Скачать 0.93 Mb.
|
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МС зам. руководителя по УР Руководитель МОУ «Гимназия №1» _________________ __________________ __________________ /_______________/ /________________/ / Бондарцова В.Г./ . «___»_______20_г приказ № __от «___» ______ 20__г Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Старт в профессию» Утверждена приказом Госкомтруда РТ №130 от 16.05.2000г Пояснительная запискаДля учащихся девятых классов важно сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Содержание элективного курса предполагает побудить учеников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущее. Программа элективного курса разработана в соответствии с положением о курсе “Новый старт”, утвержденного приказом Госкомтруда РТ от 16.05.2000 г. № 130 с использованием авторской разработки «Старт в профессию» А.Ф. Гладунцовой, О. В. Федосеевой. Целью программы является знакомство с миром профессий, определение направления профессиональной деятельности, оказание психологической помощи гимназистам в личностном и профессиональном самоопределении. Программа курса содержит пояснительную записку, тематический план, конспекты занятий. Задачи реализации элективного курса состоят в том, чтобы учащиеся: - составили целостное представление о мире профессий, освоили понятия, характеризующие профессиональную деятельность; - исследовали собственные познавательные интересы, склонности, способности; - определили пути и способы развития своих познавательных и личностных возможностей; - повысили уровень информированности о социально-экономической ситуации и тенденциях на рынке труда; -были психологически готовы к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений; - познакомились с профессиями, востребованными на предприятиях города; - знали учебные заведения города Чистополя и РТ Методы ведения занятий: диагностика, групповая дискуссия, ролевое проигрывание, беседа, психотехнические приемы. Ожидаемым результатом проведения элективного курса для учеников станет формулировка индивидуальной задачи по выбору профессий. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом. Объем программы составляет 17 часов аудиторных занятий из расчета 1 ч в неделю. Выполнение нагрузки по программе занимает одно полугодие. Учащиеся должны уметь: Ориентироваться в мире профессий, определять и соотносить с требованиями будущей профессии: тип темперамента, способности, владеть навыками самопрезентации. Знать: ПВК профессий, востребованных на рынке труда, профпригодность, цели, условия, предмет и средства труда, ошибки при выборе профессии, типы профессий, ограничения выбора профессии. Литература: 1. «Старт в профессию» Программа и метод.пособие. А. Г. Сухорукова, Казань,2000г 2.сайт:www.psychologia.edu.ru/article.php 3. «Я и профессия» метод.пособие Г.В.Резапкина Казань, 2008г 4. «Старт в профессию» (методическое пособие) Ижевск, 1997 Календарно-тематическое планирование занятий по программе
Введение В современных условиях профессиональное самоопределение молодежи характеризуется рядом особенностей, в их числе: - расширение пространства выбора профессионального пути; - негарантированный характер занятости; - социальное неравенство, касающееся шансов различных категорий молодежи в выборе профессии и профессиональном образовании; - повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения. Психологическая неготовность к самостоятельным действиям, низкая информированность, правовая безграмотность, завышенный уровень социальных притязаний затрудняют адаптацию молодежи на рынке труда в настоящее время. В этих условиях главной задачей профессиональной ориентации молодежи становится их подготовка к трудовой деятельности в целом, а не только в рамках конкретной профессиональной сферы. Кроме того, длительное состояние бездеятельности и беззащитности может вызвать появление отрицательной установки на труд, привести к стрессовым состояниям и социальной апатии. Программа социальной адаптации “Старт в профессию” оптимально сочетает возможности по решению задач профессиональной ориентации психологической поддержки молодежи и способствует: - повышению уровня информированности о социально-экономической ситуации и тенденциях на рынке труда; - формированию психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений; - коррекции представлений о профессиональных перспективах и самооценок перспектив трудоустройства; - формированию мотивации к профессиональной переориентации и переподготовке как средству повышения конкурентоспособности. ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство участников с программой курса и друг с другом. Выявление ожиданий участников от предстоящих занятий. Мир профессий. Классификация профессий. Тип «Человек – техника». Цель занятия: знакомство участников группы друг с другом; формирование позитивного отношения к занятиям, желания быть их активными участниками. формирование знаний о классификации профессий, определение типа профессий, знакомство с профессиями типа «Человек-техника». Все люди так или иначе озабочены тем, что будет с ними завтра. Однако, одно дело - беспокоиться и тревожиться относительно своего будущего, и совсем другое дело - позитивно планировать его. Именно в молодости человек наиболее заинтересован в том, чтобы сознательно спланировать свой профессиональный путь, определить ту профессию или специальность, которая принесет наибольшее удовлетворение, станет любимым делом на всю жизнь. Наши занятия предназначены для того, чтобы помочь вам самоопределиться, полнее понять свои желания, склонности и способности и на этой основе принять независимое решение о своей профессиональной карьере”. Упражнение “ Знакомство“. Цель: представление участников друг другу, “разбивание льда” Участникам занятий предлагается сформировать пары таким образом, чтобы собеседники не были знакомы ранее. Задача заключается в том, чтобы выяснить все необходимое о своем партнере перед тем, как представить его (ее) всей группе.
Правила поведения в группе:
Упражнение. Выявление ожиданий участников от предстоящих занятий. Вначале участникам предлагается заполнить анкету №1 (Приложение 1). Затем для выполнения упражнения участники делятся на 3-4 подгруппы. Обсуждение по плану: Что я хочу узнать. Что я хочу тренировать. Что я хочу дать группе. Что я хочу получить от группы. высказаться по предлагаемому плану, а затем совместно сформулировать и написать потребности своей подгруппы - регламент 15 минут.. Обсуждение результатов обработки анкеты. Упражнение. “Самопрезентация.” Цель этого упражнения – продолжить знакомство участников друг с другом, начать работу по осмысливанию своих деловых и профессиональных качеств, поупражняться в самопрезентации. -образование; -опыт работы (если нет трудового стажа, то какую временную или общественную работу выполняли и т.д.); -навыки (что вы умеете делать). В течение 2-х минут рассказать о своих качествах, о вещах, которыми любят заниматься. Речь идет не только о “рабочих”, производственных навыках. Все, что участники хорошо и уверенно могут делать, является полезным навыком, например, способность быстро обучиться чему-то новому; находить общий язык с людьми; умеете быть аккуратным, пунктуальным. Краткое обсуждение: какие чувства вызвало упражнение. Если мы хотим быть уверенными при собеседовании, нам надо научиться рассказывать о себе в положительном ключе. “Список навыков, способностей и сильных сторон”. (Приложение 2). Расскажите о том конкретном примере практического применения своих навыков, который кажется вам наилучшим. Упражнение “Какого рода работу я хочу получить”. Поиск работы наиболее успешен в тех случаях, когда ищущий работу имеет достаточно отчетливое представление о возможной работе, но не сужает его до 1-2 подходящих вариантов. Заполнить таблицы (20 минут) после разбора примеров их заполнения: Таблица № 1.
Таблица №2.
Выполненная работа поможет осознать, какими навыками и умениями они обладают, какая работа является для них подходящей, исходя из способностей, возможностей и желаний. Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название — в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация — правила размещения книг на стеллажах. На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация — это осмысленный порядок вещей. Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен — это буфетчик, а менеджер — управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы? |
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на... | Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии... | ||
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами». в 9 классе разработана... | «Деловая корреспонденция» для учащихся 11 «б» класса (социально-экономический профиль) учителя английского языка мбоу лицей №1 Козлович... | ||
Федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа рассчитана для учащихся 4 б класса. Программа «Литературное... | |||
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов и направлен на обеспечение выбора профиля дальнейшего обучения. Программа составлена... | Данная рабочая программа по английскому языку предназначена для обучающихся 6-х классов общеобразовательной школы, продолжающих изучение... | ||
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением... | Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» для 6 класса разработана на основе авторской программы В. В. Воронковой... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |