Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе _________________ К.Б. Егоров «_____»_____________ 20___ г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ)
| (Код раздела)
|
|
Кафедра:
| Методики преподавания русского языка и литературы
| специальность
| 050301 Русский язык и литература
| Профиль подготовки:
|
| Квалификация
(степень):
| Учитель русского языка и литературы
|
План учебного процесса
Код
| Наименование практик
(по разделам и видам)
| Трудоем--кость, З.Е.
| Очное
обучение
| Очно-заочное обучение
| Заочное
обучение
| Номер
семестра
| Часы
| Номер
семестра
| Часы
| Номер
семестра
| Часы
| Производственная практика:
|
|
|
| 8
| 6
нед.
|
|
| 8
| 3 З.Е.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 нед.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочая программа практик составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература
и на основании рабочего учебного плана №
| 050301
| (2012___ г.)
|
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
(ПЕДАГОГИЧЕНСКАЯ)
| Педагогическая практика 4 курс 8 семестр
| (Код и название практики согласно рабочему учебному плану)
|
|
| Ст. преп.кафедры метод. преп. русск.яз. и литер.
|
| Кафедра методики преподавания русского языка и литературы
|
| Дата заседания:
|
|
| Голубева А.А.
|
|
|
| Протокол № 202 от 29.06.2011
|
|
|
|
|
| Медведева Н.В.
| (Код практики)
|
| (Должность, Ф.И.О. составителя, подпись)
|
| (Название кафедры)
|
| (Ф.И.О. заведующего, подпись)
|
Рабочая программа принята на заседании кафедры:
| Методики преподавания русского языка и литературы
|
| (наименование кафедры)
| Дата заседания кафедры:
| 29.06.2011
| Протокол №
| 202
| Заведующий кафедрой:
| Медведева Н.В.
|
| (Ф.И.О. заведующего, подпись)
|
СОГЛАСОВАНИЕ:
Совет факультета, реализующего ООП
|
|
| (наименование факультета)
| Дата:
| 3.10.2011
| протокол №
| 1
| Декан:
| Абашева М.П.
|
| (Ф.И.О. декана, подпись)
|
Отдел практики
| Патрушева Т.Е.
|
| (Ф.И.О. заведующего отделом, подпись, дата)
|
Учебно-методическое управление
| Батуева Е.В.
|
| (Ф.И.О. начальника отдела, подпись, дата)
|
1.1. Место педагогической практики в структуре ООП
| Педагогическая практика 2 , 4 курс, 8 семестр
| (код раздела)
| (Наименование раздела)
|
1.2. Цель педагогической практики Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, 2005 г. Практики призваны углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки.
В пери од педагогической практики студент овладевает профессиональными педагогическими умениями, навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы.
Цели и задачи педагогической практики:
- углубление и закрепление теоретических знаний, применение этих знаний в учебно-воспитательной работе по русскому языку и литературе;
- проведение учебно-воспитательной работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, забота о здоровье школьников;
- подготовка к проведению учебной и внеучебной работы по русскому языку и литературе с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;
- подготовка к выполнению функций классного руководителя, работе со школьными организациями;
- стимулирование интереса к научно-исследовательской работе в области педагогических и методических наук с использованием методов наблюдения, анализа, обобщения передового педагогического опыта и др. Педагогическая практика проводится на базе учреждений системы среднего общего образования.
1.3. Задачи педагогической практики
| Изучить особенности подросткового возраста; систему учебно-воспитательной работы школы и класса; индивидуальные особенности учащихся класса, определить тему микроисследования, его цели, задачи и сделать первый диагностический срез.
Составить план работы на весь период практики: система уроков по русскому языку и литературе, план воспитательных мероприятий.
| | Провести уроки русского языка и литературы.
Организовать и провести самостоятельно (зачетное) воспитательное мероприятие с детьми.
Оказать помощь классному руководителю.
На основе первого диагностического среза разработать систему педагогических воздействий с целью оказания индивидуальной помощи учащимся (или отдельному ученику) в их развитии.
Научиться анализировать свои уроки и воспитательные мероприятия (в дидактическом, методическом, психологическом и гигиеническом аспектах).
| | Представить руководителям практики результаты работы по всем видам деятельности: задание по гигиене, психологии, микроисследование, конспект воспитательного мероприятия с самоанализом и оценкой классного руководителя, диск урока-презентации (медиа-прект), дневник студента-практиканта, характеристику вашей деятельности как учителя и помощника классного руководителя, подписанную руководством и заверенную печатью школы; отчет о ходе и результатах педагогической практики в дневнике и на заключительной конференции в школе, университете.
| 1.5. Связи педагогической практики с предшествующими и последующими дисциплинами (модулями) Педагогическая практика базируется на следующих дисциплинах (модулях, практиках) ООП:
Возрастная анатомия и физиология
Психология
Педагогика
Основы специиальной педагогики и психологии
Теория и методика обучения русскому языку и литературе
История русской литературы
История зарубежной литературы
Риторика
Практикум по орфографии и пунктуации
История русского языка
Современный русский литературный язык
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Учебная практика
Педагогическая практика 1
Влияние педагогической практики на последующую образовательную траекторию обучающегося
Прохождение данной педагогической практики необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин (модулей), прохождения практик ООП по данной специальности:
Современный русский литературный язык
Современные средства оценивания результатов обучения
История русской литературы
История зарубежной литературы
Педагогическая практика 3
1.6. Формы проведения педагогической практики Педагогическая (методическая) практика проводится в форме самостоятельной работы студента, направленной на его адаптацию в профессиональную среду, включая самостоятельное выполнение им разовых и постоянных заданий по поручениям руководителей и специалистов учреждений места прохождения практики. Практика предполагает работу студента в качестве учителя русского языка и литературы, помощника классного руководителя.
1.7. Место проведения педагогической практики
Практика организуется в соответствии с учебным планом на 4 курсе (8 семестр) в течение 6 недель в 5-8 классах общеобразовательных школ.
1.8. Структура и содержание педагогической практики
Наименование и содержание разделов (этапов)
| Объем выделяемого времени (часы)
| Раздел 1. Ознакомительная, или пассивная, практика.
|
| Этап 1. Первая неделя – ознакомительная, или пассивная, практика.
В течение первой недели студенты:
- знакомятся со школой, ее задачами, спецификой и системой работы;
- посещают уроки учителей-предметников и наблюдают за работой класса;
- изучают классный коллектив и отдельных учащихся;
- знакомятся с планом работы классного руководителя;
- составляют индивидуальный план учебно-воспитательной работы на весь период практики;
- работают с классом ежедневно в течение 6 часов;
- заполняют первые страницы дневника.
|
| Этап 2. Выполнение задания по школьной гигиене.
|
| Раздел 2. Активная практика.
|
| Этап 3. Вторая – шестая недели.
В течение пяти недель студенты:
- проводят уроки, анализируют их;
- проводят внеклассные мероприятия (одно зачетное);
- Оказывают помощь классному руководителю в организации и проведении
воспитательных и других мероприятий в школе и вне ее;
- оказывают индивидуальную помощь отдельным учащимся, организуют исследовательскую работу;
- продолжают записывать в дневнике результаты наблюдений и анализа своих уроков и уроков товарищей, а также выводы и рекомендации.
|
| Этап 4. Проведение открытого урока. Психологический, педагогический и методический анализ урока. Участие студентов-практикантов данной школы, преподавателей-руководителей по психологии, педагогике и методике.
|
| Этап 5. Шестая неделя – подведение итогов педагогической практики.
Студенты:
- оформляют отчетную документацию: характеристику на студента как учителя, классного руководителя;
- завершают микроисследование и выполнение заданий по психологии (психологический анализ урока и психолого-педагогическая характеристика учащегося)) и школьной гигиене;
- готовятся к итоговой конференции в университете.
|
|
|
| Формы отчетности:
|
|
|
| 1. Дневник студента-практиканта
|
| 2. Отчет на итоговой конференции в школе
|
| 3. Участие в итоговой конференции по практике в университете
|
| Всего:
|
| 1.10. Требования к отчету
Дневник студента-практиканта.
Дневник является одним из главных отчетных документов студентов-практикантов по педагогической практике. В дневнике каждый студент-практикант планирует свою работу в школе, отражает наблюдения за педагогической деятельностью учителя, классного руководителя, за поведением учащихся, анализирует свою деятельность и деятельность своих коллег. Ведение дневниковых записей позволяет студенту осмыслить опыт работы учителей и классного руководителя, свою педагогическую деятельность, обдумать перспективы самосовершенствования.
Дневник по педагогической практике является обязательным документом, содержание которого учитывается при оценке итогов педпрактики как методистами по профилирующей дисциплине , так и педагогами, психологами, преподавателем по школьной гигиене. Порядок оформления дневника студента Дневник студента-практиканта должен содержать: Титульный лист:
Ф.И.О. студента, группа, курс, факультет.
Класс, школа , сроки практики;
Общий руководитель практики.
1-я страница:
Классный руководитель - …
Учитель русского языка и литературы - …
Групповые руководители ( по психологии, педагогике, русскому языку, литературе)
Цели и задачи практики (из государственного образовательного стандарта 2005 года)
2-я страница:
Общая характеристика учреждения (школы).
Фамилии и имена учащихся класса.
Расположение посадочных мест. 3-я , 4-я страницы:
План практики (этапы и разделы практики; продолжительность в днях.
Задание по специальности.
Задание по научно-практической работе (педагогике, психологии, школьной гигиене).
Подпись группового руководителя практики. 5 страница:
Ход выполнения практики.
Уроки по русскому языку по схеме:
№ урока
| Дата
| Тема урока по русскому языку
| Оценка
| Подпись
Учителя
(или классн.
руковод.
| Подпись
методиста
|
|
|
|
|
|
|
6-я страница:
Уроки по литературе по схеме:
№ урока
| Дата
| Тема урока по литературе
| Оценка
| Подпись
учителя
| Подпись
методиста
|
|
|
|
|
|
|
7-я страница:
Содержание воспитательной работы на период практики по схеме:
№ меро-
приятия
| Дата
| Тема воспитательного
мероприятия
| Оценка
| Подпись
классного
руководи-
теля
| Подпись
методиста
|
|
|
|
|
|
|
|
8-9-я страницы:
Дневниковые записи в свободной форме:
посещение уроков товарищей, учителей и их анализ, свои замечания и результаты наблюдений.
10-12 страницы:
Микроисследование.
13-14 страницы:
Анкета для самооценки студента по итогам прохождения практики (самоанализ). Выводы, задачи на будущее (подробно смотри в шаблоне дневника)
15 страница:
Краткий отчет о проведении профориентационного мероприятия в 11 классе.
16,17, 18 страницы:
Отзыв группового руководителя.
Характеристика (отзыв учителя)) студента-практиканта в качестве учителя русского языка и литературы, подписанная учителем и заверенная печатью школы.
Характеристика студента-практиканта в качестве помощника классного руководителя, подписанная классным руководителем и заверенная печатью школы.
19-я страница:
Общий отчет студента о прохождении практики (форма отчета прилагается) с оценками групповых руководителей по педагогике, психологии, школьной гигиене.
20 страница:
Итоговая оценка за практику. Приложение – диск с конспектом урока-презентации по теме «Использование современных информационных технологий в преподавании русского языка и литературы».
В отчете указать количество уроков-
|
1.11. Процедура аттестации и презентаций с указанием темы.
система оценивания успеваемости и достижений обучающихся
1.11.1. Процедура аттестации Отметка за практику отражает все виды деятельности студента за период практики: обучающую, воспитательную, организаторскую, выполнение заданий по педагогике, психологии и физиологии - и выставляется руководителем, ответственным за проведении е практики. К аттестации по производственной практике допускаются студенты, выполнившие следующие требования:
Проведение в полном объеме уроков русского языка – 15 (из них 11 с оценкой).
Проведение в полном объеме уроков литературы – 6 (из них 4 с оценкой).
Положительная оценка за внеклассное мероприятие.
Положительная характеристика студента-практиканта как учителя русского языка и литературы.
Положительная характеристика студента-практиканта как классного руководителя.
Положительные оценки за задания по школьной гигиене, психологии и педагогике.
Отчет в форме дневника.
1.11.2. Система оценивания успеваемости и достижений обучающихся
традиционная
| +
|
| балльно-рейтинговая
|
|
|
1.12. Критерии выставления оценки за производственную практику
Оценка
| Критерии оценки степени сформированности компетенций
| Отлично
| Студент свободно владеет фактическим материалом, применяет различные формы и методы обучения детей, реализует коррекционную направленность образовательного процесса; умело организует различные мероприятия, устанавливает контакт с детьми, владеет методиками проведения психолого-педагогических исследований, грамотно анализирует свою педагогическую деятельность, дисциплинирован в поведении и сроках выполнения всех видов деятельности в период практики, своевременно отчитывается за практику.
| Хорошо
| Студент владеет фактическим материалом, испытывает трудности в выборе форм и методов обучения школьников, затрудняется в самостоятельной организации воспитательной работы, испытывает трудности в общении с детьми, испытывает трудности в анализе психолого-педагогических исследований, затрудняется в полном и грамотном оформлении отчетной документации.
| Удовлетворительно
| Студент плохо знает фактический материал, не владеет методиками проведения занятий, допускает грубые фактические и методические ошибки, готовит формальные конспекты занятий, внеучебных и воспитательных мероприятий, некачественно выполняет психолого-педагогическое исследование (проводит анкетирование, а анализ формальный), отчетная документация оформлена не должным образом.
| Неудовлетворительно
| Студент пропустил занятие без уважительной причины, не готовит конспекты уроков и мероприятий, не выполнил психолого-педагогическое исследование, не подготовил отчетную документацию.
|
Заочное обучение:
1.8. Структура и содержание педагогической практики (заочное). 1-ая неделя: ознакомительная практика.
Посещение одного урока учителя.
Коллективный анализ урока.
2-я неделя: активная практика.
Самостоятельное проведение 2 уроков в 5-8 классах.
Самостоятельное проведение одного внеклассного мероприятия. Форма отчетности:
Отчет практиканта:
Психолого-педагогическая характеристика ученика ( по психологии) или участие в психолого-педагогическом анализе открытого урока.
Конспект внеклассного мероприятия, проведенного студентом (по педагогике).
Конспект одного из двух проведенных уроков.
1.13. Учебная литература и другие информационные источники 1. Основная литература 1. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., Шаклеин В.М. Русский язык и культура речи. / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.: Флинта, 2011, 608 с.
2. Маслов В.Г. Культура речи: учебное пособие/ В.Г. Маслов. – М.: Флинта, 2010, С. 84-117.
3.Нормы русского языка: учебное пособие по культуре речи.- М.: Флинта, 2010, 85 с.
4. Синцов Е.В. Русский язык и культура речи: учебное пособие./ Е.В. Синцов. – М.: Флинта, 2009. 80 с. 2. Дополнительная литература 1.Гончарова Т.В., Плеханова Л.П. Речевая культура личности. Практикум. / Т.В. Гончарова , Л.П. Плеханова. – М.: Флинта , 2012. - 121 с.
2. Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи. Текст и его редактирование.Учебное пособие. \ М.П. Котюрова, Е.А. Баженова. – М.: Флинта, 2008.- 280с.
3. Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет. Учебное пособие. / И.Н. Кузнецов. – М.: Юнити – Дана, 2008. - 432 с. 4. Лысова Т.В. Попова Т. В. Культура научной и деловой речи. Учебное пособие/ Т.В.Лысова, Т. В. Попова. – М.: Флинта, 2011. - 156 с. 5. Макаров Б.В., Непогода А.В. Деловой этикет. Учебное пособие. / Б.В. Макаров, А.В.Непогода . – Ростов –на-Дону, Феникс, 2010. - 209 с.
6. Селезнева Л.Б. Русская орфография. Алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: Учебное пособие / Л.Б. Селезнева.- М.: Флинта, 2011. - 352 с. 7. Селезнева Л.Б. Русская пунктуация. Алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения: Учебное пособие / Л.Б. Селезнева.- М.: Флинта, 2011. - 303 с. 8. Титова Л.Г. Технологии делового общения. Учебное пособие./ Л.Г. Титова . – М.: Юнити –Дана, 2008. - 240 с. 3. Учебно-методические материалы Д.Э. Розенталь: Русский язык. Сборник упражнений и диктантов для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы (Ред.: Валуева Н. В.) Оникс, 2011 г. – 448 с.
Русский язык для выпускников и абитуриентов. Часть I. Орфоэпия. Орфография. Пунктуация / А. А. Голубева, Н. В. Медведева, О. В. Филина, Л. С. Фоминых ; Отв.ред. Н. В. Медведева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2007. – 227с.
4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
Электронная библиотечная система (ЭБС)
Низаметдинова Н. Н. Современная русская пунктуация / Н. Н.Низаметдинова. - М.: Диалог-МИФИ, 2008. - 133с.
Селезнёва Л. Б. Русская орфография. Алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения. Учебное пособие/ Л. Б. Селезнёва. - М.: Флинта , 2011. - 352 с.
Селезнёва Л. Б. Русская пунктуация. Алгоритмизированные схемы, тесты, упражнения. Учебное пособие / Л. Б. Селезнёва. - М.: Флинта , 2011. - 303 с.
1.14. Демонстрационные и раздаточные материалы Карточки с заданиями, упражнениями, задачами, таблицы, учебные видеофильмы, схемы, тестовые задания и т.д.
1.15. Методическое обеспечение производственной практики
1. Наличие пособий, учебников, раздаточного и демонстративного материала, презентаций к урокам и т.д.… 2. Методические рекомендации по организации анализа урока (см. приложение).
3. Методические рекомендации по организации, содержанию и проведению педагогического микроисследования.
4. Методические рекомендации по выполнению задания по психологии.
5. Методические рекомендации по выполнению задания по школьной гигиене. 1.16. Материально-техническое обеспечение производственной практики
Наличие компьютеров, мульти-медиативной техники, интерактивных досок в базовых школах и т.д.
1.17. Обязанности обучающегося во время прохождения производственной практики
Быть готовым к урокам.
Согласовывать конспект урока с методистом и учителем.
Соблюдать производственную (трудовую) дисциплину и профессиональную этику.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Задание по психологии
|