Регистрационная деятельность органов внутренних дел


Скачать 292.5 Kb.
НазваниеРегистрационная деятельность органов внутренних дел
страница1/3
ТипАвтореферат
blankidoc.ru > Туризм > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

Стариков Илья Юрьевич

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Специальность 12.00.14 – административное право;

финансовое право; информационное право

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук
Челябинск 2010

Работа выполнена на кафедре конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета.


Научный руководитель:

Доктор юридических наук, профессор

Майоров Владимир Иванович


Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, доцент

Стахов Александр Иванович

кандидат юридических наук, доцент

Гайдов Вадим Борисович



Ведущая организация:

Академия управления МВД России




Защита диссертации состоится 19 июня 2010 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ.212.298.16 при Южно-Уральском государственном университете по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 149, корп. 4, ауд. 208.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южно-Уральского государственного университета по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Ленина, 87, корп. 3/д.
Автореферат разослан «___»___________ 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент О. В. Гречкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Одним из важных направлений административной деятельности органов внутренних дел является регистрационная деятельность, получившая закрепление в действующем законодательстве. Тем не менее, к настоящему времени данная деятельность недостаточно изучена административно-правовой наукой.

Несмотря на принятие Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службой административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, на практике большая часть обратившихся лиц имеют «претензии» к их качеству. Принятые регламенты не решили проблем, связанных с оформлением регистрационных документов; необходимостью хождения по многочисленным кабинетам, ожиданием в очередях, значительной стоимостью государственной пошлины, отсутствием необходимой информации о порядке регистрации, неудобным режимом работы органов, сложностью заполнения официальных бланков, низкой культурой и недостаточным профессионализмом сотрудников.

Перечисленные проблемы регистрационной деятельности в целом и регистрационной деятельности органов внутренних дел в частности приобретают особую актуальность в условиях проведения административной реформы, а также недавно начавшейся реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации поставлена задача реформирования органов системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в направлении исключения дублирующих, избыточных и несвойственных милиции функций, а также оптимизации структуры и численности работников центрального аппарата. Это в полной мере согласуется с задачами проводимой административной реформы, ставящей своей основной целью повышение эффективности государственного управления.

Совершенствование деятельности органов внутренних дел предполагает, прежде всего, переход к современной форме регулирования управленческих отношений посредством законодательных изменений (новелл, корректировок). Тем не менее, принятие законодательных новелл требует всестороннего научного осмысления. Ограниченность научных исследований, отсутствие единообразной правоприменительной практики и иерархически выстроенной системы действующих нормативных правовых актов мешают развитию исследуемой сферы управленческой деятельности.

Стоит отметить, что в процессе решения насущных проблем через призму качества осуществления регистрационной деятельности у граждан Российской Федерации формируется отношение к органам внутренних дел как представителям государственной власти. В связи с чем, недостаточная и противоречивая регламентация столь значимой сферы общественных отношений формирует негативное отношение к государственной власти.

Регистрационная деятельность органов внутренних дел представляет особый научный интерес, поскольку она наглядно демонстрирует баланс между правами и возможностями конкретного индивида и политикой государства в области обеспечения безопасности. На примере данной деятельности можно проанализировать и оценить демократизацию публичного управления в традиционно инертной и слабо подверженной реформированию сфере внутренних дел.

Вышеизложенное обуславливает актуальность теоретической и практической значимости диссертационного исследования и свидетельствует о необходимости комплексного изучения норм права, регламентирующих регистрационную деятельность органов внутренних дел с целю восполнения пробелов в действующем административном и административно-процессуальном законодательстве.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы правового регулирования регистрационной деятельности органов внутренних дел пересекаются с рядом проблем науки административного права, теории государственного управления, тем не менее, указанная деятельность до сих пор не подвергалась серьезному научному анализу.

Вопросы юридического процесса, административного процесса, административно-процессуальной деятельности, проблемы правового статуса, состава и деятельности органов внутренних дел, а также некоторые аспекты регистрационной деятельности достаточно подробно исследованы в научных работах таких ученых, как: Ю.Е. Аврутин, С.С. Алексеев, А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, И.Н. Барциц, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, А.Н. Добров, И.Б. Кардашова, А.П. Кармолицкий, И.Ш. Килясханов, Ю.М. Козлов, П.И. Кононов, А.П. Коренев, В.И. Майоров, М.Н. Марченко, А.Ф. Ноздрачев, И.В. Панова, Л.Л. Попов, Н.Г. Салищева, Л.В. Сандалов, Ю.П. Соловей, В.Д. Сорокин, Е.И. Спектор, Ю.Н. Старилов, А.И. Стахов, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева, Н.Ю. Хаманева, О.В. Шмалий.

Вместе с тем, в настоящее время отсутствует комплексное, внутренне непротиворечивое исследование, посвященное теоретическому анализу регистрационной деятельности как самостоятельного направления административно-процессуальной деятельности органов внутренних дел, изучению отдельных направлений данной деятельности, а также механизмов ее совершенствования, что также подтверждает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Актуальность и состояние изученности темы определили в качестве объекта исследования общественные отношения, возникающие в процессе осуществления органами внутренних дел регистрационной деятельности, а также теоретико-прикладные аспекты данной деятельности. При этом регистрационная деятельность рассматривается как самостоятельная разновидность административно-процессуальной деятельности.

Предметом исследования выступают административно-правовые и административно-процессуальные нормы, регулирующие регистрационную деятельность органов внутренних дел, а также материалы правоприменительной практики по исследуемой теме.

Цель исследования состоит в осуществлении комплексного анализа регистрационной деятельности органов внутренних дел, теоретическом обосновании ее самостоятельности, а также в выработке научных и методических рекомендаций по совершенствованию российского законодательства в исследуемой сфере.

Для достижения обозначенной цели в рамках диссертационного исследования решаются следующие задачи:

– определить сущность и содержание регистрационной деятельности органов внутренних дел;

– сформулировать научно обоснованное определение понятия регистрационной деятельности органов внутренних дел;

– уяснить цели, задачи и принципы регистрационной деятельности органов внутренних дел;

– провести анализ действующих нормативных правовых актов в области регистрационной деятельности органов внутренних дел;

– раскрыть содержание отдельных наиболее значимых направлений регистрационной деятельности органов внутренних дел и особенности административных процедур их осуществления;

– выявить проблемы и тенденции развития правового регулирования отдельных направлений регистрационной деятельности органов внутренних дел;

– разработать конкретные рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства в области регистрационной деятельности органов внутренних дел.

Методологическую основу исследования составляют современные общенаучные и частнонаучные методы познания и научного исследования, включающие диалектический, логический, системный, структурно-функциональный, формально-юридический метод, статистический метод исследования, а также методы сравнительного и критического анализа результатов исследований.

Нормативно-правовую основу исследования образуют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, законы Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, приказы и административные регламенты Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы.

Эмпирическую основу исследования составляют:

– акты Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Челябинского областного суда, Арбитражного суда Челябинской области, Арбитражного суда Кировской области, иных судебных органов по вопросам, связанным с темой исследования;

–  доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за период 2006-2009гг.;

– аналитические материалы и статистические данные ГУВД по Челябинской области, Управления ГИБДД ГУВД по Челябинской области, ФМС России;

– результаты изучения 150-ти дел об административных правонарушениях за нарушение порядка регистрации, рассмотренных органами внутренних дел Челябинской области;

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в результате комплексного научного исследования выявлены проблемы правовой регламентации регистрационной деятельности органов внутренних дел, сформулированы определения понятий отдельных видов регистрационной деятельности органов внутренних дел, определены основные направления совершенствования данной деятельности.

На основе анализа различных аспектов регистрационной деятельности органов внутренних дел сформулированы рекомендации по совершенствованию действующего административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации, регулирующего регистрационную деятельность органов внутренних дел, предложен проект Федеральной программы поэтапного развития регистрации и регистрационного учета в органах внутренних дел и концепция Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по выдаче лицензий, разрешений и регистрации гражданского и служебного оружия.

Научную новизну диссертационного исследования определяют также следующие основные положения, выносимые на защиту:

  1. Регистрационная деятельность органов внутренних дел представляет собой нормативно регламентированную управленческую деятельность, включающую в себя: фиксацию информации о преступлениях и правонарушениях; регистрацию транспортных средств, оружия; государственную дактилоскопическую и государственную геномную регистрацию; регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и регистрацию иностранных граждан по месту жительства. Указанная деятельность осуществляется посредством внесения сведений в специальные реестры, книги, базы данных, а также составлением и выдачей необходимых правоустанавливающих документов. Целью регистрационной деятельности является обеспечение общественной безопасности и правопорядка.

  2. Современное состояние законодательства о регистрационной деятельности органов внутренних дел актуализирует необходимость повышения эффективности данной деятельности и совершенствования соответствующих административных и административно-процессуальных норм в целях обеспечения прав и граждан и организаций в рассматриваемой сфере. В этой связи излагается позиция о целесообразности принятия Федеральной программы поэтапного развития регистрации и регистрационного учета в органах внутренних дел, в которой найдут отражение цели и задачи реформирования, сроки и этапы ее реализации, порядок ресурсного обеспечения, программные мероприятия и контроль за ее реализацией.

  3. Предложено авторское определение понятия регистрации оружия. Регистрация оружия – это урегулированная нормами права правоприменительная деятельность уполномоченных подразделений (сотрудников) органов внутренних дел, осуществляемая в целях обеспечения контроля оборота установленных законом видов гражданского и служебного оружия, включающая: принятие документов, технический осмотр оружия, рассмотрение и проверку представленных документов, оформление и выдачу разрешений на хранение, либо на хранение и ношение оружия, учет оружия.

  4. Требует законодательного закрепления процедура регистрации оружия, в том числе вопросы установления срока рассмотрения документов при регистрации (не более 5 дней с возможностью продления при наличии оснований), а также принятия формы документа, фиксирующего отказ в регистрации оружия, и возможности его обжалования. Разрешение перечисленных вопросов обусловлено необходимостью разработки и принятия Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации.

  5. В целях совершенствования регистрационной деятельности органов внутренних дел целесообразно:

– ввести единую процедуру приема документов с возможностью запроса дополнительных документов и приостановления регистрации при наличии оснований;

– для предотвращения судебных споров, связанных с аннулированием регистрации транспортных средств, установить, что аннулирование регистрационных действий должно производиться при условии, что аннулируемое действие может привести к нарушению или созданию угрозы нарушения прав и законных интересов третьих лиц, либо к созданию угрозы безопасности дорожного движения;

– внести в п. 33.15 и п. 33.16 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним изменения, в соответствии с которыми полномочиями на внесение сведений в реестр регистрации, и автоматизированные учеты зарегистрированного автотранспорта должны обладать только уполномоченные должностные лица регистрационных подразделений ГИБДД. Кроме этого, данные действия должны совершаться не после выдачи документов и регистрационных знаков, как это предусмотрено указанным регламентом, а после принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации.

  1. Для единообразного применения срока постановки на регистрационный учет и снятия с регистрационного учета, установленного статьей 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», предлагается в п.п. 12, 18, 33 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» и п.п. 19-22 «Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» указанный срок изложить в редакции: «не позднее 3-х дней со дня поступления документов в органы регистрационного учета».

  2. Учитывая современные достижения медицины, а также высокий уровень информативности генетического материала, требуется замена дактилоскопической регистрации лиц, чья профессия сопряжена с большим риском для жизни, на геномную регистрацию посредством включения их в перечень субъектов, подлежащих обязательной геномной регистрации.
  1   2   3

Похожие:

Регистрационная деятельность органов внутренних дел iconРегистрационная деятельность органов внутренних дел
Работа выполнена на кафедре конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета

Регистрационная деятельность органов внутренних дел iconМетодические указания дисциплина специализации «Предварительное следствие...
«Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»1 организации и производства расследования преступлений,...

Регистрационная деятельность органов внутренних дел iconПоложение о централизованном учете персональных данных гражданина...
О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан...

Регистрационная деятельность органов внутренних дел iconНаставление по организации деятельности кинологических подразделений...
Мвд россии, осуществляющих подготовку специалистов-кинологов органов внутренних дел

Регистрационная деятельность органов внутренних дел iconНаставление по организации деятельности кинологических подразделений...
Мвд россии, осуществляющих подготовку специалистов-кинологов органов внутренних дел

Регистрационная деятельность органов внутренних дел iconКонтрольная работа по дисциплине «практикум по административной юрисдикции...
«Правоохранительная деятельность», (набор 2014 года) специализация оперативно-разыскная деятельность (узкая специализация – деятельность...

Регистрационная деятельность органов внутренних дел iconПри министре внутренних дел российской федерации по дальнейшему реформированию...
Расширенная рабочая группа экспертов, образованная при Министре внутренних дел Российской Федерации, подготовила предложения по дальнейшему...

Регистрационная деятельность органов внутренних дел iconПрограмма обсуждена и одобрена на заседании кафедры орд овд (протокол №22 от «18» июня 2014 г.)
Правоохранительная деятельность с присвоением квалификации «специалист» специализация: оперативно-розыскная деятельность органов...

Регистрационная деятельность органов внутренних дел iconМетодические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел...
Обеспечение органами внутренних дел мвд россии правопорядка и общественной безопасности в период проведения выборов Президента Российской...

Регистрационная деятельность органов внутренних дел iconД. М. Столповский практикум по дисциплине «Практикум по административной...
«Правоохранительная деятельность», (набор 2014 года) специализация оперативно-разыскная деятельность (узкая специализация – деятельность...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru