Педагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить?


Скачать 157.78 Kb.
НазваниеПедагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить?
ТипДокументы
Полякова Марина Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Аннотация. В статье представлены теоретические основания разработки системы педагогического мониторинга оценки результативности освоения детьми дошкольного возраста основной образовательной программы с учетом Федеральных государственных требований. Приведен пример одного из направлений мониторинга.

Ключевые слова: дошкольники, педагогический мониторинг, функции мониторинга, принципы мониторинга, мониторинг результатов, организация мониторинга.

Опубликовано: Детский сад: теория и практика, №4, 2013.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ДЕТСКОМ САДУ: ЗАЧЕМ, КАК И КОМУ ЕГО ПРОВОДИТЬ?

Что такое мониторинг и зачем он нужен?

Идея мониторинга образовательного процесса - идея относительно новая. Всего полтора десятка лет назад исследователей ни в теоретической, ни в практической областях не объединяли между собой такие явления, как «педагогика» и «мониторинг». Однако в последнее время такие попытки предпринимаются все чаще (Бахмутский А.Е., Белкин А.С., Вербицкая Н.О., Воронцова В.Г., Горб В.Г., Дерзкова Н.П., Езопова С.А., Занин М.В., Кальней В.А., Орлов А.А., Шишов С.Е. и др.).

На основе анализа имеющихся работ педагогический мониторинг может быть определен как процесс организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Важно обратить внимание, что мониторинг, в отличие от контроля, носит регулярный, целостный характер и позволяет систематически отслеживать информацию как о результативности деятельности конкретного учреждения (внутренний мониторинг), так и о функционировании системы образования муниципалитета, региона, страны (внешний мониторинг).

В ряде исследований (Абрамова Р.М., К.Ю.Белая, Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Шпаковская Л.И.) выделены основополагающие функции, которые реализует мониторинг в управлении качеством образования: контрольно-диагностическая, информационная, рефлексивная, интегративная и прогностическая.

Контрольно-диагностическая функция заключается в том, что мониторинг выступает механизмом контроля и оценки в рамках управления качеством реализации основной образовательной программы в дошкольной образовательной организации. Она позволяет отслеживать реальное состояние образовательного процесса и его соответствие заданным требованиям.

Информационная функция позволяет получить полную и разностороннюю информацию по каждому критерию и показателю мониторинга качества результатов освоения дошкольниками образовательной программы, качества образовательных условий и качества образовательного процесса. На этой основе происходит участие субъектов (педагогических работников, родителей, органов управления образованием, общественности) в управлении педагогическим процессом, анализируется эффективность воспитания и обучения. Для реализации данной функции необходимо обеспечивать своевременное распространение информации о результатах проведенных мониторинговых обследований соответствующим заинтересованным сторонам. Каналы информационной связи могут быть различными – размещение на сайте, в СМИ, на информационных стендах, тиражирование материалов, обсуждение результатов на заседаниях педагогических и экспертных советов.

Рефлексивная функция позволяет обеспечить обратную связь детского сада со всеми заинтересованными сторонами. Открытость информации, ее распространение и обсуждение на разных уровнях управления, в педагогических коллективах и в кругу родителей создает ситуацию доверия к детскому саду и предпосылки для принятия всеми заинтересованными сторонами необходимых изменений. Реализация этой функции содействует повышению профессиональной культуры и мобильности персонала. Регулярное проведение мониторинговых обследований создает предпосылки для осознания педагогами смысла своей работы, а воспитанниками и их родителями - целей образования; стимулирует создание атмосферы сотрудничества, осознания личной ответственности за общие результаты образования.

Интегративная функция состоит в том, что результаты мониторинга могут быть обобщены и проанализированы централизованно, как локально, в рамках одной образовательной организации, так и системно, на уровне города, государства. В системе мониторинга реальная оценка складывается из:

• оценки процесса, условий и достигнутых результатов воспитателями;

• оценки работы детского сада родителями и воспитанниками;

• оценки процесса, условий и достигнутых результатов руководителем организации и/или экспертами.

Кроме того, информация, накопленная в процессе регулярного проведения оценочных процедур одного и того же вида, позволяет сопоставлять результаты между собой, выявлять положительную и отрицательную динамику объектов мониторинга и на этой основе прогнозировать тенденции в развитии объектов. В контексте управления качеством результатов такая информация даст возможность сформировать суждение о реализации запланированных результатов в дошкольном учреждении, увидеть сильные стороны и проблемные области в организации образовательного процесса, а также причины этого, и определить, какие направления требуют первоочередных изменений или поддержки.

Прогностическая функция: мониторинг не только фиксирует текущее состояние педагогической системы на заданном временном промежутке, но и оказывает содействие прогнозированию дальнейших тенденций ее развития и внесению соответствующих корректив, что создает предпосылки для повышения качества образовательной работы детского сада.

Таким образом, педагогический мониторинг нужен самим педагогическим работникам, чтобы правильно оценить степень решения поставленных образовательных задач и определить тенденции развития детского сада, нужен родителям и детям для реализации права на информацию и качественное образование, нужен органам управления образованием для оценки образовательной ситуации на уровне района, города, региона, страны и определения общей стратегии развития образования; нужен обществу как инструмент повышения качества образования.

Необходимость осуществления мониторинга образовательных систем разного уровня особо подчеркивается в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», вступающем в силу с 1 сентября 2013 года [4]. В этом документе рассматриваемой нами процедуре уделяется пристальное внимание законодателей: выделяется понятие «мониторинг в сфере образования», определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга, ответственные структуры, отвечающие за его организацию (ст. 28 п.3, 29 п.2, 47 п.6, 89 п.2, 97 п.3,п.4,п.5).

Как проводить педагогический мониторинг?

Основанием разработки системы мониторинга становятся федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [2]. В этом нормативном акте акцентируется внимание на необходимости создания системы оценки достижения детьми планируемых результатов, раскрываются основные требования к ее проектированию:

  1. Создание структуры системы оценки достижения детьми планируемых результатов: разработка цели, выделение объекта и содержания оценки, определение основных критериев, и инструментария мониторинга, описание процедуры, форм представления результатов, условий и границ применения системы оценки;

  2. Ориентация разработанной системы мониторинга на возможность изучения особенностей достижения воспитанниками планируемых результатов освоения содержания образовательных областей и специфики формирования у детей универсальных личностных, физических, интеллектуальных качеств;

  3. Обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения ООП ДО.

  4. Направленность на осуществление оценки динамики достижений детей.

Дополняют выделенные регламенты организации мониторинга федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 г, зарегистрированы в Минюсте РФ 14 ноября 2011 г.).

«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга» [1]. Поэтому при проектировании образовательной программы детского сада администрации и педагогическому коллективу, прежде всего, следует определить ожидаемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования и только затем проектировать систему их отслеживания и оценки, т.е. систему мониторинга.

В основе такой системы всегда лежат определенные принципы.

  1. Принцип социально-нормативной обусловленности. Данный принцип предполагает, что педагогическая информация должна отражать уровень и качество реализации Федеральных государственных требований к результатам и условиям реализации основной общеобразовательной программы в ДОУ. Так, С.Е. Шишов и В.А.Кальней в работе «Мониторинг качества образования в школе» пишут: «Норма (нормирование) – одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с ней сравниваются фактические результаты» [5, с.43].

Откуда появляется такая норма? Из нескольких источников. Во-первых, это нормативно-правовые документы, в которых определяются характеристики, требования, условия и т.п. Например, сформулированные в ФГТ интегративные характеристики как показатель результативности освоения ребенком основной общеобразовательной программы становятся сопоставительной нормой, с которой сравниваются полученные в диагностических процедурах эмпирические факты. Во-вторых, это научные исследования, в которых описаны достижения детей разного возраста, определены условия воспитания и обучения. В-третьих, это запросы семьи к условиям и результатам образования. В-четвертых, это представления самих педагогов о желаемых результатах и условиях педагогической деятельности. Совокупность источников определения сопоставительной нормы логично приводит к пониманию того факта, что такая норма будет иметь отличия в разных образовательных учреждениях. Априори эта норма не может быть абсолютно одинаковой в разных детских садах. Однако она всегда содержит инвариант (т.е. обязательную часть, определяемую нормативно-правовыми источниками).

  1. Принцип целенаправленности. В соответствии с ним мониторинг подчиняется заранее поставленным целям, с ориентацией на них определяется главная линия мониторинга, строится содержание мониторинга, с целями соотносится собранная информация. Абсолютно неверно утверждение, что чем чаще проводятся мониторинговые процедуры, тем лучше. Необходимо выделить ключевые (интегративные) критерии и показатели, периодически оценивать только их и не тратить время, силы и другие ресурсы на множество излишних направлений для оценок.

  2. Принцип повторяемости означает, что изучение и анализ информации об объекте (явлении, процессе) следует проводить  с использованием тех же критериев (показателей) через определенные интервалы времени в одинаковых или видоизменяющихся условиях для определения динамики и тенденций развития изучаемого явления, процесса, объекта. Эти временные интервалы определяются, исходя из возможной динамики развития диагностируемого объекта и составляют интервал от нескольких месяцев до нескольких лет. «Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса» [2].

  3. Принцип диагностико-прогностической направленности предполагает, что в ходе педагогического мониторинга  должна быть получена информация, которая позволит не только узнать, распознать и понять отслеживаемые процессы, но и создаст условия для самоанализа своей образовательной деятельности всеми субъектами образовательного процесса, для составления прогноза дальнейшего развития изучаемого параметра.

  4. Принцип «минимакса» означает использование при проведении мониторинга комплекса диагностических процедур, которые позволяют получить достаточную информацию для вынесения оценочных суждений и составления прогноза развития изучаемого объекта, но при этом не приводят к переутомлению воспитанников и не нарушают ход образовательного процесса (минимальное количество диагностических процедур в оптимальные сроки и максимально возможный объем информации).

  5. Принцип согласованности действий педагогов, отвечающих за конкретные участки организации и осуществления мониторинга, требует их однонаправленности и непротиворечивости, согласованности и координации; он предполагает также следование единым теоретическим основаниям и нормативам, выработку единого плана деятельности. Важно, чтобы каждый педагог осознавал: он дает не «свою» оценку измеряемому критерию, это общая оценка, всего педагогического коллектива. Мониторинг направлен не на оценку работы конкретного воспитателя – это оценка результативности работы всего коллектива, всей педагогической системы «детский сад».

  6. Принцип «второго мнения» направлен на повышение объективности результатов мониторинга и предполагает коллегиальность при оценивании фактов. Оценка определяется на основе суждений не менее двух экспертов (педагогов) по единым критериям. Если есть расхождение мнений педагогов при оценивании по одному и тому же критерию, то проводятся дополнительные методы диагностирования для уточнения ситуации, к оценке могут привлекаться другие педагоги, родители, воспитанники.

Кто проводит мониторинг?

Проектирование и проведение мониторинга организует Заведующий образовательным учреждением (организацией), он назначает сроки и ответственных за проведение проектировочных и измерительных процедур, за анализ полученных фактов, вынесение итоговых оценок и оформление результатов. Проводят мониторинг все педагоги, работающие в детском саду. Это и воспитатели, и музыкальные работники, и методисты, и (если есть) психологи, логопеды, дефектологи, педагоги дополнительного образования и другие педагогические работники. Еще раз уточним: они оценивают не свои профессиональные достижения и промахи, а результаты общей работы детского сада, т.е. результаты развития ребенка и условия этого развития. Необходимо правильно распределить между собою обязанности. Поэтому организация мониторинга включает ряд этапов.

1 этап – создание рабочей группы, в нее входят педагогические работники (психолог, педагоги дополнительного образования, специалисты), ответственные за разработку и организацию мониторинга. Группа создается приказом заведующего ДОУ. В Приказе отражены Общие положения (нормативные основания, цели, задачи и принципы мониторинга), выделены основные направления мониторинга и определен порядок его проведения с указанием состава рабочей группы, предмета мониторинга, периодичности и сроков, методов диагностики, форм отчетности, способов отражения информации.

2 этап – проектирование системы мониторинга, что предполагает определение объекта мониторинга, сопоставительной нормы (эталона, норматива), диагностического инструментария мониторинга (критериев и показателей, методов диагностики, шкалы оценок) (См Приложение [3].). Это делает рабочая группа. Даже если за основу берется готовый (т.е. уже кем-то разработанный мониторинг), он адаптируется к условиям данного образовательного учреждения (организации) с учетом имеющихся особенностей (целей, условий, состава воспитанников, запросов родителей и проч.). При необходимости проводится обучение педагогов правильному проведению мониторинга.

3 этап – практическое проведение диагностических измерений. Этап фиксирован по времени, обычно его длительность составляет 2-4 недели. Проводят диагностику все педагоги детского сада. Воспитатели преимущественно используют метод наблюдения и беседы с детьми, а трудоемкие по времени методики целесообразнее проводить педагогам дополнительного образования, специалистам. В ст.47 Закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается выделение педагогическим работникам специального времени на проведение диагностических и мониторинговых процедур (издается локальный нормативный акт). Результатом этапа становятся заполненные диагностические листы.

4 этап – количественный и качественный анализ полученных фактов (отражение результатов в таблицах, графиках, диаграммах и текстовом описании). Просчитываются совокупные оценки, на основе которых определяется уровень достижения результатов освоения образовательной программы воспитанниками детского сада.

5 этап – интерпретация полученных данных, оценка степени достижения планируемых результатов (что достигли, что не смогли реализовать, какие причины этого), формулирование актуальных образовательных задач. Наверное, это самый сложный этап мониторинга, поскольку требует оценки числовых данных. Например, как расценить такие числовые данные: сформированы предпосылки универсальной учебной деятельности на высоком уровне у 37% выпускников, на среднем – у 52%, на низком – у 11%? Это хороший показатель или нет? Ответ на такой вопрос можно получить, сопоставив данные с нормативом (планируемым достижением), который является основой и ключом к интерпретации фактических результатов. Если именно такие результаты планировались, то показатель хороший, если планировались более низкие результаты, то показатель отличный, а если намечались более высокие результаты – показатель плохой. Интерпретируя данные, важно также учитывать многофакторное влияние на образовательный процесс: семьи, социального окружения, состояния здоровья ребенка, длительности посещения детского сада и проч. Если воспитатели испытывают затруднения в общей оценке полученных результатов, необходимо организовать помощь со стороны более опытных педагогов.

На основе оценочных суждений формулируются актуальные задачи работы на следующий этап. Они связаны как с решением выявленных проблем, так и с поддержкой достижений работы детского сада. Например, если результаты показали слабо выраженную познавательную потребность дошкольников практически всех возрастов, значит, необходимо совершенствовать условия познавательного развития дошкольников: вносить изменения в среду групп и детского сада в целом, повышать компетентность педагогов в вопросах технологий познавательного развития через обучение на курсах повышения квалификации соответствующей направленности, внутрифирменное обучение, педагогические советы, консультирование, тематические проверки и т.д. Если же, например, выявлены очень высокие результаты по развитию у детей представлений о себе и мире, следует подумать о систематизации опыта и его трансляции на разных уровнях, начиная с педагогических советов в детском саду и далее, выступлениях в районе, городе стране, тиражировании опыта.

6 этап – доведение информации (результатов мониторинга) до субъектов образовательного процесса (через педагогические советы, публикации, сайт учреждения и др.). Данные мониторинга, которые представляют интерес для разных категорий (родителей, учителей, органов управления, общественности), должны появиться в открытом доступе.

Реализация указанной выше системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования возможна только при создании ряда условий.

  1. Очень значима готовность педагогических кадров к реализации целей мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Она заключается в сформированности у педагогов умений проводить диагностические измерения, владение методами диагностики (в особенности, наблюдением), анализировать полученные факты, интерпретировать данные, составлять прогноз развития и формулировать на этой основе выводы и актуальные задачи образовательной деятельности в ДОУ.

  2. Обязательно наличие методического обеспечения для осуществления целей и задач мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В пакет методических материалов входят: диагностические методики; журналы мониторинга для оценки уровня сформированности у ребенка интегративных качеств; методические рекомендации по организации и проведению мониторинга результативности реализации образовательной программы; примерные образцы заполнения диагностических карт, подсчета набранных баллов; видеоматериалы, текстовые материалы для организации обучения педагогов проведению мониторинговых процедур и т.п.

  3. Желательно наличие технического обеспечения для реализации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: видеокамеры, диктофоны, другие средства для фиксации проявлений детей и дальнейшего их анализа; интерактивные доски и Mimio для проведения «быстрой» диагностики представлений дошкольников

  4. Мониторинг – трудоемкое занятие, он требует много времени, поэтому обязательно участие в мониторинге всего педагогического коллектива, а не только воспитателей группы. Также можно привлечь к изучению ситуации родителей детей группы, используя анкетирование и опросники.

  5. Достаточно большое количество людей, участвующих в реализации задач мониторинга, требует четкой организации и согласованности действий всех участников этого процесса. Должен быть определен сотрудник, отвечающий за организацию мониторинга, который координирует и контролирует мониторинговые измерения в ДОУ

  6. Сложность и новизна мониторинговых исследований в детском саду порождает много вопросов и проблем в процессе осуществления диагностических измерений и их оценке. Целесообразно организовать методическое сопровождение педагогов, осуществляющих мониторинг. Это сопровождение может осуществлять как организатор мониторинга, так и специально определенный для этой цели педагог – консультант. В его задачи будет входить оказание помощи исполнителям на разных этапах мониторинговых исследований.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151"Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"//Российская газета. 2010. 5 марта Или Эл.ресурс: http://www.rg.ru/2011/11/21/programma-doshk-dok.html

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Российская газета. 2010. 5 марта Или Эл.ресурс: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html

  3. Теоретические основы и практические процедуры системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Коллективная монография/ Научные редакторы: А.Г.Гогоберидзе, М.Н.Полякова. – СПб. РГПУ имени А.И.Герцена. 2012. 280с.

  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" //Российская газета. 31 декабря 2012 г. Или Эл.ресурс: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

  5. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М. Российское педагогическое агентство. 1998. – 354 с.

Похожие:

Педагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить? iconПамятка для родителей: адаптация ребёнка в детском саду и основные ошибки
В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду,...

Педагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить? iconВижен-Софт: Питание в детском саду
Программный продукт «Вижен-Софт: Питание в детском саду» разработан согласно СанПиН 4 3049-13 и соответствует всем требованиям, предъявляемым...

Педагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить? iconПамятка для родителей, имеющих право на муниципальные льготы за содержание...
В соответствии с решением Совета депутатов г. Мурманска от 26. 12. 2006 года №30-357 «Об организации дошкольного образования и родительской...

Педагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить? iconПамятка для родителей, имеющих право на муниципальные льготы за содержание...
В соответствии с решением Совета депутатов г. Мурманска от 26. 12. 2006 года №30-357 «Об организации дошкольного образования и родительской...

Педагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить? iconЕ. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду Великий Новгород 2006
Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб метод пособие; Новгу имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006....

Педагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить? iconПрограмма воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»
...

Педагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить? iconЗаявление о сохранении места за ребёнком в детском саду

Педагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить? iconЗаявление о сохранении места за ребёнком в детском саду

Педагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить? iconОбразец заявления о сохранении места в детском саду

Педагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить? iconПоложение о табельном учете рабочего времени в Государственном бюджетном...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru