Скачать 0.56 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет» Кафедра экономической теории и экономической политики МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к изучению курса «Микроэкономика» для студентов по специальности 080100.«Экономика» заочной формы обучения. Воронеж 2013 Составитель:. И. В. Школьник ББК 65.9(2)304.15 Методические рекомендации по изучению курса “Микроэкономика” для студентов специальностей 080100.62 «Экономика» заочной формы обучения. / ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»; сост. И. В. Школьник. Воронеж, 2013. с. Методические рекомендации по изучению курса “Микроэкономика” состоят из перечня основных тем, терминов и понятий, заданий и упражнений, включая типовые задания с решением задач. Эти задания считаются в равной мере промежуточной, а также итоговой формой контроля знаний студентов, помогают лучшему усвоению теоретического материала. Методические рекомендации предназначен для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения . Табл. 5. Ил. 1. Библиогр.: 7 назв. Рецензент канд.экон.наук Волкова С.А.. Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р полит. наук, проф. В.А Смышляев Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета. © ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2013. ВВЕДЕНИЕ Тема1 Предмет и метод экономической теории План занятий Перечень основных терминов и понятий Примеры решения задач Задачи для самостоятельной работы. Тема 2.Рыночная система. Анализ спроса и предложения План занятий Перечень основных терминов и понятий Примеры решения задач Задачи для самостоятельной работы. Тема 3.Теория поведения потребителя План занятий Перечень основных терминов и понятий Примеры решения задач Задачи для самостоятельной работы. Тема 4 Производство экономических благ План занятий Перечень основных терминов и понятий Примеры решения задач Задачи для самостоятельной работы Тема 5. Фирма как субъект рыночной экономики План занятий Перечень основных терминов и понятий Примеры решения задач Задачи для самостоятельной работы Тема 6. Предложение и рынок:типы рыночных структур План занятий Перечень основных терминов и понятий Примеры решения задач Задачи для самостоятельной работы Тема 7. Рынок труда и заработная плата План занятий Перечень основных терминов и понятий Примеры решения задач Задачи для самостоятельной работы Тема 8. Рынок капитала и процент План занятий Перечень основных терминов и понятий Примеры решения задач Задачи для самостоятельной работы Тема 9. Рынок земли и земельная рента План занятий Перечень основных терминов и понятий Примеры решения задач Задачи для самостоятельной работы ВВЕДЕНИЕ Микроэкономика как наука занимает особое место в системе экономических наук. В качестве учебной дисциплины, изучаемой в университетах, она позволяет получить представление о возможностях эффективного использования экономических ресурсов с учетом возрастания потребностей членов общества. Микроэкономика является составной частью экономической теории и представляет собой науку об экономическом поведении человека, а также фирм, осуществляющих рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов. В центре ее внимания – цены и объемы производства конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение экономических ресурсов между альтернативными целями. Микроэкономика, используя методы формальной логики, диалектики, экономико-математического моделирования, связана соответственно с философией, историей, социологией, математикой. Наиболее тесная связь существует с макроэкономикой, которая является логическим продолжением микроэкономики в курсе экономической теории. В процессе изучения дисциплины студенты получают навыки рационального поведения, готовятся к принятию адекватных экономических решений, исследуют проблемы развития рыночного хозяйства. Задания, приведенные в методических рекомендациях, способствуют решению данных целей, позволяют применять интерактивные методы обучения, формировать профессиональные и культурные компетенции будущих специалисто Тема 1. Предмет и метод экономической теории План занятий 1.Развитие предмета экономической теории. Микроэкономика-составляющая чистой экономики. 2.Потребности, ресурсы, выбор общества. Построение кривой производственных возможностей. 3.Экономические системы: административно-командная, рыночная, смешанная . Основные термины и понятия. Нормативный анализ, позитивный анализ, методологический индивидуализм, экономические ресурсы, принцип рациональности, экономические интересы, альтернативные издержки, Парето-эффективность, производственные возможности, собственность, экономический кругооборот, субъекты кругооборота, национальные модели, «провалы рынка», «провалы государства» Вопросы для самоконтроля 1. В чем состоит особенность позитивного и нормативного анализа в экономической теории? 2. Каковы особенности микроэкономического анализа? 3. Назовите основные последствия ограниченности ресурсов. 4. Объясните сущность принципа альтернативных издержек. 5. Чем отличается ограниченная рациональность от органической рациональности? 6.Каковы возможности эффективного распределения ограниченных ресурсов? 7. Что такое экономическая модель? 8. Дайте характеристику смешанной экономической системе. Примеры решения задач Задание 1. Определить производственные возможности двух государств в отдельности и совместно по данным таблицы. Построить графики Таблица 1 Производственные возможности двух государств
Решение: 1.Построим кривые производственных возможностей для России и Украины. Как следует из условий задачи производственные мощности газовой промышленности в России 1000 млрд.м3 газа(5 млн.чел.*200 тыс. м3) и 50 млн.тн сахара (5млн.чел.* 10 тн). Аналогичным образом производственные мощности Украины составят 50 млрд.м3 газа и 20 млн.тн сахара. Отсюда следует, что альтернативные издержки производства 1 тн сахара в России составят 20 тыс.м3газа (1000млрд.м3/50 млн.тн), а в Украине соответственно-2,5 тыс.м3.С учетом этого межстрановая специализация сложится в пользу газа для России и в пользу сахара для Украины. Построим кривую совместных производственных возможностей для двух стран. Максимальные производственные мощности по газу составят 1050 млрд.м3, а по сахару -70 млн.тн. Если обе страны специализируются на газе, то оптимум соответствует максимуму ординаты-1050 млрд.м3 газа. Если осуществляется переход к сахарному производству, то сначала включаются мощности Украины. В этом случае совместное производство газа 1000 млрд.м3 и сахара 20 млн.тн. Наклон КПВ на участке АВ соответствует альтернативным издержкам Украины-2,5 тыс.м3. Дальнейший рост сахарного производства связан с участием России и будет обходиться обеим странам сообразно альтернативным издержкам России-20 тыс.м3газа. Соответственно наклон КПВ на участке ВС составит -20т.м3. Чтобы определить произвольную комбинацию двух продуктов на совместной КПВ можно использовать аналитическое выражение КПВ: У=Уmax-b*X, где У- производство газа, Х-производство сахара, b- альтернативные издержки производства сахара (∆у/(∆x). Например для участка ВС верным будет уравнение У=1000 -20*X. Тогда при необходимости совместного производства 30 млн.тн сахара, газовые мощности составят: У=1000-20*30=400млрд.м3газа. Задание 2 . Для покупателя существует два магазина, где он приобретает свой любимый сорт сыра. В обычном магазине - по 250 руб/ кг и в супермаркете по 200 руб/кг, но необходимо потратить полчаса на дорогу. Обычно он приобретает 0,6 кг сыра. Ставка почасовой оплаты его труда составляет 100 рублей. Определите значение цены в магазине, при котором покупателю выгодно посещать супермаркет. Альтернативная ценность времени для покупателя составляет 100 руб.час. Поэтому полная стоимость сыра в супермаркете составит: 0,6*Х+0,5*100руб./час, где Х цена сыра в супермаркете. Составим неравенство: 0,6*Х+0,5*100руб./час<0,6*250. Отсюда следует, что при цене сыра дешевле 166,6 руб. в супермаркете целесообразно делать покупки именно там. Так как вероятность столь низкой цены мала, правильным будет увеличить объем потребления до 1 кг. В этом случае неравенство примет вид: 1*Х+50 руб/час=1*250. Откуда следует, что цена сыра в супермаркете не должна превысить 200 руб. за кг. Задачи для самостоятельной работы. Задание1. Производительность труда работников АПК составляет в Казахстане:1тн мяса или 20 цн пшеницы в год В Киргизии за тот же период-2тн мяса или 10цн пшеницы. При этом в АПК первого государства занято 400 тыс.чел, а второй республики-100 тыс.чел. Построить КПВ совместного производства двух государств. Задание2.Программист Петров зарабатывает 150 руб/час. Приобретая книги по оптовым ценам-200руб. за экземпляр, программист добирается до оптовой базы в течении 1 часа. Покупка в розничном магазине обходиться на 30% дороже. Какое количество экземпляров следует приобрести для рациональной покупки. Тема 2. Рыночная система. Анализ спроса и предложения План занятий: 1. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения. 2. Взаимодействие спроса и предложения. Фактор времени и рыночное равновесие. 3. Эластичность спроса и предложения. Эластичность и выручка производителя. Основные термины и понятия. .Рыночный спрос, рыночное предложение, закон спроса, закон предложения, взаимозаменяемые товары, взаимодополняющие товары, рыночное равновесие, равновесная цена, потребительский излишек, излишек производителя, положительные эффекты рыночного равновесия, отрицательные эффекты государственного регулирования, ценовая эластичность спроса, перекрестная эластичность, эластичность спроса по доходу. Вопросы для самоконтроля 1.В чем заключается разница между величиной спроса (предложения) и объемом спроса (предложения)? 2. Чем отличается равновесие краткосрочного периода от равновесия долгосрочного периода?. 3. Каковы положительные последствия установления рыночного равновесия? 4. Какая существует связь между выручкой производителя и эластичностью спроса.? 5. Сформулируйте понятия перекрестной эластичности, эластичности спроса по доходу? 6. Назовите последствия регулирования цен административными методами (нерыночным распределением товаров), установлением предельной цены (потолки цен, нижний уровень цен, процентно-кредитные карточки). Примеры решения задач. Задание1. Спрос и предложение фирмы на рынке описываются уравнениями: Qd= 200-5P, Qs=50+P Определите: а) параметры рыночного равновесия. б) является ли равновесие устойчивым в) сумму излишка потребителей и производителей Решение. а) Рыночное равновесие определяется из условия Qd= Qs или 200-5P=50+P. Pe=25 руб., Qe=75 ед. б) Далее выписываем условия изменения объемов спроса и предложения при изменении цен, а также изменение цен под влиянием избыточного предложения либо спроса. При этом принимаем, что предложение реагирует на цены прошлого периода: Qs=f(Pt-1), а спрос реагирует на цены текущего периода: Qd=f(Pt). Возьмем значения цены ниже равновесной: Pt-1=20. Тогда Qs(20)=70 ед. Следовательно, Qd= Qs=70. В этом случае Pt(70)=26. В следующем периоде Qs=f(Pt)=Qs(26)=76. Qd= 76 при Pt+1(76)=24,8. Сопоставим Pt и Pt+1. Очевидно, что рыночная цена приближается к равновесной, значит равновесие устойчиво. в) Излишек потребителя, как и производителя, являются положительными эффектами рыночного равновесия и рассматриваются как формы общественного благосостояния. Излишек потребителя = (Pmax-Pe) * Qe /2 То есть- это выигрыш потребителя от установления низкой рыночной цены: (40-25)*75/2=562,5 . Аналогично определим излишек производителя . Излишек производителя =(Pe-Pmin)*Qe/2=(25-0).*75/2=937,5. Следует обратить внимание, что Pmin согласно уравнению предложения отрицательна: Qs=50+P=0, Pmin=-50. В этом случае в качестве минимальной цены производителя берется минимальное положительное значение-0. Задание2.. Спрос и предложение фирмы на рынке описываются уравнениями: Qd=400-P, Qs=100+2P. Правительство установило дополнительный налог на производителя в размере 15 руб. с единицы продукции. Определите: а) новые параметры рыночного равновесия; б) сумму налоговых поступлений государства; в) как распределиться налоговое бремя между производителем и потребителем? Решение а) Определим рыночное равновесие до налогообложения. условия Qd= Qs или 400-P=100+2P. Pe=100 руб., Qe=300 ед. После введения налога-t, функция предложения примет следующий вид Qs= 100+2(P-t) или Qs= 100+2(P-15). Pe'=110 руб., Qe'=290 ед. Как видим, новое равновесие установилось при более высокой рыночной цене и более низком объеме рынка. б) Сумма налоговых поступлений соответствует выражению: Т=t* Qe'=15*290=4350 руб. При этом доля налоговых поступлений от покупателя составила: (P+-Pe)*Qe!=(110-100)*290=2900 руб., а от производителя: (Pe-P-)*Qe!=(100-95)*290=1450 руб. в) Новое равновесие установилось при разных ценах для покупателя- P+ и производителя - P-. При этом P- =P+-t. В нашем случае P+=Pe!=110 руб., а P-=110-15=95 руб. Как следствие, излишек потребителя сократился и составил: (400-110)*290/2 =42050 руб., равно как и излишек производителя :(95-0)*290/2=13775 руб. Задание3. Спрос задан уравнением . Qd=100-0,5P.Определите при каких значениях цены спрос эластичен, а когда нет? Решение Для решения используем коэффициент точечной эластичности: Ed= ∆Q/∆P*Pe/Qe, где ∆Q/∆P=b, то есть угловой коэффициент из уравнения спроса -0,5. Следует учесть, что эластичным считается спрос, если Ed>1, неэластичным, когда Ed<1.Следовательно, верным будет равенство: b* Pe/Qe=-1. После подстановки значений получим :-0,5*P/100-0,5P=-1, P=100руб.Следовательно,при значениях P>100руб.спрос -эластичен, при P<100 руб.- спрос неэластичен. Задачи для самостоятельной работы. Задание1. Спрос и предложение фирмы на рынке описываются уравнениями: Qd=200-5P, Qs=-10+P Определите параметры рыночного равновесия. Является ли равновесие устойчивым. Каковы размеры общественного благосостояния? Ответ. Pe=35 руб., Qe=25 ед. Равновесие устойчиво Задание 2. Спрос и предложение на рынке заданы уравнениями в таблице 1.. Определить, как измениться рыночное равновесие в случае дополнительных налогов. Таблица 2 Рыночное равновесие с учетом налогового вмешательства государства
Задание3. Спрос задан уравнением: Qd=100-2P.Определите при каких значениях цены спрос эластичен, а когда нет? Сделайте аналогичный анализ для предложения. Если Qs=100+3P 100> |
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 080100. 62 «Экономика» (программа... | ||
«Экономика» специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (на предприятиях пищевой промышленности) на втором курсе обучения... | Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения направления подготовки 080100 Экономика, профиль (квалификация... | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 030503 «Правоведение» заочной формы обучения | Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 080100 «Экономика» | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Специальность 080502/2 Экономика и управление на предприятии городского хозяйства |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |