, то есть возможностью по ходу наблюдения изменять по необходимости "поле охвата" изучаемого объекта или проверяемую гипотезу, и отсутствием или минимальнейшими требованиями к аппаратурному обеспечению проведения наблюдения. Эти характеристики позволяют ему сохранить до сих пор свое значение как основного метода психологии.

Применительно к данной конкретной задаче исследования, о учетом специфической природы изучаемой реальности, ситуации, условий, в которых должно проводиться исследование, наличия определенных предметных средств для осуществления наблюдения и фиксации его результа­тов метод наблюдения реализуется в виде конкретной методики. Под методикой наблюдения обычно понимается (Е.А. Климов, Г. Фазнахт) социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно пред­ставленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач. в зарубеж­ной психологической литературе используется термин " техники наблю­дения" как синоним приведенного здесь понимания: методики. Методики наблюдения различаются способами организации деятельности Наблюдения, приемами расчленения (квантификации) наблюдаемого потока изучаемой реальности, характером и величиной единиц наблюдения, приемами фиксации наблюдаемого (запись от руки, кино-, фото-, видео-ре­гистрация) и способами анализа результатов (качественный, количественный. Методика, как самое полное описание всей процедуры наблю­дения включает: выбор ситуации и объекта на6людени.я:, который опре­деляется прежде всего целью исследования и в известной мере теорети­ческими представлениями об изучаемой реальности; программу (схему) наблюдения в виде переменного перечня признаков (аспектов) наблюдаемого, поведения, единиц наблюдения с подробным их описанием, а также способ и форму фиксации результатов на6люцения;описание требований к организации работы наблюдателя; описание способа обработки и представления полученных данных.

Данный раздел общего практикума по психологии имеет целью оз­накомление студентов с особенностями психологического наблюдения и овладение основами построения методики наблюдения применительно к конкретной исследовательской задаче.

2 - 1612
5
Особенности метода наблюдения в психологии
Специфические черты, отличающие метод наблюдения в психологии от характеристик этого метода в других науках, 06условлены рядом факторов, которые мы рассмотрим ниже. Все они так или иначе связаны

с особенностями психики как предмета, изучаемого нашей наукой. Пси­хическая жизнь недоступна прямому на6людению извне, скрыта от глаз стороннего человека. Часть ее открывается внутреннему взору, позна­ется с помощью самона6людения. С этим обстоятельством связан тот факт, что в течение целого периода истории психологии самонаблюде­ние (интроспекция) оставалось единственным методом нашей науки. Но самонаблюдению открывается только малая часть, как верхушка айсберга, выступающего из воды, если вся психическая жизнь - айсберг. По мере превращения психологии в самостоятельную науку развивались ме­тоды объективного исследования психики и метод наблюдения в их чис­ле I). Наблюдение служит одним из методов познания психической реаль­ности В той мере, в какой последняя имеет внешние проявления, и с той тонкостью и глубиной, какую может обеспечить теория, в рамках которой проводятся те или иные наблюдения и интерпретируются его данные.

Советская психология исходит из марксистского понимания активной преобразующей сущности деятельности людей. Исследования отечест­венных психологов основываются на принципах единства сознания и деятельности, общего строения внешней и внутренней деятельности, взаимосвязь значения и личностного смысла образующих сознания

(л.с. Выготский, с.л. Ру6инштейн, А.Н. Леонтьев). Эти принципы составляют методологическую базу применения метода наблюдения в эмпири­ческих психологических исследованиях и предполагают возможность изу­чения разных уровней психического отражения на основе выявления их регулирующей роли в деятельности.

Что можно наблюдать? Объектом психологического наблюдения явля­ется тот, за кем ведется наблюдение - отдельный человек (или живот­ное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения могут быть только внешние экстериоризиpованные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических; дей-

1) в научной литературе довольно часто термины "наблюдение", "внешнее на6людение" и "объективное наблюдение" употребляются как синонимы.

6
ствий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; ско­рость и направление движения; дистанции между НИМИ; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей); б) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсив­ность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пaнтомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и Т.д. , сочетание перечисленных признаков. на6людаемыми. могут 6ыть ситуации, возникающие в естественной жизни и искусственно создаваемые в эксперименте, различающиеся по видам деятельности, взаимодействий .людей друг с другом, спонтанные и организованные и т.д.

Факторами, прежде всего определяющими сложность познания "внут­реннего через на6людение внешнего" являются, во-первых, многознач­ность связей внешнего проявления с субъективной психической реаль­ностью, стоящей за ней, и, во-вторых, многоуровневая иерархическая структура психических явлений. В силу первого одно и то же поведен­ческое событие может быть связано с различными психическими процес­сами. Например, известный русский психолог А.Ф. Лазурский, опиравшийся в разрабатываемой им "Науке о характерах" в основном на наблю­дения, рассматривал наличие большого числа автоматических рефлекторных "самопроизвольных" движений после периода ПОКОЯ как проявление подвижности - устойчивой характеристики двигательной сферы человека, отмечая при этом, что резкое увеличение числа таких движений может 6ыть вызвано рядом других причин - аффектом, возбуждением под влия­нием алкоголя и др. и наоборот, одно и то же эмоциональное пережива­ние может иметь разные проявления: ОДИН человек в гневе бледнеет, другой - заливается краской. В силу второго из указанных моментов один и тот же на6людаемый двигательный акт может свидетельствовать о разных уровнях психической регуляции эффектора. Например, затяжная фиксация взгляда на каком-либо объекте может быть проявлением перцеп­тивного внимания при осознанных попытках человека опознать этот объект, то есть следствием высокоуровневой регуляции глазодвигательного центра. Но та же неподвижность взора может проявиться в резуль­тате отсутствия активации глазодвигательных центров в силу "заг:ру­женности" сознания какой-либо другой задачей.

В связи с этими специфическими чертами изучаемого психологией предмета был сформулирован ряд правил для применения на6.людения:

7

1. Проводить многократные систематические на6людения данного поведения в повторяющихся И изменяющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.

2. Не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за на6людаемым поведением.

3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте больших общностей (общей ситуации, личности в целом, применительно к ре6енку - стадии психического развития И т.п.) часто изменяет психологический смысл наблюдаемого.

Еще одна особенность психологического на6лющения: состоит в том, что присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение, поскольку для человека и животного не безразличен тот факт, что за ним на6людaют. для минимизации этого влияния надо сде­лать так, чтобы на6людатель мог видеть, сам оставаясь невидимым. Есть ,несколько способов для этого: а) "примелькаться", то есть час­то присутствовать В окружающей наблюдаемого среде, 6удучи углу6лен­ным в свое дело и как бы не 06ращая: внимание на на6ддаемого;

б) 06ьяснить присутствие наблюдателя какой-либо приемлемой для наблюдаемого целью, например, 06ьяснить школьному учителю свое присут­ствие на уроке желанием ОСВОИТЬ методику преподавания его предмета;

в) заменить на6людатeля. регистрирующей аппаратурой (кинокамерой, Видеомагнитофоном, телевизионным передатчиком), которая, во-первых, несколько меньше смущает на6людаемого и, во-вторых, обеспечивает точную фиксацию; г) вести на6лющение из темной комнаты, отделенной от того помещения, где находятся на6людаемые,стеклом с односторонней проводимостью света - стеклом Гезелла и д) фото- и киносъемка скры­той камерой. Три последние способа не всегда доступны, а два послед­ние кроме того и главным образом ставят сложную этическую про6лему, поскольку посягают на внутренний мир человека, не имея на то его раз­решения. Поэтому можно согласиться с п. Фрессом. который считает, ЧТО поскольку наблюдатель чаще всего открыто присутствует и тем самым вносит новые условия в сам наблюдаемый процесс, только его скромность, такт, спооо6ность 6ить как можно 6лиже к на6лющаемому ослабляют неизбежное влияние его присутствия.

Специфические трудности для наблюдения: в психологии представляют такие осо6енности психических явлений как их уникальный характер. неповторяемость и очень малая: (доли секунды) или очень большая дли-

8

тельность. В силу зависимости .от множества факторов, которые к тому же могут присутствовать в разных сочетаниях, проявления одно­го и того же психического свойства или процесса неповторимы. Здесь имеются в виду не только такие сложные образования как личность или межличностные взаимодействия - даже простые ра60чие движения в стро­го постоянных условиях становятся стереотипны, идентичны одно другому после тысячекратных повторений. В экспериментах Лэндиса в которых испытуемые переживали подлинные эмоции страха, смущения, не удалось установить типичной непроизвольной мимики,. их выражав­шей: у каждого испытуемого был СВОЙ характерный для него набор мимических реакций I).

Очень кратковременные действия недоступны прямому визуальному наблюдению. Например, некоторые различимые эмоциональные выражения длятся 1/8 с. и остаются незамеченными даже опытным наблюдателями, как показали Хаггард и Айсекс. для их на6людения и фиксации обычно используют ускоренную киносъемку. При слишком 6оль­шой длительности изучаемого процесса. когда нет возможности на6лю­дать его непрерывно (например, развитие взаимодействия группы людей при выполнении общей задачи в течение всего рабочего дня) использу­ется методика временной выборки, то есть наблюдение ведется с пере­рывами.

Вторая группа специфических характеристик на6людения в психоло­гии связана с ос06енностями человека-на6людателя.

Одна из основных характеристик восприятия человека - избиратель­ность, которая определяется общей направленностью .деятельности (ре­бенку "бросаются в глаза" игрушки, портному - пошив одежды и т.п.). Отбор в восприятии происходит под влиянием смысловых, целевых и опе­рациональных установок человека, а также зависит от физических параметров объекта - его интенсивности, 6лизости, величины и т.д. Извест­но, что благоприятное действие установок состоит в сенсибилизации восприятия (то есть обострении чувствительности) к значимым для на­блюдателя воздействиям. Однако излишне фиксированные установки являются своего рода шорами на глазах, ведут при некоторой неопределенности стимуляции к ошибкам восприятия и содержат опасность ненужной предвзятости в интерпретации наблюдаемого.

1) Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемой человеком эмоции справедливо только по отношению к 06­щепринятым конвенциональным формам экспрессии.

9

Другим источником предвзятости В суждениях нaблюдателя может быть известный феномен проекции с06ственного "я" на на6людаемое поведение. Наи6олее отчетливо он выступил В антропоморфных интер­претациях поведения животных. Феномен проекции провоцируется тем, что самонаблюдению открыта внутренняя сторона поведения. у челове­ка возникает иллюзия, что многое становится ПОНЯТНО, и потому возни­кает соблазн переноса этого объяснения на поведение другого. Нужна особая критическая в свой адрес позиция наблюдателя при интерпрета­ции данных на6людения, чтобы исключить влияние этого источника ошибок.

Возможности прямого наблюдения ограничиваются также рядом индивидуальных характеристик наблюдателя. Объем симультанного восприятия человека не превышает 5-7 дискретных объектов. для одновременно­го наблюдения за большим числом объектов нужно либо увеличивать чис­ло наблюдателей, либо использовать помимо восприятия человека регистрирующую аппаратуру (кино, видеозапись). На6людатели различаются по восприимчивости к воздействиям разных модальностей (преимуществен­но зрительный или слуховой тип) , преимущественным развитием спосо6­НОСТИ концентрировать или распределять внимание, особенностями памя­ти, когнитивным стилем, темпераментом, эмоциональной устойчивостью и т .д. 1). Все эти индивидуальные свойства на6людателя накладывают от­печаток на качество и содержание наблюдений и являются ОДНОЙ из причин, приводящих к существенному различию на6людений, сделанных одно­временно несколькими наблюдателями за поведением ОДНОГО и ТОГО же объекта. Некоторого уменьшения ВЛИЯНИЯ перечисленных факторов можно добиться только направленной тренировкой наблюдательности.

Связь наблюдения с теорией. Одна из существенных специфических характеристик психологического метода наблюдения состоит в гораздо более тесной, чем в любой другой науке, связи наблюдения: о теоретической позиции на6людателя. Здесь имеется в виду Влияние исходных теоретических предпосылок исследования (вплоть до понимания предмета психологии) не только на выбор объекта и предмета наблюдения, но и на организацию самого процесса наблюдения и интерпретации его резуль­татов. Поясним это Примером. для 6ихевиориста весь интерес заключается в изучении поведения. Мышление для. Уотсона - "навык гортани" и по-

1) Подро6ный анализ влияния индивидуальных характеристик наблю­дателя на качество на6людеНИЙ см. в кн.: Б а с о в М.Я. Из6р. психологические произведения. М., 1975. с. 44-50.

10
тому, исследуя природу мышления. он ограничивается на6людением ма­лозаметных движений мышц речевого аппарата. Для: гештальтпсихопога Кёлера главным в решении интеллектуальных задач был "инсайт" (вне­запное схватывание отношений ситуации в целом), поэтому в своих исследованиях мышления человекоо6разных 06езьян он на6людал все много06разие их поведения в свободном поле, вычленяя из него поведенческие акты, ведущие к решению. Следовательно, при общности цели ­изучение природы мышления - разные теоретические позиции привели .к созданию принципиально разных методик на6людения (разные предметы исследования, разные объекты и предметы наблюдения, различная схема наблюдения и интерпретация его результатов) н, само собой разумеет­ся, к принципиально различным выводам.

Таким 06разом, теоретическое представление о природе и свойст­вах изучаемой психической реальности ВХОДИТ в методику наблюдения определяющей ее составной частью. Такое положение вещей согласуется с пониманием сути научного метода как "приведенной в действие тео­рии" по выражению болгарского марксиста Н. Стефанова.

Справедливость утверждения о связи на6людения с теорией очевид­на для на6.людений, имеющих целью проверку гипотез. Думается, однако, что это утверждение следует распространять и на поисковые исследо­вания, в которых 06щая направленность интерпретации на6людений оп­ределяется всей суммой психологических знаний и представлений исследователя и, следовательно, его теоретической ориентацией.

Перейдем .к вопросам организации научного исследования методом на6людения. Все основные моменты организации фиксируются, как было отмечено выше, в конкретной методике наблюдения.

Цели наблюдения

Научные исследования делятся с точки зрения предварительных знаний об изучаемой реальности На поисковые, цель которых состоит в первом знакомстве о предметом исследования и выдвижением гипотез, и исследования, направленные на проверку гипотез.

Обычно так называемое поисковое исследование, которое проводит­ся в начале научной разработки какой-либо области, ведется экстенсивно, поскольку имеет цель получить наиболее полное описание всех присущих данной области явлений, охватить ее целиком. Такого рода цель известный советский психолог М.Я. Басов. автор классического труда по методике наблюдения, называет целью вообще на6людать, наблюдать все, чем проявится объект, 6ез отбора каких-либо опpeде-

11

ленных: его проявлений. Мейман называл такое наблюдение выжидательным. Примером такого исследования может служить работа Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой, имевшая целью выявить фактиче­ское поведение и деятельность подростков путем систематического, детального, каждодневного на6людения учащихся во время уроков, под­готовки домашних заданий, пионерской, кружковой работы, различных соревнований, особенностей поведения и взаимоотношений с товарища­ми, учителями, родителями, фактов ,связанных с интересами, планами на будущее, отношением к себе, претензиями и стремлениями, общест­венной активностью, реакциями на успех и неуспех. Регистрировались оценочные суждения, беседы ребят, споры, реплики. Фиксировались даже мелочи. Таким образом, общая цель получить описание всех проявлений новообразования психического развития ребенка в подростковом возрасте обусловила максимально широкий охват всех ви­дов деятельности подростков.

Совсем иначе строится наблюдение, если цель исследования конк­ретна и строго определена. ПОД давлением этой цели во время Нa6людения производится отбор только нужных фактов и явлений. Мейман назвал Такое на6людение исследующим или вы6ирающим. Пример такого наб­людения возьмем из исследования Ж. Пиаже, который рассматривал пред­ставление о предмете как прототип познавательного развития в целом. для изучения одной из стадий развития, на которой ребенок объединя­ет общее представление о предмете с отношением "внутри", исследова­тель из всех возможных видов активности ре6енка вы6рал для на6люде­ния только манипулятивные игры и только с такими игрушками (предме­тами), которые имеют доступную снаружи полость. Наблюдения показали, что способность вкладывать предметы друг в друга возникает позднее, чем требуемые для этого моторные навыки. На6людения (в сочетании с теорией!) открыли природу тех трудностей, с которыми сталкивается ребенок, пытаясь вложить один предмет в другой: он думал, что два предмета не могут находиться R одном и том же месте одновременно, а теперь узнает, что один предмет может быть внутри другого. Он должен как-то объединить эту информацию и сделать открытие, что два предмета - один внутри другого - подо6нн одному с точки зрения дви­жения ("контейнер" и его содержимое движутся как единое целое), но остаются двумя предметами, которые можно отделить друг от друга.

Таким образом, познавательные цели ведут к селекции предметного содержания наблюдения - что наблюдать и что считать на6людавшимся фактом, а тем самым задают требования к степени избирательности наб-

12

людения, и расчленению на6людаемого на единицы. Лишь в очень редких случаях на6людения, посторонние по отношению к направленности той практической или исследовательской работы, при выполнении которой они сделаны ПСИХОЛОГОМ, - случайные на6людения - приводят к крупным открытиям. Таким 06разом врачом психоневрологом Фере в 1888 г. бы­ло сделано открытие психогальванического рефлекса. Он обратил внима­ние на беспокойство женщины, имевшей слишком сухую кожу И ощущавшей, ос06енно в холодную сухую ПОГОДУ, искры с кожи и волос. В сотрудни­честве со знаменитым врачом Д. Арсонвалем он измерил статический заряд кожи, а . потом обнаружил, что при действии некоторых раздражите­лей (голубое стекло перед глазами, запах эфира, достаточно сильные эмоции) этот заряд исчезает.

Цели на6людения могут отличаться и по степени общности изучае­мого вопроса. При этом чем более частной является цель, тем более избирательно нa6людение и тем больше оно определено "сверху", то есть сильнее зависит от предварительных: знаний на6.людателя об изу­чаемой области в целом. Это положение поясняется на примере выделе­ния М.Я. Басовым З-х уровней целей в исследованиях по детской пси­хологии. Главная цель - исследование развития личности ребенка, цель второго уровня - изучение индивидуальных особенностей личности отдельного ребенка и, наконец, частная цель касается изучения какой-либо одной стороны психической жизни ребенка, например, изучение его эмоциональной сферы. для получения достоверного результата в послед­нем случае надо знать, что в наблюдаемых эмоциональных выразительных движениях является проявлением индивидуальных особенностей ребенка, а что присуще данному возрасту.

Программа (схема) наблюдения

Выше было отмечено, что схема наблюдения включает перечень еди­ниц наблюдения, язык и форму описания наблюдаемого.

Выбор единиц наблюдения. После того, как в соответствии с целью на6людения выбран объект и та ситуация, в которой будет происходить наблюдение его деятельности, перед исследователем встает задача проведения на6людения и описания его результатов. На6людавшееся со­бытие становится для науки эмпирическим фактом только в том случае, если оно каким-либо образом описано наблюдателем. Любая система описания требует, чтобы описываемый процесс был дискретным. Поэтому прежде, чем наблюдать, надо вычленить из непрерывного потока поведе­ния определенные стороны его, отдельные акты, доступные прямому

з - 1612 13

на6ллюдению - единицы поведения, которые одновременно и есть единицы на6людения. Вычленение их позволяет: а) ограничить на6людение оп­ределенными рамками: указать в каких свойствах, проявлениях, отно­шениях воспринимается наблюдателем изучаемый процесс; 6) вы6рать определенный язык описания на6людаемого, а также в) форму фиксации данных на6людения, г) систематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического "взгляда" на изучаемое явление. Выбранные единицы наблюдения должны быть согласованы с целью исследования и давать возможные интерпретации резуль­татов наблюдения с принятой теоретической позиции. Это положение хорошо иллюстрирует приведенный выше пример изучения мышления в рам­ках 6ихевиористской и гештальтистской теорий: Уотсоном в качестве единиц наблюдения были выбраны микродвижения мышц артикуляционного аппарата человека, Келером - целостные поведенческие акты, каждый из которых состоит из ряда движений и о6еспечивается включением едва ли не всегда двигательного аппарата обезьяны.

Итак, единицы наблюдения могут сильно различаться по величине и сложности вычленяемого "отрезка" поведения и по содержанию (см. с. 6 , где указан примерный перечень того, что может быть предметом наблюдения).

Запись на6людений. Выбор языка описания диктуется целью наблюдения и принятой исследователем теоретической традицией. Поскольку цели направленного на проверку гипотез и поискового исследований различны, способы фиксации данных: наблюдения часто оказываются тоже разными.

Общие требования к записи наблюдений. I. Основное требование - запись наблюдения должна быть фактологична, то есть читающий ее человек может "увидеть" картину на6людаемого явления собственными глазами. "Всякий факт, всякое наблюдение должно 6ыть зафиксировано в том виде, в каком этот факт и.ли явление существовали как нечто реальное" (М.Я. Басов, с. 125). 2. Запись должна включать описание всей ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие (запись "фона" в терминологии М.Я.Басова). 3. Запись должна 6ыть полной в том смысле, что она должна по возможности полно В соответствии с целью отражать изучаемую реальность.

Запись наблюдений в поисковом исследовании. Поскольку при проведении поисковых исследований предварительные знания изучаемой действительности мини-

14

ма.льны, задача на6людателя состоит в фиксации проявлений активности объекта на6людения во всем их разноо6разии, записьдолжна 6ыть .дос­таточно полной, чаще всего она производится в виде свободного опи­сания в понятиях естественно сложившегося языка. Записывать нужно события как таковые – что происходило и каким именно образом, а не свои Впечатления. о происходившем. М.Я. Басов считает, что по полноте, точности и отсутствию оценок и интерпретационных моментов запись наблюдений должна при6лижaться к фотографии и называет ее "фотографической" в отличие от истолковательной и обоощенно-описа­тельной. Однако, это требование "фотографичности" записи не ДОЛЖНО пониматься 6уквально. как правило на6.л:юдате.лю очень трудно обойтись в описании совсем без Включения психологического истолкования неко­торых моментов, которые не могут быть сами по себе предметом наблюдения извне и выводятся наблюдателем из поведенческих фактов как их внутренняя. основа. По замечанию А.П. Болтунова, одно-два метких Слова, дающих психологическую характеристику переживаний на6людаемого человека, усматриваемых из его поведения, лучше потока длинных описаний, в которых из-за деревьев не видно леса, поскольку при этом объективность описания не понижается, а понимание внутренней стороны становится более доступным и обоснованным благодаря наличности непосредственного субъективного впечатления. Примером хорошей записи в дневнике на6людения. поведения девочки в детском доме может служить следующая. Подчеркнутые в тексте слова дат пси­хологическое истолкование на6людаемому.

"Тогда она встает (с кровати). берет доски и с этими досками бросается на старших девочек, которые пришли за мной. Замахивается на лежавших в постели; те с испугом. вскакивают; начинается крик, рев. Она очень довольна что все это произвела она: "Эх, как они меня боятся!" - Говорит она с0 смехом" (Болтунов А .П. Педагогическая характеристика ребенка.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания часть I издательство Московского университета Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета iconУчебное пособие Москва Издательство Московского государственного...
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов направления 230100...

Методические указания часть I издательство Московского университета Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
...

Методические указания часть I издательство Московского университета Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета iconПояснительная записка Программа предназначена для подготовки к вступительному...
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену по психологии для поступающих в магистратуру факультета психологии...

Методические указания часть I издательство Московского университета Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета iconОбразец
Сидорова Ивана Сергеевича, старшего преподавателя кафедры общей психологии факультета педагогики и психологии

Методические указания часть I издательство Московского университета Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета iconМетодическое пособие по курсу «Специальная психология» для студентов...
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психофизиологии и клинической психологии

Методические указания часть I издательство Московского университета Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета iconМетодические рекомендации Утверждено на заседании
Прялухина А. В., кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного...

Методические указания часть I издательство Московского университета Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета iconПисьмо о намерениях (международное)
Факультетом Психологии Университета Саскатчевана, в последующем именуемым ус, расположенным в г. Саскатуне провинции Саскатчеван,...

Методические указания часть I издательство Московского университета Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета iconМетодические рекомендации по оцениванию выполнения заданий егэ с...
Рецензент: Колыхалова О. А., д фил н., профессор, заведующая кафедрой иностранных языков Московского педагогического государственного...

Методические указания часть I издательство Московского университета Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета iconУчебно-методический комплекс по практикам предназначен для обучающихся...
Учебно-методический комплекс учебной практики утвержден на заседании кафедры Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин...

Методические указания часть I издательство Московского университета Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского университета iconПсихолого-педагогическая диагностика
Зав каф общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета, доктор социологических наук, профессор...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru