Скачать 2.87 Mb.
|
Министерство внутренних дел Российской Федерации Краснодарский университет Н.В. Анохина ПРАКТИКУМ ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения Краснодар КрУ МВД России 2013 Анохина Н. В. Практикум по административной юрисдикции: Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения Н. В. Анохина. – Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2013. – 171 с. Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения содержат краткое изложение вопросов учебной дисциплины «Практикум по административной юрисдикции», составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, примерной рабочей программой указанной дисциплины. Содержание методических рекомендаций по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения предполагает поступательное изучение учебного материала от общего к частному, от теоретических вопросов к практике правоприменения. Автором учтена специфика преподавания курса в вузах системы МВД России, что позволяет обеспечить наиболее эффективное комплексное изучение тем. Для самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям курсантов и слушателей заочной формы обучения по специальностям: 030505.65 – Правоохранительная деятельность, 031001.65 Правоохранительная деятельность и 050407.65 – Педагогика и психология девиантного поведения. ПРЕДИСЛОВИЕ В условиях современной криминогенной обстановки в стране, а также изменения законодательной базы требуется повышение эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел. Серьезные требования предъявляются к знаниям сотрудниками полиции современного законодательства в этой области. При этом необходимо помнить, что построение правового государства предполагает строгое и неуклонное соблюдение законности. Административная юрисдикция является сложным понятием это и часть административного процесса, и в тоже время часть административной деятельности органов внутренних дел. Сотрудники полиции, в своей практической деятельности, постоянно сталкиваются с решением задач юрисдикционного характера. В силу этого рассматриваемые в рамках дисциплины вопросы, для слушателей заочного факультета, являются знакомыми. С другой стороны, обучающиеся, не имеющие юридического образования, весьма поверхностно понимают административную юрисдикцию, что конечно не может ни сказываться на эффективности их работы. Таким образом, практикум по административной юрисдикции органов внутренних дел имеет ярко выраженный прикладной характер, способствует недопущению нарушения законности со стороны сотрудников полиции, повышению качества и, как следствие результативности работы. Именно поэтому важное значение имеет курс «Практикум по административной юрисдикции», изучаемый слушателями образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД, в частности Краснодарского университета МВД России. Курс специальной дисциплины «Практикум по административной юрисдикции» базируется на положениях наук «Теория государства и права», «Административное право» и дисциплины «Административная деятельность ОВД», которые имеют основополагающее методологическое значение для курса. Он тесно связан с такими дисциплинами как уголовное право, уголовный процесс, основы управления в органах внутренних дел и с другими специальными дисциплинами, изучаемыми в ВУЗах МВД юридического профиля. Основополагающими нормативными документами изучаемого курса являются Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, законодательство субъектов федерации, ведомственные приказы, инструкции, распоряжения МВД РФ, МВД республик, входящих в состав РФ, ГУ МВД, УМВД краев, областей и т.д. Содержательную основу предмета «Практикум по административной юрисдикции» составляют административно-юрисдикционная деятельность субъектов, ее осуществляющих, виды и стадии производства по делам об административных правонарушениях, а также некоторые его особенности. Задачи курса: а)показать взаимосвязь и соотношение административной юрисдикции с административным процессом, производством по делам об административных правонарушениях; б)раскрыть содержание законодательства Российской Федерации, регламентирующего производство по делам об административных правонарушениях, изучить проблемы правового регулирования деятельности должностных лиц органов внутренних дел в данной сфере правоприменительной деятельности; в)научить слушателей самостоятельно и квалифицированно ориентироваться в нормативно-правовых актах, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц, правильно документировать административные правонарушения. В результате изучения дисциплины слушатели должны иметь представление: - о понятии административной юрисдикции; - о системе субъектов административной юрисдикции, особенностях административно-юрисдикционной деятельности в органах внутренних дел; - об основных направлениях совершенствования административной юрисдикции в России, развитии административной юстиции. Также слушателям необходимо знать: - порядок осуществления административного расследования; - особенности выявления и процессуального оформления отдельных видов административных правонарушений. По завершению изучения дисциплины слушатели должны уметь: - осуществлять полное и упрощенное производство по делам об административных правонарушениях; - оформлять административно-процессуальные документы. Структуру курса составляет оптимальное соотношение различных видов учебных занятий, форм учебной работы, построенное исходя из необходимости сочетания различных методов познания. Целевое назначение курса – подготовка слушателей к осуществлению на высоком профессиональном уровне административно-юрисдикционной деятельности, проведению первоначальных процессуальных действий при выявлении и документировании административных правонарушений. Основными формами преподавания и изучения дисциплины являются: лекция, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа. Лекция является одним из основных и наиболее сложных видов занятий, составляющих теоретическую подготовку слушателей. Она имеет своей целью передачу систематизированных основ научных знаний по определенной теме, раскрывает состояние и перспективы развития конкретной области науки, концентрирует внимание на наиболее сложных узловых вопросах. Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность, стремление обучающихся к самообучению. Объем лекции по дисциплине «Практикум по административной юрисдикции органов внутренних дел» составляет 2 учебных часа. Семинар – не менее важная форма изучения дисциплины, представляющая собой групповую творческую беседу учащихся, проводимую под руководством и участием преподавателя. На семинарских занятиях слушатели (курсанты) учатся свободно и юридически грамотно излагать научно-теоретические положения, отстаивать свои мнения и убеждения, приобретают способность осмысленно, творчески использовать знания в будущей практической деятельности юридического профиля. Семинарское занятие позволяет преподавателю осуществлять контроль уровня усвоения учебных вопросов по курсу «Практикум по административной юрисдикции органов внутренних дел», выявлять пробелы и недостатки в знаниях учащихся. Наибольший эффект при проведении семинара может быть достигнут при условии соответствующей подготовки к нему. Слушатель должен изучить содержание конспекта лекции, соответствующего раздела учебника или учебного пособия, рекомендуемую литературу, нормативный материал, а также ориентироваться на практику применения закона, содержащуюся в руководящих постановлениях высших судебных органов в Российской Федерации. Практическое занятие имеет целью закрепить теоретические знания, полученные на лекции, семинаре и в ходе самостоятельной работы, приобрести навыки и умения в применении административного законодательства и других нормативных актов. Как правило, основными методами проведения практических занятий является решение задач и обсуждение аудиторией конкретных случаев и проблемных моментов правоприменения, а также тренинг во время выездов в службы и подразделения практических органов внутренних дел. Решение предложенных преподавателем задач осуществляется слушателями самостоятельно заблаговременно перед проведением практических занятий. Желательно письменно изложить решения в тетради для конспектов. При решении поставленной задачи обучающиеся должны опираться на Конституцию РФ, действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, приказы МВД РФ и иные нормативные акты. Основная задача посещений практических органов внутренних дел -ознакомление со структурой подразделения, основными направлениями работы службы, а также методами и формами осуществления административной деятельности при решении конкретных задач. Самостоятельная работа слушателей осуществляется под руководством преподавателя или самостоятельно. Она имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных на других видах занятий, отработку навыков и умений. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. «Понятие административной юрисдикции и особенности ее правовой регламентации в органах внутренних дел» Понятие и признаки административной юрисдикции, соотношение административной юрисдикции с административным процессом и производством по делам об административных правонарушениях. Классификация административно-юрисдикционных производств: производство по делам об административных правонарушениях. Правовое регулирование административной юрисдикции в органах внутренних дел. Особенности административной юрисдикции, осуществляемой органами внутренних дел (полицией). Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях Тема 2. «Субъекты административной юрисдикции органов внутренних дел» Понятие, сущность и структура статуса субъекта административной юрисдикции. Правовое положение и компетенция начальников территориальных органов внутренних дел (линейных органов внутренних дел на транспорте) и их заместителей в системе субъектов административной юрисдикции. Административно-юрисдикционная компетенция начальников отделений полиции. Статус должностных лиц Госавтоинспекции в общей системе субъектов административной юрисдикции органов внутренних дел, их полномочия по осуществлению административно-юрисдикционной деятельности. Статус участкового уполномоченного полиции в общей системе субъектов административной юрисдикции органов внутренних дел, его полномочия. Тема 3. «Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер принуждения, применяемых полицией и их правовое регулирование. Основания и порядок применения следующих мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, досмотр транспортных средств, изъятие вещей и документов, освидетельствование водителей транспортных средств на состояние опьянения, отстранение от управления транспортным средством, запрещение эксплуатации транспортного средства, задержание транспортного средства, арест товаров и транспортных средств, привод, осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу помещений, временное приостановление деятельности. Тема 4. «Стадии производства по делу об административном правонарушении. Особенности упрощенного административно-деликтного производства» Понятие и содержание стадий производства по делу об административном правонарушении. Особенности упрощенного производства по делу об административном правонарушении: виды административных правонарушений, по которым осуществляется упрощенное производство; порядок осуществления упрощенного производства в органах внутренних дел. Возбуждение дела об административном правонарушении Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Устное замечание. Сбор доказательств по делу об административном правонарушении. Направление материалов дела на рассмотрение в компетентный орган (должностному лицу) административной юрисдикции. Место рассмотрения дела об административных правонарушениях. Предметная и территориальная компетенция субъектов административной юрисдикции. Многосубъектная предметная компетенция по делам об административных правонарушениях. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в полиции. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях: подготовка дела к рассмотрению, слушание дела, вынесение решения. Виды постановлений по делу об административном правонарушении, их содержание. Основания для пересмотра постановления по делу об административном правонарушении. Сроки и порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Тема 5. «Порядок возбуждения дела об административном правонарушении» Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении. Юридические моменты, позволяющие считать дело об административном правонарушении возбужденным. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении. Сроки составления протокола об административном правонарушении. Назначение административного наказания без составления протокола. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение. Тема 6. «Этапы рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия по нему решения» Вопросы, подледащие выяснению при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении. Самоотвод и отвод. Виды постановлений и определений, выносимых при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. Место рассмотрения дела об административном правонарушении. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении. Тема 7. «Особенности обжалования, пересмотра дела об административном правонарушении и вынесения по нему решения» Понятие жалобы. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Сроки обжалования и сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Подготовка к рассмотрению, рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Виды решений, выносимых по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Пересмотр решений, вынесенных по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Тема 8. «Порядок исполнения решения по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом органа внутренних дел» Юридические основания, позволяющие определить вступление постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания. Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания. Основания прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания. Окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания. Тема 9. «Особенности административно-процессуального оформления сотрудниками ОВД дел об административных правонарушениях на транспорте и в области дорожного движения» Особенности применения норм об административной ответственности на железнодорожном транспорте. Квалификация, процессуальное оформление правонарушений на железнодорожном транспорте. Особенности применения норм об административной ответственности на воздушном транспорте. Квалификация, процессуальное оформление правонарушений на воздушном транспорте. Особенности применения норм об административной ответственности на водном транспорте. Квалификация, процессуальное оформление правонарушений на водном транспорте. Особенности применения норм об административной ответственности в области дорожного движения. Квалификация, процессуальное оформление правонарушений в области дорожного движения. Тема 10. «Особенности административно-процессуального оформления сотрудниками ОВД дел об административных правонарушениях, посягающих на порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность» Правонарушения, посягающие на порядок управления. Квалификация. Правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Квалификация. Отграничение правонарушений, посягающих на порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность от других административных правонарушений и уголовно-наказуемых деяний. Процессуальное оформление правонарушений, посягающих на порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность. Порядок применения и процессуальное закрепление мер обеспечения при выявлении, документировании правонарушений, посягающих на порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность. Тема 11. «Особенности административно-процессуального оформления сотрудниками ОВД дел о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ» Правонарушения в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Квалификация, особенности процессуального оформления. Порядок применения и процессуальное закрепление мер обеспечения при выявлении, документировании правонарушений в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Документальное закрепление доказательств по делам об административных правонарушениях в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ Тема 12. «Особенности административно-процессуального оформления сотрудниками ОВД дел о нарушении иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации» Административные правонарушения, посягающие на законодательство о режиме пребывания в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства. Квалификация, особенности процессуального оформления. Порядок применения и процессуальное закрепление мер обеспечения при выявлении, документировании правонарушений посягающих на законодательство о режиме пребывания в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства. Документальное закрепление доказательств по делам об административных правонарушениях, посягающих на законодательство о режиме пребывания в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства. Методические рекомендации по изучению и подготовке к семинарским и практическим занятиям Тема №1: «Понятие административной юрисдикции и особенности ее правовой регламентации в органах внутренних дел» Практическое занятие. Задания.
2. Назовите статью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой описаны виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении. Какие варианты постановлений могут быть приняты по делу об административном правонарушении: 1) о назначении административного взыскания; 2) о назначении административного поощрения; 3) о прекращении производства по делу об административном правонарушении; 4) о присвоении специального звания; 5) о заключении под стражу; 6) о наказании виновного; 7) об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения.
по
И
в целом административный процесс - это ___________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Административно – юрисдикционный процесс состоит из ряда производств.
12. К какой особенности административной юрисдикции относятся перечисленные субъекты в соответствии с Главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: * Судьи; * Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; * Органы внутренних дел (полиция); * Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; * Налоговые органы; * Таможенные органы; * Органы экспортного контроля; * Пограничные органы; * Военные комиссариаты;
15. Заполните таблицу:
16. Назовите статью КоАП РФ, устанавливающую перечень обстоятельств, при которых производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению независимо от стадии производства по делу. 17. Подлежит ли прекращению дело об административном правонарушении в случае, если факт деяния имел место, однако при этом отсутствует хотя бы один из необходимых признаков, в совокупности образующих состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Разработайте фабулу подобного правонарушения и составьте рапорт.
Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте отличительные черты административного процесса, административно-юрисдикционного процесса, производства по делам об административных правонарушениях. 2. Какие виды производств включает в себя административный процесс? 3. Назовите принципы административного процесса и административно-юрисдикционного производства. Методические рекомендации В начале изучения курса слушателям необходимо уяснить, что административная юрисдикция - это подведомственность и компетенция по осуществлению и само осуществление правоприменительной, правоохранительной, государственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонарушениях, осуществляемая государственными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционное производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам и согласительное производство. Исходя из этого, административно-деликтная юрисдикция является составной частью административной юрисдикции и представляет собой подведомственность, а также компетенцию по осуществлению и само осуществление правоприменительной, правоохранительной, государственно-властной, квазисудебной деятельности по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях. Также слушателям необходимо знать, что административно-деликтная юрисдикция является составной частью и производства по делам об административных правонарушениях, которое, в свою очередь, является составной частью производства по делам о применении принудительных мер в сфере управления. Производство по делам о применении принудительных мер в сфере управления является одним из видов административных производств, которые в своей совокупности представляют административный процесс в целом. Таким образом, слушатели должны определить соотношение административной юрисдикции с административной юрисдикцией, а также с производством по делам об административных правонарушениях, административным производством и, наконец, административным процессом. Необходимо также знать, что правовую основу административно- юрисдикционной деятельности органов внутренних дел составляет Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, закон РФ «О полиции», законы субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). Следует отметить, что всего существует три вида административно-юрисдикционного производства: по делам об административных правонарушениях, по жалобам и согласительное производство, однако органами внутренних дел (полицией) согласительное производство не осуществляется. При изучении следующего вопроса слушателям необходимо уяснить, что к особенностям административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел следует отнести следующие: 1. Широкий круг охраняемых полицией общественных отношений (широкий спектр видов дел об административных правонарушениях, рассматриваемых сотрудниками милиции). В статье 28.1 сказано, что кроме административных правонарушений указанных в статье 23.3. органы внутренних дел вправе составлять протоколы об административных правонарушениях без права их рассмотрения и принятия решения по ним при наличии поводов к возбуждению дел. 2. Внутриведомственная специализация как при возбуждении дела об административном правонарушении, так и при осуществлении административного расследования, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях. 3. Регламентированность административно-юрисдикционной деятельности полиции как федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ (в части определения компетенционных полномочий по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые устанавливается субъектами Федерации), так и ведомственными нормативно-правовыми актами, т.е. компонент множественности правовых актов, регулирующих рассматриваемую сферу деятельности полиции. 4. Широкий круг должностных лиц, наделенных правом рассмотрения дел об административных правонарушениях (административно-юрисдикционной деятельности). 5. Право сотрудников полиции осуществлять упрощенное административно-деликтное производство, налагая административное наказание на месте правонарушения без составления протокола об административном правонарушении. Ст. 28.6 КоАП установлено, что в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается и взимается административный штраф, который оформляется постановлением 6. Единоличный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Сотрудники полиции, наделенные государственно-властными административно-юрисдикционными полномочиями (согласно КоАП), самостоятельно, единолично от имени органа, в котором они проходят службу, рассматривают дела об административных правонарушениях. Литература Основная 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195 ФЗ. 3. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». 4. Денисенко В.В., Позднышев А.Н., Михайлов А.А. Административная юрисдикция органов внутренних дел: Учебник. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. Дополнительная 1. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть общая. Бекетов О.И., Бочаров С.Н., Каплунов А.И.., и др. – М., 2009. 2. Административная деятельность ОВД. Часть Общая: учебник. - М. : ЦОКР МВД России, 2009. - 264 с 3. Административная деятельность ОВД. Часть Особенная: учебник. - М. : ЦОКР МВД России, 2009. - 552 с. 4. Анохина С.Ю., Газизов Д.А., Денежкин С.Н., Мягков А.В. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел: Учебное пособие. – М., ЦОКР МВД России, 2007. 5. Апарин Ю. В.Основы административной деятельности ОВД: учеб.пособие / Ю. В. Апарин, В. Е. Горбач, Д. В. Золотарев. - М. : ЦОКР МВД России, 2008. - 240 с. 6. Любичева Э. Н. Административная деятельность ОВД: учебно-методическое пособие / Э. Н. Любичева, Е. А. Сычев Е. А. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2009. - 412 с. 7. Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». – «Московская финансово-промышленная академия», 2011 г. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Начальник кафедры гуманитарных социально-экономических и информационно-правовых дисциплин | ||
Начальник кафедры гуманитарных социально-экономических и информационно-правовых дисциплин | Дисциплина «Административно-процессуальное право» является дисциплиной по выбору с в. 02 профессионального цикла | ||
По направлению подготовки (специальности) 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения | Целью изучения дисциплины является получение слушателями качественных теоретических знаний, развитие и закрепление практических умений... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Криминалистика» для заочной формы обучения | Наука Гражданского процессуального права (Гражданского процесса), относится к числу фундаментальных областей правовых знаний. Ее... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |