Скачать 1.53 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА: ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА Специальность 050607 «Педагогика и психология» Методические рекомендацииУтверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 9 от 29 мая 2013 г.) Зав. кафедрой _______________И.А. Синкевич 2013 г. Авторы-составители:Двоеглазова М.Ю., канд. психол. наук, доцент МГПУ Синкевич И.А., канд. пед. наук, доцент МГПУ. Рецензенты: Прялухина А.В., кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета (филиал в г.Мурманске) Недосека О.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГГУ ВВЕДЕНИЕ Написание выпускной квалификационной работы направленно на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов и формирование готовности выпускников к самостоятельному проведению научных исследований через освоение такой формы организации учебно-познавательной деятельности как выполнение обучающимся научно-исследовательской работы по конкретной теме. Завершающий этап обучения в университете посвящен подготовке к защите дипломной работы. Дипломная работа представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна быть актуальной и соответствовать современному уровню научно-технического развития. ВКР представляется в виде, позволяющем судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в работе результатов, должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности. Основная задача автора – продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи. Дипломная работа закрепляет полученную информацию в виде текстового и демонстрационного материала, в которых автор упорядочивает по собственному усмотрению накопленные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, не опираясь на авторитет, традиции или веру, а путем сознательного убеждения в их истинности на основе значимых для научного сообщества норм и критериев. Оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений характеризуют содержание ВКР. Ее основой выступает принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте. Содержание выпускной квалификационной работы в наиболее систематизированном виде фиксирует как исходные предпосылки научного исследования, так и весь его ход и полученные результаты. При этом не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них. Исходя из того, что ВКР – это лишь первая ступень к научно-исследовательской деятельности, ведущая к поступлению в магистратуру, аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации, дипломная работа не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова. 1.Выпускная квалификационная работа как форма представления результатов исследования Дипломная работа – это выпускная квалификационная работа (ВКР), которая представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой конкретных проблем, определяемых спецификой данной профессионально-образовательной программы с обязательным отражением результатов и выводов, полученных лично автором для решения теоретических и прикладных задач специальности. Выпускное дипломное исследование как форма самостоятельной учебной деятельности студентов направлены на:
В процессе проведения научных исследований студенты по специальности «050706-Педагогика и психология» должны овладеть следующими умениями:
Задачи и требования к выполнению выпускных квалификационных работ по специальности «050706-Педагогика и психология» работ определяются кафедрой психологии. В зависимости от направленности исследования и характера решаемых задач выделяют следующие типы дипломных работ с учетом соответствия ниже приведенным квалификационным признакам:
Применяется комплекс квалификационных признаков, отвечающий набору исследовательских задач, решаемых в ВКР. Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Дипломная работа подлежит обязательному рецензированию. Основное содержание представленной к защите квалификационной работы должно быть апробировано в форме докладов в ходе научно-практических конференций разного уровня организации (Всероссийских, региональных и пр.). 2. Методология научного исследования Для студента важно знать не только основные положения, характеризующие ВКР, но и иметь представление о методологии и организации научно-исследовательской работы на всех этапах выполнения диплома. Упрощенный алгоритм работы над ВКР представлен в схеме 1. Схема 1 Алгоритм работы над дипломной работой
Планирование этапов исследования. контроль НЕТ ДА контроль НЕТ ДА контроль ДА НЕТ контроль ДА НЕТ
2.1. Выбор темы дипломной работы Первым этапом работы над ВКР является выбор темы исследования. Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающими кафедрами. Тема диплома должна отражать основную область специализации студента и, как правило, должна быть связана с планами основных научно-исследовательских работ соответствующих кафедр. Кроме того, тема работы формируется на основе учета научных интересов и возможностей студента, продемонстрированных при выполнении курсовых работ и прогнозов результатов исследований в выбранной научной области. Тема – это не просто название дипломной работы, это намечаемый результат выпускного квалификационного исследования, направленный на решение конкретной проблемы. Тема диплома может в дальнейшем уточняться и конкретизироваться, так же, как и название работы. Название дипломной работы должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию. Не следует допускать в заглавии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...». 2.2. Методологический аппарат дипломного исследования Дипломная работа – это, прежде всего, квалификационная работа. Поэтому это научное произведение читается в основном с целью его оценки, которая в конченом счете и решает самый главный для его автора вопрос: достоит или не достоин ее автор искомой академической степени специалиста. Одним из наиболее важных оценочных критериев ВКР является качество подготовки методологического аппарат. Именно по нему прежде всего судят об уровне ее «научной добротности». Методологический аппарат ВКР располагается во введении и состоит из разделов, которые содержат сведения о том, как обоснована актуальность темы работы, как сформулирована проблема и цель исследования, объект и предмет, какие задачи оно решает и какие гипотезы проверяются, на каких теоретико-методологических основаниях строится работа, насколько убедительно сформулирована новизна и значимость (практическая) полученных результатов пр. Т.е. методологический аппарат ВКР состоит из частей, которые при сопоставлении со сделанными выводами позволяют составить первое общее впечатление от проделанной работы и оценить уровень научной компетентности студента. Т.о., методологический аппарат является одним из наиболее важных элементов дипломной работы, которому следует уделять особо серьезное внимание. В этой связи представляется целесообразным подробно рассмотреть каждый из разделов с целью разъяснения общей методики их подготовки. Любое научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса. Важность предпринимаемого исследования состоит в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи. Актуальность темы проверяется в ходе изучения решений директивных органов (например, «Закон об образовании РФ» и пр.), научно-координационных советов, материалов психологических и социологических исследований и т.п. При обосновании актуальности темы исследования недопустимо ссылаться на политическую ситуацию в стране и мире, поскольку подлинная наука не допускает коньюктуры. Политизация при оценке актуальности в недавнем прошлом нашей страны приводила зачастую к сужению спектра направлений научных исследований, исключению из них тех направлений, которые не пользовались поддержкой правящей партии, что приводило к необъективности научных разработок. При обосновании актуальности выбранной темы необходимо избегать часто допускаемой ошибки – нужно обосновывать актуальность конкретной темы работы, а не направления исследований в целом. Актуальность обычно состоит из показа задач, стоящих перед исследователем, в рамках выбранного научного изыскания. Указывается то, что сделано в данном направлении предшественниками и что ими осталось нерешенным. На этой основе формулируется противоречие, понимаемое чаще всего как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями объекта изучения. Выявленное противоречие может быть как в теории, так и в практике. Примеры формулировки противоречий: «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью изучения (применения) …. подхода и отсутствием методик выявления…», «Без знания…. сейчас невозможно… В тоже время … до сих пор не разработаны….» и пр. На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблемы имеет важное значение, поскольку она в очень большой степени определяет стратегию исследования и направление научного поиска. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделять главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Т.о., проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Проблему часто отождествляют с вопросом (т.е. с положением, которое также необходимо разрешать). Считается, что проблемы – это тот же вопрос, только наиболее важный и сложный. Это так и не так одновременно, потому что специфической чертой проблемы является то, что для ее решение необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Что же касается вопроса вообще, то для ответа на него вполне достаточно старого знания, т.е. для науки вопрос проблемой не является. Таким образом, если студенту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть. Рассмотрим типичный порядок действий, которые нужно выполнить при постановке проблемы. Прежде всего необходимо выделить центральный вопрос проблемы, зафиксировать то противоречие, которое легло в основу проблемы, а затем сделать предположительное описание ожидаемого результата. Для того, чтобы построить проблему необходимо:
Для оценки проблемы необходимо осуществить следующие действия:
Для обоснования проблемы нужно:
Вслед за проблемой исследования определяется его цель, объект и предмет. |
Утверждено на заседании кафедры клинической фармакологии и фармакотерапии (протокол заседания №01/12 ) | Утверждено на заседании кафедры технологий дошкольного и начального образования института психолого-педагогического образования | ||
Утверждено на заседании кафедры 8 октября 2014 г протокол №3 Заведующая кафедрой | Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Технология и организация туристической деятельности» | ||
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | Рассмотрено и утверждено на заседании филиала кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» | ||
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ утверждены на заседании кафедры мировой экономики иэуп рггу | На отделении у методиста можно получить учебно-методические материалы на электронный носитель ( на диск или флэшкарту) | ||
На отделении у методиста можно получить учебно-методические материалы на электронный носитель (на диск или флэш карту) | «Принято» «Утверждено» |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |