Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований


НазваниеРуководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований
страница1/22
ТипРуководство
blankidoc.ru > Туризм > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Приложение 3

к Приказу Рослесхоза

от 29 декабря 2007 г. N 523
РУКОВОДСТВО

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ

ЛЕСОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ
1. Общие положения
1. Настоящее Руководство устанавливает единые порядок и условия организации и ведения лесопатологических обследований на землях лесного фонда.

2. Настоящее Руководство разработано в соответствии с положениями следующих документов:

- статей 55, 57, 60, 91 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278);

- статей 3, 6, 8, 13 - 18, 20, 23, 24, 30, 31 Правил санитарной безопасности в лесах (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. N 414);

- статьи 7б Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2007 г. N 385);

- раздела 24 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки (Приказ МПР Российской Федерации от 6 апреля 2007 г. N 77);

- пункта 6.16.2 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (Приказ МПР Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 106);

- пункта 4 Порядка представления и правил внесения документированной информации в государственный лесной реестр (Приказ МПР Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 189).

3. Лесопатологическое обследование (далее - ЛПО) проводится с целью планирования и обоснования мероприятий по защите лесов.

4. В процессе ЛПО производится:

- оценка текущего санитарного (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологического (степень повреждения, поражения вредными организмами) состояния лесов;

- определение границ повреждений леса;

- учет численности вредителей и распространенности болезней.

5. ЛПО обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.

6. Проведение ЛПО не может быть возложено на лица, использующие леса.

7. В зависимости от задач и организационных форм проведения ЛПО подразделяются на оперативные и текущие.

8. Оперативные обследования имеют своей целью проверку информации о появлении вредных организмов или иных повреждений лесов, полученной по листкам сигнализации, оценку состояния популяций вредных насекомых до начала истребительных мероприятий (контрольные лесопатологические обследования). Оперативные обследования организуются лесничествами (лесопарками).

9. Текущие обследования имеют своей целью инвентаризацию (оценку состояния, площадей, границ) очагов вредных организмов; выборочные обследования насаждений для выявления потенциальных очагов вредителей и болезней леса, в том числе обследование лесных земель, подлежащих облесению, на зараженность вредителями и болезнями; обследование участков леса, ослабленных различными неблагоприятными факторами. Текущие обследования обеспечиваются уполномоченными органами.

10. ЛПО осуществляются наземным и дистанционным способами.

11. Уполномоченные органы размещают заказы на выполнение ЛПО в порядке, установленном Лесным кодексом (статьи 78 - 80).

12. Заказчиками на выполнение работ по ЛПО (далее - Заказчики) выступают:

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых передано в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

- Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

13. Исполнителями работ являются организации, в установленном порядке выигравшие конкурс (далее - Исполнители).
2. Планирование лесопатологических обследований
14. В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения признаков появления вредителей, болезней, неблагополучного состояния, значительного или массового повреждения или поражения обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения проинформировать об этом лесничества (лесопарки) или уполномоченные органы.

15. Информация направляется в письменном виде путем заполнения листка сигнализации (Приложение 1), в котором приводятся вид и характер обнаруженного повреждения, поражения леса; возможная причина его возникновения; распространение и степень повреждения насаждений (определяется глазомерно); квартал, выдел или другая пространственная привязка поврежденного насаждения.

16. Учет листков сигнализации ведется в лесничествах (лесопарках) в журнале учета листков сигнализации (Приложение 2). Листки сигнализации хранятся в лесничестве (лесопарке) не менее 5 лет.

17. Проверка листков сигнализации и определение необходимых мероприятий по защите лесов проводится в 30-дневный срок с даты получения информации. Если это невозможно осуществить в указанный срок по объективным причинам (окончание вегетации или перехода вредителя в фазу, недоступную для учета), то данная информация используется для планирования текущих ЛПО.

18. Кроме листков сигнализации, объемы текущих ЛПО подтверждаются документами из следующих источников:

- результаты лесопатологического мониторинга;

- информация, полученная в процессе осуществления авиационных работ по охране и защите лесов;

- результаты предыдущих ЛПО.

19. При отсутствии информации, указанной в предыдущем пункте, для планирования текущих ЛПО в зависимости от зоны лесопатологической угрозы используются следующие придержки:

- зона сильная лесопатологической угрозы - не менее 10 га на каждую тысячу га лесопокрытой площади;

- зона средняя лесопатологической угрозы - не менее 5 га на каждую тысячу га лесопокрытой площади;

- в зоне слабой лесопатологической угрозы планирование производится по фактической ситуации.

20. ЛПО планируются лесничествами (лесопарками) и направляются для утверждения в уполномоченные органы.

21. Объемы ЛПО включаются в лесной план и лесохозяйственный регламент лесничеств (лесопарков). Изменения объемов ЛПО вносятся в лесохозяйственный регламент в установленном порядке.

22. Форма плана проведения ЛПО приведена в Приложении 3. Планирование проводится по видам (текущие и оперативные) и способам (наземные и дистанционные) ЛПО.

23. При размещении заказа на проведение ЛПО к конкурсной документации прилагается техническое задание. В техническом задании на проведение ЛПО указывается:

- перечень участков, подлежащих обследованию;

- способы, методы и виды работ;

- сроки проведения ЛПО;

- подлежащие учету показатели санитарного и лесопатологического состояния, заполняемые полевые формы;

- требуемая точность учетов.
3. Проведение ЛПО наземными способами
3.1. Подготовительные работы
24. Проведение ЛПО включает в себя этап подготовительных работ, на котором подбираются материалы на предстоящий объект обследования (таксационные описания, сведения о предыдущей санитарной и лесопатологической обстановке, картографический материал).

25. При ведении лесопатологических обследований используются все современные методы и средства, обеспечивающие надежность и точность получаемой лесопатологической информации, ее хранение и обработку при минимально возможных затратах труда и финансов.

26. Таксационные характеристики участков леса, в которых предполагается проведение ЛПО, заблаговременно вносятся в карточки лесопатологической таксации (Приложение 4). Характеристика санитарного и лесопатологического состояния насаждений с указанием необходимых мероприятий вносится в процессе ЛПО.
3.2. Определение санитарного состояния насаждений
27. Санитарное состояние насаждений - их качественная характеристика, которая определяется по соотношению деревьев разных категорий состояния.

28. Определение санитарного состояния насаждений осуществляется путем распределения запаса на выделе (оцененного последним лесоустройством) по категориям состояния деревьев (Приложение 5). Распределение по категориям состояния осуществляется для пород древостоя, составляющих три и более единиц состава.

29. Категория состояния деревьев - интегральная балльная оценка состояния деревьев по комплексу визуальных признаков (густоте и цвету кроны, наличию и доле усохших ветвей в кроне и др.) (Приложение 5). Используется следующая шкала категорий состояния деревьев: 1 - здоровые (без признаков ослабления), 2 - ослабленные, 3 - сильно ослабленные, 4 - усыхающие, 5 - свежий сухостой, 6 - старый сухостой. Кроме упомянутых 6-ти основных категорий состояния деревьев, отдельно фиксируется объем (в кубометрах) ветровала, бурелома, снеговала и снеголома.

30. Предельно малой нормой захламленности, валежа (ветровала, бурелома, снеговала и снеголома), подлежащей выявлению при ЛПО является величина, вдвое превышающая естественный отпад, но не менее 10 куб. м/га.

31. Степень ослабления (состояние) насаждения на выделе в целом или каждой древесной породы определяется как средневзвешенная величина оценок распределения запаса деревьев разных категорий состояния. Если значение средневзвешенной величины не превышает 1,5 - насаждение относят к здоровым; 2,5 - к ослабленным; 3,5 - к сильно ослабленным; 4,5 - к усыхающим; более 4,5 - к погибшим. Средневзвешенная величина для каждой породы рассчитывается по формуле:
К = (Р х К + Р х К + Р х К + Р х К + Р х К ) / 100,

ср. 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5
где:

К - средневзвешенная величина состояния породы;

ср.

Р - доля каждой категории состояния в процентах;

i

К - индекс категории состояния дерева (1 - здоровое, 2 - ослабленное,

i

3 - сильно ослабленное, 4 - усыхающее, 5 - свежий и старый сухостой,

ветровал, бурелом).

Средневзвешенная величина для насаждения рассчитывается по формуле:
К = (Н х К + Н х К + Н х К ) / 10,

нас. 1 ср. 2 ср. i ср.

1 2 i
где:

К - средневзвешенная величина состояния насаждения;

нас.

Н - доля породы в составе древостоя;

i

К - средневзвешенная величина состояния каждой породы.

ср.

i

32. При обследовании ведутся записи в карточку лесопатологической таксации, в которую вносится краткая таксационная характеристика по обследуемым лесотаксационным выделам с указанием площади (данные берутся из таксационного описания).

33. При обнаружении несоответствий фактических таксационных показателей таксационному описанию, которые могут существенно повлиять на достоверную оценку показателей лесопатологической таксации, по этому участку осуществляется таксация древостоя в соответствии с лесоустроительной инструкцией.

34. При затруднениях в глазомерном распределении деревьев каждой породы по категориям состояния оценку целесообразно уточнять путем перечета 30 - 50 деревьев по непровешенной линии поперек участка по форме Приложения 6. Фиксация размера пробной площади и постановка столбов в этом случае не требуется.

35. В случаях, когда требуются уточненные данные, например для принятия решения о виде санитарно-оздоровительных мероприятий, закладываются временные прямоугольные пробные площади без маркировки деревьев (Приложение 6). При величине отпада до 10% размер пробной площади должен обеспечить учет не менее 100 деревьев главной породы, при большей величине отпада - 80 деревьев главной породы. Пробные площади должны быть обозначены согласно лесоустроительным требованиям.

36. Объемы глазомерной таксации и временных пробных площадей должны обеспечивать достоверную оценку средних значений относительного количества (%) запаса деревьев из категорий состояния "усыхающие", "свежий сухостой", "старый сухостой" по главной лесообразующей породе. В зоне сильной лесопатологической угрозы ошибка средней при определении этих категорий деревьев не должна превышать +/- 20%, в зоне средней - +/- 25%, в зоне слабой - +/- 30%.

37. Деревья 4 - 6 категорий состояния носят название отпад. Общий отпад - это суммарный объем сухостоя и внелесосечной захламленности (ветровала, бурелома, снеголома и др.). К текущему отпаду относят деревья категорий "усыхающие" и "свежий сухостой", а также свежий ветровал и бурелом.

38. По величине текущего отпада судят о степени нарушения устойчивости насаждений. Насаждения с наличием текущего усыхания разделяют на три степени нарушенности: слабая - с наличием текущего усыхания до 10%, средняя - с наличием текущего усыхания 11 - 30% и сильная - более 30%.

39. К погибшим относят расстроенные (нарушенные) насаждения, в составе которых усохло и усыхает столько деревьев основного полога, что оставшаяся их часть не способна обеспечить жизнеспособность насаждения. Критерием жизнеспособности является полнота живой части древостоя (см. табл. 1 Приложения 10).

40. После оценки санитарного состояния насаждения намечаются санитарно-оздоровительные мероприятия. В насаждениях с различной степенью нарушенности намечаются выборочные санитарные рубки, в погибших насаждениях - сплошные санитарные рубки. Порядок назначения санитарно-оздоровительных мероприятий изложен в Руководстве по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.

41. В очагах хвое-листогрызущих вредителей определение санитарного состояния насаждений проводится после восстановления листвы или хвои (для весенней группы вредителей - в конце вегетационного периода, для летней и осенней - на следующий год).
3.3. Определение лесопатологического состояния насаждений
42. Целью определения лесопатологического состояния насаждений является выявление очагов массового размножения вредных организмов.

43. Выявление очагов массового размножения при ЛПО производится визуальными методами по типичным признакам наличия вредителей, болезней, частичному или полному объеданию деревьев, другим характерным признакам неблагополучного состояния лесных насаждений (Приложение 9).

44. К признакам повреждения относятся: увядание, усыхание, объедание хвои или листвы, почек; повреждение побегов, ветвей, ствола, корней, всего дерева; наличие на листьях, ветвях, стволах вздутий, разрастаний (галлов); оплетение хвои (листвы) паутиной, суховершинность, отмирание коры, раковые раны и язвы, плодовые тела, гнили, вывал, поломка деревьев и т.п.

45. Степень повреждения крон деревьев хвое- и листогрызущими насекомыми (дефолиация) определяется глазомерно в процентах по породам и в среднем для всего зараженного участка с указанием вида и возраста личинок или иной фазы развития вредителя. Слабой является дефолиация до 25%, средней - 26 - 50%, сильной - 51 - 75%, сплошной - более 75%.

46. Оптимальные сроки проведения ЛПО приведены в Приложении 9. Возможны иные сроки обследования, тогда в способы учета вносят соответствующие изменения.

47. В соответствии со статьей 23 Правил санитарной безопасности в лесах очагами вредных организмов считаются лесные участки, на которых численность (концентрация) вредных организмов и повреждения, нанесенные ими, угрожают жизнеспособности лесных насаждений. При этом повреждение может быть или уже нанесено, или может существовать угроза повреждения в ближайшие 1 - 2 года, подтвержденная наличием определенного количества вредных организмов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований iconОб утверждении порядка проведения лесопатологических обследований...
В соответствии с частью 4 статьи 60. 6 Лесного кодекса Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,...

Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований iconРуководство пользователя подсистема регистрации и учёта флюорографических обследований
Подсистема регистрации учёта флюорографических обследований в лпу (далее Подсистема) предназначена для автоматизации работы медицинских...

Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований iconРуководство по созданию (совершенствованию) системы мер управления...
Далее – Руководство определяет основные принципы организации, реализации, и контроля процессов управления рисками в организации....

Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований iconТерриториальное общественное самоуправление сборник
Методических материалов по планированию работы и ведению делопроизводства в Советах территориального общественного самоуправления...

Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований iconПрофессиональный стандарт
Деятельность по планированию, организации, контролю и совершенствованию управления охраной труда

Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований iconПорядок организации работы по формированию и ведению торгового реестра Республики Крым
...

Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований iconАвтор Глухов Борис Николаевич unispaс система планирования, анализа,...
Для оперативного планирования и выполнения работ предлагается применять планинг, выполненный в форме блокнота или тетради со следующими...

Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований iconРуководство по планированию работ в небольших и сельских некоммерческих организациях
Мы выражаем признательность Правительству Канады в лице Департамента Канадского Наследия за финансовую помощь. Мнения, выраженные...

Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований iconИнструкция по организации и ведению архива на судебном участке Инструкция...
В соответствии Положением о Министерстве юстиции Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 22....

Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований iconРоссийской федерации
Методический инструментарий по планированию найма и организации отбора кадров для замещениЯ должностей государственной гражданской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru