Скачать 141.11 Kb.
|
ДОКУМЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА Е.И.Изотова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственно университета (Приложение к журналу «Директор школы» № 5, 2008 г.) Нормативная документация Нормативная документация представляет собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В этот перечень входят:
При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация образовательного учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации. Специальная документация. Специальная документация – это особый вид деятельности практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят:
Три первые вида документации являются закрытыми для непрофессионалов. Три остальных вида открыты для доступа лиц, заинтересованных в информации. Их основная цель состоит в ознакомлении с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (класса, возрастной группы). Психологическая характеристика и психологическое заключение Психологическая характеристика позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы детей в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, то есть особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр. Психологические заключения являются основной рабочей документацией психолога. В настоящее время при высокой вариативности научно-теоретических позиций и профессиональных технологий у практических психологов наблюдается дифференциация психологических заключений, как по форме, так и по содержанию. Это связано, во-первых, с различением представлений психологов о психическом развитии, механизмах и средствах динамики психических процессов; во-вторых, с различением психодиагностических технологий, находящихся в компетентности психологов. Существует несколько вариантов психологического заключения. Рассмотрим некоторые из них. 1. Структурирование психологического заключения по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели: координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно - потребностной, интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при парциальных психологических обследованиях с запросом «Готовность к школе», «Личностные проблемы» и пр. 2. Структурирование психологического заключения по комплексным параметрам, включающим показатели психофизического развития ребенка, а также критерии его образовательного уровня. Здесь присутствует совокупность информативных данных о количестве воспроизведенных стихотворных текстов, параметров роста, объема грудной клетки, навыков вежливого поведения и т.д. К сожалению, оба варианта структурирования психологического заключения не отражают полную картину психического развития ребенка на определенном возрастном этапе. Отсюда психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о психическом развитии применительно к возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику, количественную и качественную динамику развития. Следовательно, в контексте психологической службы образования психологическое заключение как фиксация особенностей развития ребенка на данном возрастом этапе должно быть дифференцировано по возрастному принципу. Кроме того, опираюсь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны найти отражение показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие индивидуальные особенности. Кроме фиксации значений различных показателей психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также вывод о необходимости коорекционно-профилактических или развивающих воздействий. Таким образом, структура психологического заключения должна включать следующие блоки:
Далее идут блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:
Коррекционная карта Коррекционная карта представляет собой развернутую картину психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и способов ее реализации. В коррекционной карте отражаются: • исходные данные (Ф.И.О., возраст ребенка или код ребенка); • исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка). Дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза); • тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции); • средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые и т.д.); • сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле); • рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий. В кооррекционной карте фиксируются также динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе резюме к каждому занятию цикла. В заключении карты дается выпускающая характеристика с общими рекомендациями. Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью Такие протоколы рассматриваются как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком или взрослым. Чаще всего протокол оформляется в форме таблицы либо свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования. К ним относятся: поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления); вербальное сопровождение деятельности; динамика эмоциональных состояний и стеничности. Кроме того, обязательна фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария. Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются по окончанию процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога. Иногда целесообразно использовать диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность, что помогает сфокусировать внимание на других важных показателях (например, личностно-эмоциональные проявления- мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.) Карта (история) развития Заключает перечень специальной документации психолога карта (история) развития как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка в онтогенетическом аспекте. В карту развития включаются основные анкетные данные, сведения о родителях и других членах семьи, а также о социально-бытовых условиях проживания (жизнедеятельности) ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка, стили семейных взаимоотношений — все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций. Существует практика совместного оформления этого документа с медицинским специалистом образовательного учреждения. Это объясняется необходимостью анализа информации о преантенальном и постнатальном развитии, то есть особенностях протекания беременности и родов, а также возможных осложнениях в период новорожденное. Кроме того, используются анамнез (описание хода) хронических и острых заболеваний в период раннего детства (младенчества), сведения о травмах и операциях, перенесенных ребенком, резюме осмотров специалистов. Данная информация не является психологической, но способствует определению причин отклонений в развитии ребенка. Точнее, исключает причины органического и функционального свойств. Фиксируются также особенности нервно-психического развития в раннем возрасте: когда ребенок начал держать головку, сидеть, ходить, говорить; как шло развитие пассивной и активно речи; какими были первые двигательные и эмоциональные реакции. Кроме того, в карту (историю) развития входят особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении (в детском саду) и характеристики его взаимодействий со сверстниками (в школе). Что касается оформления данного документа, то он может быть представлен либо в форме таблицы, либо свободного описания по вышеперечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития на разных возрастных этапах ребенка. Организационно-методическая документация Целями данного вида документации являются организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога. Вследствие пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство. В организационно-методическую документацию входят следующие основные документы: • график работы психолога в образовательном учреждении; • годовой план работы психолога (стратегия профессиональной деятельности); • дифференцированный план работы психолога (программа профессиональной деятельности); • журнал и бланки психологических запросов; • итоговый (аналитический) отчет психолога за год. График работы психолога График работы — распределение видов профессиональной деятельности практического психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу. Рабочий график составляется психологом совместно с администрацией образовательного учреждения в соответствии с 36-часовой рабочей неделей, где на 18 часов приходится непосредственное осуществление психологических мероприятий (диагностика, коррекция, профилактика и пр.) а остальные 18 часов распределяются на подготовку данных психологических мероприятий и обработку их результатов. В графике должны быть обозначены присутственные часы (обязательные 18 часов в неделю). Вариант рабочего графика психолога представлен в таблице 1. Таблица 1
Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы понедельника, зато все диагностические процедуры целесообразно организовывать утром. Индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно на середину рабочей недели. Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучению родительских запросов и коэффициентом результативности психологических воздействий при различных условиях организации труда психологов в образовательном учреждении. Годовой план работы психолога Годовой план - документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности). Содержание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает общей психологической цели — обеспечению психического здоровья детей и содействию их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляется по следующим направлениям: • работа с детьми; • работа с родителями; • работа с воспитателями и педагогами. Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий (процедур) с примерными сроками их выполнения (поквартально или помесячно). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в форме таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления работы, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное (неструктурированное) изложение планируемой деятельности в течение года. Журнал психологических запросов Журнал психологических запросов – документ фиксирующий «заказ», т.е. существующую необходимость психологического вмешательства (взаимодействия) в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, педагогов и специалистов, которые взаимодействия с детьми, а также от администрации образовательного учреждения. В случае необходимости сохранения конфиденциальности запроса дополнительно к журналу предоставляются бланки психологического запроса. В бланке присутствует кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Данные бланки должны находится в свободном доступе для всех желающих, без фиксированной выдачи. Итоговый (аналитический) отчет психолога за год Итоговый (аналитический) отчет — это документ, в котором представлена совокупность результатов профессиональной деятельности практического психолога. Отчет документально подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение образовательного процесса. В итоговый отчет, включается также анализ работы по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности психолога, в котором включаются: изучение специальной литературы; освоение новых технологий; проведение экспериментальных (научно-практических) исследований; участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах); научно-экспериментальная и публицистическая деятельность; взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр. В случае невыполнения, тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итоговый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что информация конфиденциального характера в отчет не включается. Перечень представленных специальных и организационно-методических документов практического психолога образования периодически пополняется и трансформируется, то есть меняются формы документов, их статус (обязательные и рекомендуемые), требования к периодичности их оформления и пр. |
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 от 10. 07. 1992 г., п. 4 статьи 111 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273 фз "Об образовании... | Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» n 273-фз (в ред. Федеральных законов от 07. 05. 2013... | ||
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273-фз, ст. 55, ст. 67 | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. №273-фз, ст. 55, ст. 67 | ||
Закон от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» новый Закон об образовании | Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т ч... | ||
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. №273-фз | Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273 – фз ( ред. От 07. 05. 2013 ) | ||
Главными нормативными основаниями деятельности школы являются Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской... | «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем послевузовском профессиональном... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |