Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Педагогический институт


НазваниеФедеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Педагогический институт
страница1/24
ТипРеферат
blankidoc.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24



ТВОРЧЕСТВО и ИНновАЦИонные технологии в общем, специальном и высшем образовании

Сборник научных трудов



Саратов 2011

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»
Педагогический институт
Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
Лаборатория сверхнормативного развития

и творчества субъектов образования
Научно-практическая лаборатория теории и методики

коррекционного обучения
ТВОРЧЕСТВО и ИНновАЦИонные технологии в общем, специальном

и высшем образовании
Сборник научных трудов

Саратов
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «Наука»
2011

УДК 159.9 + 376 + [159.922 + 316.7 + 37.091.4 + 37:1] (082)

ББК 88.3 + 88.2 я 43 + 74.202 я 43 + 87 я 43 + 60.56 я 43

Т 43


Т 43 ТВОРЧЕСТВО и ИНновАЦИонные технологии в общем, специальном и высшем образовании: Сборник научных трудов / Под науч. ред. Т.А. Молодиченко, Н.В. Павловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – 202 с.
ISBN 978-5-9999-0839-1

В сборнике представлены работы, посвященные различным аспектам творчества и применению инноваций в общем, специальном и высшем образовании. В предлагаемых статьях обобщаются результаты исследований различного уровня; описываются психолого-педагогические, акмеологические, социально-психологические, социокультурные информационные технологии, методы и приёмы работы с субъектами образования, развивающие их креативные умения, навыки и способности.

Издание предназначено для исследователей и специалистов сферы общего, специального, высшего образования.

Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я:
Т.А. Молодиченко, Н.В. Павлова

УДК 159.9 + 376 + [159.922 + 316.7 + 37.091.4 + 37:1] (082)

ББК 88.3 + 88.2 я 43 + 74.202 я 43 + 87 я 43 + 60.56 я 43

ISBN 978-5-9999-0839-1

© Коллектив авторов, 2011

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть 1. Факторы творчества в системе современного образования
Молодиченко Т.А. Реальность, возможность и необходимость духовности человека и общества.

Щетинина Е.Б. Творчество в педагогической деятельности

Липатова Н.Н. Научные факторы творчества субъектов общего образования

Ишкова И.И. Творческое сотрудничество учителя и ученика – главный потенциал модернизации образования.

Бригадиренко Н.В. Конструирование жизненного мира творчески одарённых детей.

Петрова Г.Ф., Катько Л.В. Инновационный проект «Школа акмеологической культуры личности»

Савельева Н.В. О факторах творчества учителей и учащихся школы № 105 г. Саратова

Бочкарёва Т.А. Специфика заданий открытого типа с развёрнутым ответом в части 3 ЕГЭ по русскому языку

Харисова Е.Х. Влияние средств массовой информации на формирование личности ребенка младшего школьного возраста

Елаева З.Ю., Блинкова Х. Временная перспектива и представление о будущем у старшеклассников из неполных семей: гендерный аспект

Коновалова М.Д. Проблема творчества в специальном образовании

Селиванова Н.С., Анисимова Е.С., Соколова Г.Г., Козорез С.Г., Мыльникова Е.А. Повышение уровня социальной адаптации обучаемых, воспитанников с недостатками слуха средствами искусства

Селиванова Ю.В. Арттерапия в работе дефектолога Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Вдовенко Л.М. Социально-творческий проект «ИСКУССТВО ОТКРЫВАЕТ СЕРДЦА»

Медведева Е.В. Социальная адаптация и реабилитация учащихся школы-интерната для детей с церебральным параличом

Стрелкова О.А. Коррекция дезадаптации младших школьников с ДЦП как условие развития их творческих возможностей в условиях школы-интерната

Колчина А.Г. Влияние характера родительско-детских отношений на формирование личности ребёнка с церебральным параличом

Соловьёва О.В. О подготовке учителя-дефектолога к профессионально-творческому взаимодействию с семьёй умственно отсталого ребёнка

Павлова Н.В. Динамика самооценки профессиональных качеств и творческих способностей у студентов-дефектологов (на материале педагогической практики).

Горина Е.Н. Волонтёрская деятельность студентов-дефектологов как фактор творческого становления личности

Коренева Е.А. К вопросу о готовности будущих педагогов к работе по раннему интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

Молодиченко Т.А. К постановке проблемы корреляции экстрасенсорных способностей, одарённости и креативности личности

Максакова А.М. Интерес современной молодёжи к паранормальным явлениям

Едокова А.И. Особенности воображения детей с нарушением зрения

Муляева Н.Р. Дружба в студенческой среде: возрастные и гендерные особенности

Порутчикова А.С. Представления о любви у лиц с нарушением слуха и у их нормально развивающихся сверстников

Божко С.В. Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Торбеева М.А. Особенности учебной мотивации студентов-психологов и старшеклассников в сравнительном аспекте

Едокова А.И. Архетип волка в мифологии и в литературе

Папазян Н.Д. Есенин глазами биолога
Часть 2. Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
Молодиченко Т.А. Психодидактика в специальном образовании: инновационные подходы.

Бумарскова К. Развитие специального образования в Европе и в России

Дробышева Е.А. Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство

Крючков В.П., Огнева Н.В. О новых учебниках чтения для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Константинова О.А. Речевой профиль ребенка как показатель эффективности коррекционного-логопедического воздействия

Жандарова Л.А., Байрамова Р.С. Система работы логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушения речи.

Бечко Т.А. Система коррекционной работы в школе-интернате VI вида в направлении восстановления здоровья.

Анисимова К.И., Зима Ю.В., Яруткина Е.С. Особенности обучения детей с комплексным дефектом развития

Рыкунова Л.П. Реализация системы коррекционной работы средствами логических и развивающих игр на уроках информатики.

Татаренко Л.В. Обучение детей с ДЦП и нарушением интеллекта на основе практической деятельности (на материале уроков развития устной речи).

Растегаева Ю.Б. Патриотическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроке и во внеурочной деятельности.

Ильина О.М., Мясникова Л.В. Ресурсный центр для детей с нарушением зрения, интегрированных в массовые образовательные учреждения, как один из способов модернизации специального образования

Кузнецова Г.М. Формирование и развитие творческой личности в процессе эстетического воспитания на уроках музыки и изобразительного искусства

Машенцева Т.В. Адаптированные спортивные игры как средство реабилитации незрячих детей (на материале настольного тенниса)

Божко С. В. Коррекция и развитие внимания у младших школьников с нарушением интеллекта

Андрианова С.Ю. Возможности непроизвольного запоминания при изучении словарных слов в начальных классах коррекционной школы VIII вида.

Соколенко Г.В. Система VOTUM как мультимедийное средство повышения эффективности обучения детей с нарушением интеллекта

Горина Е.Н. Активизация познавательного интереса у умственно отсталых учащихся к урокам географии

Луценко И.Ю. Развитие логического мышления учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках истории

Бирюкова С.К. Развитие практических навыков, речи и воображения учащихся с нарушением интеллекта в кружковой работе

Кудряшова А.Н. О проблеме формирования правовой культуры в специальном образовании

Жандарова Л.А., Хаертинова А.Р. Преодоление тревожности у детей с ТНР
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ




6
7

7

13

17
21
23
26
29
33
37
39

46

51
53
58
63
68
71
74

77
81
83
87
89

92
96
99

102
104

107

112

118

118

121
126
129
135
139
144
147
150
152
156

158
162
165
168

170
174
178
182
189
191

193
198




ВВЕДЕНИЕ

Данный сборник научных публикаций – совместный труд двух лабораторий факультета коррекционной педагогики и специальной психологии: Лаборатории сверхнормативного развития и творчества субъектов образования и Научно-практической лаборатории теории и методики коррекционного обучения, а также педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ разных видов. Сборник является итогом двух научно-практических конференций, проведённых на факультете в 2011 году и посвящённых его 20-летию. На одной из них рассматривались проблемы в русле темы «Факторы творчества субъектов общего, специального и высшего образования», а другая, имеющая статус Региональной научно-практической конференции, была посвящена вопросам специального образования и называлась «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья». Обе конференции, как и лаборатории, многое объединяет – это и послужило причиной представления материалов двух конференций в едином сборнике из 2-х частей.

Авторы статей – участники конференций, работающие или обучающиеся на факультете, сотрудничающие с нашими лабораториями, а также гости из Казанского университета. Это, например, руководители и учителя школы № 105 г. Саратова, в которой реализуется инновационный проект: "Школа акмеологической культуры личности". Это представители дружных и творческих педколлективов коррекционной школы-интерната VI вида, коррекционных школ III-IV вида и № 2 VIII вида. По сравнению со сборниками, подготовленными на основе материалов предыдущих конференций, проведенных обеими лабораториями, (2008-2010 гг.), значительно увеличилось число студенческих работ.

Содержание данного сборника отражает почти всю тематику научных исследований, проводимых сотрудниками Лаборатории сверхнормативного развития и творчества субъектов образования (мировосприятие, духовность, мастерство, бытийные ценности творчества, высшие чувства – любовь и дружба, самоактуализация и акмеологизация в образовании, психолого-педагогические технологии образовательных процессов, изучение инновационного опыта педагогов, психологов и других субъектов специального и высшего образования) и Научно-практической лаборатории теории и методики коррекционного обучения (особенности специального обучения и воспитания в учреждениях различных видов, инновационные методы и приёмы обучения).

Авторы публикаций выражают надежду, что их работы повысят научную мотивацию и вызовут интерес у читателей (в первую очередь, студентов факультета коррекционной педагогики и специальной психологии) к проблемам не только дефицитарного, но и сверхнормативного развития, одарённости и креативности субъектов образования, т.е. не только к негативным, но и позитивным личностным, групповым, социальным явлениям.

Т.А. Молодиченко, канд. психол. наук, действительный член Ноосферной общественной Академии Наук, доцент кафедры специальной психологии, зав. Лабораторией сверхнормативного развития и творчества субъектов образования;

Н.В. Павлова, канд. педаг. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, зав. Научно-практической лабораторией теории и методики коррекционного обучения

Часть 1. ФАКТОРЫ ТВОРЧЕСТВА

В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.А. Молодиченко
РЕАЛЬНОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ

ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Психологические проблемы трансцендентного многообразны по форме и содер­жанию, относительно пространственных и временных характеристик. Трансцендентное и имманентное соотносятся, образно говоря, как подводная и надводная части айсбер­га.

Только в традиционной материалистической психологии (не говоря уже о пара­психологии, которая у некоторых этносов исторически традиционна) особо необходи­мо выделить «многогранники» таких актуальных проблем сегодняшнего общества как психология бессознательного, интуиции, причинности и неосознанной мотивации, про­странства и времени, истинности, совести и блага, свободы и ответственности, одарен­ности и творчества, гармонии и дисгармонии, типичного и нетипичного. В каждом из этих «многогранников» соотношение имманентного и трансцендентного специфично.

Однако, в длинном ряду проблем трансцендентного гиперактуальной является проблема духовности. Ее сложность трудно переоценить. «Талантов много, духа нет» – как часто оказывается это утверждение отечественного психолога В. П. Зинченко ис­тинным! «Бездушный талант» (по выражению философа Н. Бердяева) на наш взгляд, страшен, социально опасен. Речь идет, прежде всего, о соотношении духовности и ода­ренности; и здесь необходимо подчеркнуть, что общая одаренность и злодейство, без­духовность несовместимы (в отличие от конкретных, так называемых, специальных способностей).

Проблема духовности особенно интересовала всегда актуализаторов таких форм общественного сознания, как наука и искусство. Недаром великий Бетховен отметил их приближенность к Богу: «Только искусство да еще, может быть, наука возвышают человека до уровня божества». Когда человек является не только носителем качеств, входящих в понятие «душевность», но и в понятие «духовность», он значительно возвышается над собой в своих сущности и существовании. Так что же приближает нас к вершинам развития, к духовности? Какие высшие человеческие проявления определяют это понятие, раскрывают сущность этого феномена?

Вслед за А.Н. Некрасовым, мы склонны из множества основополагающих крите­риев понятия "духовность" выделять три – любовь (бог есть любовь, и она во всем; это космический принцип, объединяющий человека и Вселенную), мудрость (ум, знания, наполненные любовью) и творчество (активная, созидающая позиция человека). Добавим так же совесть (долг и ответственность перед другими людьми, перед собой, перед человечеством, перед Богом.)

Эти четыре критерия позволяют определить степень духовности человека в любой сфере деятельности.

Эти критерии – высшие качества Homo Sapiens institutius (по В.М. Василенко) позволяют человеку существовать не только в психологическом, но и в «ноологическом» (по Виктору Франклу) измерении, т.е. не только имманентно, но и трансцендентно.

Духовность – это трансценденталия сверхкатегориальная, содержащая в себе не­что, производящее добро, благо, заключающая вечную истину и высшую гармонию личного, индивидуального, социального и природного; это трансцендентная акмеологизация (поиск и нахождение высшего смысла, достижение вершины развития).

Духовность – в тех людях, которые «до опыта приобрели черты» (О. Мандель­штам), в то же время – это потенциал, который может развиваться. Процессуальная ду­ховность – в нескончаемой самоактуализации личностью своих неосознанных дотоле идей, установок, стремлений, представлений, образов. Б-ценностей («Бытийных ценно­стей» по А. Маслоу); в самосовершенствовании как движении к идеалу, смыслу бытия; в обмене духовными ценностями с другими людьми; в акмеологизации как вершинном процессе, развития личности и деятельности, как существование особого типа лично­сти, названного нами вершинным (акме-личностью).

Духовное начало в людях связано с добротой, милосердием, человеколюбием, коммуникабельностью, интеллигентностью и интеллектуальностью, с гуманизмом, гу­манностью.

Духовность как свойство личности и общества многофункциональна, гармонич­на, динамична и положительно результативна.

В. П. Зинченко справедливо отмечает: «Наличие одного интереса, не сплавлен­ного с мировоззрением, приводит к пустоте души». Поэт Фазиль Искандер выделяет другую причину «душегубства»: «Корысть Сальери убила его душу». Действительно, самоубийство духовности – нередкое явление, еще более часто ее убийство: «Нет большей ненависти, чем ненависть серости к таланту». Пронзительно, актуально и масштабно высказывался о причинах бездуховности психолог А. В. Брушлинский: «Детерминизм – это не предопределенность, а самоопределение». Духовная личность – это личность самоактуализирующаяся, гармонично активная, в большой степени аль­труистичная, – интеллигентная, стремящаяся к акме. Именно духовная личность явля­ется основой коллектива, а не продуктом его. Если нет духовности в людях, состав­ляющих «коллектив», последний нельзя назвать коллективом (т.е. общностью людей, связанных общественно значимыми целями и задачами), ибо для современного обще­ства духовность значима как условие и результат его развития, хотя эта реальность для многих членов общества в настоящее время остается недостижимой имманентно и не актуализированной.

Принципы прогрессивного развития и обогащающего общения лежат, по нашему мнению, в основе жизни духовного человека. Отсюда – главные задачи по формирова­нию духовности: 1) осуществление педагогических воздействий по созданию макси­мально благоприятных условий для самоактуализации и прогрессивного самосовер­шенствования, акмеологизации;

2) психокоррекционная работа в отношении коммуни­кабельности и общительности;

3) психопрофилактика и психогигиена в отношении тех патологических черт характера (психопатий), которые не соответствуют понятиям гу­манности, адекватному человековедению (гуманитарности);

4) развитие, как общего, так и социального общественного интеллекта.

Следует подчеркнуть, однако, опосредованный характер формирования духов­ности. В психологии и психотерапии существует множество активных методов и мето­дик формирования и коррекции развития психики, позволяющих перевести духовность из сферы трансцендентной в имманентную. Эффективными являются: медитация, по­зитивная психотерапия, нейролингвистическое программирование (НЛП), телесно-ориентированная терапия и многие другие направления, методы и методики.

Нами применяются (с целью ориентации на духовность будущих педагогов и психологов имитационные игры – деловые, ролевые, психотехнические, решение психологических за­дач, метод инцидента, психорисунок, самохарактеристики, тестирование с последую­щим консультированием, психотренинг социальной чувствительности, личностно-ориентированный подход в обучении, проблемный подход к учебно-воспитательному процес­су. Осознание коррелятов духовности и путей их индивидуального «присвоения», перевода из трансцендентного состояния в имманентное происходит наиболее эффек­тивно при применении указанных методов и методик в условиях наиболее духовного социального окружения. Конец XX в. - начало XXI века ознаменовались обострением многих противоре­чии в развитии человека, общества, жизни на Земле, но два из них (« быть или не быть?» и «быть или иметь?») являются наиболее мощной движущей силой.

Гамлетовский вопрос отражает острейшие проблемы экологии и эко-психологии политики и экономики. Это противоречие представлено на всех уровнях развития жиз­ни: от биологического до духовного.

Фроммовская постановка вопроса: «Быть или иметь?» по сути указание на два альтернативных пути развития, содержание первого из которых – это акцентирование объект-субъектных отношений человечества на формировании духовности, оптималь­ного и максимального использования ресурсов и резервов каждого человека, а содер­жание второго – на обогащении, приобретении, накоплении, властвовании, порабоще­нии, в целом на материальном, вещном.

Жизнь всех людей проходит между двумя этими полюсами (духовным –материальным) и типология Homo Sapiens (человека разумного) отличается многообра­зием, однако, на полюсе «Быть» особо выделяются типы акме-человека и ноосферно-центрированного(трансцендентного)

Бытие и быт акме-человека освещены духовностью, творчеством, непрерывным самосовершенствованием. Процесс достижения человеком вершин (акме) саморазвития (физической, физиологической, личностной, социальной, профессиональной, духов­ной) назван нами акмеологизацией (Молодиченко Т.А., 1999). Понятие акмеологизации характеризует сознательную деятельность человека по достижению этих вершин и обеспечивается специфической мотивацией: потребностями в самоактуализации и в достижении успеха; познавательными интересами; стремлениями к универсализму в деятельности, к гармонии, к конструктивным (в противовес деструктивным) конфлик­там; потребностью в решении актуальных и глобальных проблем.

Чем выше уровень духовности человека, чем ярче выражена акмеологичность, тем больше его ценностные ориентации отражают бытийные ценности (ценности Б – типа, по терминологии В. Франкла), тем больше проявляются в его жизнедеятельности самотрансценденция. Акме-человек воспаряет над суетой, размышляет о вечном, о косми­ческих проблемах человека и человечества. Жизненное балансирование между имма­нентным и трансцендентным у акме-человека имеет большую склонность к трансцен­дентному. Самотрансценденция акме-личности является и специфической формой су­ществования и одним из высших смыслов ее Бытия.

Франкл выявил зависимость между глубиной экзистенциального вакуума и безус­ловным преобладанием только имманентной реализации себя. Самотрансцендентная связь с Космосом - необходимое условие существования и сущности акме-человека.

«Лишь в экзистенциальном вакууме набирает силу сексуальное либидо» (по Франклу), актуализируются биологические потребности. И наоборот, – «лишь тогда, когда мы в состоянии стать «деловыми»... мы становимся по-настоящему человечны­ми», – писал Франкл.

Адорно справедливо утверждал, что «понятие смысла жизни – (разрядка моя) включает в себя объективность, несводимую к деятельности» Это замечание есть ни что иное как реверанс в сторону трансцендентного, возможного, идеального.

Франкл пишет, что «смысл должен быть найден, но не может быть создан», и это тоже указание на трансцендентную реальность, прямое отношение к которой имеет со­весть, духовность, творчество, вдохновение, космическое сознание акме-человека. «Быть человеком – значит выходить за пределы самого себя... сущность человеческого существования заключена в его самотрансценденции» (Франкл 1990).

Космическое сознание – это вершина акмеологизации, показатель зрелости акме-человека. Оно включает совокупность знаний о глобальных экологических проблемах Вселенной, Космоса, Человечества; сложившуюся систему позитивных отношений к проблемам народосбережения, сохранения жизни на Земле, усовершенствования мира; духовности человечества и путей ее повышения; включение в разрешение самых акту­альных, важнейших проблем мировоздания; осознание и осознавание самого себя как человека, способного и желающего решать самые сложные проблемы, осознание сво­его альтруизма, духовности, бытийных ценностей, преобладания Бытия над бытом.

Вдохновенно желание акме-человека реализовать все свои резервы и ресурсы, стать вершиной среди вершин ради совершенствования жизни на Земле, ради других людей, ради Любви, милосердия, правды, совести, созидания добра.

Среди многообразия людей акме-типа (в наших исследованиях выявлено 7 подти­пов акме-личностей) лишь 0,5% – личности со сформированным космическим сознани­ем, но этот факт вселяет надежду на прогрессивное будущее человеческой акмеологизации, позволяющей человеку максимально приблизиться в своем развитии к Богу.

Теоретические и эмпирические исследования социального развития российского общества и цивилизационных процессов позволяют предположить с большой степенью уверенности, что в современный период, социального развития российского общества есть предпосылки возврата «на новом витке спирали» к базовым ценностям Серебряного века нашей культуры с его актуализацией духовного развития не благодаря, а вопреки цивилизационным вызовам; с его универсализмом в развитии творческой деятельности и творческих личностей. Вслед за забвением рядом представителей этноса духовных ценностей наступает период их роста. Носителями смыслов и ценностей акме-культуры является особый тип человека, непрерывно занимающегося акмеологизацией.

Феномен акмеологизации, открытый нами, – это, во-первых, деятельность субъекта (личности, группы, общества) по достижению всех вершин самосовершенствования (от физического до духовного); во-вторых, это реализация социоакмеологических технологий; в третьих – это реализация максимально позитивных результатов в процессах гомеостаза, адаптации, социализации, самоактуализации (Молодиченко 2009).

Акмелогизация – сложный, социокультурный феномен, являющийся стержнем акме-культуры. Важнейшей сферой ее воспроизводства является образование, в частности, – вузовское.

Разрабатываемое нами социоакмеологическое направление решения проблем социального развития российского общества включает акмеологизацию как основной источник позитивных его преобразований (Молодиченко 2005). В связи с этим в числе важнейших социальных условий развития общества по пути прогресса предлагается система социоакмеологического конструирования развития образовательного пространства через посредство вузовской акмеологизации. Ниже представлена схема концепции акмеологизации в вузе (ценностный аспект).

Акмеологизация в вузе имеет специфику, определяемую достижением субъектами вузовского образования вершин самообразования, осуществляемого непрерывно. В структуре самообразования мы выделяем четыре процесса: самообучение, самовоспитание, саморазвитие и самопросвешение, а образование в вузе – это восемь взаимодействующих процессов, разделяемых на основе внешнего и внутреннего (относительно субъекта) их позиционирования.


Социоакмеологическое конструирование развития образовательного пространства в качестве истоков имеет реально существующий социальный процесс акмеологизации, через который реализуется позитивная неравновесная максимализация результатов физического, личностного, профессионального, социального и духовного самосовершенствования. В авторских исследованиях выявлены демографические, временные, региональные, типологические особенности акмеологизации.

В вузовской акмеологизации нами выделены три блока процессов, востребованных в социоакмеологическом конструировании образовательного пространства:

а) общесоциальные - гомеостаз, адаптация, социализация, социальная самоактуализация; б) институционально-образовательные - обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, просвещение и самопросвещение; в) организационно-управленческие - конструирование, проектирование, моделирование, диагностика, мониторинг, стимулирование, консультирование, прогнозирование.

Особая роль в социоакмеологическом конструировании развития образовательного пространства России принадлежит педагогическим ВУЗам. Гуманитарные смыслы педагогического образования очевидны и определяются не только его профессиональной спецификой, но и наиболее выраженной акмеологизацией его субъектов (по сравнению с непедагогическими Вузами и сферой производства)

На основе разработанной социологической концепции акмеологизации построены модели вузовского образования акме-типа, социоакмеологической службы вуза, социоакмеологически ориентированных вузовских образовательных программ.

Последствиями социоакмеологического конструирования развития образовательного пространства станут: повышение качества образования за счет акмеологизации его субъектов; реализация непрерывного образования посредством актуализации самообразования; развитие человеческого потенциала и накопление человеческого (в частности, – культурного) капитала России за счет формирования акме-личности как базисного типа российского общества и переход после информационного общества к идеациональному (духовному), ноосферному.

Эти последствия могут быть обусловлены посредством: а) актуализации народосберегающей и народоразвивающей социальной политики, б) выделения социоакмеологической составляющей в методологии национальной безопасности России, ориентированной на поддержку осуществляющих акмеологизацию членов российского общества и в) формирования приоритета высшего педагогического образования, поставляющего для общества агентов акмеологизации через сеть образовательных учреждений; г) становления и развития ноосферологии как комплексной науки и ноосферологической практики.

В результате реализации этих стратегий развития человека, общества, цивилизации феномен духовности станет модусом базовой личности ноосферного общества – ноосферно-центрированной (трансцендентной) личности и укрепит свой смысложизненный статус в сферах трансцендентной и имманентной реальности, в индивидуальном и общественном сознании.
Литература
Франкл В.Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.

Молодиченко Т.А. Акме-личность: сущность и существование // Социокультурные измерения человека. Межвуз. Науч. сб. - Саратов: Изд-во Сарат. госуд. технич. университета, 2009. С.144-147.

Молодиченко Т.А. Акмеологическая ориентация вузовского образования (социологический аспект) - Саратов: Изд-во Сарат. гос. университета, 2005. 280 с.

Молодиченко Т.А. Акмеологическая ориентация трансформирующегося российского общества. Саратов: «Научная Книга», 2005. 111с.
Е.Б. Щетинина
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Педагогический институт iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Педагогический институт iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Педагогический институт iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Педагогический институт iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Педагогический институт iconРоссийской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Педагогический институт iconПринято на заседании Ученого совета сгу от 25. 06. 13 протокол №10
Введено взамен положения о Геологическом колледже Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего профессионального...

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Педагогический институт icon«Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Институт иностранных языков
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Педагогический институт iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Педагогический институт iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Педагогический институт iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru