Скачать 3.05 Mb.
|
Империя как судьба Светлана Лурье,Доктор культурологии, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН Содержание Вместо эпиграфа. Чтобы их страна была такой же большой, как наша... (Говорят дети) Пролог. Что такое жить в империиГлава 1 . Феномен империи: культурологический подход Глава 2. Три Рима: translatio imperiiГлава 3. Идеология и геополитическое действие (вектор русской культурной экспансии: Балканы - Константинополь - Палестина - Эфиопия) Глава 4. Принципы организации геополитического пространства (введение в проблему на примере Восточного вопроса) Глава 5. Российская государственность и русская община Глава 6. Российская империя как этнокультурный феномен Глава 7. Империя британцев Глава 8. Русские в Средней Азии и англичане в Индии: доминанты имперского сознания и способы их реализации Глава 9. "Дружба народов" в СССР: национальный проект или пример спонтанной межэтнической самоорганизации? Глава 10. Межнациональная коммуникация в постсоветский период: идеология Российской империи и армянская община в Санкт-Петербурге (опыт наблюдающего участия) Эпилог. В поисках русского национального характера Вместо эпиграфа. Чтобы их страна была такой же большой, как наша... (Говорят дети) Одну из своих статей о Российской империи я начала эпиграфом — фразой, которую моя дочь произнесла в шестилетнем возрасте в ответ на вопрос, как расширялась Российская империя: «Завоевывались не народы, завоевывались куски земли, а народы в них просто попадались». До этого мы с Катей на эту тему не говорили — мала еще, и ничего подобного услышать она не могла. Но тогда я писала статью о русской колонизации, пытаясь нащупать ее общие закономерности и, придя в отчаяние от нехватки идей обратилась к ребенку по сути с риторическим вопросом. Катя, однако, отнеслась к вопросу серьезно. Она помолчала пару минут, нахмурив лобик, и изрекла: «Мне словами трудно объяснить. Дай карандаш». На листке бумаги появился небольшой кружек, должный обозначать сердцевину империи. От него пошли в разные стороны полукружия, которые Катя назвала «чешуйками». Это и были те самые «куски земли». Картина получилась довольно близкая к действительности и легла позднее в основание моего объяснения принципов русской крестьянской колонизации. Я спросила: «А для народов, которые живут на этих землях, это хорошо?» «Хорошо, — безапелляционно ответила Катя. «А справедливо?» «Справедливо» — успокоила она. — Не хотели бы, воевали бы лучше.» (Тоже своя правда. Афганистан никому завоевать не удалось, ни нам, ни англичанам аж с трех попыток. Великое княжество Финляндское не удалось лишить автономии и конституции — народ ответил поголовным восстанием — 1801 год.) «Для чего их включают в империю?» — «Для того, чтобы их страна была такой же большой, как наша и чтобы их развитие включалось в наше развитие, а наше — в их.» Именно так она и сказала в свои шесть лет. «А то, что Союз распался, это хорошо?» «Нет. Надо было отпустить только тех, кто этого на самом деле действительно хотел. А действительно этого хотела только Литва». Тогда я восприняла Литву как собирательное название Прибалтики, однако, в действительности, Литва, имеющая опыт собственной антагонистической России государственности, действительно стояла особняком. «А тебе что понравилось бы, если бы тебя завоевали?» — «А я об этом никогда не думала» — отмахнулась она. Раз уж у Кати в руках оказались карандаш и бумага, я попросила ее нарисовать карту империи, как она ее себе представляет. Катя взглянула на карту мира, висевшую на стене, и относительно точно воспроизвела очертания Союза с той только разницей, что на юге граница включала в себя всю окружность Черного моря (с проливами) и выступала вперед до вожделенных теплых морей Индийского океана. Уже через год ни на один из этих вопросов Катя ответа дать не могла. Она начала пытаться мыслить логически, опираясь на свои скудные еще познания, а целостность образа пропала. Целостный образ вещей спонтанным образом доступен детям. Мы же, взрослые, можем подойти к нему только постепенно. |
Истоки и современное содержание уголовной политики в области здравоохранения: актуальные вопросы теории и практики | Мацкевич В. В. Солдат империи, или История о том, почему США не напали на СССР. — М.: Ооо «тид «Русское слово — pc», 2006. — 104... | ||
Федеративная Республика существует уже более 60 лет – абсолютный рекорд в истории Германии после 1871 года. Чем же объясняется взлет... | «Глава администрации муниципального образования» из соглашения исключаются, если подписывает глава администрации муниципального образования,... | ||
Однако следует заметить, что глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц» содержит не только... | Принципы построения и основные возможности программы «инфин-бухгалтерия» 11 | ||
Макрос государственности глава “империя не умирает. Она передается” Глава потенциал русской цивилизации | Краткое содержание дипломной работы: Ведение. Глава Правовое регулирование прав ребенка. Глава 2 Защита прав ребенка в семейных правоотношениях.... | ||
Квариумом? А вот почитай, что тут про вас написано!" Сегодня я пытаюсь восполнить образовавшуюся в отделе анекдотов недостачу, отчего... | Даже тот, кто может сказать: «Рынок – это я», не может быть выше закона и правил, которые его регулируют. Можно прилагать все усилия,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |