Общие подходы к организации внеурочной деятельности


Скачать 391.33 Kb.
НазваниеОбщие подходы к организации внеурочной деятельности
страница1/4
ТипДокументы
blankidoc.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4


Общие подходы к организации

внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин. В достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, высок удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов. Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.

1. Основные задачи внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью следует понимать все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность школьников – это деятельность, которая направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности.

Внеурочная деятельность школьников - специально организованная деятельность, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность школьников - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего/основного общего образования образовательная программа начального общего образования реализуется через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего/основного общего образования.

Внеурочная деятельность позволяет решить следующие задачи:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса, содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Формат реализации внеурочной деятельности.

Все формы внеурочной деятельности ориентированы на использование технологии «проектная деятельность», поисковые и научные исследования, подведение итогов при завершении разделов рабочей или надпредметной программ в форме круглых столов, конференций, диспутов, заседаний научных обществ, олимпиад, соревнований, общественно-полезной практики (приложение 4).

Руководители могут организовать занятие кружка (секции, клуба и т.д.) блоками-интенсивами (сборы, слеты, соревнования, «погружении», фестивали, походы, экспедиции) (приложение 1). Реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность можно в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен.

Внеурочная деятельность может использоваться для закрепления и практического применения отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

2. Модель внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность осуществляется через базовую модель с использованием элементов оптимизационной модели и модели, осуществляемая классным руководителем, т.е. является смешанной (приложение 2):

учебный план, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, школьные научные общества, учебные научную исследования и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

дополнительные образовательные программы (внутришкольная система дополнительного образования);

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого, преподавателя-организатора ОБЖ и др.) в соответствии с должностными обязанностями квалифицированных характеристик должностей работников образования;

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Модель предполагает оптимизацию всех внутренних ресурсов, в ее реализации принимают участие все педагогические работники.

Координирующую роль в отношении учеников конкретного класса выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Элементы инновационно-образовательной модели опираются на деятельность инновационной муниципальной инновационной площадки по теме: «Создание научной среды в образовательном учреждении», реализацию статуса «пилотного» общеобразовательного учреждения в связи с внедрением ФГОС в основной общеобразовательной школе, опорного образовательного учреждения по апробации ФГОС основного общего образования: «Мониторинг оценивания сформированности универсальных учебных действий на ступени основного общего образования в МБОУ СОШ № 50», опорного образовательного учреждения по организации работы директоров и заместителей директора по теме: «Эффективная работа руководителя образовательного учреждения, отвечающая современным требованиям менеджмента в образовании, как организатора и координатора профессиональных, муниципальных, всероссийских конкурсов в педколлективе», опорного образовательного учреждения по организации профориентационной работы по теме: «Психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации».

В рамках используемых элементов инновационно-образовательной модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности, предполагается тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

При организации внеурочной деятельности соблюдаются следующие принципы:

1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого выявляются запросы родителей и обучающихся, соотносятся запросы с кадровым ресурсом, особенностями программы развития.

2. Принцип преемственности заключается в выборе обязательного направления деятельности, которое продолжится в основной школе. Проектная деятельность в виде клуба или научного общества в основной школе.

3. Принцип разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности предполагает реализацию на каждой ступени всех пяти направлений развития личности.

4. Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития. Школа является социокультурным центром, реализует модель адаптивной школы.

5. Принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности. В План внеурочной деятельности включены курсы, отражающие специфику Краснодарского края: многонациональный и многоконфессиональный характер населения, сельскохозяйственный потенциал края, «казачья» составляющая образования на Кубани, развитие курортной и туристической сфер, физической культуры и спорта, комфортные климатические условия.

6. Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования или учреждений культуры и спорта (приложение 2).

7. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности реализуется во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий содержится в программе курса внеурочной деятельности.

8. Принцип учета УМК, использованного в образовательном процессе.

Модель внеурочной деятельности учитывает перспективу перехода всей школы на ФГОС, что позволит ее реализацию в группах, объединяющих учащихся всей ступени.

Внеурочная деятельность учитывает минимальное количество времени участия каждого школьника. Время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащегося и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Условия реализации модели внеурочной деятельности:

- содержание рабочих программ, входящих в модель внеурочной деятельности, должно соответствовать возрастным возможностям школьников;

- внеурочная деятельность обеспечивает удовлетворение потребностей школьников в содержательном досуге, в самоуправлении и общественно-полезной деятельности, их участие в работе детских общественных объединений и организаций;

- название и программное содержание внеурочных форм соответствуют направлению воспитательной деятельности;

- объем аудиторной работы с младшими школьниками доведен до минимума;

- планируемые воспитательные результаты достаточно конкретизированы, соответствуют содержанию рабочих программ и дифференцированы по уровням их достижения;

- структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует общим правилам разработки программ внеурочной деятельности (методический конструктор внеурочной деятельности школьников);

- прослеживается содержательное отличие внеурочных занятий в зависимости от организационной формы, т.к. иногда темы и содержание кружковой, клубной, студийной работы и т.д. идентичны;

- предлагаемые формы контроля результатов не должны являться формами контроля учебных достижений, предпочтительно учитывать спортивные и творческие успехи учащихся, уровень их социальной активности;

- в рабочих программах указываются способы диагностики развития личности воспитанника, уровня развития детского коллектива как важнейшего условия развития личности ученика;

- разработан определенный режим и расписание проводимых занятий;

- помимо учебных кабинетов для внеурочной деятельности активно используются игровые уголки, спортзал, компьютерные классы, актовый зал, библиотечно-информационный центр, музей, помещения дополнительного образования.

Для реализации внеурочной деятельности программы курсов предполагают как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовать занятия крупными блоками «интенсивами». Возможно часть часов внеурочной деятельности использовать в период каникул для организации тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе школы и/или учреждений дополнительного образования детей, педагогическими кадрами школ.

Способы реализации модели внеурочной деятельности.

Первый способ - формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности:

- создание условий младшим школьникам для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности;

- обеспечение возможности для обучающихся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года, исходя из психофизиологических особенностей учащихся);

- обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.

Второй способ - использование метода проектов. Содержательные аспекты метода выбираются в соответствии с основными направлениями развитии личности, традициями школы, региональными особенностями, условиями осуществления образовательного процесса.

Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности при возможном выделении наиболее значимых (общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное. спортивно-оздоровительное, общекультурное). Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей и формы представления результатов.

Организационные аспекты первого способа:

1) проекты могут разворачиваться последовательно или параллельно в течение учебного года;

2) время для реализации проектов, в том числе каникулярное (или в выходные дни, если пятидневная учебная неделя), определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов;

3) проекты могут быть реализованы как в первый год обучения школьников, так и спроектированы в целом на ступень общего образования;

4) проект предназначается как для классов, так и для групп детей;

5) организацию внеурочной деятельности осуществляют классный руководитель, учителя-предметники, заместитель директора по ВР, педагог-организатор, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги и старший вожатый и др.

Преимущества второго способа:

- учет различных условий организации образовательного процесса для сельской школы;

- обеспечение возможности для обучающихся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года исходя из психофизиологических особенностей учащихся начальной школы);

- обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности с привлечением в качестве руководителей кружков педработников с поручением обязанностей, не входящих в круг должностных, с оплатой из средств стимулирующей части фонда оплаты труда.

3. Информационное обеспечение:

а) мониторинг профессионально-общественного мнения среди участников образовательного процесса;

б) ведение электронной базы внеурочной занятости;

в) создание и ведение базы учреждений УДОД.

4. Научно-методическое обеспечение.




Заместитель директора по воспитательной работе






Координационный совет

  1   2   3   4

Похожие:

Общие подходы к организации внеурочной деятельности iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Английский язык» (как второй иностранный язык)
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 9

Общие подходы к организации внеурочной деятельности iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности...
В связи с поступлением многочисленных вопросов по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями фгос управление...

Общие подходы к организации внеурочной деятельности iconРабочая программа по внеурочной деятельности метапредметный учебный курс «Смысловое чтение»
Дополнительная общеобразовательная программа «Смысловое чтение» имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации...

Общие подходы к организации внеурочной деятельности iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Музей математических чудес»
«музей математических чудес», как форма организации внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

Общие подходы к организации внеурочной деятельности iconМодель учёта достижений обучающихся во внеурочной деятельности в...
И если на сегодняшний день уже существует устоявшееся ранжирование учебной деятельности по 5-ти бальной шкале, то результат внеурочной...

Общие подходы к организации внеурочной деятельности iconПрограмма внеурочной деятельности в рамках введения фгос ноо 2015...
«Михневская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района

Общие подходы к организации внеурочной деятельности iconПрограмма организации внеурочной деятельности в начальной школе на...
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации»

Общие подходы к организации внеурочной деятельности iconРабочая программа По внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» составленана основе фгос ноо и...

Общие подходы к организации внеурочной деятельности iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Гончарное дело. Художественная...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и дополнительного образования, «Примерной программы по...

Общие подходы к организации внеурочной деятельности iconФормы организации внеурочной деятельности школьников
«Что? Где? Когда?», библиотечных вечеров, дидактических театров, познаватель­ных экскурсий, олимпиад, викторин и т п

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru