Скачать 487.69 Kb.
|
НОВЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ План
а) Экспертиза условий для создания групп кратковременного пребывания. б) Принципы работы групп кратковременного пребывания. в) Примерный режим групп кратковременного пребывания. г) Модели групп кратковременного пребывания детей в ДОУ (опыт работы МДОУ №25 г. Алексина).
Литература
1. Теоретические основы открытия групп кратковременного пребывания Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети ДОУ, стремительным повышением родительской платы за содержание детей в детском саду и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи. Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть городских детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье. Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит снизить родительскую плату и вместе с тем сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника. Основные гарантии защиты прав и законных интересов, поддержки детства представлены в Федеральных законах Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (1996 г.), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.). Документы отражают основные принципы государственной политики России в отношении детей, раскрывают подходы к организации образования подрастающего поколения, утверждают права и обязанности родителей, являющихся первыми педагогами ребенка. С целью расширения образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, повышения конкурентоспособности, популяризации детских садов среди населения в документах, регламентирующих функционирование дошкольного учреждения, закреплены права образовательных учреждений по выбору спектра образовательных услуг в различных документах, регламентирующих работу ДОУ:
Особого внимания и поддержки со стороны специалистов требуют дети с отклонениями в развитии, не имеющие возможности посещать дошкольное образовательное учреждение полный день. Таким детям и их родителям необходима не только помощь со стороны специалистов, но и практика общения дошкольников со своими сверстниками, расширение очень небогатого социального опыта. Это отражено в Приказе Министерства образования Российской Федерации «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» (Письмо Минобразования РФ от 29.06.99 № 129/23-16). Работа групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации. Содержание некоторых приказов и положений зависит от конкретных условий функционирования групп кратковременного пребывания (количества групп, их видов, занятых в педагогическом процессе специалистов, режима работы групп). Нами разработан примерный перечень документации, обеспечивающей работу детского сада, имеющего группы кратковременного пребывания:
Группы кратковременного пребывания – это целостный образ жизни дошкольника – несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, куда ребенок включается по интересу. В группах кратковременного пребывания занятия построены с учетом основных видов деятельности, способствующих развитию ребенка по разным направлениям. К ним относятся:
Образовательный процесс для дошкольников строится на основе современных научно-методических разработок. Его особенности: - организация занятий по выбору детей; - партнерство – совместная деятельность ребенка и педагога; - групповая, парная работа детей; - опора на интерес ребенка к содержанию и форме занятий; - индивидуальный подход; - дифференцированный подход: формирование групп с учетом интересов и возможностей детей, обеспечение самореализации, варьирование временного режима для различных видов деятельности. Важными составляющими образовательного процесса являются совместная деятельность детей со взрослыми, занятия в Центрах активности. Помещение каждой группы разделено на несколько Центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для занятий и игры по выбору ребенка. Основная задача групп кратковременного пребывания – это развитие детей – развитие познавательное, эмоционально-эстетическое и социально-этическое. Формирование ребенка как эмоционально благополучного, активного субъекта деятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками. С этой целью организовано проведение специальных занятий, игр, тренингов, которые способствуют:
2. Этапы формирования групп кратковременного пребывания от диагностики до реализации а) Экспертиза условий для создания групп кратковременного пребывания Организация групп кратковременного пребывания предполагает анализ материально-технических и кадровых условий ДОУ, финансово-экономической базы, образовательных запросов родителей как основы отбора средств и программно-методического содержания педагогического процесса. Экспертиза условий ДОУ по открытию группы кратковременного пребывания помогает выбрать наиболее оптимальные модели образовательных услуг, которые можно предложить родителям. Экспертизу может провести группа работников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), которую создают по решению педагогического совета учреждения, а также сотрудники районного отдела образования, приглашенные заведующей детским садом. Экспертизе подвергаются несколько направлений: занятость обслуживающего персонала и специалистов, помещений ДОУ в течение рабочего дня; предметно-развивающая среда учреждения. б) Принципы работы групп кратковременного пребывания
Реализация принципов образовательной работы невозможна без тщательной подготовки в первую очередь воспитателей, непосредственно работающих с детьми. Воспитатель должен достаточно четко представлять себе, какие цели реализуются при построении педагогического процесса, какие результаты должны быть достигнуты, уметь конструировать, анализировать, выстраивать перспективу развития каждого ребенка в группе на основе психолого-педагогической диагностики. В работе педагога в группе кратковременного пребывания предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка, закреплению и расширению представлений детей об окружающем мире. Фундаментом же всей последующей консультативной и методической помощи является педагогическая диагностика и, как следствие, заполнение индивидуальных карт развития ребенка, обсуждение планов дальнейшего развития ребенка со специалистами и родителями. Такая работа осложняется тем, что дети находятся в дошкольном учреждении довольно непродолжительное время, и обратная связь, которая предоставляет педагогу информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент взаимодействия, недостаточна. Подготовка воспитателей для работы в группе кратковременного пребывания в первую очередь должна заключаться в следующем:
Деятельность специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, состоит из систематической, построенной на диагностической основе, коррекционной работы с воспитанниками и консультативной помощи их родителям по своему профилю. Для этого логопед, психолог и другие специалисты должны подобрать диагностический инструментарий, быть готовыми к тесному сотрудничеству с педагогами, врачом-педиатром, родителями, выработать программу действий индивидуально с каждым ребенком и с группой в целом. Младшие воспитатели, работающие в группе кратковременного пребывания, должны иметь представление о специфике таких групп, особенностях учебно-воспитательного процесса, основных задачах воспитания и обучения дошкольников, владеть коммуникативными навыками и умениями. Администрация ДОУ с этой целью может организовать краткосрочные курсы для обслуживающего персонала. Работа педагога-психолога регламентируется в соответствии с основными направлениями образовательного процесса в группах кратковременного пребывания. в) Примерный режим групп кратковременного пребывания В связи с физиологическими потребностями детей в режим для групп кратковременного пребывания должны быть включены: время для игр-занятий, прогулка, завтрак, обед или полдник (в зависимости от времени пребывания). Режим работы группы может быть гибким. Главное, четко обозначить время приема пищи. Время организованной работы с детьми, их свободной деятельности определяет сам педагог, учитывая сезон, состояние погоды. Важно так организовать режимные моменты, чтобы целый ряд важнейших воспитательно-образовательных задач решался в комплексе. В связи с тем, что в образовательном учреждении для групп кратковременного пребывания детей отводятся отдельные помещения, возможна организация работы в 2 или даже 3 смены: группа утреннего, дневного, вечернего пребывания. Однако функционирование групп в вечернее время нежелательно, т.к. дети уже устали за день и воспринимать информацию учебных занятий им довольно сложно. Это, в свою очередь, влияет на планирование воспитательно-образовательного процесса в группе. Варианты чередования видов деятельности в условиях кратковременного пребывания детей могут быть разнообразными. Но при этом необходимо следить, чтобы объем образовательной нагрузки соответствовал установленным нормам. Так, максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей от 5,5 до 6 лет составляет 15 занятий. Продолжительность 1 занятия — 25 минут, перерывы между занятиями — не менее 10 минут (но не более 3 занятий в первую половину дня). Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей от 6 до 7 лет составляет 17 занятий в неделю, продолжительность одного занятия — 30 минут, перерыв между занятиями — не менее 10 минут (не более 3 занятий в 1-ю половину дня). Между вторым и третьим занятием проводится игровой час. Кроме того, должна быть предусмотрена ежедневная досуговая, игровая деятельность воспитанников (не менее 1 часа 20 минут). Рекомендуется пятидневный режим работы групп, по 3 занятия в день. Допускается функционирование групп в первой или второй половине дня, в выходные и праздничные дни. Продолжительность функционирования групп кратковременного пребывания может варьироваться от 1 года до 2 лет (до поступления ребенка в школу). Например: с октября по май (всего 28 недель с учетом двухнедельных каникул в январе и марте): 5 дней в неделю, по 3 занятия в день. С учетом возможностей образовательного учреждения и по согласованию с родителями целесообразно проведение 4-го занятия по физической культуре, музыке, ритмике и т.п. В условиях неполного дня пребывания детей целесообразен следующий режим дня: 8.30 — прием детей, игры, утренняя гимнастика; 8.45 — подготовка к завтраку, завтрак; 9.00-9.30 — 1-е занятие; 9.40-10.10 — 2-е занятие; 10.10-11.10 — игровой час; 11.10-11.30 — 3-е занятие; 11.30-12.00 — игры, индивидуальная работа, уход детей домой. Или: 9.00-9.30 — прием детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика; 9.30-10.30 — занятия (2); 10.30-11.10 — прогулка; 11.10-11.30 —обед; 11.30-12.00 — занятие (1); 12.00-13.00 — игры, индивидуальная работа, уход детей домой. Примерный режим дня для групп утреннего пребывания
Примерный режим дня для групп дневного пребывания
Примерный режим дня для групп вечернего пребывания
Каждое образовательное учреждение с учетом имеющихся условий может проводить физкультурные и музыкальные занятия, занятия в бассейне и т.д. Примерное расписание занятий на неделю (двухдневное посещение)
Занятия сочетаются с другими видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, подвижные игры, трудовая деятельность, индивидуальная работа с детьми и др.). Примерный распорядок занятий и отдыха на неделю (трехдневное посещение)
Первый день
Второй день
Третий день
Примерный распорядок занятий и отдыха на неделю (пятидневное посещение)
Режим двигательной активности детей
|
Новые формы образовательных услуг: группы кратковременного пребывания в детском саду | Группа кратковременного пребывания — это целостный образ жизни дошкольника — несколько часов дня, заполненных разнообразной совместной... | ||
Краснодарского края, департамента образования и науки " о порядке организации и функционирования дошкольных образовательных учреждений... | Данные методические рекомендации предусматривают порядок открытия дополнительных групп (обучающих, кратковременных, прогулочных,... | ||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №3 зато г. Радужный | Эти дети остро нуждаются в систематической коррекционной медико-психолого-педагогической помощи специалистов, а их родители (законные... | ||
Приложение Положение о группе кратковременного пребывания детей «Мир детства» 15 | |||
Прошу зачислить моего ребенка: (фио ребенка, дата рождения) в группу кратковременного пребывания | В управление образования администрации муниципального образования Северский район |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |