Методические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления»


Скачать 139.34 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления»
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > бланк резюме > Методические рекомендации
Глава 5. Самопрезентация

 «У вас никогда не будет второго шанса

произвести первое впечатление».

Аллан Пиз


Методические рекомендации:

Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления». Раскрывается структура самопрезентации, описываются требования, предъявляемые к выпускникам на современном рынке труда, значение ведения портфолио и необходимости его заполнения.

Основной задачей этой главы является ознакомление учащихся с процессом самопрезентации, осознание подростками важности правильного представления себя и отработка навыков успешной самопрезентации. В главе рассматриваются следующие темы:

5.1. Основы самопрезентации. Тема рассчитана на 1 занятие.

В теме предлагается 1 задание.

5.2. Элементы самопрезентации при собеседовании. Тема рассчитана на 1-2 занятия.

Рекомендуемые игры и упражнения:

  • «Невнимательный слушатель»;

  • «Выборы»;

  • «Приемная комиссия».

В теме предлагается 1 задание.

5.3. Портфолио и его назначение. Тема рассчитана на 1 занятие.

В теме предлагается 1 задание.
5.1. Основы самопрезентации

Методические рекомендации:

Перед раскрытием теоретического материала, учителю рекомендуется показать видеоролик, содержащий примеры самопрезентаций. Подбор видеосюжетов осуществляется учителем. Возможно использование видеорезюме кандидатов на сайтах трудоустройства.

После воспроизведения видеороликов учитель обсуждает с учащимися, содержание видеоматериала: Что понравилось? Какой видеосюжет больше привлек внимание? Почему? В чем особенности сюжета(ов)? и т.п.

После просмотра видеоролика школьникам в рабочей тетради ученика необходимо выполнить задание №1, где им предлагается записать основные успешные и неуспешные фрагменты самопрезентации героев видео.

Теоретический материал, применяемый в работе

Самопрезентация – акт самовыражения, направленный на создание определенного впечатления о себе у аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей.

Самопрезентация – словесная и бессловесная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попросту говоря, это то, как человек выглядит и что представляет собой в глазах своего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или общение с родственниками и друзьями.

Природная самопрезентация свойственна всем людям без исключения, она приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек имеет определённую «окраску» в глазах окружающих: «Какой спокойный ребёнок!», «Какая темпераментная девочка». В этом случае самопрезентация происходит естественно, без обдумываний. Главный ее недостаток в том, что человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации. То есть, человек не выбирает, положительной ли будет его природная самопрезентация, или же она будет носить негативный окрас.

Главная цель искусственной самопрезентации – завоевание внимания к своей персоне со стороны значимой для презентуемого личности, либо группы людей. Успех самопрезентации зависит от умения представить себя другим людям, умения подать себя, привлечь к себе внимание, актуализировать интерес людей к своим качествам. В зависимости от содержания презентации человек может презентовать себя не только оценочно (создавая хорошее впечатление), но и с разных социальных положений (как ученик, как профессионал, как сын/дочь, как мужчина/женщина и т.п.). При этом важно помнить, что перед самопрезентующимся есть не только слушатели, но и зрители, поэтому нужно тщательно продумать не только содержание своего рассказа, но и создать визуальный образ.

Важно помнить, что у выступающего никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Первое впечатление всегда носит и эмоциональные и оценочные компоненты.

Проводились следующие опыты: двум разным группам студентов одного факультета представляли преподавателя, ведущего у них курс. С одной группой, по замыслу эксперимента, преподаватель вел себя очень тепло, доброжелательно, с другой – холодно и отстраненно, показывая границы. Позже, студентов попросили оценить преподавателя по ряду параметров, среди которых был и профессионализм. Первая группа, с которой преподаватель был доброжелателен, оценила его гораздо выше, чем вторая, в том числе и по объективным параметрам – профессионализм, знание предмета и т.п.

Если человек позитивно самопрезентовал себя для слушателя, то его личностные качества переоцениваются, если же негативно, то многие его качества недооцениваются.

Требования к выпускникам предъявляемые на современном рынке труда

Современный рынок труда характеризуется ярко выраженной конкурентностью практически во всех областях высокооплачиваемых и престижных профессий. На каждое рабочее место (кроме самых непривлекательных) претендуют, как правило, сразу несколько кандидатов.

Поэтому выходя на рынок труда, выпускник должен быть готов к его условиям и предстоящей конкурентности. Есть основной набор умений, осваивая который выпускник получает максимально возможный ресурс для продвижения на рынке труда и повышения своей конкурентоспособности.

  1. Умение что-либо делать профессионально. На рынке труда всегда востребованы специалисты способные оказать качественные услуги.

  2. Умение продуктивно представлять себя, самопрезентовать на рынке труда, свои ресурсы, возможности, личностные качества.

  3. Эффективно применять себя на рабочем месте, продвигая идеи, инновации, сообразно развитию и запросам организации.

  4. Эффективно коммуницировать, действовать в команде, поддерживать добрые отношения с рабочим коллективом и руководством.

  5. Постоянно обучаться и повышать свой уровень профессионализма.

Как правило, работодатель ищет сотрудника, готового сразу же приступить к работе и быть компетентным в своих обязанностях, имеющего опыт работы в данной должности, что затрудняет трудоустройство молодого специалиста. Но при правильной презентации и у молодого специалиста найдется ряд преимуществ, даже перед соискателем с опытом. В первую очередь - это свежесть знаний, молодой специалист, недавно закончивший учебное заведение является носителем всех инновационных проектов и технологий, произошедших в профессиональной сфере за последнее время. Во-вторых, прием на работу молодого специалиста дает работодателю возможность воспитать специалиста для своей компании, учитывая специфику ее работы и оборудования. В – третьих молодой специалист, зачастую, обладает рядом качеств, таких как: гибкость мышления, готовность к обучению и повышению квалификации, юный возраст. Эти качества очень важны для ряда профессий сопряженных с инновационным или опасным, тяжелым производством.

В то же время решение о приеме на работу того или иного соискателя принимается чаще всего с учетом личного впечатления, которое производит соискатель. Объективные параметры (опыт, образование, черты характера, а также пол и возраст), разумеется, влияют на решение о приеме на работу. Однако, личное впечатление, возникающее в ходе собеседования, не только оказывает заметное влияние, но и зачастую становится основой для последующего решения.

5.2. Элементы самопрезентации при собеседовании

Для выпускников учреждений профессионального образования наиболее актуальной является самопрезентация при устройстве на работу. Правильно подготовленная самопрезентация на рынке труда может оказать решающее влияние на профессиональную судьбу специалиста.

Впечатление, которое кандидат производит на потенциального работодателя формируется из нескольких составляющих: внешний вид, позитивный настрой, выполняемые действия, содержание разговора, документы, подтверждающие квалификацию.

Внешний вид. Хорошо продуманный облик претендента на собеседовании – это первый шаг к успеху. Одежда, аксессуары, прическа человека, как часть внешнего вида, могут создать представление о личности соискателя. Поэтому его внешний вид должен работать на создание благоприятного впечатления, соответствовать стилю одежды, принятому в данной организации, и должности, на которую претендует человек.

В большинстве случаев одежда, украшения, макияж должны быть в деловом стиле, носить сдержанный характер, что подчеркнет серьезность намерений кандидата. В случае если профессия творческая, то здесь можно проявить себя, показать свою креативность, но, не преувеличивая.

Позитивный настрой является важнейшей стороной формирования готовности к собеседованию. Позитивный настрой - это внутренний самонастрой на успех, вера в себя, свои силы и возможности. Решительный, активный, уверенный в себе соискатель имеет большие шансы на благоприятный исход собеседования.

Выполняемые действия. Жестикуляция, поведение, соблюдение правил этикета играют большую роль при формировании первого впечатления о соискателе. Походка, поза, интонация выдает волнение, выявляет заинтересованность, показывает уровень уверенности соискателя, что очень важно для работодателя. Если человек устраивается на должность, где придется работать с людьми (менеджер по продажам, торговый представитель, администратор), в первую очередь, работодатель обратит на коммуникативные качества, открытость к общению, уровень развития речи, лексическую грамотность.

Содержание разговора. Приходя на собеседование, кандидат должен иметь представление о потенциальном месте работы: сколько лет существует организация, какие, где и кому реализуются ее услуги или продукция, какие новые перспективы существуют у предприятия, какова система и уровень оплаты труда и прочее. Собранная информация поможет претенденту на вакантное место оценить соответствие собственных данных требованиям предприятия, а так же подготовиться к ответам на вероятные вопросы работодателя.

При самопрезентации в условиях собеседования молодому специалисту важно фокусировать внимание потенциального работодателя на свои сильные стороны: личные и профессиональные качества, знания, которые он может применить в профессиональной деятельности, навыки, которыми он обладает, приобрел во время практики или работы, обсудить, хоть и небольшой, но опыт в практической деятельности. Соискатель должен донести работодателю, что готов обучаться и повышать свою квалификацию. Кандидату не стоит стесняться задавать вопросы, выяснять нюансы профессиональной деятельности. Очень важен посыл к работодателю, заинтересованность в деятельности организации, энтузиазм к предстоящей работе. Говорение с энтузиазмом порождает и слушание с энтузиазмом.

Подготовка документов. Кроме непосредственного личностного впечатления, большую роль в самопрезентации могут сыграть документы, характеризующие профессиональные и личностные достоинства соискателя. Позиция кандидата будет существенно усилена, если во время собеседования он будет иметь под рукой кроме документов о базовом образовании и сертификаты, справки и дипломы о пройденных курсах повышения квалификации или иных формах дополнительного образования, рекомендательные письма и отзывы, профессиональное резюме, наградные документы (дипломы, грамоты, благодарности), список опубликованных работ, портфолио.




В задании №2 учащимся предлагается заполнить представленный шаблон самопрезентации.


Упражнение «Невнимательный слушатель»
Время проведения: 15 - 20 минут.

Цель: тренировка навыков отслеживания состояния аудитории и приемов удержания внимания.

Материалы: не требуются.

Процедура: Нескольких школьников (3-6 человек), желающих выступить перед аудиторией, просят перейти в другое помещение. Им дается следующая инструкция: «Каждому из вас необходимо подготовить презентационное выступление (на 3-4 минуты). На подготовку выступлений вам дается 10-15 минут. Желательно, чтобы тема выступления была вам хорошо знакома. Это может быть даже фрагмент какого-то вашего реального выступления.

Подготовившись, вы по очереди заходите в аудиторию и проводите свою презентацию. Ваша задача – сделать выступление максимально эффективным».

Пока выступающие готовятся, учитель дает инструкцию слушателям:

«Сейчас в класс по очереди будут заходить учащиеся, которые выступят перед вами со своими презентациями. В течение каждого выступления вы должны будете трижды поменять стиль поведения.

  • Вначале демонстрируете внимание и интерес.

  • Затем, по моему скрытому сигналу, начинаете проявлять безразличие.

  • Наконец, переходите к откровенному невниманию, отвлекаетесь, шушукаетесь, роняете тетрадки и т.п. оставаясь, тем не менее, в рамках приличий».

В конце проводится обсуждение:

Удавалось ли выступавшим отслеживать изменения состояния аудитории и реагировать на них? Какие невербальные сигналы подавала группа? Какая информация и на каком этапе была утеряна? Какие шаги предпринимали выступающие, чтобы изменить ситуацию?

Учитель должен быть готов к тому, что далеко не все выступающие будут успешны, и по-необходимости регулировать ход презентации.

Игра «Выборы»



Время проведения: 20 - 30 минут.

Цель: тренировка и получение различных навыков проведения презентации: умение воздействовать на аудиторию, использовать эффективно имеющееся пространство аудитории, убеждающие слова и выражения.

Материалы: маркеры, ручки, карандаши, бумага разного формата.

Процедура: учащиеся разбиваются на группы. В каждой группе выбирается участник, играющий роль кандидата в депутаты, остальные ребята помогают ему подготовиться.

Инструкция: «Представьте себе, что скоро в нашем государстве пройдут выборы. У нас есть несколько кандидатов в депутаты, которым необходимо себя презентовать так, чтобы как можно больше людей проголосовали за него. На выступление у вас будет не более 1 минуты. Группы оценивают находчивость кандидатов и решают, удалось ли им получить голоса или нет. Тот, кому удается собрать наибольшее количество голосов, выигрывает на выборах».

После того, как все кандидаты завершили свои презентации, проводится голосование, на котором определяется победитель.

В завершении игры важно провести обсуждение: Какие выступления можно считать успешными, а какие - не очень? Почему? Какие приемы использовались успешными выступающими? Какие действия выступающих снижали эффективность презентации?




Деловая игра «Приемная комиссия»
Время проведения: 40 минут.

Цель: знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу, повышение уровня готовности учащихся к собеседованиям.

Материалы: справочная литература (справочники для поступающих в ВУЗы, ССУЗы, ПУ и ПЛ, рекламные буклеты учебных заведений и др.).

Процедура: 1 этап. Учитель знакомит учащихся с общей инструкцией.

Инструкция: «Все вы скоро будете куда-то поступать: в училища, техникумы, ВУЗы, а потом трудоустраиваться. Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать никаких экзаменов, а нужно пройти собеседование с членами приемной комиссии, которая и решит, зачислять вас или не зачислять. У нас есть 2 группы учащихся составляющих приемную комиссию и поступающих. Посмотрим, многим ли удастся поступить?».

2 этап. Выбирается приемная комиссия из 2-5 человек (в зависимости от количества учащихся) и решается вопрос, какое учебное заведение будет представлено в игре. Учитель может в обязательном порядке предложить наиболее престижное учебное заведение или наименее престижное предприятие), сказав, что в следующих проигрываниях будут другие учебные заведения.

3 этап. Подготовка к игре. Члены приемной комиссии знакомятся с учебным заведением (читают рекламные проспекты, профессиограммы основных профессий, заранее подготовленные

учителем) и вырабатывают главные критерии отбора, например: знание будущей профессии, желание учиться в данном учебном заведении, способности к обучению, поведению, воспитанность и т.п.

Учитель предлагает остальным учащимся подумать, чем они могут понравиться приемной комиссии и поступить в данное заведение. Время на подготовку может занять от 5 до 10 минут.

4 этап. Учащиеся по очереди пробуют поступить в учебное заведение. На одну попытку дается от 5 до 15 минут, в зависимости от числа играющих.

5 этап. Обсуждение игры. Оценивается правильность действия членов приемной комиссии. Учитель должен сказать учащимся, какова реальная ситуация при поступлении в данное учебное заведение.

По такому же алгоритму может проводиться разыгрывание ситуации прохождения собеседования при устройстве на работу.

Учащимся гораздо интереснее попробовать «поступить» в престижный ВУЗ, чем в профессиональное училище. Желательно дать школьникам возможность попробовать свои силы на разных учебных заведениях, но при этом ведущий должен следить за строгостью отбора в трудное и престижное учебное заведение.
5.3. Портфолио и его назначение

Портфолио означает список опубликованных работ. Наличие опубликованных работ и их количество указывает на умение формулировать и письменно излагать свои мысли, что является ценным навыком, повышающим шансы в конкурентной ситуации.

В портфолио могут войти курсовые и дипломные проекты, отчеты о практиках и другие учебные работы — в том случае, если они действительно содержат элементы личного творчества. Также включают сюда и копии опубликованных научных работ, газетных статей. В портфолио ученика включается, помимо всего вышеперечисленного, информация о достижениях ученика, копии его дипломов сертификатов, информация о полученных призах, контрольные, тесты, сочинения.

Таким образом, портфолио – это способ фиксирования, накоплений и оценки достижений ученика за определенный период времени. Портфолио призвано фиксировать и демонстрировать не только результаты деятельности учащегося, но также и усилия приложенные к их достижению. Это документально фиксированная перспективная форма представления индивидуальных достижений и направленности ученика. Поэтому наличие портфолио с раннего возраста сможет дать работодателю, эксперту, преподавателю первичное представление о человеке и его достижениях, расширенную информацию о направленности его деятельности, информацию о его личных качествах. Портфолио демонстрирует умение человека бережно относиться к проделанной личной творческой работе, доводить ее до завершенного вида и грамотно оформлять. Все это — высоко востребованные навыки для любого работника умственного труда.

Портфолио, как и резюме в дальнейшем, его оформление и представленная информация являются важным этапом самопрезентации человека, которое может произвести впечатление еще до встречи с представителем учреждения профессионального образования и потенциальным работодателем.

Важно помнить, что правильно подготовленная самопрезентация на рынке труда может оказать решающее влияние на профессиональную судьбу специалиста.




В задании № 3 учащимся предлагается проанализировать и по необходимости дополнить свое портфолио.


Похожие:

Методические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления» iconМетодические указания по изучению специального курса «особые производства в уголовном процессе»
Методические рекомендации предназначены для студентов пятого курса дневного отделения, обучающихся по специальности «Юриспруденция»...

Методические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения

Методические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения

Методические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация деятельности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения

Методические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Данная работа посвящена изучению проблемы персонализации информации, изучению существующих подходов для создания рекомендательных...

Методические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления» iconМетодические рекомендации по организации профессиональной подготовки...
Организация любого процесса обучения, прежде всего, связана с четким определением его целей, а также осознанием и принятием этих...

Методические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления» iconД. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова...
Истоки и современное содержание уголовной политики в области здравоохранения: актуальные вопросы теории и практики

Методические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления» iconМетодические рекомендации по содержанию и эксплуатации пожарных гидрантов,...
В настоящих Методических рекомендациях по содержанию и эксплуатации пожарных гидрантов, естественных и искусственных водоисточников...

Методические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления» iconМетодические рекомендации по изучению и проверке кандидатов на замещение...
Методические рекомендации определяют порядок работы с кандидатами на замещение вакантных должностей в структурных подразделениях...

Методические рекомендации: Данная глава посвящена изучению понятия самопрезентации, его целей и составляющих элементов «самопредставления» iconМетодические рекомендации для слушателей по изучению профессионального...
Методические рекомендации разработаны к э н доцентом Стерховой С. А. © Гк «Роснанотех»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru