МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
На правах рукописи Гончаренко Леонид Владимирович
Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ) Специальность 09.00.11 – социальная философия Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук Научный руководитель – кандидат философских наук доцент В.Н. Шинелин
Москва - 2014
Содержание Межкультурная коммуникация в московском мегаполисе (социально-философский анализ)
Введение
| 2
| Раздел I. Социально-философские истоки исследования феномена коммуникации
|
19
| Раздел II. Социально-философская методология исследования межкультурной коммуникации
|
39
| Раздел III. Социально-философский анализ межкультурного пространства России и московского мегаполиса
|
67
| Раздел IV. Этнокультурная среда Москвы
| 101
| Заключение
| 138
| Список литературы
| 147
|
ВВЕДЕНИЕ
В конце ХХ века человечество вступило в информационно-коммуникативную фазу своего развития, эпоху коммуникативного понимания человеческой культуры и межкультурных взаимодействий. Этот несомненный факт существенно расширил предметную область социальной философии, открыл новые возможности для ее проникновения в глубины общества, личности и культуры. Сегодня в ее теоретико-методологическом фундаменте необходимо присутствуют те или иные подходы, которые опираются на коммуникативную парадигму.
Социально-философский анализ межкультурной коммуникации существенно углубляет понимание смысла коммуникативных практик социальных субъектов, способствует повышению эффективности социального управления культурными и иными процессами в стране, регионе, мегаполисе.
Актуальность социально-философского исследования межкультурной коммуникации в московском мегаполисе обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, расширением границ межкультурной коммуникации и повышением интенсивности коммуникаций в концептуальном поле культуры информационного общества, возрастанием удельного веса ее прагматических регуляторов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между разнородными социальными субъектами. Этот процесс характеризуется дифференциацией культур и народов, служит их взаимообогащению. В то же время является предпосылкой социальной напряженности, возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, обостряя проблему устойчивого развития. Для эффективного управления этим процессом стала востребованной задача всестороннего, прежде всего социально-философского, осмысления проблем безопасного взаимопонимания и взаимодействия многоразличных представителей культур.
Во-вторых, особой сложностью и трудной предсказуемостью развития межэтнических и межрелигиозных отношений как в прошлом, так и в настоящее время. Возникающие в их контексте межкультурные противоречия имеют негативные последствия как внутри государства, так и в межгосударственных взаимоотношениях. Эти противоречия год от года осложняются невозможностью их достаточно полного прогнозирования.
В-третьих, актуализацией поиска новых эффективных технологий социально-философского изучения межкультурных коммуникаций. Поиск инновационных подходов обусловлен противоречивостью культурной идентичности, имея ввиду две противоположные тенденции межкультурного общения – стремление перенять новые, передовые достояния инокультур и желание сохранить традиционные культурные ценности своего народа. Это противоречие ориентирует не только на изучение мигрантами соответствующего языка, но и норм иной культуры, всего спектра форм общения, психологии, истории своих сограждан и партнеров по общению. Однако стало очевидно, что сегодня в мире нет достаточных теоретических подходов и навыков межкультурной коммуникации. В результате и в нашей стране, и в мире существует эскалация межнациональных конфликтов экстремистской направленности, усиление националистических настроений, активизация фундаменталистских движений.
В-четвертых, актуальной потребностью осмысления утверждающейсяя с конца ХХ века концепции «русского мира», социально-философских поисков социокультурной идентичности российского социума, его включенности в систему межкультурных связей, понимания места и роли «русского мира» в общей структуре мировой культуры. Автор диссертации принципиально считает, что межкультурная коммуникация занимает ведущую роль при социально-философском изучении состояния московского социума в XXIвеке, когда особенно важно определить оптимальные границы между глобализацией и сохранением московской социокультурной идентичности. В процессе межкультурной коммуникации требуется осознание коммуникантами социальных норм «другой» культуры, что создаст условия для их успешной социализации и аккультурации, способствующих развитию открытой к сотрудничеству и созиданию мультикультурной личности.
В-пятых, недостаточной изученностью специфики Москвы как столичного мультикультурного мегаполиса. Межкультурная коммуникация в Москве исторически имманентно содержит в себе столкновение взглядов и мнений, которые иногда вырастают в конфликт, не только препятствующий сотрудничеству граждан и социальных групп, но и приводящий к враждебному, нередко антагонистическому противостоянию. Предотвратить последствия враждебной межкультурной коммуникации возможно, прежде всего, воспитанием дружелюбия, имеющего комплекс прагматических целей. Названное обстоятельство ᅠдиктует необходимость ᅠразработки, ᅠформирования и ᅠразвития модели ᅠмежкультурной компетентности ᅠличности москвичаᅠ.
ᅠТаким образомᅠ, актуальность ᅠизбранной темы ᅠисследования диктуется ᅠпотребностью социальноᅠ-философского ᅠанализа межкультурной ᅠкоммуникации с точки ᅠзрения разработки методологических ᅠрегулятивов для развития ᅠгуманистической социокультурной среды ᅠстоличного мегаполиса. ᅠ
Степень научной ᅠразработанности темы исследованияᅠ
Анализ отечественных ᅠи зарубежных научных ᅠи прикладных источников ᅠв области межкультурнойᅠ коммуникации обнаруживает еёᅠ многоаспектную и противоречивую ᅠприроду, обусловленную ᅠдинамикой социокультурных измененийᅠ. Рельефно это ᅠпроявилось в период реформирования и ᅠ смены концепции управления ᅠмежкультурными связями в Московском мегаполисе.
ᅠС учетом названной особенности ᅠнаучной картины ᅠсложившейся в объектно-предметной области исследования межкультурной ᅠкоммуникации, автор опирался на принципы ᅠпреемственности и системности и ᅠопределил следующие группы научных ᅠисточников.
ᅠПервая группа включает ᅠв себя значительный ᅠобъем фундаментальных методологических ᅠпубликаций. Предшественниками ᅠисследований межкультурных взаимодействий ᅠявились работы зарубежных исследователей (Мᅠ. Беннет, К. ᅠГирц, В. Гудикунстᅠ, И. Дженнет, ᅠХ.-Ю. Люзенбринкᅠ, Гᅠ. Триандис, Эᅠ. Холл1), побудившие к ᅠпоявлению ряда отечественных ᅠработ, которые ᅠпроанализировали данный вид ᅠкоммуникации с культурологическойᅠ, аксиологической, ᅠкультурно-антропологической ᅠи социальной точек ᅠзрения (Нᅠ.А. ᅠАвсеенко, Жᅠ.А. ᅠВерховскаяᅠ, Лᅠ.Иᅠ. Гришаеваᅠ, Тᅠ.Гᅠ. Грушевитскаяᅠ, Дᅠ.Бᅠ. Гудковᅠ, Вᅠ.Гᅠ. Зинченкоᅠ, Нᅠ.Кᅠ. Иконникова, ᅠВ.Вᅠ. Кочетков, ᅠО.Аᅠ. Леонтович, ᅠИ.Вᅠ. Наместникова, ᅠТ.Гᅠ. Первиль, ᅠВ.Дᅠ. Попков, ᅠТ.Нᅠ. Персикова, ᅠА.Пᅠ. Садохин, ᅠЮ.Пᅠ. Тен, ᅠС.Гᅠ. Тер-ᅠМинасова, В. ᅠЕ. Черникова, ᅠВ.Еᅠ. Шамне, Н.В. Янкина2ᅠ).
Поворот исследований в направлении развития социально-философских аспектов был начат ᅠв работах таких западных ᅠисследователей межкультурной коммуникацииᅠ, как Дᅠ. Бахманн–ᅠМедик, ᅠА. Салливанᅠ, а также отечественных авторов (ᅠГ.В. Драчᅠ, Л.П. ᅠРепина, М.Юᅠ. Савельева3 и др.).ᅠВ последние десятилетия достаточно широко развернулись ᅠдискуссии о трансформации коммуникации ᅠв контексте социального и гуманитарного знания, ᅠа также о прикладных аспектах прикладных аспектахсоциокультурных научных разработокᅠ.
Впервые работы, непосредственно касающиеся тематики межкультурных взаимодействий и управлению этими процессами, были опубликованы в ᅠСША. К ним относятся работы таких учёных как Н. Адлер, Н. Холден, Г. Хофстеде. Европейские учёные продолжили исследования в данном русле: Г. Апфельхальтер, Ю. Болтен, Х. Хольцмюллер4.
В начале XXI века к числу наиболее разработанных и широко распространенных для межкультурной подготовки управленцев относятся концепции «культурных параметров» (Н. Адлер, ᅠК. Клахонᅠ, Э. ᅠХолл, Гᅠ. Хофстеде)5; концепции «ᅠкультурных стандартов», раскрытой в работах ᅠБ. Кревераᅠ, А. Томаса6; разработанная М. Гэнноном концепция «культурной метафорыᅠ»7. Также к ним относится концепция ᅠ«культурного стиля», содержание которой отражено в работах К. Бармейераᅠи Рᅠ. Мюнха8.ᅠ Этнологическиеаспекты межкультурного взаимодействия ᅠисследовались Мᅠ.Л. ᅠБэба, М. Вэхманом, ᅠДᅠ. Канда9 и другими.
Вторую ᅠгруппу составляют отечественные социально-ᅠфилософские работы, исследующие межкультурный ᅠфактор в различных его аспектах (Г.Э. Айрапетов, С.К. Бондырева, И.Н. Горелов, Л.И. Гришаева, Т.Г. Грушевицкая, В.Г. Зинченко, Е.Н. Малюга, Н.М. Мухамеджанова и др.)10.ᅠ
В контексте исследовательской гипотезы и целей диссертации автором изучены труды по изучению деструктивных сторон межкультурных взаимодействий. Это первоочерёдно работы таких авторов, как Г.М. Бирженюка, А.В. Глуховой, С.Ю. Ивановой, Д.В. Максимова, О.П. Мирошниченко, В.Н. Петрова, А.Л. Сагалаева11.
Проблемные вопросы, ᅠкасающиеся таких понятий ᅠкак «стереотипᅠ», «предрассудокᅠ» в межкультурной ᅠкоммуникации являются объектом исследования ряда учёных:Т.В. Декиновой, Н. Джавахишвили, Г. Дыханова, И.Б. Кузнецова-Моренко, Е.В. Милосердовой. Их работы также проанализированы автором ᅠдиссертацииᅠ12.
ᅠПроблемы межкультурной ᅠкомпетенции исследованы ᅠна основе ᅠряда авторитетных ᅠпубликаций таких авторов как А.А. Гусейнов, Л.А. Кошелева, В.И. Наролина и др13ᅠ……..ю.юьернерер ……..ЮБЬАПИРВАИРВ МИТАПРЕАРЕРКЕРКЕРЮЖШЩЖЩ9768778..юб.
Кроме того, Л.В. Арутюнова, Г.И. Зверева, Т.Л. Павлова, исследовали аналитическиеᅠмеханизмы мультикультурализма в ряде своих публикаций14. Эти работы тоже были учтены автором диссертации.
ᅠТретья группа включает ᅠв себя работы междисциплинарного исследовательского характера последних лет ᅠпо проблеме межкультурной ᅠкоммуникации в контексте ᅠсоциально-философского ᅠосвоения коммуникативного ᅠпространства в XXIвеке. Сюда входят диссертации таких исследователей как Ж.А. Верховской, Д.Ю. Гуляева, Б.Р. Могилевича, И.В. Наместниковой, Т.А. Ткаченко и др15.
ᅠЧетвертую группу источников ᅠсоставляет научно-публицистическая литератураᅠ16 и официальные ᅠдокументы17, относящиеся ᅠк межкультурной коммуникации ᅠв городе Москвеᅠ. Здесь анализ ᅠбиблиографии позволяет выделить ᅠнаиболее и наименее ᅠизученные теоретические и ᅠпрактические стороны проблемы. ᅠАвтор диссертации отмечает в ᅠэтой связи высокую ᅠтворческую активность ученых МГИМО, Московского Дома Национальностей ᅠи Московского института экономики, политики ᅠи права, а ᅠтакже Центра развития межличностных ᅠкоммуникаций и Центра развития ᅠмежкультурных коммуникаций. ᅠ
Изучение фундаментальных ᅠи прикладных подходов ᅠк исследованию межкультурной ᅠкоммуникации в столичном мегаполисе привели автора ᅠдиссертации к ряду существенных выводовᅠ.
Во-первыхᅠ, несмотря на обширное иᅠ, тем не менее, ᅠдалеко не достаточное число работ ᅠпо межкультурной коммуникации, ᅠее социально-философский анализ ᅠпредставлен еще только ᅠфрагментарно, чаще ᅠвсего во введении ᅠи заключении научных ᅠработ с рекомендацией ᅠдля дальнейшего исследованияᅠ. В частностиᅠ, недостаточно внимания ᅠуделяется коммуникативным моделям ᅠмеждисциплинарного социально-ᅠфилософского синтеза, ᅠв ᅠкоторых была ᅠбы представлена ᅠи реализована ᅠпрагматическая потребность ᅠв управлении ᅠмежкультурным коммуникационным ᅠпроцессом. ᅠ
Воᅠ-вторыхᅠ, отсутствуют ᅠсоциально-ᅠфилософские работыᅠ, где ᅠв прямой ᅠпостановке говорилось бы ᅠо специфике межкультурной ᅠкоммуникации в городе ᅠМоскве – основном многокультурном ᅠцентре Российской Федерацииᅠ. До недавнего ᅠвремени актуальными были ᅠвопросы организационно-ᅠтехнического характера, ᅠрешение которых, ᅠпри всей их ᅠзначимости, не ᅠдает еще целостного ᅠкомплексного понимания межкультурного ᅠпространства столицы и ᅠсоответствующих рекомендаций по ᅠего развитию. ᅠ
Объектом исследования ᅠданной диссертации является ᅠмежкультурная коммуникация, как ᅠвид социокультурных взаимодействий социальных ᅠобщностей в процессе ᅠих жизнедеятельности.
Предметом исследования выступает сущностьᅠ, содержание и специфика межкультурной коммуникации ᅠсоциальных субъектов московского мегаполисаᅠ, приоритетные направления их ᅠсовершенствования.
ᅠГипотеза исследования. Исходя из объектноᅠ-предметной области ᅠдиссертационного исследования - ᅠмежкультурной коммуникации столичного мегаполиса, находящейся ᅠсегодня в активной стадии принципиального ᅠобновления традиционно сложившихся стереотипов межнациональных ᅠи межкультурных отношений, связей ᅠи коммуникаций, объективно следует ᅠпредположение о социально-напряженном характере ᅠэтого процесса. Разрешению ᅠвозникающих социальных противоречий может способствовать ᅠреализация целостного комплекса ᅠорганизационноᅠ-административных, социально-философскихᅠ, теоретико-ᅠприкладных, ᅠучебно-воспитательных ᅠмер, имеющих цель вывести межкультурную коммуникацию в городе Москве на качественно новый уровень.
Цели ᅠ исследования состоят в ᅠосуществлении социальноᅠ-философского ᅠанализа межкультурной ᅠкоммуникации социальных ᅠгрупп и ᅠинститутов города ᅠМосквы; ᅠвскрытии конфликтогенных ᅠпротиворечий межэтнических ᅠотношений, ᅠи, ᅠна основании ᅠэтого, ᅠразработка системно-ᅠориентированных практических рекомендаций ᅠпо управлению межкультурной ᅠкоммуникацией в столичном ᅠмегаполисе, а ᅠтакже определение структурной ᅠмодели коммуникативной компетентности ᅠличности.
ᅠРамки исследования определяются ᅠобъектно-предметной ᅠобластью, включающей ᅠсферу межкультурной коммуникации ᅠстоличного мегаполиса. ᅠ
В достижении ᅠпоставленных целей автором ᅠрешаются следующие исследовательские ᅠзадачи:
ᅠуточнение социальноᅠ-философских истоковᅠ, лежащих в основе ᅠисследования и понимания ᅠкоммуникации как ᅠсоциального феномена;
ᅠопределение социально-философской методологииисследования межкультурной коммуникации;
ᅠсоциально-философский анализ межкультурного пространства России и специфики ᅠмежкультурной коммуникации в московскоммегаполисе;
вскрытие ᅠконфликтогенных противоречий в межэтнических отношениях ᅠсубъектов столичного мегаполиса и разработка профессионально-деятельностных ᅠрекомендаций по управлению столичным мегаполисом в этой сфереᅠ в .
Теоретико-ᅠметодологической основой исследования являются методологические ᅠтребования философских принципов ᅠпознаваемости социальной реальностиᅠ, многомерности истиныᅠ, её опосредованности ᅠразными формами научного ᅠзнания, системности в изучении процессов и объектов реальностиᅠ, а также диалектической взаимозависимости ᅠобщего, особенного ᅠи единичного; основные ᅠположения ᅠсоциально-ᅠфилософской науки ᅠо социальном ᅠвремени и ᅠпространстве; ᅠнаиболее значимые ᅠкоммуникативистские идеи ᅠи выводы ᅠиз работ ᅠроссийских и ᅠзарубежных ученыхᅠ, а также социально-антропологический, синергетический, ᅠлогико-историческийᅠ, организационноᅠ-системный, ᅠ функционально-ᅠдеятельностный, социокультурныйᅠ, цивилизационный ᅠᅠи иные подходыᅠ. В работе автор прибегал к использованию специальных ᅠисследовательских методов: ᅠсоциолингвистической концепции встречи «Я» и «Другого» Бахтина М.М.18, а также коммуникативную теорию Ю. Хабермаса19, описания, классификации, систематизации, теоретического обобщения, социального детерминизма, феноменологической социологии Э. Гуссерля20, социально-философской компаративистики. Ведущая роль отведена социально-философскому анализу.
В ᅠдиссертации феномен межкультурной ᅠкоммуникации исследуется с ᅠпозиции деятельностного подходаᅠ, на базе ᅠкоторого межкультурная коммуникация анализируется как поведенческая ᅠхарактеристика. Данный подход потенциально позволяет ᅠрассматривать культуру этноса как личностно-гупповую поведенческую ᅠхарактеристику. ᅠ
Эмпирическую базу исследования составляют ᅠданные социологических исследований, нормативно-ᅠправовых актов Российской Федерации ᅠи Правительства Москвы. Применялся контент-анализ ᅠматериалов периодической печатиᅠ, конференций, ᅠпосвященных межкультурной проблематикеᅠ, литературных источниковᅠ, данных сети ᅠинтернет, помимо этого материалы ведомственных газетᅠ и ᅠспецифических публикаций, ᅠанализ и систематизация практического ᅠопыта ᅠконкретных сотрудников ᅠи лично ᅠавтора при ᅠвыполнении служебных ᅠзадач в ᅠуправленческих структурах ᅠПравительства Москвыᅠ.
ᅠСтруктура диссертации представлена введением, четырьмя разделами, заключением и списком литературы.
В разделе I - «Социально-философские истоки исследования межкультурной коммуникации» - рассматриваются исторические корни коммуникативной парадигмы, даётся определение исходных понятий, представлены основные концептуальные модели коммуникативной парадигмы, а также рассматриваются социально-философские аспекты межкультурной коммуникации.
В разделе II - «Социально-философская методология исследования межкультурной коммуникации» - рассматриваются личностно и социально-ориентированные типы коммуникативной деятельности. Определяется понятие «коммуникативная личность», раскрывается содержание этого понятия, изучаются трансакционная и языковая формы коммуникативной личности, а также представляется структурный образец коммуникативной компетентности личности.
В разделе III - «Социально-философский анализ межкультурного пространства России и московского мегаполиса» - представлена динамика межкультурной коммуникации в России за последний межпереписной период, раскрыта картина межрелигиозных коммуникаций, рассмотрены политико-правовые основы межкультурной коммуникации в России и Москве.
Раздел IV - «Этнокультурная среда Москвы» - посвящен социально-философскому анализу коммуникативности этносов в Москве. В разделе приводятся данные, отображающие состояние различных диаспор Москвы в период после 2000 года. В разделе освящаются вопросы, касающиеся безопасности межнационального взаимодействия и этнической нетерпимости, миграции, ксенофобии и конфликтности в городе, а также изучается воздействие средств массовой информации на межкультурную ситуацию в столице. Научная ᅠновизна результатов исследованияᅠ
Уточнено социально-философское ᅠопределение и проведена ᅠклассификация исходных понятий ᅠ«коммуникация» ᅠи «межкультурная ᅠкоммуникация» в ᅠих историческом становлении ᅠи развитии. ᅠ
Расширено представление ᅠо социально философской методолгии исследования ᅠкоммуникативной парадигмы, ᅠразработанной в зарубежной ᅠи отечественной литературе. На этой ᅠоснове разработана авторская трактовка ᅠсоответствующего понятия. Выдвинуто ᅠположение о томᅠ, что развитие межкультурной коммуникации и широкое ᅠвнедрение в практику гражданского общества Москвы ᅠдружественных форм взаимоодействий предполагаетᅠ, с одной стороныᅠ, совершенствование экономических, социальных и ᅠполитических отношений москвичейᅠ, а с ᅠдругой – формирование ᅠморально-нравственной ᅠкоммуникативной среды и коммуникативной культуры столичного ᅠмегаполиса.
Определены деструктивные ᅠи конструктивные противоречия в развитии ᅠмежкультурного пространства Москвыᅠ, обусловленные совокупностью объективных и ᅠсубъективных детерминант. На этой основе ᅠмногопланово обоснована идея о ᅠмежкультурной коммуникации, как системообразующем ᅠфакторе социальной интеграции ᅠнаселения города Москвыᅠ. В социальноᅠ-философском аспекте ᅠраскрыта структурная модель ᅠкоммуникативной компетентности личности социального работника столичного ᅠмегаполиса.
ᅠНа основе социальноᅠ-философского анализа ᅠэтнокультурных отношений между ᅠпредставителями ᅠразных национальностей ᅠв городе ᅠМоскве и ᅠего сопоставления ᅠс результатами ᅠаналогичных социологических ᅠисследований в ᅠдругих регионах ᅠРоссии выявлены ᅠусловия, ᅠкак для ᅠформирования дружелюбия ᅠи преодоления ᅠксенофобии, ᅠмежэтнической напряженности, так и ᅠвозможного участия москвичей ᅠв межнациональных конфликтахᅠ.
Определены ᅠсоциальные факторы и ᅠпредложены практические программы ᅠпреодоления этнокультурной напряженности ᅠв Москве, ᅠоснованные на проведенном ᅠанализе уровня ксенофобии ᅠи межкультурной конфликтности ᅠв миграционной сфере ᅠМосквы , ᅠроли землячеств и ᅠобщественных организаций в ᅠмиграционной политике, ᅠвлияния СМИ на ᅠкоммуникационные потоки и ᅠрегулирование этнической напряженностиᅠ.
Теоретическая и ᅠпрактическая значимость этой работы ᅠсостоит в томᅠ, что она дополняет и обобщает значительный исследовательский ᅠматериал отечественных и зарубежных исследователей по ᅠпроблеме межкультурной коммуникации. ᅠ
Рассмотрение межкультурной коммуникации ᅠв социально-ᅠфилософском аспекте способствует ᅠпостроению целостной картины ᅠразвития межкультурного пространства ᅠРоссии, определению ᅠи регулированию динамики ᅠфункционирования культуры как в столичном ᅠмегаполисе, так и в ᅠдругих регионах страны. Материалы ᅠдиссертации могут способствовать разработке методик ᅠпрофилактики межэтнических конфликтов в московском регионе, а также выступать основой ᅠдля решения общенаучных и ᅠпрактических задач в сфере межнациональных ᅠотношений.
ᅠМатериалы диссертации ᅠмогут быть использованы ᅠв ходе повышения квалификации ᅠразных категорий государственных, ᅠгражданских и муниципальных ᅠслужащих, в ᅠчастности – социальных ᅠработников Москвы. ᅠРезультаты диссертационной работы ᅠмогут ᅠбыть включены ᅠв теоретические ᅠи практические ᅠпрограммы формирования ᅠи укрепления ᅠсоциальной безопасности ᅠстоличного мегаполисаᅠ.
ᅠАпробация результатов ᅠисследования. ᅠПоложения и ᅠвыводы, ᅠставшие результатом ᅠпроведенного автором ᅠисследования, нашли ᅠсвое отражение в ᅠопубликованных научных работахᅠ, в том ᅠчисле в изданияхᅠ, определенных перечнем ᅠВАК РФ, ᅠбыли апробированы в ᅠдокладах и сообщениях ᅠна научных конференцияхᅠ, в ходе ᅠлекционных и практических ᅠзанятий со студентами ᅠМосковского городского университета ᅠуправления Правительства Москвыᅠ.
Положенияᅠ, выносимые на ᅠзащиту
ᅠВхождение российского социума ᅠв инфомационно-коммуникативную ᅠфазу своего развития и ᅠсвязанные с этим ᅠпроцессом социальные инновации сжали пространство и уплотнили времяᅠ. Как ответ на вызов времени ᅠвозникают научные дисциплины с ᅠкомплексным содержанием объектно-ᅠпредметных областей и ᅠинтегральным методологическим инструментариемᅠ. Их принято ᅠназывать постнеклассическими. ᅠК их числу ᅠотносится межкультурная коммуникацияᅠ. Она продуцирует свой особенный подход ᅠк познанию культуры общества и ᅠчеловека – коммуникативный. В ᅠдиссертации с социально-философских ᅠпозиций анализируются различные грани этого ᅠподхода, выделяются его сущностные черты ᅠи статусные особенности. Межкультурная коммуникация анализируется в ᅠдиссертации как среда ᅠжизнедеятельности населения города ᅠМосквы и системообразующий ᅠфактор его бытияᅠ. В рамках ᅠкоммуникативного подхода социальная ᅠжизнь москвичей рассматривается ᅠкак система взаимодействия ᅠразличных культур людей ᅠи их этнических ᅠособенностей.
ᅠВозрастание ᅠв России межэтнической напряженности ᅠотражается на ситуацииᅠ в Москве. Важным направлением ᅠэтого возрастания является социальноᅠ-политическоеᅠ. Оно отражает уровень распространения в ᅠобщественном сознании москвичей ᅠшовинистических и ксенофобских ᅠнастроений и эскалацию межэтническихх противоречий ᅠв традиционной московской ᅠсреде столичного мегаполисаᅠ, где в ᅠсилу поливариативности культурных ᅠстандартов принимающего населения ᅠначинают активно воздействовать ᅠкультурно-нравственные ᅠобычаи прибывающих иммигрантовᅠ, отодвигающие на ᅠвторой план обычную ᅠдля коренного населения ᅠсистему оценок. Существующая в российском ᅠсоциуме тенденция взаимопроникновения и ᅠсближения культур может ᅠпривести в массовом сознании не только к росту позитивных настроенийᅠ, но и к их отторжению. Это увеличивает степень и остроту ᅠэтнокультурной самоидентификации отдельных этнических ᅠобщностей. Сегодня наиболее ᅠвероятной предпосылкой межэтнической ᅠнапряженности в столичном ᅠмегаполисе является разный подход к ᅠоценке московской ситуации местным населением и ᅠприезжими, привыкшими к другим ᅠэтнокультурным стандартам. Нуждаемость в ᅠ«восстановлении справедливости», не ᅠреализуемой или не могущей быть ᅠреализованной законодательно и путём правоприменительной ᅠпрактики, составляет в большинстве случаев настоящую подоплеку межкультурныхᅠ, межэтнических конфликтовᅠ, в профилактике ᅠи разрешении которых ᅠдолжно играть важную ᅠроль формирование эффективного ᅠмежкультурного коммуникативного пространства ᅠстолицы.
ᅠУстановка, на ᅠбазе которой строится ᅠсоциальная коммуникация в ᅠполиэтническом мегаполисе, требует формирования путем ᅠпозитивных отношений ᅠмежду «ᅠЯ» ᅠи «ᅠДругим» ᅠне на ᅠбазе разных подходовᅠ, а ᅠна основе ᅠсближения интересовᅠ, где диалог ᅠкультур становится неизбежнымᅠ. ᅠТакое понимание межкультурной ᅠкоммуникации способствует реализации ᅠгуманистического идеала - «ᅠразнообразие в единствеᅠ».
На формирование бесконфликтных ᅠмежкультурных отношений значительное ᅠвлияние оказывает социокультурная ᅠдеятельность властных структур федерального и ᅠмуниципального уровней. ᅠВ силу этого ᅠвозникает необходимость укрепления организационных ᅠоснов власти, создания единой системы социальных, экономических, политических и юридических норм по корректировке этносоциальных ᅠпроцессов в Москвеᅠ. Осуществляемая в настоящее ᅠвремя концепция по ᅠразвитию города Москвы ᅠна 2012-ᅠ2016 годы направлена ᅠна эффективное развитие ᅠмежкультурного коммуникационного пространства ᅠстоличного мегаполиса.
|