Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»
Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ» Мардановой Л.М.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Технологическая карта изучения темы
|
Тема
| Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие».
|
Цели
| Образовательные: обобщить и систематизировать материала о деепричастии и деепричастном обороте.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД:оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы
|
Планируемый результат
| Предметные:
Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
|
Основные понятия
| Причастный и деепричастный оборот, пунктограмма
|
Межпредметные связи
| Русский язык. Литература
|
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
| Русский язык. 7класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2009. – 223с.
Распечатанные разноуровневые задания (карточки), таблица «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида», таблички для каждого учащегося
|
Организация пространства
| Фронтальная работа, индивидуальная работа
|
Технология проведения
| Деятельность
учеников
| Деятельность
учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты
|
Предметные
| УУД
|
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
Уточнить тип урока;
Уточнить тематические рамки
| Готовятся к восприятию информации
| Создание атмосферы сотрудничества
Уточняет тип урока
Уточняет тематические рамки.
| Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания
|
| (Коммуникативные УУД)
Уметь слушать собеседника
|
II. Сообщение темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели:
Через разные развивающие задания закрепить и обобщить материал о деепричастии
| Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Записывают тему в тетради
| В начале урока учитель четко и конкретно объяснил учащимся целеполагание урока. Организовал работу с учебником.
| Разные развивающие задания
| Организация активной мыслительной деятельности учащихся.
| (Познавательные УУД). Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
(Коммуникативные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию
(Регулятивные УУД).
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
|
III.Работа по теме урока.
1)Фронтальный опрос(5мин)
Цели:
Повторить сведения о деепричастии, образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.
| Ученики отвечают на вопросы, работают с таблицей, объясняют, приводят примеры, делают записи в рабочей тетради.
(вопросы в учебнике на стр. 191 – 192)
| Организует фронтальный опрос учащихся
| Вопросы:
Что называется деепричастием?
Назовите грамматические признаки деепричастия.
Как образуются деепричастия?
От чего зависит выбор гласной в деепричастии?
| Вспомнили определение деепричастия, его грамматические признаки; образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Установили, от чего зависит выбор гласной в деепричастии.
| (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
(Познавательные УУД).
Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
.
(Регулятивные УУД).
Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем .
|
2)Выборочно-распределительный диктант (5мин)
Цели:
Закрепить умение правильно определять вид деепричастия .
| Заполняют таблички. Работаю в парах, составляют задания для партнеров.
| Организует работу в парах, диктует деепричастия из предстоящего диктанта
| Заполнение табличек, лежащих на партах у каждого учащегося, поможет закрепить умение правильно определять вид деепричастий.
Минутка для здоровья (гимнастика для глаз)
| Закрепили умение правильно определять вид деепричастий
| (Познавательные УУД).
Уметь работать с таблицей
(Коммуникативные УУД).
Уметь составлять задания для партнера.
(Регулятивные УУД).
Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу.
|
3)Работа с разноуровневыми карточками (7 мин)
Цели:
Проверить уровень усвоения темы «Не с деепричастиями» и другими частями речи.
| Разноуровневые задания предусматривают самостоятельную работу.
| Подготовить разноуровневые задания для каждого ученика.
| Работа с разноуровневыми заданиями позволяет осуществить обратную связь со всеми учащимися и проконтролировать уровень усвоения материала.
| Закрепили знания о правописании «Не с деепричастиями» и другими частями речи.
| (Регулятивные УУД).
Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.
(Познавательные УУД).
Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
|
4) Работа по развитию речи. (3 мин)
Цели:
Повторить сведения о деепричастном обороте и правилах его выделения на письме.
| Сочинение-миниатюра на тему «Труд» по предложенным пословицам (дом. задание). Прочитают 2-3 работы.
Отвечают на вопросы.
Объясняют изученную орфограмму и постановку знаков препинания.
| Задает вопросы:
- Какой темой объединены?
- Чему учат? (о пословицах)
| Пословицы:
Не учась, лаптя не сплетешь.
Не поклонясь до земли, грибка не подымешь.
| Тема труда, поднятая в сочинениях, способствует воспитанию трудолюбия, прилежания, усердия. (Воспитательная)
| (Коммуникативные УУД). Уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.
(Регулятивные УУД). Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)
(Познавательные УУД). Уметь находить нужную информацию.
|
5) Актуализация знаний. (7 мин).
Цели:
Учить разграничивать причастные и деепричастные обороты, видеть случаи, когда запятые не ставятся.
| Один ученик у доски объясняет знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, делает вывод. Второй ученик объясняет случаи, когда запятые не ставятся.
| Учитель предлагает сначала одному, затем другому ученику поработать у доски, все остальные выполняют задание в рабочих тетрадях.
| Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым.
Ученик, думая и размышляя, готовится к контрольному диктанту.
На уроке мы трудились засучив рукава.
|
| (Познавательные УУД).
Правильно определять пунктуационную ситуацию в предложении. Самостоятельно делать выводы.
|
6) Игра «Я редактор». Употребление деепричастных оборотов в речи. (7 мин)
Цели:
Научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.
| Работают со словарем, находят значение слова «редактор». Коллективная работа по исправлению грамматических ошибок, работают в тетрадях.
| Учитель предлагает отредактировать предложения, записать в тетрадях правильный вариант.
| Исправление грамматических ошибок в предложениях:
Прочитав «Песню про купца Калашникова», мне было грустно.
Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, и очень её полюбил.
Закрыв книгу, герои надолго остаются в моей памяти.
| Учащиеся получают сведения из другой области знаний, что способствует расширению кругозора.
| (Коммуникативные УУД).
Уметь анализировать и исправлять предложения.
(Познавательные УУД).
Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.
|
IV.Итоги урока. (2мин.)
| Обобщают информацию.
| Вопрос:
-Какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор?
| В ходе урока использовали разные развивающие задания, повторили и закрепили знания о деепричастии.
|
| (Регулятивные УУД). Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).
(Коммуникативные УУД). Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
|
V.Домашнее задание. (1мин.)
| Упр. 193 или 195 (по выбору)
|
|
|
| (Познавательные УУД).
Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.
|
VI.Рефлексия. (2мин.)
| Отвечают на предложенные учителем вопросы
| Вопросы:
- Что было трудным?
- Что вызвало интерес?
- Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?
| Общий ответ: «Мы находили деепричастный оборот в предложениях, исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий, показали, что умеем разграничивать причастные и деепричастные обороты. Кроме того, мы узнали значение слова «редактор».
|
| (Личностные УУД). Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
(Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
|