УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ № 16
________________ Н.А. Ким
Приказ №02/68 от 28.08.2014г.
|
| ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МОБУ СОШ № 16
Протокол №1 от 27.08.2014г.
|
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
городского округа «город Якутск»
на 2014 – 2015 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА - 4-5
II. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОБУ СОШ № 16 – 5-8
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – 10 - 153
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ.
1.1. Пояснительная записка – 10-12
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО – 13-43
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО – 43-52 РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
2.1. Программа развития универсальных учебных действий – 52-79
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов - 70-104
2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Планета Друзей» - 104-123
2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – 123-129
2.5. Программа коррекционной работы – 129-141 РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
3.1. Учебный план начального общего образования – 141-153
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – 155 - 239
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ.
Пояснительная записка - 155-159
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО -160-168
Формирование универсальных общих способов действий -168-172
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО-172-178
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
2.1. Программа развития универсальных общих способов действий. Общие умения, навыки и способы деятельности - 178
2.2. Программы отдельных учебных предметов -179
2.2.1. Основное содержание учебных предметов -180-213
2.4. Программа коррекционной работы -213-233
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
3.1. Учебный план основного общего образования -233-239
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – 241-294
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ.
1.1. Пояснительная записка -241-244
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО-244-262
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО-262-267
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
2.1. Формирование универсальных общих способов действий-267-269
2.2. Программы отдельных учебных предметов- 269-290
2.3. Программа работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья - 290
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
3.1. Учебный план среднего общего образования - 291-294
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО и СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – 294-324
VII. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОБУ СОШ №16
3.2.1. Кадровое обеспечение -325-326 3.2.2. Организация методической работы - 326-328 3.2.3. Психолого-педагогические условия реализации ООП -328 -329 3.2.4. Материально-технические условия -329-330 3.2.5. Информационно-методические условия -330-332 3.2.6. Финансовое обеспечение реализации основой образовательной программы основного общего образования 332-335
Общая пояснительная записка.
Основная образовательная программа МОБУ СОШ №16 включает в себя образовательную программу начального общего образования, образовательную программу основного общего образования и образовательную программу среднего общего образования.
Основная образовательная программа МОБУ СОШ №16 разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Конституция Российской Федерации
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273- ФЗ.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4. Примерная основная образовательная программа начального и основного общего образования.
5. Санитарно – эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.1178-02) «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениям», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189.
6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
8. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413)
9.«Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089
10. «Федеральный базисный учебный план общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 с изменениями от 30.08.10 № 889 , 03.06.11 № 1994 и от 01.02.2012 №1312.
10.Государственная программа развития образования РС(Я) на 2012-2016 гг.
11. Устав МОБУ «СОШ № 16» г. Якутска
12. Программа развития школы на 2014-2019 год. Основная образовательная программа каждого уровня образования содержит целевой, содержательный и организационный разделы.
Общим разделом для всех программ является подраздел «Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта» раздела «Организационный», включающий кадровое обеспечение, организацию методической работы, психолого-педагогические условия реализации ООП основного и среднего общего образования, материально-технические условия, информационно-методические условия и финансовое обеспечение реализации основой образовательной программы общего образования.
Целевой раздел каждой образовательной программы по уровням определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФКГОС и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
— систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования школы.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение предметных результатов, в том числе:
— программу развития универсальных общих способов действия на ступени основного общего образования, включающую формирование компетентностей в решении проблем (задач), учебной (образовательной), информационной, коммуникативной и компетентности взаимодействия обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно - исследовательской и проектной деятельности;
— программу воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
— программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы школы.
Организационный раздел включает:
— учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
— систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Краткая характеристика МОБУ СОШ №16
Школа №16 была открыта в 1940 году в деревянном двухэтажном здании на 280 мест. С 1940 г. по 1961 г. - семилетняя школа; с 1962г. по 1984г. – восьмилетняя школа; с 1985г. по 1990г. – девятилетняя школа; с 1991г. по настоящее время - средняя школа.
В 1991 году школа переехала из ветхого здания в каменное , в котором занимает в настоящее время 4 этажа из 5. Хотя здание не является типовым, школа имеет санитарно-эпидемиологическое заключение №14.01.01.000.М.000790.10.09 от 09.10.2009 г. о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Школа с 2007г. включена в проект ассоциированных школ ЮНЕСКО, целью которого является развитие межкультурных коммуникаций и создание условий для творческого и научного развития учащихся и учителей.
По статистическим данным ОШ-1 на 05.09.2014г. в СОШ №16 существует 32 классов-комплектов, из них начальные классы - 15, средние – 15, старшие - 2. Общее количество учеников школы – 828.
Характеристика социума
Школа располагается в так называемом «рабочем районе» города Якутска, в непосредственной близости к таким крупным промышленным предприятиям как Якутский комбинат строительных материалов и конструкций, ОАО «Якутский молокозавод», ОАО «Якутский хлебокомбинат», ГУП ФАПК «Якутия». Рядом со школой находятся Государственный республиканский архив, служба судебных приставов, ОБЭП. В микрорайоне также находится ряд учебных заведений: профессиональный лицей, технологический институт СВФУ, Якутский индустриально-педагогический колледж, физико-технический лицей, колледж культуры. Близость к учебным заведениям стимулирует школу в рамках социального партнерства к созданию условий, направленных на обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Культурных и спортивных учреждений на территории микрорайона нет, поэтому для школьников МОБУ «СОШ №16» является центром спортивной и культурной жизни.
Значительную часть родителей составляют рабочие и служащие предприятий города, работники Столичного рынка. Разнообразен национальный состав микрорайона. Как и во всем обществе, здесь существуют факторы, влияющие на развитие личности учащихся школы. Это невысокий уровень благосостояния населения, превалирование материальных интересов над духовными, национальные разногласия, чрезмерная занятость и недостаточная педагогическая грамотность родителей, наркомания и алкоголизм. Большинство семей проживает в частично благоустроенных и частных домах, малогабаритных квартирах, в общежитиях. Многие ученики не имеют комфортных условий для проживания, выполнения домашних заданий.
Так как частично благоустроенные квартиры, частные дома и комнаты в общежитиях являются недорогим съёмным жильём, это делает их очень привлекательными для мигрантов из социально неблагополучных регионов России и ближнего зарубежья. В основном, это семьи из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии. В работе с детьми из таких семей часто возникают языковые проблемы и проблемы, связанные с их национальными обычаями и традициями, религией. Так как дети из этих семей совсем не понимают и не говорят по-русски или очень плохо владеют русским языком, возникают проблемы с их обучением.
Последние 5 лет микрорайон застраивается многоквартирными жилыми домами, что способствует притоку большого количества обучающихся.
В июле 2012г. распоряжением главы Окружной администрации г. Якутска была проведена реорганизация школы путем присоединения к ней ООШ №4, в результате которой коллектив обучающихся увеличился почти на 200 человек. Микрорайон, закрепленный за присоединённой школой №4, в основном состоит из частных и частично благоустроенных деревянных домов. Условия проживания на данной территории не являются комфортными и не способствуют процессу обучения. В течение 2012-2013 уч.г. проведен мониторинг по определению уровня знаний прибывших учеников по основным предметам, выявлены пробелы и проблемы в их обучении. А также по результатам обследования ПМПК центра ППКиРиКП из числа прибывших из ООШ №4 выявлена группа детей, подлежащих обучению в коррекционной школе 7 и 8 видов. Из числа данной группы детей в 2013-2014 уч.г. создан класс адаптированного обучения в параллели 2-х и 6-х классов. В 2013-2014 уч.г. организованы 3 класса адаптированного обучения: 3г, 5г и 7г.
Основной целью работы педагогического коллектива МОБУ «СОШ № 16» в 2012-2014 г.г. являлось создание условий для развития школы в соответствии с социальным заказом и с учетом современных тенденций российского образования.
Результаты внутреннего мониторинга деятельности школы выявили необходимые условия для реализации этой цели:
Существенно обновлена материально-техническая база школы.
Используются традиционные и инновационные (новые) образовательные технологии для получения образования, формируется технологическая преемственность. Т.е. развивается интеллектуальная культура.
Работают квалифицированные учителя и педагоги дополнительного образования (из 54 педагогических работников – 14 (26%)высшей категории, 25 (46%) первой категории, 5 (9%)- второй категории, СЗД – 4)7%), 6 (12%) не имеют категорий; таким образом, 89% имеют категорийность.
Создается единое образовательное информационное пространство: используются информационно – коммуникационные технологии, происходит информатизация управления школой (это инновационное развитие школы). Создана современная инфраструктура: компьютерные классы; локальная сеть, выход в интернет, школьный сайт активно освещает жизнь школы. Т.е. формируется медийная грамотность (новая медиакультура образования) педагогов и учащихся.
Введен электронный документооборот с использованием программы «Сетевой город. Образование» (электронный журнал). Расширено использование электронных носителей в управлении школой, переведен учет всей информации в электронную форму.
Реализуя образовательную программу школы, педагогический коллектив внедряет в повседневной практике инновационные-развивающие технологии: Л.В Занкова, «Школа -2100», начато использование проектных технологий, интегрированное обучение, ИКТ, дистанционное обучение (Томский университет).
Внедрены ФГОС в начальных классах.
Формируется интегративная система основного и дополнительного образования в начальных классах (совместно с детским подростковым центром).
Начинает складываться социально - психологическое сопровождение образовательного процесса, становится традиционным День профилактики.
Физическое развитие детей становится приоритетным направлением работы школы (Дни здоровья, спортивные соревнования, традиционная спартакиада с переходящим кубком ко дню рождения школы).
Начато формирование общекультурного направления в общем и дополнительном образовании: начато эстетическое развитие детей (танцевальные ансамбли, ритмика, хореография, уроки музыки и вокального кружка, уроки технологии у мальчиков; создан и действует военно-патриотический клуб «Отечество» (гражданское воспитание), стал традиционным ежегодный фестиваль «В семье единой».
Возрожден международный статус ассоциированной школы ЮНЕСКО.
Проведен мониторинг по определению уровня знаний обучающихся, прибывших из ООШ №4, по основным предметам, выявлены пробелы и проблемы в их обучении и воспитании и на основании заключений ПМПК определены пути решения данного вопроса – создание классов адаптированного обучения.
В 2012-2013 уч.г. были проблемы, требующие решения:
ЗУНовский подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся. Недостаточное оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками.
Отсутствие системы в учебно-воспитательном процессе: отсутствуют программы (проекты) в воспитательной системе, не развивается детское движение, недостаточно работает классное и школьное самоуправление детей.
Недостаточная мотивация к познанию и творчеству у учащихся, низкий охват дополнительным образованием в школе.
Готовность педагогического коллектива школы к реализации основной образовательной программы, обеспечивающей достижения результатов, соответствующих требованиям ФГОС нового поколения.
Расширение возможностей информационной среды школы, обеспечение модернизации инфраструктуры школы.
Вовлечение как можно большего числа родителей к активному взаимодействию с классными коллективами и педагогами, участию в управлении образованием.
Обеспечение непрерывного развития кадрового потенциала, реализация возможностей педагогов в управлении образовательным процессом.
Интеграция общего и дополнительного образования с точки зрения единства целей и механизмов их реализации.
Результаты ЕГЭ выпускников 2013 года выявили низкий уровень знаний по математике, физике, истории и обществознанию, который не соответствует государственным образовательным стандартам.
Наличие детей «группы риска», состоящих на учете в КДН, ВШУ. Недостаточный уровень психолого-педагогической компетенции и навыков практической работы классных руководителей по вопросам ранней профилактики.
На основании анализа деятельности школы были сделаны следующие выводы:
Выявленные сильные и слабые стороны жизнедеятельности школы позволяют сформулировать противоречия (прежде всего разрозненность в целом мероприятий учебно-воспитательного процесса школы), разрешение которых требует поиска эффективных путей и подходов к дальнейшему развитию и совершенствованию целостного педагогического процесса в образовательном пространстве нашей школы. Программные документы по модернизации российского образования, федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения определяют сегодня образовательную политику школы, ориентированную на развитие личности ребенка.
Стратегия модернизация образования ставит новые ориентиры в образовательных и воспитательных целях школы. Главным ориентиром является новое качество образования и успешная социальная адаптация учащихся после окончания школы. Поэтому нужны кардинальные перемены, направленные на организацию целостного педагогического процесса и, вместе с тем, обновление всей школьной образовательной системы за счет самых разнообразных интегративных связей.
Исходя из вышесказанного, в 2013-2014 уч.г. начато создание такого образовательного пространства, в котором все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.е. создание интегративного образовательного процесса. 2013-2014 уч.г. стал подготовительным этапом моделирования интегративного образовательного пространства. Решением педагогического совета от 30.08.2013г. пр. №1
за основу работы школы принята методическая тема «Создание интегративного образовательного пространства школы как фактора повышения качества образования в условиях введения ФГОС».
Образовательная программа начального общего образования
|