Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А. В. Грошев (глава 2), Е. В. Епифанова (глава 1, 2), С. Н. Помнина (глава 6), С. С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3)


НазваниеД. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А. В. Грошев (глава 2), Е. В. Епифанова (глава 1, 2), С. Н. Помнина (глава 6), С. С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3)
страница1/40
ТипРеферат
blankidoc.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Истоки и современное содержание уголовной политики в области здравоохранения: актуальные вопросы теории и практики

УДК

ББК

Авторы:

Д.С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А.В. Грошев (глава 2), Е.В. Епифанова (глава 1, 2), С.Н. Помнина (глава 6), С.С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3)
Рецензенты:

Доктор юридических наук, профессор

Лупарев Евгений Борисович

Доктор медицинских наук, профессор

Эртель Людмила Александровна

Истоки и современное содержание уголовной политики в области здравоохранения: актуальные вопросы теории и практики. Монография / Коллектив авторов. Под ред. д.ю.н., проф. А.В. Грошева, к.ю.н., доц. Е.В. Епифановой. - М.: Юрлитинформ, 2013. - с.

ISBN

Настоящая монография представляет собой специализированное коллективное научное исследование, посвященное проблемам уголовной ответственности за преступления в сфере здравоохранения; характеристике основных направлений современной уголовной политики в области здравоохранения, выработанной с учетом международных стандартов и специфики российской системы здравоохранения сформированной в ходе проведенных реформ. В монографии прослеживаются истоки уголовной политики, рассматриваются вопросы противодействия коррупции в медицинской сфере, межотраслевые взаимосвязи в законодательстве о противодействии преступности в сфере оказания медицинских услуг; актуальные вопросы эволюции криминального манипулирования в сфере медицины; уголовно-правовые меры предупреждения криминального манипулирования в сфере медицины.

Книга адресована работникам органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, прокурорам, следователям, судьям, преподавателям, студентам, аспирантам юридических, медицинских вузов, а также широкому кругу читателей, интересующихся уголовной политикой в области здравоохранения и проблемами уголовной ответственности в сфере здравоохранения.
Содержание

Глава 1. Основные направления уголовной политики в сфере здравоохранения

1.1. Основные направления российской уголовной политики в области здравоохранения: история и современность

1.2. Основные направления уголовной политики и современное состояние уголовного законодательства зарубежных стран об ответственности за преступления в сфере здравоохранения

1.3. Общественная опасность как критерий криминализации деяний посягающих на охрану здоровья граждан – изготовление и распространение недоброкачественных продуктов питания

1.4. Уголовная политика в области охраны здоровья граждан. Обеспечение качественной питьевой водой: постановка проблемы

1.5. Охрана здоровья граждан посредством норм уголовного права: запрет на производство, введение в обращение лекарств, кормов или средств для корма животных вредных для здоровья человека. Постановка проблемы.

1.6. Общественная опасность как критерий криминализации деяний представителей альтернативной (неконвенциальной) медицины (целителей)

1.7. Инновационные медицинские технологии и уголовно-правовая ответственность в медицине: постановка проблемы

Глава 2. Коррупция в сфере здравоохранения и основные направления уголовной политики в ее предупреждении

2.1. Понятие коррупции и основные формы ее проявления в сфере здравоохранения

2.2. Медицинские работники как субъекты коррупционных преступлений (общая характеристика)

2.3. Ответственность медицинских работников за отдельные коррупционные преступления в сфере здравоохранения

2.4. К вопросу о дифференциации правовых мер противодействия коррупции в медицинской сфере: подарок, чаевые или взятка?

Глава. 3 Криминальное манипулирование в сфере медицины: характеристика, предупреждение

3.1. Актуальные вопросы эволюции криминального манипулирования в сфере медицины

3.2. Уголовно-правовые меры предупреждения криминального манипулирования в сфере медицины

Глава 4. Уголовная ответственность медицинских работников за профессиональные преступления в сфере здравоохранения

4.1. Виды преступлений в сфере здравоохранения

4.2. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч.2 ст. 109 УК РФ)

4.3. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч.2 ст. 118 УК РФ)

4.4. Заражение ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч.1 и 4 ст. 122 УК РФ)

4.5. Незаконное производство аборта (ст. 123 УК РФ)

4.6. Неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ)

Глава 5. Современное содержание уголовной политики в сфере трансплантологии: актуальные вопросы

5.1.Правовые основы развития отношений прижизненного и посмертного донорства в Российской Федерации

5.2. Актуальные вопросы уголовно-правовой политики Российской Федерации в сфере реализации отношений посмертного донорства

5.3. Актуальные вопросы уголовно-правовой политики Российской Федерации в сфере реализации отношений прижизненного донорства

5.4. Основные направления развития уголовно-правовой политики Российской Федерации в сфере обеспечения безвозмездности донорства

Глава 6. Правовые аспекты врачебной тайны

Глава 7. Основные направления оптимизации уголовной политики в отношении борьбы с медицинскими ошибками: актуальные вопросы

7.1.Юридическое понимание медицинской ошибки и ее уголовно-правовые последствия

    1. Совершенствование уголовного законодательства Российской Федерации в части усиления ответственности медицинских работников за медицинские ошибки: современные доктринальные разработки

Глава 8. Противодействие преступности в законодательстве Российской Федерации и медицина: грани взаимодействия

8.  1. Новая законодательная парадигма противодействия преступности на современном этапе

8. 2. Межотраслевые взаимосвязи в законодательстве о противодействии преступности в сфере оказания медицинских услуг
Приложение

Глава 1 Основные направления уголовной политики в сфере здравоохранения

1.1. Основные направления российской уголовной политики в области здравоохранения: история и современность

Уголовная политика в сфере здароохранения берет свое начало в России в эпоху Петра I. Именно в этот период появляются элементы правового регулирования врачебной деятельности. Например, ответственность за незаконное занятие медицинской практикой и фармацевтической деятельностью регламентировалось в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 года. В нем запрещалось осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность лицом, не имеющим на то права1.

Упоминание о необходимости соблюдения чистоты, противодействии распространению инфекционных и иных болезней встречаются после принятия Соборного уложения 1649 года, когда разрабатывались различные конкретизирующие и дополняющие нормативные акты. Примером может служить именной указ Петра I «О наблюдении московскими обывателям чистоты на дворах и на улицах, о свозе всякого помету за земляной город и содержании мостовой в исправности» от 22 февраля 1709 года2.

С развитием санитарного дела и необходимости ограждения населения от эпидемических и иных болезней возникали предпосылки формирования норм об ответственности за распространение опасных инфекционных заболеваний человека, которые закреплялись в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года (в редакциях 1866 и 1885 г.г.), Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года, Уголовном Уложении 1903 года.

Все имевшиеся в дореволюционных отечественных правовых актах уголовно-правовые запреты в этой области разделялись на три группы: 1) запреты нарушения карантинных правил; 2) запреты нарушения санитарно-эпидемиологических правил; 3) запреты распространения венерических заболеваний3.

Тем самым формировались основные направления уголовной политики в области здравоохранения. В дореволюционный период такими направлениями являлись: 1) пресечение незаконного занятия частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; 2) противодействие распространению опасных инфекционных заболеваний человека.

В советский период уголовная политика продолжала развиваться в этих же направлениях. Стремление создать единую систему государственного здравоохранения обусловило появление в уголовном законодательстве указания на незаконность занятия врачеванием, как профессией, лицами, не имеющими надлежаще удостоверенного медицинского образования, а равно занятие медицинским работником такого рода медицинской практикой, на которую он не имел права4.

Так, УК РСФСР 1926 года в ст. 180 закреплял, что заниматься врачеванием могут только лица, имеющие на то диплом медицинского учебного заведения и полученного на его основе регистрационного свидетельства. В случае неимения документа, а также, если работник не работал по своей специальности в течение 5 лет, либо, если, при работе обнаружили явно недостаточные знания, соответствующие лица могли быть подвергнуты проверочному испытанию или прохождению практического стажа. В случае, если по получении регистрационного свидетельства медработник в своей практической работе обнаружит явно недостаточные знания, выданное ему регистрационное свидетельство могло быть у него отобрано, и он лишался права заниматься врачеванием5.

УК РСФСР 1960 года в целях защиты здоровья населения так же запретил занятие врачеванием как профессией лицом, не имевшим надлежащего медицинского образования. Врачеванием признавалась деятельность, связанная с оказанием воздействия на здоровье конкретных лиц. Не рассматривалось как врачевание чтение публичных лекций, выступления перед слушателями с пропагандой различных методов лечения, профилактики заболеваний, способов укрепления здоровья6.

Тем самым государством проводился курс на поддержание высокого профессионального уровня медицинских работников и преследование в уголовном порядке непрофессионалов, в том числе магов, целителей, знахарей.

В 90-е годы 20 века это направление уголовной политики претерпело определенную либерализацию. К вопросу о профессионализме возвратились позже с принятием Федерального закона от 22 июля 1993 г. N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"7; закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, в котором числе ведущих направлений государственной политики в области здравоохранения закреплены: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.

УК РСФСР 1922 года содержал статью 165, в которой закреплялось установление уголовной ответственности за неоказание помощи больному без уважительной причины со стороны лица, обязанного ее оказывать по закону или по установленным правилам, а так же за отказ медицинского персонала в оказании медицинской помощи, если он заведомо мог иметь опасные для больного последствия8.

Аналогичная статья (ст. 157) содержалась в УК РСФСР 1926 года. Если медицинским работником были причинены телесные повреждения различной степени тяжести или наступила смерть пациента вследствие действий медицинского персонала, то наступала ответственность по общим статьям Уголовного кодекса (1922, 1926 г.г.) за убийство и причинение телесных повреждений.

УК РСФСР 1960 года сохранил ориентир на охрану здоровья граждан, закрепив ответственность за неоказание помощи больному лицом, обязанным ее оказывать по закону или специальному правилу.

Ст. 128 УК РСФСР 1960 г. предусматривала ответственность за неоказание помощи как акт невыполнения профессиональных медицинских обязанностей. Неоказание же помощи должностным лицом медицинского учреждения при соответствующих условиях квалифицировалось как должностное преступление9.

Обязанность оказания помощи больным возлагалась на медицинских и фармацевтических работников законами и подзаконными актами (специальными правилами).

Так, согласно ст. 33 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении медицинские и фармацевтические работники обязаны были оказывать первую неотложную помощь гражданам в дороге, на улице и в иных общественных местах и на дому10.

Тем самым уголовным законодательством защищались право на охрану здоровья пациента - как основное право гарантированное Конституцией.

В отношении борьбы с эпидемиями и распространением заразных заболеваний в УК РСФСР 1922 года ст. 216 закрепляла уголовную ответственность за неизвещение подлежащих властей со стороны лиц, к тому обязанных, о случаях заразных болезней или падежа скота. Такая норма была необходима для снижения уровня смертности населения.

В противоположность ст. 216 УК РСФСР 1922, ст. 181 УК РСФСР 1926, была с одной стороны шире, а с другой стороны уже. Она была шире, так как говорила обо всех видах нарушений правил по охране народного здравия, специально изданных в целях борьбы с эпидемиями, под действие этой статьи подходило не только не извещение или несвоевременное извещение властей, но и несоблюдение правил о карантине, об изоляции больных и т.п. С другой стороны, она была уже, поскольку имела ввиду не все случаи заразного заболевания граждан, а лишь те заразные болезни, в отношении которых были изданы специальные правила, направленные на предупреждение эпидемий. Данная статья применялась только в отношении людей, в то время как ранее действовавшая – имела ввиду также и не извещение о заразных болезнях или падеже скота11.

Эта политика получила свое развитие в Правилах о предотвращении эпидемических и иных заразных болезней, которые принимались Советом Министров СССР, Советами Министров союзных и автономных республик, местными Советами народных депутатов, Министерством здравоохранения СССР, министрами здравоохранения союзных и автономных республик. Таковы правила проведения предохранительных прививок, выявления заразных болезней, санитарной охраны границ, истребления грызунов, переносчиков инфекции, правила водопользования, санитарного контроля за качеством продовольственных товаров и т.п.. Органы власти в случае угрозы возникновения или распространения эпедимических инфекционных заболеваний имели право вводить особые карантинные правила на соответствующих территориях. Нарушение этих правил влекло уголовную ответственность по ст. 222 УК РСФСР 1960 г12.

Еще одним направлением государственной уголовной политики, нашедшем закрепление во всех Уголовных кодексах советского и постсоветского периодов, являлось противодействие должностным преступлениям, в том числе: присвоение или растрата должностным лицом денег, ценностей или иного имущества, находящегося в его ведении в силу его служебного положения, получение, дача взятки, посредничество во взяточничестве, провокация взятки, служебный подлог.

Пресекались неправомерные действия со средствами фондов социального страхования13.

Таким образом, в рамках советского периода развитие норм об уголовной ответственности в здравоохранении было представлено сравнительно однородными конструкциями составов во всех уголовных кодексах, принятых в РСФСР, отражающих уголовную политику государства в сфере здравоохранения.

Современная уголовная политика в области медицины базируется на нормах ратифицированных международных актов (например, Конвенция о защите прав и достоинств человека в связи с использованием достижений биологии и медицины 1996 г.), отдельных законах и подзаконных актах, в числе которых закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ; национальных программах (ныне действует национальный проект «Здоровье») и находит свое непосредственное закрепление в УК РФ 1996 года.

Уголовная политика в области здравоохранения базируется на основе Концепции уголовно-правовой политики Российской Федерации, которая выступает одним из направлений реализации государственной стратегии обеспечения криминогенной безопасности и базируется на признании фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости ее основных положений с социальной политикой государства, а также политикой в области профилактики преступности, защиты и поддержки потерпевших от преступлений, исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, социальной реабилитации и надзора за лицами, отбывшими уголовное наказание14.

Приоритетные направления, в рамках которых в предыдущий исторический период развивалась уголовная политика в сфере здравоохранения, сохранились. Более того, они расширились за счет появления целого ряда статей направленных на противодействие наркотизму; незаконному обороту сильно действующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами в целях сбыта; неправомерному изъятию органов или тканей человека для трансплонтации; заражению ВИЧ-инфекцией; нарушений в области страхования в связи с переходом на страховую медицину.

Современная уголовная политика в области здравоохранения находится в теснейшей взаимосвязи с административной политикой в этой сфере; она согласуется с основными направлениями развития туризма, физкультуры и спорта как составляющей социальной политики российского государства, направленной на укрепление здоровья нации; учитывает основные направления политики в области охраны труда и трудовых отношений (как то запрет принудительного труда, дискриминации по состоянию здоровья и т.д.).

Так, например, главы 5, 6 КоАП РФ содержат административные правонарушения, объектом посягательства в которых выступают права граждан при оказании медицинской помощи, здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К числу которых законодатель отнес: нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27); сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1); незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством) (ст. 6.2); нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании (ст. 6.3.); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4.); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5.); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6.); нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7.); незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов (ст. 6.8.); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9); вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых не его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10); пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13, противодействию наркомании посвящены и ст. ст. 6.14 - 6.16).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Похожие:

Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А. В. Грошев (глава 2), Е. В. Епифанова (глава 1, 2), С. Н. Помнина (глава 6), С. С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3) iconРекомендации по заполнению бланка соглашения Номер и дату подписания...
«Глава администрации муниципального образования» из соглашения исключаются, если подписывает глава администрации муниципального образования,...

Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А. В. Грошев (глава 2), Е. В. Епифанова (глава 1, 2), С. Н. Помнина (глава 6), С. С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3) iconОглавление введение зачем мы создаем доктрину
Макрос государственности глава “империя не умирает. Она передается” Глава потенциал русской цивилизации

Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А. В. Грошев (глава 2), Е. В. Епифанова (глава 1, 2), С. Н. Помнина (глава 6), С. С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3) icon3 Финансовые документы 56 Глава Изменение месяца 60 Глава Формирование...
Принципы построения и основные возможности программы «инфин-бухгалтерия» 11

Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А. В. Грошев (глава 2), Е. В. Епифанова (глава 1, 2), С. Н. Помнина (глава 6), С. С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3) iconСемейное право
Краткое содержание дипломной работы: Ведение. Глава Правовое регулирование прав ребенка. Глава 2 Защита прав ребенка в семейных правоотношениях....

Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А. В. Грошев (глава 2), Е. В. Епифанова (глава 1, 2), С. Н. Помнина (глава 6), С. С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3) iconПролог. Что такое жить в империи Глава Феномен империи: культурологический...
Вместо эпиграфа. Чтобы их страна была такой же большой, как наша (Говорят дети)

Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А. В. Грошев (глава 2), Е. В. Епифанова (глава 1, 2), С. Н. Помнина (глава 6), С. С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3) iconМетодические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия...
Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления». Раскрывается структура...

Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А. В. Грошев (глава 2), Е. В. Епифанова (глава 1, 2), С. Н. Помнина (глава 6), С. С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3) icon2006 удк ббк о
А. Б. Копейкин и Н. С. Пастухова; главы 14–15 – А. Б. Копейкин; главы 16–18 – Н. С. Пастухова и Н. Н. Рогожина; главы 19–21 – Н....

Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А. В. Грошев (глава 2), Е. В. Епифанова (глава 1, 2), С. Н. Помнина (глава 6), С. С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3) iconГлава
Экономическая сущность залоговых операций

Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А. В. Грошев (глава 2), Е. В. Епифанова (глава 1, 2), С. Н. Помнина (глава 6), С. С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3) iconГлава
Общая характеристика искового производства и иска

Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова (глава 4), А. В. Грошев (глава 2), Е. В. Епифанова (глава 1, 2), С. Н. Помнина (глава 6), С. С. Тихонова (глава 5, 7), А. Ю. Федоров (глава 3) iconГлава
Процессуальная характеристика особого порядка судебного разбирательства

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru