Скачать 189.88 Kb.
|
Образовательная программа для групп кратковременного пребывания ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для групп кратковременного пребывания за пределами работы групп полного дня для детей 2-4 и 5-7 лет в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4» на 2013-2014 учебный год Группа кратковременного пребывания — это целостный образ жизни дошкольника — несколько часов дня, заполненных разнообразной совместной деятельностью в группе сверстников. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок». В.Сухомлинский Пояснительная записка Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи. Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть городских детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье. Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника. Теоретические основы открытия групп кратковременного пребывания Обзор законодательных актов по функционированию групп кратковременного пребывания в ДОУ Основные гарантии защиты прав и законных интересов, поддержки детства представлены в Федеральных законах Российской Федерации: «ФЗ «Об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 года, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.). Документы отражают основные принципы государственной политики России в отношении детей, раскрывают подходы к организации образования подрастающего поколения, утверждают права и обязанности родителей, являющихся первыми педагогами ребенка. С целью расширения образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, повышения конкурентоспособности, популяризации детских садов среди населения в документах, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, закреплены права образовательных учреждений по выбору спектра образовательных услуг в различных документах, регламентирующих работу ДОУ: — Приказ Министерства образования РФ от 18 февраля 2002 года № 490 о дальнейшей разработке и апробации пакета документов по обеспечению функционирования новых форм дошкольного образования и т. д.; — «Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» (письмо Минобразования России от 10.04.2000 г. № 106/23 – 16); — Рекомендации Минобразования РФ по организации групп кратковременного пребывания разработаны авторским коллективом под руководством канд. псих. наук О. Л. Князевой; — О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями (Приказ МО РФ от 16.06.98 № 1578); — О направлении Программы развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях (Письмо МО РФ от 10.04.2000 № 106/23-16); — О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения (Письмо МО РФ от 07.06.94); — О подготовке детей к школе (Письмо МО РФ от 22.07.97 № 990). Нормативно-правовые основы организации групп кратковременного пребывания за пределами работы групп полного дня в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4» Работа групп кратковременного пребывания за пределами работы групп полного дня (далее по тексту – ГКП) обеспечена рядом документов, которые разрабатывались на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации, разработан примерный перечень документации, обеспечивающей работу детского сада, имеющего ГКП:
Экспертиза условий для создания ГКП В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4» в данное время функционируют 8 групп, работающих 5 дней в неделю по 12-часовому режиму дня, в каждой группе работают по 2 воспитателя, 1 младший воспитатель. Помимо воспитателей, в штатном расписании имеются следующие специалисты: учитель-логопед — 2, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, хореограф, ПДО по познавательному развитию, ПДО по ОЧПС, ПДО по изобразительной деятельности, ПДО по театрализованной деятельности, старшая медицинская сестра. Рабочий день воспитателей — 7 часов 12 минут, помощника воспитателя — 8 часов, специалисты работают на 1 или 1,5 ставки по графику. Занятость помещений МБДОУ для осуществления учебно-воспитательного процесса с постоянным контингентом воспитанников: групповые комнаты для детей постоянного пребывания с 7.00 до 19.00; изостудия — 9.00—11.00 и 16.00—17.00; музыкальный зал — 8.30—11.00 и 15.30—16.30; кабинет психолога — 10.00—12.00 и 16.00—18.00; логопедический кабинет — 9.00—12.00 и 15.30—17.30. Групповые комнаты и специализированные помещения МБДОУ полностью приспособлены для разнообразной деятельности детей. Исходя из анализа ресурсов, определились возможности для открытия ГКП: изменение графика работы воспитателей групп и специалистов, определение нагрузки штатных специалистов по гибкому графику, определение свободных помещений детского сада. Условия реализации программы
Предметно-пространственная среда в ГКП строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-пространственной среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования». При организации среды учитываются: · возрастные особенности развития детей; · уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности; · индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка; · динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами; · использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде. Кадровая подготовка воспитателей, специалистов, обслуживающего персонала для работы в ГКП Принципы работы ГКП:
-организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития); -гибкие формы организации детей (пары, подгруппы, малые группы), обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения; -дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности. Реализация принципов образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования невозможна без тщательной подготовки в первую очередь воспитателей, непосредственно работающих с детьми. Воспитатель должен достаточно четко представлять себе, какие цели реализуются при построении педагогического процесса, какие результаты должны быть достигнуты, уметь конструировать, анализировать, выстраивать перспективу развития каждого ребенка в группе на основе психолого-педагогической диагностики. В работе педагога в ГКП предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, закреплению и расширению представлений детей об окружающем мире. Фундаментом же всей последующей консультативной и методической помощи является педагогическая диагностика и, как следствие, заполнение индивидуальных карт развития ребенка, обсуждение планов дальнейшего развития ребенка со специалистами и родителями. Деятельность специалистов, работающих в ГКП, состоит из систематической, построенной на диагностической основе, коррекционной работы с воспитанниками и консультативной помощи их родителям по своему профилю. Для этого логопед, психолог и другие специалисты подобрали диагностический инструментарий, готовы к тесному сотрудничеству с педагогами, врачом-педиатром, родителями, выработали программу действий индивидуально с каждым ребенком и с группой в целом. Цели и задачи работы групп кратковременного пребывания за пределами работы групп полного дня для детей 2-4 и 5-7 лет Основные цели:
Новизна программы – разработка, апробирование и внедрение новых вариативных форм работы с детьми, родителями. Приоритетное направление в педагогической деятельности при реализации программы – здоровье детей. Основной задачей открытия ГКП является наиболее полное удовлетворение запросов семьи, общества и развитие вариативных моделей дошкольного образования. ГКП создаются на основе социального заказа населения, для детей, не посещающих МБДОУ и наиболее полного охвата детей дошкольным воспитанием и развитием с целью:
Организация образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования в ГКП Организация образовательной деятельности осуществляется в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Из детства – в отрочество» под редакцией Т. Н. Дороновой (Москва, «Просвещение» 2007 г.), дополнительных образовательных программ: «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. ГКП решают задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития ребенка. Содержание образовательной деятельности направлено на реализацию направлений концепции дошкольного воспитания, образовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ. Обучение и развитие способностей детей осуществляется исключительно исходя из их интересов и индивидуальных особенностей, а также запросов семьи. Учебно-воспитательный процесс включает в себя разнообразные виды детской деятельности, которая организуется педагогами посредством фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий. Учебно-воспитательный процесс в ГКП основывается на следующих принципах:
Программное обеспечение образовательного процесса Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности детей. Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных и психических особенностей обучающихся, при этом используются различные педагогические технологии, методы, формы и приемы организации занятий с обязательным деятельностным подходом. Темпы продвижения по образовательным программам у детей различны и зависят от их возможностей, уровня развития и возраста. Планирование образовательной деятельности каждого ребенка осуществляется совместно с родителями, педагогами и психологом. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения. Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте: *игровая деятельность (развивающие, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры); *продуктивная деятельность (художественно – изобразительная, конструирование, ручной труд); *двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения); *коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками); *элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность). В ГКП образовательный процесс построен в соответствии с требованиями СанПиН (СанПиН 2.4.1.3049-13): специально организованное обучение в форме непосредственно образовательной деятельности:
— для детей в возрасте от 1.5 до 3 лет – не более 1.5 часа в неделю; — для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет – 2 часа 45 минут; — для детей в возрасте от 5 до 6 лет – 6 часов 15 минут; — для детей в возрасте от 6 до 7 лет – 8 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет: — для детей в возрасте от 1.5 до 3 лет – не более 10 минут; — для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет – не более 15 минут; — для детей в возрасте от 5 до 6 лет – не более 25 минут; — для детей в возрасте от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Общее время пребывания воспитанников в ГКП не превышает 3 часов 30 минут в день для одной группы. Непосредственно образовательная деятельность проводится в специально оборудованных помещениях согласно расписанию. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается заведующим МБДОУ и заверяется печатью. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года. Формы работы:
Примерное содержание непосредственно образовательной деятельности для ГКП детей 2-4 и 5-7 лет МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4» 1. «Baby-fitness». В первые годы жизни ребёнка формируется его характер, его интерес к жизни. Поэтому в возрасте до 4-х лет родителям легко приучить малыша к здоровому образу жизни и регулярным занятиям спортом. А помогут им в этом специальные занятия. Понятие «Baby-fitness» прочно вошло в повседневную жизнь. Что же это такое? Это хорошо продуманная физкультура для самых маленьких: общеукрепляющие и оздоровительные занятия, формирующие у детей раннего возраста жизненно важные навыки и умения. Именно на таких занятиях закладываются и правильная походка, и красивая осанка, и ровный почерк, и чёткая речь. В нашей фитнес-программе для самых маленьких используется яркое, красочное детское спортивно-игровое оборудование, а все занятия проводятся в увлекательной игровой форме. Малыши знакомятся с элементами различных видов спорта, проходят полосу препятствий, ползают, бегают, прыгают. Так мы прививаем любовь к спорту и активной жизни! 2. «Здоровые ножки, здоровые спинки» - оздоровительная программа для детей 2-7 лет, с элементами ЛФК, направленная на профилактику нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата. 3. «Фитбол» (занятие с мячами большого диаметра, направленное на укрепление основных мышечных групп, развитие физических качеств и профилактику нарушений осанки). 4. Курс «Мир сказок» преподаётся детям с двух лет. Занятия помогут малышу погрузиться в волшебный мир сказок и дадут первые навыки театрального мастерства. Курс «Мир сказок» рассчитан на малышей от двух лет. Занятия помогут ребёнку погрузиться в волшебный мир сказок, дадут возможность попробовать себя в роли любимого героя. Педагоги сказочного курса научат малышей передавать эмоции и характеры сказочных персонажей и, что немаловажно, играть по правилам. По своей структуре этот курс объединяет в себе основы актёрского мастерства для самых маленьких и сказочную терапию. Дети на радостных, позитивных примерах познают социальные роли, учатся вступать в социальные контакты. 5. «Азбука речи» - занятие для детей 5-7 лет, направленное на формирование правильного звукопроизношения и звуковосприятия, ритма и темпа речи. Ребенок научится правильно произносить звуки, грамотно строить предложения, вести диалог, пересказывать. 6. «33 попугая или зарядка для хвоста» — игровой курс по развитию правильного звукопроизношения с элементами логоритмики. 7. «Читайка» — все обучение по уникальной программе «Читайка» построено с учетом психофизиологии ребенка: с опорой на правополушарные познавательные процессы. Для развития способностей в этот период необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных эмоций, чувства радости и удовольствия. 8. «Занимательная математика» — логика, изучение геометрических форм. 9. «Считалочка» - Занятие для детей 2-7 лет, на котором происходит обучение малышей математическому счёту в игровой форме. 10. «Мир вокруг нас» — изучение мира животных, растений, природных явлений. 11. Baby-english (изучение иностранного языка). 12. «До-ми-солька» рассчитана для детей от двух лет. На занятиях в «До-ми-сольке» они научатся петь и двигаться под музыку, познакомятся с музыкальными инструментами и основами музыкальной грамоты. 13. «Лепка» «Пластилинка» – это один из самых популярных и любимых детьми курсов. Ведь пока не придумано ничего лучше для развития мелкой моторики руки, чем создание прекрасных поделок из разноцветного пластилина и специальной глины. В рамках занятий лепкой дети под контролем педагога создают удивительных персонажей из любимых сказок, лепят свои воображаемые города. А все это невозможно без знакомства с пластическими возможностями материалов, без чётких представлений о цвете, без знания свойств геометрических фигур. Занятия развивают не только фантазию, но и объёмное видение предметов, что очень важно для ребёнка: ведь человеку не с рождения дано свойство чётко осознавать объёмы предметов и перспективу пространства. 14. «Цветные ладошки» — только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье… Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Наши занятия позволяют маленькому человечку легко и просто научиться выполнять красивые рисунки. 15. «Акварелька» — игровой курс по развитию творческих способностей ребенка. 16. «Мастерилка» - занятие для детей 2-6 лет, направлено на развитие творческого воображения, мелкой моторики рук. Дети работают с цветной бумагой и картоном, тканью, пластилином, обучаются владению ножницами, клеем и кистью. 17. «Сказкотерапия» — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Сеансы сказкотерапии помогут понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. 18. «Песочная страна» - развивающие занятия для детей 2-6 лет, на котором дети с помощью песка и различных фигурок игрушек создают свой мир. Программа развивает мышление, воображение, речь, память. 19. «Расслабляющая терапия» (для сенсорной комнаты) — различные расслабляющие техники в сенсорной комнате, способны оздоровить человека, успокоить умственные процессы, уравновесить тело, помочь расслабиться…. 20. «Музыкотерапия» — музыкотерапия в сенсорной комнате является одним из главных помощников на пути развития и коррекции психических процессов и коррекции личностных особенностей. 21. «Волшебный сундук памяти и внимания» — интенсивный курс развития памяти, повышения уровня внимания и управления процессом запоминания. 22. «Начала компьютерной грамотности». ГКП для детей 2-4 лет «Адаптационная группа» Цель: адаптация детей от 2 до 4 лет к условиям МБДОУ и обеспечение ранней социализации. Задачи:
Режим работы: группа функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями: суббота и воскресенье. Длительность пребывания детей в группе учреждения – 3 часа 30 мин. в день (с 15.00 до 18.30). ГКП «Предшкольная подготовка» для детей 5-7 лет Цель: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Задачи:
Режим работы: группа функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями: суббота и воскресенье. Длительность пребывания детей в группе учреждения – 3 часа 30 мин. в день (с 9.00 до 12.30). <назад> |
Новые формы образовательных услуг: группы кратковременного пребывания в детском саду | Новые формы образовательных услуг: группы кратковременного пребывания в детском саду | ||
Краснодарского края, департамента образования и науки " о порядке организации и функционирования дошкольных образовательных учреждений... | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №3 зато г. Радужный | ||
Данные методические рекомендации предусматривают порядок открытия дополнительных групп (обучающих, кратковременных, прогулочных,... | Эти дети остро нуждаются в систематической коррекционной медико-психолого-педагогической помощи специалистов, а их родители (законные... | ||
В управление образования администрации муниципального образования Северский район | |||
Количество групп: 11 (2 группы раннего возраста, 9 групп дошкольного возраста, в том числе 3 группы с воспитанием и обучением на... | Приложение Положение о группе кратковременного пребывания детей «Мир детства» 15 |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |