ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА передового педагогического опыта
| I. Общие сведения
| Ф.И.О. автора опыта
| Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
| Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
| Стаж работы в должности
|
Дмитриева Ольга павловна
|
Государственное общеобразовательное учреждение гимназия № 11 Санкт-Петербурга
199178, Санкт-Петербург, В.О., 16-линия, д.55
|
Учитель биологии
|
26 лет
|
| II.Сущностные характеристики опыта*
| 1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
|
Использование методических приемов технологии развития критического мышления при изучении курса «Естествознание» в старшей школе.
| 2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
|
Сегодня для выпускников школы особенно актуальным становится вопрос не о том, что важно знать, а о том, как воспользоваться приобретенными знаниями.
| 3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
|
Предлагаемые технологии есть не что иное, как средство для рационального использования и развития способностей, знаний, умений и навыков субъектов деятельности, востребованных на современном рынке труда.
| 4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Технология рефлексивного чтения как средство развития элементов коммуникативной культуры:
умение вести диалог;
выделять главное (и в читаемых текстах, и в разговоре);
точно формулировать вопросы и уметь отвечать на заданные;
терпимо относиться к иному мнению других;
уметь тактично отстаивать свою точку зрения, не навязывая ее другим;
быть способным слушать и слышать собеседника; ссылаясь на достоверные источники, доказывать свою правоту.
| 5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
| Технология развития критического мышления определяет роль учителя как образца для подражания, демонстратора процессов мышления, познания и роль ученика, которому следует почерпнуть из этих демонстраций некий набор приемов и методов, которые он сможет использовать при конструировании своих собственных знаний. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов. Тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.
| 6.Результат изменений
| Позволяет реализовать возможность продвижения каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его личными способностями, без перехода на индивидуальное обучение.
Обеспечивает высокую интенсивность обучения.
Формирует потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию.
Формирует приоритет образовательности.
Повышает интеллектуальный уровень и культуру, формирует навыки социального и делового общения.
Позволяет осуществлять перспективное обучение с учетом достижений и требований мирового уровня в контексте информационных технологий.
Создают условия для естественного развития творческих способностей учащихся.
Улучшает здоровье школьников.
| 7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
|
1.«Принцип действия очков» (урок-практикум). Сборник статей и методических материалов «Time content management» в системе педагогических технологий. Издательство «Европейский дом» Санкт-Петербург 2008 2. «Интегральная игра как средство обобщения материала при изучении интегрального курса «Естествознание» в 10 классе». Сборник статей и методических материалов «Time content management» в системе педагогических технологий. Издательство «Европейский дом» Санкт-Петербург 2008 . 3. Программа элективного курса «Если хочешь быть здоровым». Предметы естественно-научного цикла в профильной школе. СПб, Институт развития образования «Смена», 2006.
|
|
|
|
|
|
III. Описание инновационного опыта учителя**
| Использование методических приемов технологии развития критического мышления при изучении курса «Естествознание» в старшей школе.
Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации
3 фазы технологии РКМ:
Стадия вызова
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы.
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка "известной информации", рассказ
- предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и т.д.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - в парах - группах.
Стадия осмысления
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.
Стадия рефлексии
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе);
- исследования по отдельным вопросам темы.
При изучении темы «Гидродинамика и аэродинамика. Плавающие и летательные аппараты» по естествознанию в 11 классе использую приемы «Тонкие» и «Толстые» вопросы; «Концептуальная таблица».
На стадии вызова учащимся предлагается сформулировать «тонкие» и «толстые» вопросы по теме урока. Вопросы записываются на доске в виде таблицы.
На стадии осмысления учащимся предлагается прочитать текст параграфа учебника и выписать (или выделить в тексте) ответы на поставленные вопросы.
На стадии рефлексии учитель помогает учащимся составить концептуальную таблицу по проделанной работе.
Технология развития критического мышления - одна из самых современных как по целям, так и по методам.
| IY.Экспертное заключение
| |