Скачать 175.37 Kb.
|
Урок по теме: "Паскаль. Квадратная матрица". 11-й классУрок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии”. Урок посвящен изучению наиболее часто используемого типа двумерных массивов – квадратной матрице и проводился в 11-ом классе. Данный урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам “Одномерные массивы” и “Двумерные массивы”, а, кроме того, знакомит учащихся с самым распространенным видом табличного представления числовых данных – матрицей. Сам урок, предшествующий ему подготовительный этап, направлены на:
Продолжительность урока – 2 часа. Первая часть урока – проверка знаний учащимися основных понятий темы массивы: табличные данные, их индексация, размерность, объявление, типы массивов, обращение к элементу массива (проводится в виде фронтального опроса). Вторая часть – знакомство с новой темой на основе обучающей программы-презентации “Квадратная матрица”, в которой рассказывается об основных понятиях темы: об индексации элементов матрицы, о главной и побочной диагоналях, различных способах формирования массива. Третья часть – выполнение разнообразных проверочных заданий:
Учащимся предлагаются для решения дифференцированные задания с постепенно возрастающим уровнем сложности. Технические требования к технике и программному обеспечению:
Цель урока:
Тип урока: лекционно-практическое занятие. Оборудование: ПЭВМ, раздаточный материал. План урока:
Ход урока 1. Приветствие учащихся. Запись числа, темы урока: “Квадратная матрица”. 2. Фронтальный опрос. Учащимся предлагается ответить на вопросы “Проверочных заданий”. 1. Что такое массив? 2. Какие массивы Вам известны? 3. Какой массив называется двумерным? 4. Как выглядит обращение к элементу массива А в общем случае? 5. Что такое размерность массива? 6. Перечислите элементы программы, содержащей массив? 7. Что такое объявление массива? 8. Расшифруйте следующие записи: Все ли описания сделаны верно?
9. Какие вам известны способы заполнения массива? 10. Рассмотрим двумерный массив А (рис. 2.1.): Объявите данный массив. Определите значения следующих элементов массива: A[1,5]= , A[5,1]= , A[6,4]= , A[4,5]= , A[2,3]= , A[4,2]= , A[3,2]= .
Рис. 2.1. Определите месторасположение элементов со следующими значениями A[ ..,..]= 17, A[…,…]= 29, A[ ..,..]= 30, A[…,…]= 16, A[ ..,..]= 1, A[…,…]= 27. 3. Квадратная матрица (рассказ учителя сопровождается демонстрацией презентации по данной теме). Квадратная матрица- это двумерный массив, в котором количество строк равно количеству столбцов. Обращение к элементу происходит также как и в обычном двумерном массиве A[i,j]. Умение работать с квадратными матрицами пригодится вам при решении систем уравнений. Существует целый арсенал численных методов решения систем уравнений, базирующийся на понятии матрица. Перечислим основные свойства квадратной матрицы (рис. 3.1.): 1. Квадратные матрицы имеют главную и побочную диагонали. Например, для матрицы А на главной диагонали лежат элементы 1,4,9, на побочной - 45,4,12.
Рис. 3.1. Если i = j - элементы расположены на главной диагонали; i > j - элементы расположены ниже главной диагонали; i < j - элементы расположены выше главной диагонали; i > j - элементы расположены на главной диагонали и ниже; i< j - элементы расположены на главной диагонали и выше; i+j = n+1 - элементы расположены на побочной диагонали; i+j < n+1 - элементы расположены над побочной диагональю; i+j > n+1 - элементы расположены под побочной диагональю. 2. Квадратная матрица, у которой все элементы, исключая элементы главной диагонали, равны нулю, называется диагональной матрицей (рис. 3.2.)
Рис. 3.2. 3. Диагональная матрица, у которой все элементы, стоящие на главной диагонали равны 1, называется единичной матрицей (рис. 3.3.):
Рис. 3.3. Обращение к элементу главной диагонали выглядит как A[i,i], к элементу побочной как A[i,n-i+1], где n – количество строк матрицы. Итак, мы уже знаем, что при составлении программ с массивами выполняются несколько этапов: 1. Объявление массива. 2. Заполнение его одним из трех способов: с клавиатуры, по правилу, случайным образом. 3. В зависимости от условия задачи выполнение расчетов или сортировки элементов матрицы. 4. Печать массива. Все эти этапы применимы и к квадратной матрице. Рассмотрим объявление матрицы. Вы знаете, что под объявлением понимают выделение в памяти компьютера необходимого количества ячеек под элементы матрицы. Это количество называют размерностью и определяют как произведение количества строк на количество столбцов. Применительно к квадратной матрице размерность определяется как N*N, где N - количество строк матрицы. Объявление квадратной матрицы в общем виде выглядит следующим образом: <имя массива>: array [1..N,1..N] of <тип массива>; i,j,n:integer; Например, объявляется целочисленная квадратная матрица из 5 строк var A: array [1..5,1..5] of integer; i,j: integer; Опишите объявление матрицы из 7 строк, заполненной вещественными числами: var A: array [1..7,1..7] of real; i,j: integer; Для заполнения квадратной матрицы используется один из трех уже известных нам стандартных блоков: {блок заполнения массива с клавиатуры} for i:=l to N do for j:=l to N do begin write ('A[‘,i,’,’,j,’]=’); readln (a[i,j]); writeln end; {блок заполнения массива случайным образом} randomize; for i:=l to N do for j:=l to N do A[i,j]:= random(50); {блок заполнения массива по правилу} for i:=l to N do for j:=l to N do A[i,j]:= <правило>; Рассмотрим следующую задачу: сформировать матрицу вида (рис 3.4.): program zadacha; var a: array [1..5, 1..5] of integer; i,j,n: integer; begin n=5;
Рис. 3.4. {блок заполнения массива по правилу} for i:=l to n do for j:=l to n do A[i,j]:= 2; Пусть элементы главной диагонали равны 5 (рис 3.5.): {блок заполнения элементов главной диагонали массива} for i:=l to n do A[i,i]:= 5;
Рис. 3.5. Что изменится в этой программе, если матрица будет выглядеть так (рис 3.6.): Добавится блок заполнения элементов побочной диагонали. {блок заполнения элементов побочной диагонали массива} for i:=l to n do A[i,n-i+1]:= 4;
Рис. 3.6. Распечатаем полученную матрицу: {блок печати элементов массива} for i:=l to n do begin for j:=l to n do write ('A[‘,i,’,’,j,’]=’,A[i,j]); writeln end; writeln end. Рассмотрим матрицу вида (рис. 3.7.). Особенностью этой матрицы является то, что ненулевыми являются элементы главной диагонали и элементы, расположенные над главной диагональю.
Рис. 3.7. Как будет выглядеть блок заполнения матрицы? Мы знаем, что при объявлении числовой матрицы, все ее элементы заполняются нулями, значит в нашем случае, для заполнения матрицы нам достаточно указать блоки заполнения ее главной диагонали и блок заполнения элементов над главной диагональю, т.е.: {блок заполнения элементов главной диагонали массива} for i:=l to n do A[i,i]:= 5; {блок заполнения элементов над главной диагональю массива} for i:=1 to n-1 do for j:=i+l to n do A[i,j]:= 2; В предложенной матрице заполнить следует элементы на и под главной диагональю (рис. 3.8).
Рис. 3.8. {блок заполнения элементов главной диагонали массива} {блок заполнения элементов главной диагонали массива} for i:=l to n do A[i,i]:= 5; {блок заполнения элементов под главной диагональю массива} for i:=2 to n do for j:=l to i-1 do A[i,j]:= 3; Заполнение матрицы вида (рис. 3.9).
Рис. 3.9. {блок заполнения элементов побочной диагонали массива} for i:=l to n do A[i,n-i+1]:= 7; {блок заполнения элементов над побочной диагональю массива} for i:=1 to n-1 do for j:=l to n-i do A[i,j]:= 1;
Рис. 3.10. Заполнение матрицы вида (рис. 3.10). {блок заполнения элементов побочной диагонали массива} for i:=l to n do A[i,n-i+1]:= 7; {блок заполнения элементов под побочной диагональю массива} for i:=n downto 2 to n do for j:= n-i+2 to n do A[i,j]:= 1; На основе изученных блоков сформировать и распечатать матрицы вида
5. Домашнее задание. Составить программы по условиям: Дана целочисленная квадратная матрица 4х4, заполненная случайным образом. Вычислить сумму элементов под побочной диагональю. Распечатать сам массив и значение суммы. Дана матрица А вида: составить программу формирующую данную матрицу.
6. Сегодня на уроке мы познакомились с новым видом массивов – квадратной матрицей. Вы узнали, как индексируются элементы квадратной матрицы, что такое главная, побочная диагонали, как они формируются по правилу, с клавиатуры, случайным образом, а также научились распечатывать значения элементов массивов по строкам и по столбцам. |
Цели: Продолжить формирования понятия "физико-географическое положение материка". Продолжить формирование умения работы с картами... | Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской федерации | ||
Цель урока: систематизация и развитие знаний по использованию массивов в программах на Паскале | Планируемые результаты: распознавать (по гербарию) и описывать виды корней, знать зоны корней, устанавливать соответствие между видоизменениями... | ||
Мастер-класс «Урок в пространстве отношений». Учитель химии и биологии Колпакова В. В | Учитель Сегодняшний урок мы посвятим нашему «знакомому незнакомцу», разговорному стилю. Мы вспомним о его особенностях и увидим на... | ||
... | Образовательная: ознакомить учащихся с понятием, назначением и содержанием процесса деталирования по сборочным чертежам, закрепление... | ||
Виртом в 1971 г., играет особую роль и в практическом программировании, и в его изучении. С непревзойденной четкостью в нем реализованы... | Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация «Дикорастущие лилейные. Ландыш», рабочая тетрадь,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |