Скачать 270.86 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования «Хабаровская государственная академия экономики и права» Кафедра государственного и муниципального управления ПРОГРАММА ПРАКТИКИ для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» 3 – 5-го курсов очной формы обучения 4 – 6-го курсов заочной формы обучения Хабаровск 2008 ББК У9(2) 21X 12 Программа практики для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» 3 – 5-го курсов очной формы обучения 4 – 6-го курсов заочной формы обучения / сост. канд. экон. наук, доцент О. В. Сидоренко. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2008. – 24 с. Рецензент канд. экон. наук Е. Н. Телушкина Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов Редактор Г.С. Одинцова ____________________________________________________________ Подписано к печати _______ 2008 г. Формат 60х84/16. Бумага писчая. Печать офсетная Усл. п.л. 1,4. Уч.- изд.л. 1,0. Тираж 50 экз. Заказ № ________ 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ ©Хабаровская государственная академия экономики и права, 2008 СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие Экономическое развитие страны невозможно без профессионально действующих органов управления, которым сегодня необходимы специалисты, имеющие современное системное экономическое образование, знающие специфику экономики территорий и отраслей, способные оценить её потенциал, умеющие управлять инновационными процессами, собственностью, владеющие методами формирования бюджетов, способные определить стратегию социально-экономического развития муниципального образования. Профессиональное образование кадров государственного и муниципального управления – одно из приоритетных направлений государственной кадровой политики. Область профессиональной деятельности специалиста-менеджера – обеспечение рационального управления экономическими процессами, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально – экономического развития. Требования к образованности специалиста диктуют необходимость знания основных учений в области гуманитарных и социально-экономических наук, умения научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности. Все перечисленные знания, умения и навыки студент может получить как в процессе теоретического обучения, так и в ходе прохождения практики. Согласно предъявляемым требованиям прохождение практики призвано способствовать закреплению знаний, полученных в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Практика является одним из важнейших этапов учебно-воспитательного процесса, позволяющего подготовить студентов к работе по специальности «Государственное и муниципальное управление». Программа практики разработана на основе учебного плана по подготовке менеджеров в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление». Студенты в период обучения по специальности «Государственное и муниципальное управление» проходят учебно-ознакомительную практику, производственную практику и преддипломную практику. В предлагаемых методических указаниях освещаются: цели и задачи практики; сроки и место прохождения; заключение договоров на практику; руководство, организация и порядок прохождения практики; содержание основной и научно-исследовательской работы, а также требования по оформлению отчёта. Методические указания предназначены для студентов 3 – 5-го курсов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» дневной формы обучения и 4 – 6-го курсов заочной формы обучения, а также преподавателей, осуществляющих руководство учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практикой. 1. Виды практикиСтуденты дневной формы обучения специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» проходят 3 вида практики: учебно-ознакомительную, производственную и преддипломную. Учебно-ознакомительная практика осуществляется:
Производственная практика осуществляется: – в 8-м семестре на 4-м курсе и составляет 6 недель и проводится в органах государственного и муниципального управления. Преддипломная практика — в 10-м семестре 5-го курса обучения, составляет 8 недель и проводится в органах государственного и муниципального управления. Студенты заочной формы обучения специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» проходят 2 вида практики – производственную и преддипломную. Производственная практика осуществляется: – на 4-м курсе и составляет 2 недели и проводится в органах государственного и муниципального управления. Студенты, обучающиеся по сокращённой форме обучения на базе среднего профессионального образования ГМУ (с), от производственной практики освобождаются. Преддипломная практика: – на 6-м курсе обучения (для студентов ГМУ(з)), составляет 4 недели и проводится в органах государственного и муниципального управления; – на 5-м курсе обучения (для студентов, обучающихся по сокращённым формам обучения на базе среднего профессионального (ГМУ(с)) и высшего образования (ГМУ(в)), составляет 4 недели и проводится в органах государственного и муниципального управления. 2. Задачи практики2.1. Задачи учебно-ознакомительной практики Задачами учебно-ознакомительной практики по специальности «Государственное и муниципальное управление» являются:
2.2. Задачи производственной практики Задачи производственной практики по специальности «Государственное и муниципальное управление» следующие:
2.3. Задачи преддипломной практики Задачами преддипломной практики по специальности «Государственное и муниципальное управление» являются:
3. Организация практики Студенты специальности «Государственное и муниципальное управление» проходят учебно-ознакомительную, производственную и преддипломную практику в государственных, региональных и муниципальных представительных, исполнительных и судебных органах. Направление студентов на практику осуществляется приказом ректора по академии на основании заключённых договоров с соответствующими административными органами управления не позднее 1 месяца до начала практики. Перед началом практики кафедрой государственного и муниципального управления проводится организационное собрание по вопросам организации и прохождения практики. При необходимости на собрание могут быть приглашены представители деканата, бухгалтерии, юрист. Цель собрания – ознакомление студентов: с приказом по практике; со сроками прохождения практики; с порядком организации работы во время практики в административных органах управления; с требованиями по ведению дневника, по подготовке и защите отчёта по практике. На время прохождения практики в том или ином структурном подразделении административного органа управления студент прикрепляется в качестве стажёра к штатному работнику и выполняет задания и работы, предусмотренные должностной инструкцией и программой практики и полученные от руководителя непосредственно на месте практики. По разрешению руководителя практики от академии студенты могут быть оформлены на должность государственного (муниципального) служащего с соответствующей оплатой. На студентов-практикантов распространяется общее трудовое законодательство, правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие в данном административном органе управления. В первые дни практики студенты знакомятся с историей административного органа управления, структурой и системой управления. В целях общего знакомства для студентов может быть организована экскурсия по основным и вспомогательным структурным подразделениям. Задания студентам определяет руководитель практики от кафедры с учётом специфики административного органа управления – базы практики, направленности проводимых кафедрой научных исследований иличных наклонностей студентов. Задания по каждому разделу программы практики вписываются в дневник прохождения практики – календарный план работы студента, который подписывается руководителем практики от кафедры. 4. Содержание практики 4.1. Содержание учебно-ознакомительной практики Содержание учебно-ознакомительной практики специальности «Государственное и муниципальное управление» состоит из нескольких разделов:
4.2. Содержание производственной практики
4.3. Содержание преддипломной практики
5. Индивидуальные задания студентов Во время прохождения учебно-ознакомительной практики студенты выполняют индивидуальное задание. Тема индивидуального задания выбирается студентом самостоятельно. Тематика индивидуальных заданий для учебно-ознакомительной практики:
Во время прохождения производственной практики студенты могут выбрать следующие темы индивидуальных заданий:
города (района).
6. Инструктивный и методический материал Характеристика объекта исследования независимо от специфики должна содержать: перечень целей, реализация которых обусловливает функционирование исследуемого объекта; описание его структуры с выделением основных, вспомогательных или обслуживающих подразделений и их роли в управленческом процессе; определение места анализируемого объекта в иерархической системе более крупного масштаба; характеристику выполняемых функций по различным показателям, например, по объёмам выполняемых операций в определённой сфере государственного регулирования, по применению административных и иных санкций или видов государственного принуждения, по улучшению качества работы с гражданами, их обращениями, по финансовым, экономическим и другим показателям. Все эти показатели, по которым проводится анализ, выбираются в зависимости от специфики государственно-управленческой деятельности объекта исследования. По этой же причине они будут отличаться как по объёму, видам так и по форме изложения и представления материала. Анализ объекта и организации государственного (муниципального) управления осуществляется на основе достаточно полного описания общей характеристики объекта и предмета исследования. В этой части проводится анализ фактических материалов, характеризующих особенности государственного (муниципального) управления, специфику выполняемых функций, компетенцию и реализуемые полномочия объекта (государственного или муниципального органа, подразделения, службы). Необходимо обратить внимание как на выявление и анализ положительных сторон управленческой деятельности, так и на имеющиеся здесь недостатки, а также изыскание резервов в повышении эффективности организации и функционирования системы управления в целом и её отдельных структур (элементов). Диагностический анализ органа и организации управления нацелен:
Источниками информации для проведения исследования могут служить законы и подзаконные акты, положения, уставы, регламентирующие организацию и функционирование государственного (муниципального) органа, материалы текущего делопроизводства, статистические данные, отчётность отдельных подразделений и общие справочно-аналитические материалы и служебные документы, содержащие самые разнообразные сведения, представляющие интерес с точки зрения исследуемой проблемы. Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. 7. Анализ практического материала Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Характер и объём собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования. Анализ предполагает обработку собранных статистических материалов за последние 3 – 5 лет. Анализ статистических материалов сопровождается выполнением большого объёма разнообразных вычислений: абсолютных и относительных отклонений, средних величин, дисперсий и д. Кроме того, в ходе анализа выполняются различные виды оценок, группировок, сравнений исходных данных; нахождение минимального или максимального значения и ряд других операций. Результаты анализа требуют графического или табличного представления. Все это многообразие видов аналитической обработки информации является объектом автоматизации с применением современных средств вычислительной техники. Применение ЭВМ повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счёт сокращения сроков проведения анализа; более полного охвата влияния факторов на результаты деятельности; замены приближенных или упрощённых расчётов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически невыполнимых вручную. Статистические данные исследования должны быть представлены так, чтобы ими можно было пользоваться. Существуют три способа представления данных: они могут быть включены в текст, представлены в таблицах или выражены графически. Использование графического способа в анализе. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря графикам изучаемый материал становится более доходчивым и понятным. Велико и аналитическое значение графиков. В отличие от табличного материала график даёт обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которыми служит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей. Основной формой графиков используемых в анализе являются диаграммы, картограммы. Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные. Графические способы также используются при построении разнообразных схем для наглядного изображения внутреннего строения изучаемого объекта, последовательности технологических операций, взаимосвязей между результативными и факторными показателями и т.д. Способы табличного отражения аналитических данных. Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выражений языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением и познавательный эффект достигается значительно быстрее. Табличный материал даёт возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями. В анализе используется много различных способов обработки экономической информации. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчётов и т.д. Среди них можно выделить традиционные способы и приёмы анализа, например, использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, балансового метода. Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин. В анализе они используются в качестве базы для исчисления средних и относительных величин. Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Понятно, что эти явления можно выразить и в абсолютных величинах, но доходчивость, яркость достигается при этом только через величины относительные. Относительные величины динамики исчисляются путём построения временного ряда, т.е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (отношение, например, реальных денежных доходов населения за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100). Аналитичность относительных величин хорошо проявляется и при изучении показателей структурного порядка. Отражая отношение части совокупности к совокупности, взятой в целом, они наглядно иллюстрируют как всю совокупность, так и её часть (например, удельный вес руководителей и специалистов в общем количестве работников предприятия). Чисто аналитический характер имеют относительные величины интенсивности (например, выпуск продукции на 100 руб. инвестиционных фондов, степень заболеваемости населения). Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их «аналитическая сила» состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного — к закономерному; они позволят абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний. В аналитических расчётах применяют, исходя из необходимости, различные формы средних: средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментального ряда, мода, медиана и т.д. С помощью средних величин (групповых и общих), исчисленных на основе массовых данных о количестве однородных явлений, можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов. Сравнение – наиболее распространённый способ анализа. Начинается оно с соотношения явлений, т.е. с синтетического акта, посредством которого анализируются сравниваемые явления, выделяются в них общее и различное. Выступающее в результате анализа общее, в свою очередь, объединяет, т.е. синтезирует, обобщаемые явления. В экономическом анализе способ сравнения считается одним из важнейших: с него и начинается анализ. Существует несколько форм сравнения: с планом, с прошлым, с лучшим, со средними данными. Непременным условием сравнения с планом должны быть сопоставимость, одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчетных показателей. Выявленные в результате сравнения отчётных показателей с плановыми величины отклонения являются объектом дальнейшего анализа. Сравнение с прошлым или предшествующем временем также широко применяется в экономическом анализе. Оно проявляется в сопоставлении хозяйственных показателей текущего дня, декады, месяца, квартала, года с аналогичными предшествующими периодами. Сравнение с прошлым временем связано с большими трудностями, которые вызываются значительными нарушениями условий сопоставимости. Экономически неграмотным будет, например, сопоставление показателя за ряд лет в текущих ценах. Сравнение с прошлым периодом требует пересчёта оборотов в одинаковые цены (чаще всего в цены базисного периода). Сравнение с лучшим — с лучшими методами работы и показателями, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники также широко используется в анализе. Большой эффект даёт анализ показателей путём сравнения их с показателями лучших организаций данной системы, формирующихся примерно в одинаковых условиях. Особо следует отметить использование зарубежного опыта. При изучении опыта работы соответствующих объектов зарубежных стран, должны быть учтены сопоставимостью социально-экономических условий. В анализе показатели конкретного объекта довольно часто сравнивают со средними показателями. 8. Формы и методы контроля Контроль за прохождением студентом практики со стороны руководителя от кафедры осуществляется в соответствии с установленными требованиями к порядку прохождения практики, а именно:
Студент, не выполнивший программу практики или получивший отрицательный отзыв о работе, направляется на практику вторично либо по представлению кафедры может быть отчислен как не выполнивший учебный план. На студентов-практикантов, нарушивших правила внутреннего распорядка, руководителями административных органов управления налагается дисциплинарное взыскание, о чём делается соответствующая запись в дневнике по практике. 9. Требования к отчёту по практике Отчёт студента, предъявляемый в академию после окончания практики, должен отражать проделанную работу за этот период. Целью подготовки отчёта по практике являются:
Отчёт по практике должен быть отпечатан на стандартных листах белой бумаги форматом А4 (210 х 207). Требования к печати: стиль – обычный; размер шрифта – 12 или 14. Текст отчёта следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Общий объём отчёта не должен превышать 30 страниц. Отчёт по учебно-ознакомительной и производственной практике должен содержать описание разделов программы практики, выполненное индивидуальное задание: по преддипломной практике – описание разделов практике и аналитическую главу выпускной квалификационной работы. Содержание отчёта необходимо излагать сжато, избегая повторений и ненужных отступлений. Не следует излишне загромождать текст переписыванием положений и инструкций, которые можно дать в Приложении к отчёту. Отчёт должен быть составлен аккуратно, с выделением разделов и подразделов, иметь оглавление, в отдельном разделе помещается отчёт о выполнении индивидуального задания. Структура отчёта:
В начале работы помещается титульный лист. На титульном листе отчёта должна быть подпись руководителя практики от административного органа управления, заверенная печатью. Затем располагается дневник по практике, в котором на путёвке должны быть проставлены дата прибытия на практику и дата убытия студента, подписи и печати. После дневника помещается оглавление отчёта. Заголовки в оглавлении должны совпадать с заголовками в тексте отчёта и соответствовать нумерации страниц. Разделы отчёта являются разделами программы практики. Индивидуальное задание оформляется отдельно, в конце работы. Завершающей частью отчёта является список использованных источников (законы, постановления, положения, инструкции, отчёты, литературные издания), который оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Все таблицы, схемы, рисунки должны иметь название, номер и ссылки на источник. Отчёт представляется в сброшюрованном виде. К представленному отчёту по производственной практике предъявляются следующие требования: грамотный анализ собранного материала; наличие в работе выводов и предложений; правильное и аккуратное оформление. Отчёт подписывается автором и сдаётся руководителю практики для проверки и решения вопроса о допуске его к защите. 10. Подведение итогов практики Отчёт по практике студент защищает перед комиссией по приему зачётов по практике, назначаемой заведующим кафедрой, в следующие сроки: - студенты 3 и 4-го курсов в течение первых двух недель следующего семестра, - студенты 5-го курса дневной формы обучения в течение 7 дней после окончания срока практики, - студенты 4-го курса заочной формы обучения защищают отчёты по производственной практике по прибытии на следующую экзаменационную сессию (5 курса), - студенты 5 и 6-го курса заочной формы обучения защищают отчёты по преддипломной практике по прибытии на государственные экзамены. В состав комиссии, как правило, включаются руководители практики от кафедры. При наличии большой группы студентов в одном административном органе управления защита отчётов может проводиться непосредственно на базе практики по согласованию с представителями администрации учреждения и кафедры. Результаты практики, выполнение индивидуального задания оцениваются по четырёхбалльной системе. Оценка выставляется в зачётной книжке студента в соответствующем разделе и удостоверяется подписью членов комиссии. При определении оценки учитываются: трудовая дисциплина во время прохождения практики; полнота выполнения программы и календарного плана практики; качество ведения дневника практики; содержание отчёта и его соответствие программе практики; выполнение индивидуального задания; полнота ответов при защите отчёта о прохождении практики. По всем вопросам, возникающим при прохождении практики, можно обращаться на кафедру Государственного и муниципального управления, телефон кафедры (4212) 37-49-64; электронный адрес кафедры: ael – gmu @ rambler. ru ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования «Хабаровская государственная академия экономики и права» Факультет «Менеджер» Кафедра государственного и муниципального управления ОТЧЁТ о прохождении _________________практики в _____________________________________ указывается полное название государственного (муниципального) органа Выполнил: студент группы_____Ф.И.О. Руководитель практики от кафедры:_____Ф.И.О. Руководитель практики от организации:______Ф.И.О. Хабаровск 20__ |
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Продолжительность преддипломной практики и конкретные... | «Государственное и муниципальное управление» профиль «Антикризисное государственное и муниципальное управление» | ||
Программа практики для студентов I – V курсов дневной формы обучения специальности 080601 "Статистика" /сост. Т. А. Блашенкова, И.... | «27» июня 2007 г., и в соответствии с рабочими учебными планами специальности 030501 – Юриспруденция, утвержденными Ректором спбгиэу... | ||
Программа и методические рекомендации проведения производственной практики студентов 3-4 курсов заочной формы обучения, специальность... | Комплексная программа и методические указания к сквозной практике для студентов II-IV курсов специальности 080502 «Экономика и управление... | ||
Методические рекомендации предназначен для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения | Учебная практика проводится на 2-м курсе для студентов очной формы обучения и студентов бакалавров, на 1-м курсе для студентов очно-заочной... | ||
Программа предназначена для студентов юридического факультета гбоу впо мгпу очной, очно-заочной и заочной формы обучения | Кискин Е. В., Ахмедова А. К. Юридическое делопроизводство: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения.... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |