Скачать 0.66 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МАРКЕТИНГ Методические указания для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» Профиль подготовки «Разведение, генетика и селекция животных» Ижевск 2013 УДК 339.138(078) ББК 65.291.3я73-9 М 27 Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Маркетинг» и предназначено для практических занятий бакалавров по направлению подготовки 111100 «Зоотехния» профиль подготовки «Разведение, генетика и селекция животных». Составитель: д.э.н., профессор А.И. Сутыгина Рецензенты: д.э.н., профессор И.М. Гоголев к.э.н., доцент П.А. Цыпляков Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического факультета протокол № ___ от «_____» ____________ 2013 г. Председатель методической комиссии факультета ____________________________ (И.А. Мухина) Рекомендовано к изданию методической комиссией зооинженерного факультета протокол № ___ от «_____» ____________ 2013 г. Председатель методической комиссии факультета ____________________________ (С.Н. Ижболдина) Ижевская ГСХА – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. - 50 с. Содержание
Введение Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) открыла другим участникам этой организации свободный выход на огромный российский рынок. Чтобы удержать свои позиции отечественным предприятиям необходимо вести активную конкурентную борьбу за рынки сбыта произведенной продукции, что обуславливает возрастание роли маркетинговой деятельности для каждого хозяйствующего субъекта. Маркетинговый подход к формированию целей в производственной деятельности обуславливает необходимость решения, еще до начала организации производства, вопроса, что и в каких объемах производить, какими потребительскими свойствами должна обладать продукция и по каким ценам она может быть продана. Сделать это возможно только на основе комплексного анализа рынка, потребностей потребителей, сегментации рынка, изучения конкуренции и условий торговли, цен и ценовой политики конкурентов. Для этого необходимо знать принципы, методы и формы маркетинга. Уметь выявлять существенные проблемы при анализе конкретных маркетинговых ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных последствий. Актуальным становится умение анализировать внешнюю и внутреннюю маркетинговую среду и проводить оценку их влияния на предпринимательскую деятельность. Знание основ маркетинга поможет лучше ориентироваться в решении задач по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, построить деятельность производителя с учетом потребностей рынка. Изучив курс маркетинга, студенты должны уметь применять на практике принципы и методы организации управления маркетингом в современных условиях. Выполнение практических работ будет способствовать закреплению теоретических знаний, развитию творческой активности и самостоятельности студентов и способности использовать маркетинговые концепции и процедуры для укрепления конкурентных позиций предприятия. Материал данного учебно-методического пособия дает возможность проведения практических занятий для получения основ знаний по теории маркетинга. Раздел I. Теоретические основы маркетинга Тема 1. Сущность, принципы и функции маркетинга Задание 1. Установление основных видов потребностей и товаров – как средств их удовлетворения Цель задания. Формирование умения и навыков установления основных видов потребностей, развитие аналитического мышления. Основные понятия, определения, методические рекомендации по выполнению задания. Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Социальные основы (элементы) маркетинга связаны со следующими понятиями: товар, рынок, нужда, сделка, потребности, обмен, запросы. Основные понятия, используемые маркетингом и связанные с потребностью, представлены в таблице 1. Таблица 1 - Основные понятия
Потребители неоднородны по своим характеристикам. Потребителя можно классифицировать, выделяя различные признаки, например, по направлениям использования товара, психологическим характеристикам, отношению к цене, по коммуникабельности. Выявленный тип потребителя на целевом рынке компании позволяет ее маркетинговой службе разрабатывать инструменты воздействия на покупателя, адаптированные к его характерным чертам и манере поведения, что работает в целом на увеличение уровня сбыта. Для оценки потребителей необходимо знать не только какие покупатели образует рынок, но важным является знание что они покупают, почему, кто участвует в процессе покупки, как покупают, когда, где. Ответы на перечисленные вопросы позволяют смоделировать поведение покупателя. Процесс моделирования потребительского поведения включает анализ факторов, определяющих поведение покупателей, и процесса покупки товара. На поведение покупателя на потребительском рынке оказывают сильное влияние факторы культурного порядка, социальные, личностные и психологические факторы. Задание 1.1. Укажите основное различие между нуждой и потребностью. а) нужда имеет место в случае, когда у человека возникает физиологическое ощущение нехватки чего-либо, а потребность формируется под воздействием культурных и индивидуальных характеристик человека; б) потребность имеет большее значение, чем нужда; в) потребность имеет место в случае, когда у человека возникает физиологическое ощущение нехватки чего-либо, а нужда формируется под воздействием культурных и индивидуальных характеристик человека; г) нужда воздействует на маркетинг, а потребность – нет. Задание 1.2. Заполните ячейки рисунка 1 в последовательности возникновения потребностей. Нужда ↓ Потребности ↓ Запросы ↓ Товар (Услуга) ↓ Обмен ↓ Сделка ↓ Рынок Рисунок 1 - Социальные основы маркетинга Задание 1.3. Опишите, каким образом вы используете основные элементы маркетинга (потребность, желание, спрос, продукт, обмен и сделка) в следующих ситуациях: - при покупке пачки чая в магазине ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; - при покупке чашки чая в кафе ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; - при покупке автомобиля ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; - при покупке туристической путевки ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Задание 1.4. На примере ситуации при покупке в магазине хлеба, телевизора и книги покажите, где и как реализуются: нужда, потребность, запрос и сделка. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 2 Характеристика основных функций маркетинга Цель задания. Выявление характеристик основных функций маркетинга и их взаимосвязи. Основные понятия, определения, методические рекомендации по выполнению задания. Функции маркетинга – это совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение эффективности деятельности предприятия, выделяют четыре функции маркетинга, каждая из них включает несколько подфункций. Таблица 2- Функции маркетинга
Задание 2.1. К какой функции маркетинга относятся мероприятия, указанные в таблице 3. Таблица 3 - Функции и мероприятия маркетинга
Задание 3 Основные задачи и функции службы маркетинга сельскохозяйственной организации Цель задания. Обоснование необходимости применения практического маркетинга на современном этапе развития сельского хозяйства в целях приспособления производства к условиям окружающей среды. Основные понятия, определения, методические рекомендации по выполнению задания. Агромаркетинг представляет собой сложную систему, требующую регулирования и управления. Сельскохозяйственное предприятие не является самообеспечивающим, поэтому между ним и окружающей маркетинговой средой происходит постоянный обмен ресурсами и информацией. Сам факт его существования и дальнейшее выживание зависят от влияния окружающей среды. Чтобы продолжить свое функционирование, сельскохозяйственное предприятие вынуждено, с одной стороны, приспосабливаться к изменениям во внешней маркетинговой среде, а с другой - воздействовать на нее в силу своих возможностей. Агромаркетинг отличается от других видов маркетинга. Это определяется особенностями сельского хозяйства: зависимостью результатов от природных условий, ролью и значением товара, несовпадением рабочего периода и периода производства, сезонностью производства и получения продуктов, многообразием организационных форм хозяйствования и их внешнеэкономическими связями, участием государственных органов в развитии АПК и его отраслей. Природные и экономические процессы в агробизнесе интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга. Служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой жизненной необходимости, следовательно, необходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды и интересы. Товар, как правило, скоропортящийся, поэтому требуется оперативность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстетическое обслуживание. Многообразие форм собственности в системе АПК определяет многоаспектную конкуренцию, которая управляется только спросом потребителей и его удовлетворением. Отсюда разнообразие стратегий и тактик, стремление к совершенствованию форм и методов агромаркетинга, приспособлению их к нуждам и интересам потребителей. Положение осложняется еще и тем, что в Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа, поэтому отечественное маркетинговое обеспечение должно успешно конкурировать с зарубежными фирмами. Особенности спроса потребителя, высокая конкуренция на рынке сельскохозяйственной продукции из-за идентичности товаров, необходимость быстрого приспособления системы маркетинга к государственным и другим директивным решениям вследствие многочисленности предприятий обуславливают более высокую восприимчивость, адаптивность, самоорганизацию и самоуправление системы агромаркетинга по сравнению с другими видами маркетинга. Задание 3.1. Дайте характеристику системе сельскохозяйственного маркетинга. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3.2. Нужна ли маркетинговая ориентация всем сельскохозяйственным организациям и почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Тема 2. Понятие рынка. Изучение поведения потребителей и рыночной конъюнктуры Задание 1 Изучение покупательского спроса Цель задания: Научиться классифицировать и устанавливать состояние потребительского спроса. Основные понятия, определения, методические рекомендации по выполнению задания. Уровень спроса является одной из основных характеристик рынка. Для маркетинга спрос – основной объект постоянного наблюдения, детального изучения и воздействия. Спрос можно определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте. Покупательский спрос – сложное явление, складывающееся из различных элементов, имеющих определенные экономические, социальные, демографические и региональные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облегчает его регулирование. Влияние спроса на маркетинг отражает таблица 1. Таблица 1 - Классификация видов маркетинга в зависимости от состояния спроса
Задание 1.1. По данным таблицы 1 дайте оценку трех вариантов состояния покупательского спроса: ограниченный спрос; стабильный спрос; растущий спрос (правильный ответ подчеркнуть). Таблица 2 - Конъюнктурная карта
Объясните сделанный вывод. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 1.2. Для предпринимателя, который знает, что он действует на стабильном и насыщенном рынке, лучшим решением будет направить свои маркетинговые усилия на: а) первичный спрос; б) потенциальный спрос; в) общие потребности (общий спрос); г) избирательный(специфический) спрос. Задание 1.3. Для предпринимателя, который знает, что он действует на нестабильном рынке, лучшим решением будет направить свои маркетинговые усилия на: а) первичный спрос; б) потенциальный спрос; в) общие потребности (общий спрос); г) избирательный (специфический) спрос. Задание 1.4. Для предпринимателя, который знает, что он действует на ненасыщенном рынке, лучшим решением будет направить свои маркетинговые усилия на: а) первичный спрос; б) потенциальный спрос; в) общие потребности (общий спрос); г) избирательный (специфический) спрос. Задание 1.5. Перечислите отличия в поведении покупателей любых трех товаров в фирменном магазине и на рынке. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2 Изучение поведения потребителей на рынке Цель задания. Сформировать умения и навыки устанавливать поведение потребителей, способствовать развитию аналитического мышления. Основные понятия, определения, методические рекомендации по выполнению задания. Выявление, предвидение потребности потребителя, создание ценности для удовлетворения этой потребности — основа обеспечения эффективной маркетинговой деятельности предприятия на рынке. Покупательское поведение проявляется в том, какие товары, в каком количестве и в какой пропорции приобретают покупатели для собственного потребления. Поведение покупателей и принятие ими решения о покупке происходит под воздействием маркетинговой среды и совокупности факторов, из которых выделяются следующие: - экономические: они определяют величину и структуру валового дохода страны и отдельных ее регионов, характер товарного предложения, уровень, динамику и состав денежных доходов населения, уровень и динамику цен, развитие и распространенность торгового обслуживания; - социальные: распределение потребителей по классам и группам общества, уровень общей и потребительской культуры, эстетические взгляды и пристрастия покупателей, мода и вкусы и т.п.; - демографические: численность, половозрастная структура и динамика населения, численность и состав семей, возраст семьи, миграционные процессы, соотношение числа и состава городских и сельских жителей и т.д.; - природно-климатические и национальные особенности: национальная специфика покупательского спроса, традиции потребления, обычаи, условия национального быта. Каждый товар имеет собственный жизненный цикл обращения или присутствия на рынке, период определенной рыночной устойчивости и рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром. Понятие «жизненный цикл» применимо как к видам товаров, так и к их подвидам, модификациям и маркам. Жизненный цикл товара может быть представлен четырьмя стадиями: внедрения; роста; зрелости, включая насыщение, и спада. Задание 2.1. Подберите реальные примеры для заполнения таблицы 1 Таблица 1 – Динамика изменения потребностей потребителя
Задание 2.2. В таблице 2 представлены данные, характеризующие различные ситуации на рынке продукта А. Таблица 2 - Рыночная ситуация
Проанализировав данные таблицы 2, дайте ответы на следующие вопросы: а) изобразите кривую спроса и предложения по имеющимся данным. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ б) если рыночная цена на продукт составляет 8 ед., что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в) если рыночная цена на продукт составляет 32 ед., что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объем? __________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ г.) чему равна равновесная цена на данном рынке? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2.3. Как влияют перечисленные в таблице 3 факторы на спрос и предложение? Охарактеризуйте их влияние с помощью кривых спроса и предложения (поставьте «галочки» в колонках, название которых характеризует эффект изменения). Таблица 3 - Влияние различных факторов на спрос и предложение
|
Методические указания к выполнению, оформлению и защитевыпускной квалификационной работы по направлению подготовки 36. 03. 02 –«Зоотехния»,... | Методические указания по проведению практических занятий обучающихся по направлению подготовки 40. 03. 01 «Юриспруденция» | ||
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений, программой учебной дисциплины предусмотрено проведение практических... | Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки... | ||
Методические указания предназначены для подготовки к практическим занятиям и самостоятельной работы студентов по направлению подготовки... | Целью практических занятий является подтверждение и проверка теоретических положений, формирование практических умений | ||
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика»... | Методические указания составлены для направления подготовки 080100. 62 «Экономика». Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» | ||
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» (степень... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |