Скачать 2.04 Mb.
|
Подборка осуществлена Советовой Н.В. и защищена авторскими правами © В ближайшее время материал будет дополнен. Оглавление. Для упрощения поиска скопируйте интересующее вас название, затем в верхнем меню справа найдите иконку «найти», вставьте в строку поиска скопированное название и кликните в этой же рамке на иконку «найти далее». Программа покажет вам все места в документе с встречающейся комбинацией введённых слов. Успехов вам.
Алгоритм создания программы элективного курса. Что же такое элективные курсы? Элективные курсы — это учебные программы в профильном обучении, которые предлагаются школьникам на выбор. По ряду позиций элективные курсы близки к хорошо знакомой учителям форме обучения — факультативу, т.к. ориентированы на старшеклассников (с учетом интересов группы учащихся и возможностей педагогов), но в отличие от факультативов включаются в учебный план всех учащихся профильных классов. Экзаменов по программе этих курсов учащиеся не сдают. 2.Элективные курсы, выбираемые группой учащихся, учитывают индивидуальные образовательные интересы и способности каждого школьника. Классификация элективных курсов отражает их место в образовательном процессе и основную цель, в соответствии с которой проводится отбор содержания образования. Элективные курсы могут быть профильные и предпрофильные. Предпрофильная подготовка предшествует созданию профильных классов и в настоящее время осуществляется в 9-х классах общеобразовательных школ. Одной из форм предпрофильной подготовки могут служить элективные курсы. Предпрофильные элективные курсы подразделяются на: • Предметные курсы. Повышают уровень изучения конкретной учебной дисциплины, подготавливая школьников к профильному уровню учебного предмета. Например, «Влияние факторов среды на системы органов». • Курсы, ориентирующие на выбор профиля обучения. Знакомство с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для данной дисциплины. Например, «Проектная деятельность. Культура здоровья». Профильные элективные курсы классифицируются следующим образом: •Предметные курсы. Предполагают повышенный уровень изучения профильного предмета в профильном классе. Например, «Современные достижения генетики». • Курсы, поддерживающие базовый учебный предмет, помогающие в подготовке к экзамену по этому предмету на повышенном уровне. Например, «Основные алгоритмы решения генетических задач». •Межпредметные курсы. Опора на межпредметные связи, т.е. возможность изучать два предмета на профильном уровне. Например, «Биогеография растений». • Курсы, освещающие области деятельности, выходящие за рамки традиционных школьных предметов. • Курсы с ориентацией на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Конструирование элективных курсов включает следующие этапы 1. Определение целей и типологии курса. 2.Выявление направленности курса в зависимости от его ведущего компонента. 3.Выделение учебных задач и основных содержательных блоков. 4.Построение структуры курса. 5.Определение объема и роли вспомогательных знаний. 6.Выбор основных форм организации учебного процесса. 7.Выделение наиболее целесообразных способов работы школьников с учебным материалом. 8.Предложение учащимся форм отчетности по элективным курсам. Элективные курсы в разных школах могут различаться в зависимости от возможностей педагогического коллектива, материально-технической оснащенности школы и познавательных интересов учащихся. Выделим ведущий компонент, в соответствии с которым определяются алгоритм разработки программы и содержания самого элективного курса. Структура программы элективного курса 1.Название элективного курса (ЭК) — (дисциплина, класс преподавания, количество учебных часов). 2.Пояснительная записка. 2.1.Аннотация (название, основное содержание, для кого предназначен курс) — должна показать привлекательность курса для учащихся, родителей, школьного сообщества в целом. 2.2.Место ЭК в образовательном процессе: — в соотношении с базовыми и профильными общеобразователь ными предметами; —межпредметные связи, реализуемые при изучении ЭК; —общеучебные и профильные умения и навыки, развиваемые при изучении ЭК; — способы развития познавательного интереса и профессионального самовыражения, организации досуга учащихся; — учет регионального компонента содержания образования. 2.3. Цели и задачи изучаемого курса (для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет, что необходимо для изучения курса; над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса). 2.4. Краткая характеристика основных теоретических и/или методических идей, положенных в основу курса. 2.5.Определение и обоснование состава и последовательности основных разделов (тем) курса. 2.6.Обоснование особенностей методики преподавания ЭК. 3. Содержание и организация процесса обучения. 3.1. Название учебных тем (разделов) и время на их изучение. 3.2.Основное содержание изучаемого учебного материала (факты понятия, термины, представления, законы, теории, идеи). 3.3.Демонстрационные эксперименты, лабораторные работы и практические занятия. 3.4. Требования к результатам обучения (компетенции, знания умения, навыки, способы деятельности, которыми должен овладеть ученик в границах темы (раздела)). 4. Методы и формы обучения. Ведущие методы преподавания ЭК: - методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги; лабораторный эксперимент; реферативные и экспериментальные исследования проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся; - интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры); самостоятельная работа учащихся с различными' источниками информации, включая Интернет ресурсы. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные. Формы учебных занятий: интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, экскурсии практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы», уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов и др.) 5. Планируемые результаты обучения. Формируемые знания, умения компетенции, способы деятельности, ценности, представления. Элективные курсы области Обществознание (профильная школа) Элективные курсы в профильном обучении / под общ. ред. А.Г.Каспржака. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 144с. ИСТОРИЯ Программы элективных курсов. История: 10—11 классы: профильное обучение / М.В. Пономарев, А.М. Родригес, Е.С. Галкин и др. — М.: Дрофа, 2007. — 189 с. История России. 10─11 классы: история России в лицах. Герои и изгои революции. Личность и история России: [элективные курсы] / сост. Н.И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 206с. Элективные курсы по истории: для профильного обучения учащихся 10-11 классов / авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарева. - М.: Глобус, 2007. - 237 с. Курсы "Восток и апад в современном мире", "Работы с историческими документами", Первая мировая война в истории мира". Элективные курсы по истории России: для профильного обучения учащихся 10-11 классов / авт.-сост. Н.А. Григорьева, Н.И. Чеботарева. - М.: Глобус, 2007. - 202 с. Клокова. Г.В. Методические рекомендации к учебному пособию "История парламентаризма в России: 9-11 классы". Программа элективного курса "Становление парламентаризма в России в начале ХХ века (История I-IV Государственной Думы, 1906-1917 гг.) / Г.В. Клокова. - М.: Русское слово, 2008. - 16 с. Шитов. Е.В. Элективный курс «Война Германии против Советского Союза, 1941─1945 годы»: поиск ответов на проблемные вопросы: для гуманитарного профиля обучения / Е.В. Шитов. ─ М.: Глобус, 2007. ─ 185 с. Элективный курс. Помощники Клио: вспомогательные исторические дисциплины: 10─11 классы / сост. Е.П. Барзак. ─ Волгоград: Корифей, 2006. ─ 136 с. Карпова. Н.П Листая страницы семеного альбома: 8-9 класс: методическое пособие по элективному курсу / Н.П.Карпова. - М.: Дрофа, 2007. - 94 с. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Элективный курс по обществознанию для предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9─11 классах: методическое пособие / сост. Т.А. Корнева [и др.]; под ред. О.В. Козачек, В.В. Черникова. – М.: Глобус, 2006. – 200с. Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Обществознание» / под общ. ред. А.Г. Каспржака. – М.: Вита-Пресс, 2004.-96с. Обществознание. 8─9 классы: элективный курс «Подросток и закон» / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2006. – 238 с. Обществознание: 9 класс: сборник элективных курсов / сост. Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 174 с. Аверьянов. Ю.И. Введение в философию: 10-11 классы: учебное пособие / Ю.И. Аверьянов. - М.: Экзамен, 2007. - 239 с. - (Элективный курс. Профильное обучение). Гуманитарные миры: европейские мыслители о человеке и обществе: учебное пособие по обществознанию и гуманитарным дисциплинам для 10─11 классов средней общеобразовательной школы: элективный курс / Н.И. Элиасберг и др. – СПб.: Союз, 2006. – 350 с. Мир. Общество. Человек: учебное пособие: 10-11 классы: элективные курсы / А.П. Логунов и др. - М.: Дрофа, 2007. - 269 с. Элективные курсы по обществознанию для предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9─11 классах: методическое пособие / сост. Т.А. Корнева и др. – М.: Глобус, 2006. – 200 с. Элективные курсы по обществознанию (экономика и социальное проектирование): 9─11 классы : для предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9─11 классах : методическое пособие / сост. Т.А. Корнева и др. ─ М.: Глобус, 2007. ─ 136с.: ил., табл. Кашанина. Т.В. Политология: 10-11 классы: учебное пособие (элективные курсы) / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: Дрофа, 2007. - 251 с. Борисов. С.В. Философские беседы: рабочая тетрадь о элективному курсу для старшей профильной школы / С.В. Борисов. - М.: Изд. Федоров: Учеб. лит., 2007. - 96 с. Обществознание: рекомендации по использованию учебников...: программы элективных курсов / ред. Т.Н. Бизюкова. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 79 с. Программы: "История техники", "География человеческих перспектив", "Азбука журналистики". ПРАВО Правоведение. 8─9 классы: изучаем Конституцию: элективный курс / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2006. – 239с. МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Кондратенко. А.П. Цивилизация и культура Древнего Востока: какова роль высоких технологий в древних культурах?: основы элективного курса / А.П. Кондратенко, Н.В. Ярославцева. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. - 163 с. Ромашина. Н.Ф. Элективный курс по истории отечественной культуры «Наши духовные ценности»: 10─11 классы: гуманитарный профиль обучения / Н.Ф. Ромашина. ─ М.: Глобус, 2007. ─ 168 с. Этническая история народов мира. Культура. Быт. Традиции: элективный курс: 10─11 класс / сост. А.В. Дричак. – Волгоград Экстремум, 2005. – 76с. Элективный курс « История средневековой культуры» / сост. А.В. Хорошенкова. – Волгоград: Экстремум, 2005. – 208с. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Галкина. Е.С. Религии мира: история и современность: 10-11 классы: учебное пособие / Е.С. Галкина, М.В. Пономарев, А.М. Родригес. - М.: Дрофа, 2007. - 318 с. - (Элективные курсы). (Профильное обучение). История религии. 10─11 классы: элективный курс. Ч. 2 /сост. Н.А. Владимирова. – Волгоград, Корифей, 2006. – 112 с. Программа элективного курса «Гражданин. Общество. Право» Чирьев Игорь Юрьевич, учитель истории МОУ «СОШ №11» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области Пояснительная записка Столетия сменяют друг друга, а вопросы правового образования по-прежнему остаются актуальными. Начало ХХI в. ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются: практико-ориентированный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов; опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни; формирование активной гражданской позиции личности; уважение к правам человека и нормам международного права; обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника; решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем. Программа курса «Гражданин, общество, право» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создаёт условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность. Выпускник второй ступени обучения оказывается в ситуации выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности, а потому возникает потребность организовать данный элективный курс. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции. Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность; целостность; объективность; научность; доступность для учащихся основной школы. Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения. Инвариативность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения, модульным принципом построения. Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает гражданскую компетентность (компетентность гражданина России) и зрелость в плане выбора профиля обучения. Системность содержания обеспечивается логикой развертывания учебного содержания. Контролируемость программы обеспечивается достаточной степенью операциональности и иерархичности знаний разных аспектов современных проблем юриспруденции, которые предполагается сформировать у обучающихся при изучении программы. Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 16 часов. Главной целью курса является: формирование правовой компетентности учащихся. Задачами курса являются: познакомить школьников с главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки; показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных различных проблемных ситуаций; рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт ребёнка. Предполагаемые результаты изучения курса Учащиеся получат представление: о роли права и в жизни человека и общества; о структуре системы права; о Семейном и Трудовом кодексах РФ; о системе судопроизводства в РФ; о системе мировой защиты прав человека. получат представление об основных юридических профессиях. Учащиеся получат опыт: самостоятельной работы с юридическими документами; поиска информации по заданному юридическому вопросу; выделять противоречия, лежащие в юридической области; выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы. Учащиеся научатся: объяснять роль права в жизни общества; различать правоспособность и дееспособность субъектов права; сравнивать преступление и административный проступок; характеризовать права человека; составлять важные документы: заявление, простую доверенность на получение денег, апелляционную жалобу по итогам экзаменов. В области предметной компетенции учащиеся овладеют правовыми понятиями, способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение юридического материала, выявление причинно-следственных связей). Предметная компетенция способствует не только самореализации учащегося, но помогает в выборе профессиональной траектории. В области коммуникативной компетенции учащиеся овладеют формами проблемной коммуникации (понимать и воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку изученных социально-правовых объектов и процессов). В области социальной компетенции учащиеся овладеют основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствуют различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы. Это позволяет обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву. Методы и приемы преподавания и учения Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете. Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов. Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры. Исследовательский метод о беспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса и потребности этого вида деятельности. Так же заслуживает внимание такой прием как мысленный эксперимент, который проводится с воображаемыми образами и моделями, оперирует ими в воображаемых условиях. При проведении мысленного эксперимента совершенствуются навыки познавательных учебных умений учащихся. Использование сослагательного наклонения в заданиях творческого характера позволяет применять метод моделирования. Он позволяет создать совершенно новую ситуацию, проследить пути выхода из нее, по–иному оценить изучаемое событие. Формы учебных занятий Успешность учебного процесса зависит не только от выбранных учителем методов и приемов обучения, но и от формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. При организации учебного занятия используются различные ФОПД: фронтальная; индивидуальная; групповая и парная. Парная и групповая формы деятельности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. К тому же создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности, повышается интерес к работе друг друга, т.е. создаются реальные условия реализации на практике основополагающих элементов педагогики сотрудничества. Формы контроля за уровнем достижений учащихся Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля: текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач); итоговый (написание эссе, подготовка проекта-презентации). Отбор содержания данного курса обусловлен многолетней практикой преподавания предмета «Основы права» в 9-х классах, анкетирования и анализа анкет учащихся. СОДЕРЖАНИЕ Введение.Роль права в жизни человека и общества (2 ч) Лекция (1 ч) Права как ценности для общества в целом, а также его роль в судьбе отдельных людей. Значимость науки юриспруденции, история ее формирования, первые представители юридической профессии. Основные правила человеческой жизни, выраженные в социальных нормах. Практическая часть (1 ч) Работа в группах. Решение задач, смоделированных учителем по данной теме. Написание эссе-рассуждения «Почему нарушаются законы». |
Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и... | Егэ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и... | ||
Элективный курс предназначен для реализации в старших классах средней общеобразовательной школы, носит междисциплинарный характер.... | Международную научно-теоретическую конференцию «Государство, право, демократия в современном мире», посвященную 110-летию со дня... | ||
Приглашаем Вас принять участие в работе V международной научно-практической конференции «Статистика в современном мире: методы, модели,... | Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена... | ||
Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9 класса основной школы. Состоит из 3 блоков: введение в мир профессий, основы профессионального... | Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться... | ||
Предлагаемый курс разработан как элективный курс для учащихся 9-11 классов филологического профиля, а также для учащихся 9-х классов,... | Целью курса является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |