Методические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния»


НазваниеМетодические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния»
страница1/5
ТипМетодические указания
blankidoc.ru > Туризм > Методические указания
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

МАРКЕТИНГ

Методические указания для практических занятий

бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния»

Профиль подготовки «Разведение, генетика и селекция животных»

Ижевск 2013

УДК 339.138(078)

ББК 65.291.3я73-9

М 27
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Маркетинг» и предназначено для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» профиль подготовки «Разведение, генетика и селекция животных».

Составитель: д.э.н., профессор А.И. Сутыгина
Рецензенты: д.э.н., профессор И.М. Гоголев

к.э.н., доцент П.А. Цыпляков

Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета протокол № ___ от «_____» ____________ 2013 г.
Председатель методической

комиссии факультета ____________________________ (И.А. Мухина)

Рекомендовано к изданию методической комиссией зооинженерного факультета протокол № ___ от «_____» ____________ 2013 г.
Председатель методической

комиссии факультета ____________________________ (С.Н. Ижболдина)


Ижевская ГСХА – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. - 50 с.

Содержание





Введение

4

Раздел I

Теоретические основы маркетинга

5

Тема 1

Сущность, принципы и функции маркетинга

5

Тема 2

Понятие рынка. Изучение поведения потребителей и рыночной конъюнктуры исследования

10

Тема 3

Сегментация рынка. Позиционирование товара на рынке

15

Тема 4

Маркетинговая среда организации. SWOT-анализ предприятии

22

Тема 5

Маркетинговые исследования

26

Раздел II.

Инструменты маркетинга

32

Тема 6
Маркетинговые решения по товару

32

Тема 7

Ценовая политика в маркетинге

40

Тема 8

Сбытовая политика в маркетинге

44

Тема 9

Маркетинговая коммуникация

46




Список литературы

50


Введение
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) открыла другим участникам этой организации свободный выход на огромный российский рынок. Чтобы удержать свои позиции отечественным предприятиям необходимо вести активную конкурентную борьбу за рынки сбыта произведенной продукции, что обуславливает возрастание роли маркетинговой деятельности для каждого хозяйствующего субъекта. Маркетинговый подход к формированию целей в производственной деятельности обуславливает необходимость решения, еще до начала организации производства, вопроса, что и в каких объемах производить, какими потребительскими свойствами должна обладать продукция и по каким ценам она может быть продана. Сделать это возможно только на основе комплексного анализа рынка, потребностей потребителей, сегментации рынка, изучения конкуренции и условий торговли, цен и ценовой политики конкурентов.

Для этого необходимо знать принципы, методы и формы маркетинга. Уметь выявлять существенные проблемы при анализе конкретных маркетинговых ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных последствий. Актуальным становится умение анализировать внешнюю и внутреннюю маркетинговую среду и проводить оценку их влияния на предпринимательскую деятельность. Знание основ маркетинга поможет лучше ориентироваться в решении задач по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, построить деятельность производителя с учетом потребностей рынка. Изучив курс маркетинга, студенты должны уметь применять на практике принципы и методы организации управления маркетингом в современных условиях.

Выполнение практических работ будет способствовать закреплению теоретических знаний, развитию творческой активности и самостоятельности студентов и способности использовать маркетинговые концепции и процедуры для укрепления конкурентных позиций предприятия.

Материал данного учебно-методического пособия дает возможность проведения практических занятий для получения основ знаний по теории маркетинга.

Раздел I. Теоретические основы маркетинга

Тема 1. Сущность, принципы и функции маркетинга
Задание 1.

Установление основных видов потребностей и товаров – как средств их удовлетворения

Цель задания. Формирование умения и навыков установления основных видов потребностей, развитие аналитического мышления.

Основные понятия, определения, методические рекомендации по выполнению задания. Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Социальные основы (элементы) маркетинга связаны со следующими понятиями: товар, рынок, нужда, сделка, потребности, обмен, запросы. Основные понятия, используемые маркетингом и связанные с потребностью, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные понятия

Понятие

Определение

Рынок

Система взаимоотношений между существующими или потенциальными продавцами и покупателями каких-либо товаров.

Нужда

Чувство, что недостаток чего-либо наносит ущерб хозяйству или образу жизни потребителя.

Потребность

Осознанное (принявшее специфическую форму в соответствии с личностью) чувство нужды, необходимости или желание.

Потребитель

Субъект рынка, использующий материальные или духовные блага для собственных целей, но не для перепродажи. Это понятие не идентично понятию «покупатель»: процесс покупки и потребления может осуществляться как одним, так и несколькими субъектами.

Потребление

Процесс использования материальных или духовных благ, услуг для удовлетворения потребностей.

Спрос

Потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.

Товар

Все, что может удовлетворить потребность и предназначено для продажи.

Обмен

Акт получения от какого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Запрос

Потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Сделка

Коммерческий обмен товарами между двумя сторонами на согласованных условиях, времени и месте.


Потребители неоднородны по своим характеристикам. Потребителя можно классифицировать, выделяя различные признаки, например, по направлениям использования товара, психологическим характеристикам, отношению к цене, по коммуникабельности.

Выявленный тип потребителя на целевом рынке компании позволяет ее маркетинговой службе разрабатывать инструменты воздействия на покупателя, адаптированные к его характерным чертам и манере поведения, что работает в целом на увеличение уровня сбыта.

Для оценки потребителей необходимо знать не только какие покупатели образует рынок, но важным является знание что они покупают, почему, кто участвует в процессе покупки, как покупают, когда, где. Ответы на перечисленные вопросы позволяют смоделировать поведение покупателя. Процесс моделирования потребительского поведения включает анализ факторов, определяющих поведение покупателей, и процесса покупки товара.

На поведение покупателя на потребительском рынке оказывают сильное влияние факторы культурного порядка, социальные, личностные и психологические факторы.

Задание 1.1. Укажите основное различие между нуждой и потребностью.

а) нужда имеет место в случае, когда у человека возникает физиологическое ощущение нехватки чего-либо, а потребность формируется под воздействием культурных и индивидуальных характеристик человека;

б) потребность имеет большее значение, чем нужда;

в) потребность имеет место в случае, когда у человека возникает физиологическое ощущение нехватки чего-либо, а нужда формируется под воздействием культурных и индивидуальных характеристик человека;

г) нужда воздействует на маркетинг, а потребность – нет.

Задание 1.2. Заполните ячейки рисунка 1 в последовательности возникновения потребностей.

Нужда



Потребности



Запросы



Товар (Услуга)



Обмен



Сделка



Рынок

Рисунок 1 - Социальные основы маркетинга

Задание 1.3. Опишите, каким образом вы используете основные элементы маркетинга (потребность, желание, спрос, продукт, обмен и сделка) в следующих ситуациях:

- при покупке пачки чая в магазине

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

- при покупке чашки чая в кафе

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

- при покупке автомобиля

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;

- при покупке туристической путевки

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 1.4. На примере ситуации при покупке в магазине хлеба, телевизора и книги покажите, где и как реализуются: нужда, потребность, запрос и сделка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2

Характеристика основных функций маркетинга

Цель задания. Выявление характеристик основных функций маркетинга и их взаимосвязи.

Основные понятия, определения, методические рекомендации по выполнению задания. Функции маркетинга – это совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение эффективности деятельности предприятия, выделяют четыре функции маркетинга, каждая из них включает несколько подфункций.

Таблица 2- Функции маркетинга

Функция

Подфункция

Аналитическая

Изучение рынка, потребителей, фирменной структуры товара, анализ внутренней среды предприятия.

Производственная

Разработка новой технологии и организация производства новых товаров и услуг, организация материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью товара и услуг.

Сбытовая функция (функция продаж)

Организация системы товародвижения, организация сервиса, организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта, проведение целенаправленной товарной и ценовой политики.

Функция управления и контроля

Организация стратегического и оперативного планирования деятельности фирмы, информационное обеспечение деятельности маркетинга, организация системы коммуникаций на фирме, организация маркетингового контроля.


Задание 2.1. К какой функции маркетинга относятся мероприятия, указанные в таблице 3.

Таблица 3 - Функции и мероприятия маркетинга

Мероприятия

Функция маркетинга

производственная

сбытовая

аналитическая

управления и контроля

Исследование внешней среды предприятия













Анализ финансового положения предприятия













Исследование рынка













Анализ конкурентов













Планирование маркетинга













Реклама













Исследование продукта / услуги













Сегментация рынка













Организация производства новых товаров













Исследование потребностей













Управление качеством товара













Организация товародвижения













Организация производства новых товаров и новых технологий













Стимулирование сбыта













Задание 3

Основные задачи и функции службы маркетинга

сельскохозяйственной организации

Цель задания. Обоснование необходимости применения практического маркетинга на современном этапе развития сельского хозяйства в целях приспособления производства к условиям окружающей среды.

Основные понятия, определения, методические рекомендации по выполнению задания. Агромаркетинг представляет собой сложную систему, требующую регулирования и управления. Сельскохозяйственное предприятие не является самообеспечивающим, поэтому между ним и окружающей маркетинговой средой происходит постоянный обмен ресурсами и информацией. Сам факт его существования и дальнейшее выживание зависят от влияния окружающей среды. Чтобы продолжить свое функционирование, сельскохозяйственное предприятие вынуждено, с одной стороны, приспосабливаться к изменениям во внешней маркетинговой среде, а с другой - воздействовать на нее в силу своих возможностей.

Агромаркетинг отличается от других видов маркетинга. Это определяется особенностями сельского хозяйства: зависимостью результатов от природных условий, ролью и значением товара, несовпадением рабочего периода и периода производства, сезонностью производства и получения продуктов, многообразием организа­ционных форм хозяйствования и их внешнеэкономическими связями, участием государственных органов в развитии АПК и его отраслей. Природные и экономические процессы в агробизнесе интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга.

Служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой жизненной необходимости, следовательно, необходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды и интересы. Товар, как правило, скоропортящийся, поэтому требуется оперативность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстетическое обслуживание.

Многообразие форм собственности в системе АПК определяет многоаспектную конкуренцию, которая управляется только спросом потре­бителей и его удовлетворением. Отсюда разнообразие стратегий и тактик, стремление к совершенствованию форм и методов агромаркетинга, приспособлению их к нуждам и интересам потребителей. Положение осложняется еще и тем, что в Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа, поэтому отечественное маркетинговое обеспечение должно успешно конкурировать с зарубежными фирмами.

Особенности спроса потребителя, высокая конкуренция на рынке сельскохозяйственной продукции из-за идентичности товаров, необходимость быстрого приспособления системы маркетинга к государственным и другим директивным решениям вследствие многочисленности предприятий обуславливают более высокую восприимчивость, адаптивность, самоорганизацию и самоуправление системы агромаркетинга по сравнению с другими видами маркетинга.
Задание 3.1. Дайте характеристику системе сельскохозяйственного маркетинга.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.2. Нужна ли маркетинговая ориентация всем сельскохозяйственным организациям и почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Понятие рынка. Изучение поведения потребителей

и рыночной конъюнктуры
Задание 1

Изучение покупательского спроса

Цель задания: Научиться классифицировать и устанавливать состояние потребительского спроса.

Основные понятия, определения, методические рекомендации по выполнению задания. Уровень спроса является одной из основных характеристик рынка. Для маркетинга спрос – основной объект постоянного наблюдения, детального изучения и воздействия. Спрос можно определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте. Покупательский спрос – сложное явление, складывающееся из различных элементов, имеющих определенные экономические, социальные, демографические и региональные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облегчает его регулирование.

Влияние спроса на маркетинг отражает таблица 1.
Таблица 1 - Классификация видов маркетинга в зависимости от состояния спроса


Наименование

Характеристика

Демаркетинг


Используется для уменьшения спроса на товары или услуги, который не может быть удовлетворен из-за недостаточного уровня производственных мощностей, ограниченности товарных ресурсов и сырья.

Конверсионный маркетинг

Используется на рынке, когда все или большинство его сегментов отвергают данный товар или услугу.

Ремаркетинг


Используется в ситуации снижения спроса, характерен для всех видов товаров и любого периода времени в зависимости от фазы жизненного цикла товара.

Развивающийся маркетинг


Используется в условиях формирующегося спроса на товар, когда процесс превращения потенциального спроса в реально предъявляемые является главной задачей.

Противодействующий маркетинг


Используется с целью обеспечения благополучия общества в том случае, когда спрос на ряд товаров можно считать иррациональным.

Синхромаркетинг


Используется, когда спрос значительно превышает производственные возможности или объем производства оказался больше потребностей рынка. Демаркетинг является частью синхромаркетинга.

Концентрированный маркетинг

Предполагает сосредоточение маркетинговых усилий на большой доле одного или нескольких рынков.

Массовый маркетинг


Связан с обеспечением массового производства, распространением и стимулированием сбыта одного и того же товара для различных покупателей (вся телевизионная реклама).

Пробный маркетинг


Связан с реализацией продукта в одном или нескольких выбранных регионах и наблюдением за развитием событий рамках предполагаемого плана маркетинга (продажа нового товара).

Агрессивный маркетинг

Связан с подавлением конкурентов и завоеванием наибольшей доли рынка.


Задание 1.1. По данным таблицы 1 дайте оценку трех вариантов состояния покупательского спроса: ограниченный спрос; стабильный спрос; растущий спрос (правильный ответ подчеркнуть).

Таблица 2 - Конъюнктурная карта

Производство

(предложение товаров)

Продажа/сбыт товаров

Товарные запасы

(в днях оборота)

рост

стабильность

спад

рост

стабильность

спад

рост

стабильность

спад

+













+

+










+




+













+

+







+










+





Объясните сделанный вывод.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1.2. Для предпринимателя, который знает, что он действует на стабильном и насыщенном рынке, лучшим решением будет направить свои маркетинговые усилия на:

а) первичный спрос;

б) потенциальный спрос;

в) общие потребности (общий спрос);

г) избирательный(специфический) спрос.

Задание 1.3. Для предпринимателя, который знает, что он действует на нестабильном рынке, лучшим решением будет направить свои маркетинговые усилия на:

а) первичный спрос;

б) потенциальный спрос;

в) общие потребности (общий спрос);

г) избирательный (специфический) спрос.

Задание 1.4. Для предпринимателя, который знает, что он действует на ненасыщенном рынке, лучшим решением будет направить свои маркетинговые усилия на:

а) первичный спрос;

б) потенциальный спрос;

в) общие потребности (общий спрос);

г) избирательный (специфический) спрос.

Задание 1.5. Перечислите отличия в поведении покупателей любых трех товаров в фирменном магазине и на рынке.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2

Изучение поведения потребителей на рынке

Цель задания. Сформировать умения и навыки устанавливать поведение потребителей, способствовать развитию аналитического мышления.

Основные понятия, определения, методические рекомендации по выполнению задания. Выявление, предвидение потребности потребителя, создание ценности для удовлетворения этой потребности — основа обеспечения эффективной маркетинговой деятельности предприятия на рынке. Покупательское поведение проявляется в том, какие товары, в каком количестве и в какой пропорции приобретают покупатели для собственного потребления.

Поведение покупателей и принятие ими решения о покупке происходит под воздействием маркетинговой среды и совокупности факторов, из которых выделяются следующие:

- экономические: они определяют величину и структуру валового дохода страны и отдельных ее регионов, характер товарного предложения, уровень, динамику и состав денежных доходов населения, уровень и динамику цен, развитие и распространенность торгового обслуживания;

- социальные: распределение потребителей по классам и группам общества, уровень общей и потребительской культуры, эстетические взгляды и пристрастия покупателей, мода и вкусы и т.п.;

- демографические: численность, половозрастная структура и динамика населения, численность и состав семей, возраст семьи, миграционные процессы, соотношение числа и состава городских и сельских жителей и т.д.;

- природно-климатические и национальные особенности: национальная специфика покупательского спроса, традиции потребления, обычаи, условия национального быта.

Каждый товар имеет собственный жизненный цикл обращения или присутствия на рынке, период определенной рыночной устойчивости и рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. Понятие «жизненный цикл» применимо как к видам товаров, так и к их подвидам, модификациям и маркам. Жизненный цикл товара может быть представлен четырьмя стадиями: внедрения; роста; зрелости, включая насыщение, и спада.

Задание 2.1. Подберите реальные примеры для заполнения таблицы 1

Таблица 1 – Динамика изменения потребностей потребителя


Формирование потребности

Товар, удовлетворяющий потребность

Потребности, пришедшие из прошлого



















Потребности настоящего времени



















Потребности перспективные




















Задание 2.2. В таблице 2 представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке продукта А.

Таблица 2 - Рыночная ситуация

Цена одной единицы

товара, ед.

Объем спроса, ед.

Объем предложения, ед.

8

70

10

16

60

30

24

50

50

32

40

70

40

30

90


Проанализировав данные таблицы 2, дайте ответы на следующие вопросы:

а) изобразите кривую спроса и предложения по имеющимся данным.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) если рыночная цена на продукт составляет 8 ед., что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) если рыночная цена на продукт составляет 32 ед., что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем?

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г.) чему равна равновесная цена на данном рынке?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.3. Как влияют перечисленные в таблице 3 факторы на спрос и предложение? Охарактеризуйте их влияние с помощью кривых спроса и предложения (поставьте «галочки» в колонках, название которых характеризует эффект изменения).

Таблица 3 - Влияние различных факторов на спрос и предложение

Факторы

Сдвиг кривой спроса

Движение вдоль кривой спроса

Сдвиг кривой предложения

Движение вдоль кривой предложения

Изменение цен на конкурирующие товары













Внедрение новой технологии













Изменение моды на товар













Изменение потребительских доходов













Изменение цен на сырье














  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» iconМетодические указания к выполнению, оформлению и защите выпускной...
Методические указания к выполнению, оформлению и защитевыпускной квалификационной работы по направлению подготовки 36. 03. 02 –«Зоотехния»,...

Методические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» iconМетодические указания по проведению практических занятий обучающихся...
Методические указания по проведению практических занятий обучающихся по направлению подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция»

Методические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» iconМетодические указания к выполнению практических занятий ен. 02 «Информатика»...
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений, программой учебной дисциплины предусмотрено проведение практических...

Методические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» iconМетодические указания для практических занятий и самостоятельной...
Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки...

Методические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» iconМетодические указания для практических занятий, самостоятельной работы...
Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки...

Методические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» iconМетодические указания к выполнению практических занятий по дисциплине...
Целью практических занятий является подтверждение и проверка теоретических положений, формирование практических умений

Методические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика»...

Методические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» iconМетодические указания по проведению практических занятий и самостоятельной...
Методические указания составлены для направления подготовки 080100. 62 «Экономика». Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Методические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» iconМетодические указания по организации и проведению производственной...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» (степень...

Методические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» iconСборник задач и методические указания к проведению практических занятий...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru