Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ)


НазваниеМежкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ)
страница1/17
ТипАвтореферат
blankidoc.ru > Туризм > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ


На правах рукописи
Гончаренко Леонид Владимирович

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ)
Специальность 09.00.11 – социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени

кандидата философских наук
Научный руководитель – кандидат философских наук доцент В.Н. Шинелин

Москва - 2014



Содержание
Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ)


Введение

2

Раздел I. Социально-философские истоки исследования феномена коммуникации


19

Раздел II. Социально-философская методология исследования межкультурной коммуникации


39

Раздел III. Социально-философский анализ межкультурного пространства России и московского мегаполиса


67

Раздел IV. Этнокультурная среда Москвы

101

Заключение

138

Список литературы

147


ВВЕДЕНИЕ

В конце ХХ века человечество вступило в информационно-коммуникативную фазу своего развития, эпоху коммуникативного понимания человеческой культуры и межкультурных взаимодействий. Этот несомненный факт существенно расширил предметную область социальной философии, открыл новые возможности для ее проникновения в глубины общества, личности и культуры. Сегодня в ее теоретико-методологическом фундаменте необходимо присутствуют те или иные подходы, которые опираются на коммуникативную парадигму.

Социально-философский анализ межкультурной коммуникации существенно углубляет понимание смысла коммуникативных практик социальных субъектов, способствует повышению эффективности социального управления культурными и иными процессами в стране, регионе, мегаполисе.

Актуальность социально-философского исследования межкультурной коммуникации в московском мегаполисе обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, расширением границ межкультурной коммуникации и повышением интенсивности коммуникаций в концептуальном поле культуры информационного общества, возрастанием удельного веса ее прагматических регуляторов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между разнородными социальными субъектами. Этот процесс характеризуется дифференциацией культур и народов, служит их взаимообогащению. В то же время является предпосылкой социальной напряженности, возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, обостряя проблему устойчивого развития. Для эффективного управления этим процессом стала востребованной задача всестороннего, прежде всего социально-философского, осмысления проблем безопасного взаимопонимания и взаимодействия многоразличных представителей культур.

Во-вторых, особой сложностью и трудной предсказуемостью развития межэтнических и межрелигиозных отношений как в прошлом, так и в настоящее время. Возникающие в их контексте межкультурные противоречия имеют негативные последствия как внутри государства, так и в межгосударственных взаимоотношениях. Эти противоречия год от года осложняются невозможностью их достаточно полного прогнозирования.

В-третьих, актуализацией поиска новых эффективных технологий социально-философского изучения межкультурных коммуникаций. Поиск инновационных подходов обусловлен противоречивостью культурной идентичности, имея ввиду две противоположные тенденции межкультурного общения – стремление перенять новые, передовые достояния инокультур и желание сохранить традиционные культурные ценности своего народа. Это противоречие ориентирует не только на изучение мигрантами соответствующего языка, но и норм иной культуры, всего спектра форм общения, психологии, истории своих сограждан и партнеров по общению. Однако стало очевидно, что сегодня в мире нет достаточных теоретических подходов и навыков межкультурной коммуникации. В результате и в нашей стране, и в мире существует эскалация межнациональных конфликтов экстремистской направленности, усиление националистических настроений, активизация фундаменталистских движений.

В-четвертых, актуальной потребностью осмысления утверждающейсяя с конца ХХ века концепции «русского мира», социально-философских поисков социокультурной идентичности российского социума, его включенности в систему межкультурных связей, понимания места и роли «русского мира» в общей структуре мировой культуры. Автор диссертации принципиально считает, что межкультурная коммуникация занимает ведущую роль при социально-философском изучении состояния московского социума в XXIвеке, когда особенно важно определить оптимальные границы между глобализацией и сохранением московской социокультурной идентичности. В процессе межкультурной коммуникации требуется осознание коммуникантами социальных норм «другой» культуры, что создаст условия для их успешной социализации и аккультурации, способствующих развитию открытой к сотрудничеству и созиданию мультикультурной личности.

В-пятых, недостаточной изученностью специфики Москвы как столичного мультикультурного мегаполиса. Межкультурная коммуникация в Москве исторически имманентно содержит в себе столкновение взглядов и мнений, которые иногда вырастают в конфликт, не только препятствующий сотрудничеству граждан и социальных групп, но и приводящий к враждебному, нередко антагонистическому противостоянию. Предотвратить последствия враждебной межкультурной коммуникации возможно, прежде всего, воспитанием дружелюбия, имеющего комплекс прагматических целей. Названное обстоятельство диктует необходимость разработки, формирования и развития модели межкультурной компетентности личности москвича.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования диктуется потребностью социально-философского анализа межкультурной коммуникации с точки зрения разработки методологических регулятивов для развития гуманистической социокультурной среды столичного мегаполиса.

Степень научной разработанности темы исследования

Анализ отечественных и зарубежных научных и прикладных источников в области межкультурнойкоммуникации обнаруживает еёмногоаспектную и противоречивую природу, обусловленную динамикой социокультурных изменений. Рельефно это проявилось в период реформирования и смены концепции управления межкультурными связями в Московском мегаполисе.

С учетом названной особенности научной картины сложившейся в объектно-предметной области исследования межкультурной коммуникации, автор опирался на принципы преемственности и системности и определил следующие группы научных источников.

Первая группа включает в себя значительный объем фундаментальных методологических публикаций. Предшественниками исследований межкультурных взаимодействий явились работы зарубежных исследователей (М. Беннет, К. Гирц, В. Гудикунст, И. Дженнет, Х.-Ю. Люзенбринк, Г. Триандис, Э. Холл1), побудившие к появлению ряда отечественных работ, которые проанализировали данный вид коммуникации с культурологической, аксиологической, культурно-антропологической и социальной точек зрения (Н.А. Авсеенко, Ж.А. Верховская, Л. Гришаева, Т. Грушевитская, Д. Гудков, В. Зинченко, Н. Иконникова, В.В. Кочетков, О.А. Леонтович, И.В. Наместникова, Т.Г. Первиль, В.Д. Попков, Т.Н. Персикова, А.П. Садохин, Ю.П. Тен, С.Г. Тер-Минасова, В. Е. Черникова, В.Е. Шамне, Н.В. Янкина2).

Поворот исследований в направлении развития социально-философских аспектов был начат в работах таких западных исследователей межкультурной коммуникации, как Д. Бахманн–Медик, А. Салливан, а также отечественных авторов (Г.В. Драч, Л.П. Репина, М.Ю. Савельева3 и др.).В последние десятилетия достаточно широко развернулись дискуссии о трансформации коммуникации в контексте социального и гуманитарного знания, а также о прикладных аспектах прикладных аспектахсоциокультурных научных разработок.

Впервые работы, непосредственно касающиеся тематики межкультурных взаимодействий и управлению этими процессами, были опубликованы в ᅠСША. К ним относятся работы таких учёных как Н. Адлер, Н. Холден, Г. Хофстеде. Европейские учёные продолжили исследования в данном русле: Г. Апфельхальтер, Ю. Болтен, Х. Хольцмюллер4.

В начале XXI века к числу наиболее разработанных и широко распространенных для межкультурной подготовки управленцев относятся концепции «культурных параметров» (Н. Адлер, К. Клахон, Э. Холл, Г. Хофстеде)5; концепции «культурных стандартов», раскрытой в работах Б. Кревера, А. Томаса6; разработанная М. Гэнноном концепция «культурной метафоры»7. Также к ним относится концепция «культурного стиля», содержание которой отражено в работах К. Бармейераи Р. Мюнха8.Этнологическиеаспекты межкультурного взаимодействия исследовались М.Л. Бэба, М. Вэхманом, Д. Канда9 и другими.

Вторую группу составляют отечественные социально-философские работы, исследующие межкультурный фактор в различных его аспектах (Г.Э. Айрапетов, С.К. Бондырева, И.Н. Горелов, Л.И. Гришаева, Т.Г. Грушевицкая, В.Г. Зинченко, Е.Н. Малюга, Н.М. Мухамеджанова и др.)10.

В контексте исследовательской гипотезы и целей диссертации автором изучены труды по изучению деструктивных сторон межкультурных взаимодействий. Это первоочерёдно работы таких авторов, как Г.М. Бирженюка, А.В. Глуховой, С.Ю. Ивановой, Д.В. Максимова, О.П. Мирошниченко, В.Н. Петрова, А.Л. Сагалаева11.

Проблемные вопросы, касающиеся таких понятий как «стереотип», «предрассудок» в межкультурной коммуникации являются объектом исследования ряда учёных:Т.В. Декиновой, Н. Джавахишвили, Г. Дыханова, И.Б. Кузнецова-Моренко, Е.В. Милосердовой. Их работы также проанализированы автором диссертации12.

Проблемы межкультурной компетенции исследованы на основе ряда авторитетных публикаций таких авторов как А.А. Гусейнов, Л.А. Кошелева, В.И. Наролина и др13ᅠ……..ю.юьернерер ……..ЮБЬАПИРВАИРВ МИТАПРЕАРЕРКЕРКЕРЮЖШЩЖЩ9768778..юб.

Кроме того, Л.В. Арутюнова, Г.И. Зверева, Т.Л. Павлова, исследовали аналитическиеᅠмеханизмы мультикультурализма в ряде своих публикаций14. Эти работы тоже были учтены автором диссертации.

Третья группа включает в себя работы междисциплинарного исследовательского характера последних лет по проблеме межкультурной коммуникации в контексте социально-философского освоения коммуникативного пространства в XXIвеке. Сюда входят диссертации таких исследователей как Ж.А. Верховской, Д.Ю. Гуляева, Б.Р. Могилевича, И.В. Наместниковой, Т.А. Ткаченко и др15.

Четвертую группу источников составляет научно-публицистическая литература16 и официальные документы17, относящиеся к межкультурной коммуникации в городе Москве. Здесь анализ библиографии позволяет выделить наиболее и наименее изученные теоретические и практические стороны проблемы. Автор диссертации отмечает в этой связи высокую творческую активность ученых МГИМО, Московского Дома Национальностей и Московского института экономики, политики и права, а также Центра развития межличностных коммуникаций и Центра развития межкультурных коммуникаций.

Изучение фундаментальных и прикладных подходов к исследованию межкультурной коммуникации в столичном мегаполисе привели автора диссертации к ряду существенных выводов.

Во-первых, несмотря на обширное и, тем не менее, далеко не достаточное число работ по межкультурной коммуникации, ее социально-философский анализ представлен еще только фрагментарно, чаще всего во введении и заключении научных работ с рекомендацией для дальнейшего исследования. В частности, недостаточно внимания уделяется коммуникативным моделям междисциплинарного социально-философского синтеза, в которых была бы представлена и реализована прагматическая потребность в управлении межкультурным коммуникационным процессом.

Во-вторых, отсутствуют социально-философские работы, где в прямой постановке говорилось бы о специфике межкультурной коммуникации в городе Москве – основном многокультурном центре Российской Федерации. До недавнего времени актуальными были вопросы организационно-технического характера, решение которых, при всей их значимости, не дает еще целостного комплексного понимания межкультурного пространства столицы и соответствующих рекомендаций по его развитию.

Объектом исследования данной диссертации является межкультурная коммуникация, как вид социокультурных взаимодействий социальных общностей в процессе их жизнедеятельности.

Предметом исследования выступает сущность, содержание и специфика межкультурной коммуникации социальных субъектов московского мегаполиса, приоритетные направления их совершенствования.

Гипотеза исследования. Исходя из объектно-предметной области диссертационного исследования - межкультурной коммуникации столичного мегаполиса, находящейся сегодня в активной стадии принципиального обновления традиционно сложившихся стереотипов межнациональных и межкультурных отношений, связей и коммуникаций, объективно следует предположение о социально-напряженном характере этого процесса. Разрешению возникающих социальных противоречий может способствовать реализация целостного комплекса организационно-административных, социально-философских, теоретико-прикладных, учебно-воспитательных мер, имеющих цель вывести межкультурную коммуникацию в городе Москве на качественно новый уровень.

Цели исследования состоят в осуществлении социально-философского анализа межкультурной коммуникации социальных групп и институтов города Москвы; вскрытии конфликтогенных противоречий межэтнических отношений, и, на основании этого, разработка системно-ориентированных практических рекомендаций по управлению межкультурной коммуникацией в столичном мегаполисе, а также определение структурной модели коммуникативной компетентности личности.

Рамки исследования определяются объектно-предметной областью, включающей сферу межкультурной коммуникации столичного мегаполиса.

В достижении поставленных целей автором решаются следующие исследовательские задачи:

  • уточнение социально-философских истоков, лежащих в основе исследования и понимания коммуникации как социального феномена;

  • определение социально-философской методологииисследования межкультурной коммуникации;

  • социально-философский анализ межкультурного пространства России и специфики межкультурной коммуникации в московскоммегаполисе;

  • вскрытие конфликтогенных противоречий в межэтнических отношениях субъектов столичного мегаполиса и разработка профессионально-деятельностных рекомендаций по управлению столичным мегаполисом в этой сферев .

Теоретико-методологической основой исследования являются методологические требования философских принципов познаваемости социальной реальности, многомерности истины, её опосредованности разными формами научного знания, системности в изучении процессов и объектов реальности, а также диалектической взаимозависимости общего, особенного и единичного; основные положения социально-философской науки о социальном времени и пространстве; наиболее значимые коммуникативистские идеи и выводы из работ российских и зарубежных ученых, а также социально-антропологический, синергетический, логико-исторический, организационно-системный, функционально-деятельностный, социокультурный, цивилизационный ᅠᅠи иные подходы. В работе автор прибегал к использованию специальных исследовательских методов: социолингвистической концепции встречи «Я» и «Другого» Бахтина М.М.18, а также коммуникативную теорию Ю. Хабермаса19, описания, классификации, систематизации, теоретического обобщения, социального детерминизма, феноменологической социологии Э. Гуссерля20, социально-философской компаративистики. Ведущая роль отведена социально-философскому анализу.

В диссертации феномен межкультурной коммуникации исследуется с позиции деятельностного подхода, на базе которого межкультурная коммуникация анализируется как поведенческая характеристика. Данный подход потенциально позволяет рассматривать культуру этноса как личностно-гупповую поведенческую характеристику.

Эмпирическую базу исследования составляют данные социологических исследований, нормативно-правовых актов Российской Федерации и Правительства Москвы. Применялся контент-анализ материалов периодической печати, конференций, посвященных межкультурной проблематике, литературных источников, данных сети интернет, помимо этого материалы ведомственных газети специфических публикаций, анализ и систематизация практического опыта конкретных сотрудников и лично автора при выполнении служебных задач в управленческих структурах Правительства Москвы.

Структура диссертации представлена введением, четырьмя разделами, заключением и списком литературы.

В разделе I - «Социально-философские истоки исследования межкультурной коммуникации» - рассматриваются исторические корни коммуникативной парадигмы, даётся определение исходных понятий, представлены основные концептуальные модели коммуникативной парадигмы, а также рассматриваются социально-философские аспекты межкультурной коммуникации.

В разделе II - «Социально-философская методология исследования межкультурной коммуникации» - рассматриваются личностно и социально-ориентированные типы коммуникативной деятельности. Определяется понятие «коммуникативная личность», раскрывается содержание этого понятия, изучаются трансакционная и языковая формы коммуникативной личности, а также представляется структурный образец коммуникативной компетентности личности.

В разделе III - «Социально-философский анализ межкультурного пространства России и московского мегаполиса» - представлена динамика межкультурной коммуникации в России за последний межпереписной период, раскрыта картина межрелигиозных коммуникаций, рассмотрены политико-правовые основы межкультурной коммуникации в России и Москве.

Раздел IV - «Этнокультурная среда Москвы» - посвящен социально-философскому анализу коммуникативности этносов в Москве. В разделе приводятся данные, отображающие состояние различных диаспор Москвы в период после 2000 года. В разделе освящаются вопросы, касающиеся безопасности межнационального взаимодействия и этнической нетерпимости, миграции, ксенофобии и конфликтности в городе, а также изучается воздействие средств массовой информации на межкультурную ситуацию в столице.
Научная новизна результатов исследования

  1. Уточнено социально-философское определение и проведена классификация исходных понятий «коммуникация» и «межкультурная коммуникация» в их историческом становлении и развитии.

  2. Расширено представление о социально философской методолгии исследования коммуникативной парадигмы, разработанной в зарубежной и отечественной литературе. На этой основе разработана авторская трактовка соответствующего понятия. Выдвинуто положение о том, что развитие межкультурной коммуникации и широкое внедрение в практику гражданского общества Москвы дружественных форм взаимоодействий предполагает, с одной стороны, совершенствование экономических, социальных и политических отношений москвичей, а с другой – формирование морально-нравственной коммуникативной среды и коммуникативной культуры столичного мегаполиса.

  3. Определены деструктивные и конструктивные противоречия в развитии межкультурного пространства Москвы, обусловленные совокупностью объективных и субъективных детерминант. На этой основе многопланово обоснована идея о межкультурной коммуникации, как системообразующем факторе социальной интеграции населения города Москвы. В социально-философском аспекте раскрыта структурная модель коммуникативной компетентности личности социального работника столичного мегаполиса.

  4. На основе социально-философского анализа этнокультурных отношений между представителями разных национальностей в городе Москве и его сопоставления с результатами аналогичных социологических исследований в других регионах России выявлены условия, как для формирования дружелюбия и преодоления ксенофобии, межэтнической напряженности, так и возможного участия москвичей в межнациональных конфликтах.

  5. Определены социальные факторы и предложены практические программы преодоления этнокультурной напряженности в Москве, основанные на проведенном анализе уровня ксенофобии и межкультурной конфликтности в миграционной сфере Москвы , роли землячеств и общественных организаций в миграционной политике, влияния СМИ на коммуникационные потоки и регулирование этнической напряженности.

Теоретическая и практическая значимость этой работы состоит в том, что она дополняет и обобщает значительный исследовательский материал отечественных и зарубежных исследователей по проблеме межкультурной коммуникации.

Рассмотрение межкультурной коммуникации в социально-философском аспекте способствует построению целостной картины развития межкультурного пространства России, определению и регулированию динамики функционирования культуры как в столичном мегаполисе, так и в других регионах страны. Материалы диссертации могут способствовать разработке методик профилактики межэтнических конфликтов в московском регионе, а также выступать основой для решения общенаучных и практических задач в сфере межнациональных отношений.

Материалы диссертации могут быть использованы в ходе повышения квалификации разных категорий государственных, гражданских и муниципальных служащих, в частности – социальных работников Москвы. Результаты диссертационной работы могут быть включены в теоретические и практические программы формирования и укрепления социальной безопасности столичного мегаполиса.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы, ставшие результатом проведенного автором исследования, нашли свое отражение в опубликованных научных работах, в том числе в изданиях, определенных перечнем ВАК РФ, были апробированы в докладах и сообщениях на научных конференциях, в ходе лекционных и практических занятий со студентами Московского городского университета управления Правительства Москвы.

Положения, выносимые на защиту

  1. Вхождение российского социума в инфомационно-коммуникативную фазу своего развития и связанные с этим процессом социальные инновации сжали пространство и уплотнили время. Как ответ на вызов времени возникают научные дисциплины с комплексным содержанием объектно-предметных областей и интегральным методологическим инструментарием. Их принято называть постнеклассическими. К их числу относится межкультурная коммуникация. Она продуцирует свой особенный подход к познанию культуры общества и человека – коммуникативный. В диссертации с социально-философских позиций анализируются различные грани этого подхода, выделяются его сущностные черты и статусные особенности. Межкультурная коммуникация анализируется в диссертации как среда жизнедеятельности населения города Москвы и системообразующий фактор его бытия. В рамках коммуникативного подхода социальная жизнь москвичей рассматривается как система взаимодействия различных культур людей и их этнических особенностей.

  2. Возрастание в России межэтнической напряженности отражается на ситуациив Москве. Важным направлением этого возрастания является социально-политическое. Оно отражает уровень распространения в общественном сознании москвичей шовинистических и ксенофобских настроений и эскалацию межэтническихх противоречий в традиционной московской среде столичного мегаполиса, где в силу поливариативности культурных стандартов принимающего населения начинают активно воздействовать культурно-нравственные обычаи прибывающих иммигрантов, отодвигающие на второй план обычную для коренного населения систему оценок. Существующая в российском социуме тенденция взаимопроникновения и сближения культур может привести в массовом сознании не только к росту позитивных настроений, но и к их отторжению. Это увеличивает степень и остроту этнокультурной самоидентификации отдельных этнических общностей. Сегодня наиболее вероятной предпосылкой межэтнической напряженности в столичном мегаполисе является разный подход к оценке московской ситуации местным населением и приезжими, привыкшими к другим этнокультурным стандартам. Нуждаемость в «восстановлении справедливости», не реализуемой или не могущей быть реализованной законодательно и путём правоприменительной практики, составляет в большинстве случаев настоящую подоплеку межкультурных, межэтнических конфликтов, в профилактике и разрешении которых должно играть важную роль формирование эффективного межкультурного коммуникативного пространства столицы.

  3. Установка, на базе которой строится социальная коммуникация в полиэтническом мегаполисе, требует формирования путем позитивных отношений между «Я» и «Другим» не на базе разных подходов, а на основе сближения интересов, где диалог культур становится неизбежным. Такое понимание межкультурной коммуникации способствует реализации гуманистического идеала - «разнообразие в единстве».

  4. На формирование бесконфликтных межкультурных отношений значительное влияние оказывает социокультурная деятельность властных структур федерального и муниципального уровней. В силу этого возникает необходимость укрепления организационных основ власти, создания единой системы социальных, экономических, политических и юридических норм по корректировке этносоциальных процессов в Москве. Осуществляемая в настоящее время концепция по развитию города Москвы на 2012-2016 годы направлена на эффективное развитие межкультурного коммуникационного пространства столичного мегаполиса.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ) iconКафедра иностранных языков гуманитарного факультета
Лингвистика и межкультурная коммуникация – Теория и методика преподавания иностранных языков и культур – квалификация выпускника:...

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ) iconПрограмма дисциплины “Практикум по культуре речевого общения” предназначена...
Дисциплина: сд. 03. 1 – Практикум по культуре речевого общения (первый иностранный (немецкий) язык)

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ) iconОсновная образовательная программа (ооп) регламентирует цели, ожидаемые...
Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 035700. 68 Лингвистика и профилю подготовки Межкультурная...

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ) iconМониторинг и анализ результативности реализации проектов социально...
Мониторинг и анализ результативности реализации проектов социально ориентированных

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ) iconУслуги
Опция «sms light» подойдет тем, кто большую часть времени находится в Московском регионе и отправляет sms сообщения абонентам, зарегистрированным...

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ) iconДискурс анализ в системе методов управления организациями музейной сферы
Дискурс – анализ как методология изучения социально – управленческих практик 6

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ) iconРеферат по дисциплине: «Биология» Тема: «Морфофизиологические отличия...
Диагностика социально-психологических особенностей представителей разных полов

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ) iconПрограмма дисциплины «Политическая коммуникация» Для специальности 030200. 68 «Политология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 68 "Политология"...

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ) iconУчебно-методический комплекс учебной практики
Экономика, профилей реализуемых в Московском Университете им. С. Ю. Витте: Экономика и управление на предприятии (в городском хозяйстве),...

Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ) iconМосковском государственном строительном университете (цмпикс при...
Центральный межведомственный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов строительства при Московском государственном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru