C Е М И Н А Р
Тема доклада: «Порядок проведения государственного пожарного надзора
на объектах капитального строительства Санкт-Петербурга и проблемы правоприменительной практики Технического регламента о требованиях пожарной безопасности Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ»
Санкт-Петербург 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………….
| 3
| Глава 1. Административно-правовые основы регионального управления в сфере государственного пожарного надзора на объектах капитального строительства Санкт-Петербурга………………………….
|
5
| 1.1. Правовые основы осуществления и предмет государственного пожарного надзора на объектах капитального строительства Санкт-Петербурга ………………………………………………………………
|
5
| 1.2. Порядок проведения государственного пожарного надзора на объектах капитального строительства Санкт-Петербурга …………….
|
8
| Глава 2. Техническое регулирование в области пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ), обязательные для исполнения требования пожарной безопасности……………………………………………………………..
| 12
| 2.1. Антикоррупционная экспертиза применения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности…………..……....
| 12
| 2.2. Проблемы в области государственного пожарного надзора на объектах капитального строительства Санкт-Петербурга……………...
| 33
| Заключение…………………………………………………………………
| 42
| Список использованной литературы……………………………………...
| 43
| Приложения
|
|
Введение Актуальность исследования административно-правовых основ регионального управления в сфере государственного пожарного надзора на объектах капитального строительства Санкт-Петербурга заключается в том, что целью осуществления государственного пожарного надзора на объектах капитального строительства является предупреждение и пресечение нарушений требований пожарной безопасности, охрана жизни людей и материальных ценностей от пожаров. Но, в настоящее время, у проектных и строительных организаций возникает множество вопросов о том, кто и как осуществляет государственный пожарный надзор при строительстве, каков порядок осуществления пожарного надзора, по каким документам предъявляются обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Объектом исследования в докладе служат общественные отношения, возникающие на объектах градостроительной деятельности между государственным строительным надзором, застройщиками, заказчиками и подрядчиками при осуществлении пожарного надзора. Предметом исследования является изучение законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного пожарного надзора на объектах капитального строительства Санкт-Петербурга.
До 01 января 2007 г. помимо Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) государственный надзор при строительстве предусматривался также многими другими федеральными законами. Однако после вступления в силу Градостроительного кодекса РФ иные надзоры при строительстве стали избыточными, дублирующими государственный строительный надзор[7].
В целях приведения законодательства в соответствие с ГрК РФ и устранения излишних административных барьеров при строительстве был принят федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». До принятия вышеуказанных изменений в градостроительное законодательство Российской Федерации пожарный надзор на всех этапах строительства, начиная с момента рассмотрения и согласования проектной документации и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию, был сосредоточен в одной структуре – государственном пожарном надзоре МЧС России.
Сегодня проектную документацию рассматривает государственная экспертиза проектов, надзор за строительством и приемкой (подтверждением соответствия завершенных строительством объектов капитального строительства) осуществляет государственный строительный надзор. Контроль за соблюдением установленных требований пожарной безопасности организациями, должностными лицами и гражданами на существующих объектах надзора (зданиях и сооружениях) осуществляет государственный пожарный надзор МЧС России. Эта схема взаимодействия надзорных ведомств исключает преследование корпоративных интересов, повышает персональную ответственность должностных лиц за принятые решения.
Задачей доклада является исследование и определение достаточности нормативной правовой базы регулирующей осуществление государственного пожарного надзора на объектах градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. Целью доклада является выработка предложений по снятию возникающих проблем в правоприменительной практике при использовании требований пожарной безопасности, указанных в Техническом регламенте «О требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ).
Для выработки предложений по снятию возникающих проблем в применении положений Технического регламента «О требованиях пожарной безопасности» необходимо исследовать юридическую природу указанного нормативного правового акта сравнительно-правовым, предметным, рациональным и др. методами, и провести антикоррупционную экспертизу типичных коррупциогенных факторов и нормативных коллизий.
Глава 1. Административно-правовые основы регионального управления в сфере государственного пожарного надзора на объектах капитального строительства Санкт-Петербурга
Правовые основы осуществления и предмет государственного пожарного надзора на объектах капитального строительства Санкт-Петербурга
Государственный пожарный надзор (ГПН) на объектах капитального строительства Санкт-Петербурга проводится на основании #M12293 0 901919338 0 0 0 0 0 0 0 2279482694 #M12293 1 901967210 0 0 0 0 0 0 0 942492222Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации#S, утвержденного #M12291 901967210постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"#S,#M12293 2 901967210 0 0 0 0 0 0# статей 54, 55 ГрК РФ #S, Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденного Приказом Ростехнадзора РФ от 26.12.2006 № 1129 (зарегистрирован в Минюсте РФ 06.03.2007 г. N 9053), #M12291 8402460постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2004 № 1747 "О Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга"#S (с изменениями от 23.05.2006), и административного Регламента Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции «Осуществление государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации», утвержденный распоряжением Службы № 111-р от 01.12.2009 г. [16]
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что «в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности». [9]
В связи с этим, органы государственного пожарного надзора МЧС России с 1 января 2007 г. не вправе осуществлять проверку соответствия выполненных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, проектной документации в части содержащихся в ней требований противопожарной безопасности[9], поскольку с 1 января 2007 г. указанная деятельность входит в предмет деятельности государственного строительного надзора.
Кроме того, из статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации с 1 января 2007 г. исключены положения, касающиеся необходимости предоставления заказчиком или застройщиком при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заключения органа государственного пожарного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиями технических регламентов и проектной документации[7].
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации;
б) наличия разрешения на строительство;
в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации[4] (наличия свидетельств о допуске от саморегулируемых организаций).
При осуществлении пожарного надзора в рамках государственного строительного надзора проводится рассмотрение в установленном порядке дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - КоАП РФ.
С 1 июля 2010 г., в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008г. № 148-ФЗ, к административной ответственности привлекаются подрядчики, выполняющие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ (КоАП РФ статья 9.5.1.).
1.2. Порядок проведения государственного пожарного надзора на объектах капитального строительства Санкт-Петербурга Государственный пожарный надзор при строительстве объектов капитального строительства Санкт-Петербурга осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Государственный пожарный надзор в соответствии с действующим градостроительным законодательством Российской Федерации проводится от получения извещения о начале работ до выдачи заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства (см.: Приложение 1).
Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченными на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в ч. 6 ст. 52 и ч. 3 ст. 53 ГрК РФ, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
При проведении проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора осуществляет следующие действия:
а) рассматривает представленные застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство, для проведения проверки документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов (изделий);
б) проводит визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения) и примененных строительных материалов (изделий) (далее - выполненные работы);
в) оформляет результаты проведенной проверки выполненных работ;
г) в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт и проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
В порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляются действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения[16].
Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора в случае получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо такие нарушения были устранены до выдачи заключения о соответствии.
Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до выдачи заключения о соответствии[16].
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора в течение 10 рабочих дней после получения обращения застройщика или заказчика за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии содержит обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию[4].
Порядок и процедура осуществления пожарного надзора в рамках государственного строительного надзора на объектах капитального строительства Санкт-Петербурга четко и понятно определены в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации и Санкт-Петербурга и не требует изменения и дополнения в настоящее время.
|