Скачать 153.11 Kb.
|
МОУ Балтасинская гимназия Шакирзянова Райса Ильгизовна, учительница русского языка и литературы. Урок – виртуальная экскурсия в музей. Тема: «Фронтовые письма – свидетели истории». (8 класс) Цели: 1.Ознакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, с видами писем, с правилами написания письма и заполнения конверта. 2.Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, исследовательские навыки, навыки творческого письма. 3.Способствовать развитию индивидуальности ученика, дать толчок творческому процессу; сформировывать представление о нравственных ценностях в человеке. Оборудование: 1.Картины, которые показывают историю фронтового письма. 2.Тексты писем фронтовиков. 2.Презентация на тему: «Фронтовые письма – свидетели истории» 3.Инсценирование некоторых этапов урока. Эпиграф урока (слайд1). А письма В треугольниках солдатских! Они для нас До сей поры полны И мужества, и доброты, и ласки, И грозного дыхания войны. ( Г.Серебряков)
Мотивация познавательной деятельности в форме игры. (Небольшая коробка с письмами) Учитель: В коробке, которая стоит у меня на столе находятся несколько стран, личности многих людей, их души. Как вы думаете, что там находится? (предположения учащихся, если дети не называют правильный ответ, то учитель произносит его сам) - Да, письма. А почему же страны, личности, души? (слайд 2) Ответы: - Страны – письма пришли из разных стран: Чехословакия, УССР, ГДР, Россия. - Личности – их написали разные люди, разных возрастов: дети, учащиеся, студенты, курсанты, солдаты, учителя, родственники… - Души - каждый пишущий вложил в них частицу своей души. Учитель: Ребята, как вы думаете, почему люди пишут друг другу (какие коммуникативные задачи ставят перед собой и стремятся решить при общении с другими людьми)? Ответы: - Письма помогают общаться; - сообщить, оповестить; - поздравить; - извиниться; - поделиться чувствами, впечатлениями; - поблагодарить и т. д. Учитель: А сейчас, ребята, послушайте, что же говорят о письмах великие люди. (слайд 3) «Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века» (Торнтон Уайлдер) «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю» (Дэниэл Бурстин) «Писать – значит читать себя самого» (Макс Фриш) «В письмах умного человека отражается характер тех, кому они адресованы» (Георг Лихтенберг) « В письмах человек обнажает душу» (Мопассан) «Письма больше, чем воспоминания. На них запеклась кровь событий, это – само прошедшее, как оно было задержанное и нетленное» (А.И. Герцен) «В моих письмах я не только «учил», но и учился… Мои письма наставительные, но, наставляя, наставлялся и сам…» (Д.С. Лихачев) - В конце урока мы с вами к этим высказываниям вернёмся ещё раз. II. Этап афиширования знаний. 1.Групповая работа. (Каждой группе даётся по два письма, ребята должны определить виды этих писем). Учитель: Вспомните виды писем, ребята. Чем они отличаются? Ответы: - Письма бывают деловые и личные; - есть письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо; - основные черты деловых писем – это точность, конкретность, а личных – откровенность, душевность. Учитель: Ребята, уточните свой ответ с помощью схемы. (слайд 4) Письмо Деловое Личное П. – поздравление П. - любовное П. – просьба П. – рассказ П. – обращение П. - благодарственное 2. Учитель: А сейчас назовите главный элемент эпистолярного жанра. Ответы: - Обращение тому человеку, кому адресовано послание. Учитель: Да, речевой этикет разных времён и народов предусматривал разные, иногда очень странные, на наш взгляд, формы обращений. Например, раньше обращались: Милостивый государь, Высокопочтимый приятель, Дрожайший друг, Приятнолюбезный сродственник. В 1701г. ПётрI запретил подписываться "полуименами", т.е. уменьшительными именами, бывшими до этого на ходу. Так исчезли из письменной речи Васьки, Варьки, Петрушки, Варварки. Понаблюдайте за своей речью. Не сохранились ли в ней запрещённые более двух веков назад обидные клички – "полуимена"? А какие обращения употреблены в прочитанных вами письмах? Ответы: - Уважаемый, многоуважаемый, дорогой, любимый, милый и т.д. Учитель: Мы забыли ещё два самых главных слова, без которых не обойдётся ни одно письмо. Какие это слова, ребята? Ответы: - Здравствуйте – живите и будьте здоровы; - до свидания – до скорого свидания. 3. Учитель: Ребята, давайте вспомним основные правила искусства написания писем и некоторые советы напишем в тетрадь, они помогут вам справиться с домашней работой. - Какие правила нужно соблюдать при написании личных писем? 1 ученик: В личных письмах следует употреблять характерные для нашей речи обороты, а не заменять их на более официальные. 2 ученик: Неполные или сокращенные фразы тоже помогут сделать наше письмо более естественным. 1 ученик: Время от времени нужно упоминать имя человека, которому пишешь, это сделает наше письмо дружеским и искренним. Нельзя начинать письмо с местоимения «Я». 2 ученик: Не нужно думать слишком долго над тем, как именно выразить свою мысль, чтобы действительно получилась беседа со своим другом. 1 ученик: Нужно писать письма опрятно, без помарок и на хорошей бумаге: один чистый почерк может заманить к чтению. Нельзя использовать для письма листы, вырванные из тетради! Это правило относится и к другим видам писем. 2 ученик: Нужно стараться писать ясно и просто. Учитывать, кому пишешь, выбрать для своего письма верный тон. Быть искренним, дружелюбным. Нельзя писать в минуты гнева, раздражения. 1 ученик: Нельзя стесняться выражать чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен. Учитель: Спасибо, ребята. Надеюсь, при написании писем вы будете придерживаться этих правил. III. Этап погружения в историю возникновения фронтовой почты и военных писем. Учитель: (слайд 5) - Ребята, письма имеют большое значение в жизни людей. Почти в каждой семье в дальнем уголке письменного стола можно найти связку пожелтевших от времени писем. Это фронтовые письма. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. Об этом говорит и эпиграф нашего урока (чтение эпиграфа). У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив - здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями. Сегодня на уроке мы отправимся в виртуальную экскурсию в музей фронтовых писем, чтобы узнать историю фронтовой почты и познакомиться боевыми письмами. Давайте дадим слово экскурсоводам музея. Первый зал музея «История фронтовой почты» 1 экскусовод: А знаете ли вы, ребята, что было особое время. Когда очень ждали писем, некоторые письма боялись читать. Эти письма особые, и история у них богатая. Это письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так…(слайд 6) В декабре 1941 г. в армии началось создание Управления военно-полевых почт. Органы военной связи при армиях развернули военно-полевые почтовые базы, а при штабах входящих соединений - полевые почтовые станции. Этому способствовало назначение Народного комиссара связи СССР И.Т. Пересыпкина заместителем Наркома обороны. 2 экскурсовод: (слайд 7) В 1941 г. в действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем и более 30 млн. газет. Отмечая огромное значение почты для поддержания духа воинов на фронте и рабочих в тылу, главная в то время газета страны "Правда" 18 августа 1941 г. писала: "Важно, чтобы письмо бойца родным, письма и посылки бойцам, которые идут со всех концов страны, не задерживались по вине связистов. Каждое такое письмо, каждая такая посылка именем отцов, матерей, братьев и сестер, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на новые подвиги". 3 экскурсовод: (слайд 8) Какой путь проходили письма с фронта? Исследователь В.В. Синегубов описывает его так: "Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооруженный из подручных средств и укрепленный в удобном месте. Почтальон части ежедневно собирал конверты, "треугольники", открытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, которые транспортом части отправлялись на базу полевой почты. Оттуда корреспонденция, рассортированная по направлениям, передавалась на ВПСП (военно-почтовые сортировочные пункты). Всего в годы войны их было около 40. Дальнейший путь проходил обычными маршрутами в почтовых вагонах. Доставка корреспонденции с полевых почтовых станций на передовые подразделения требовала большого мужества. Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага". Я хочу рассказать о работе почтальона в тылу. Валентину Меркулову «определили» в почтальоны, когда она училась в 4-м классе. До обеда она училась в школе, а после занятий занималась разноской писем. Из поселка Булгаковский, что в Орловской области, где она жила с больной матерью, эта девчушка отправлялась с письмами по близлежащим деревням каждый день, в любую погоду. Позднее Валентина, вспоминая военное время, поделилась с читателями местной газеты впечатлениями: «Теплой одежды у меня не было, но мама раздобыла у кого-то из соседей фуфайку и резиновые калоши. Так я и ходила». Уже тогда юной Валентине пришлось столкнуться и с горем и с радостью. 4 экскурсовод: (слайд 9) С 1 марта 1942 г. на все постпакеты и мешки с военной почтой крепились отличительные адресные ярлыки "Воинский", и они отправлялись в первую очередь. Задержка корреспонденции или засылка ее не по назначению расценивались почтовыми органами как должностное преступление. Вот какое огромное значение имели военные письма. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток. В такой-то обстановке и родился фронтовой "треугольник". Народ прозвал его солдатским. Их складывали из любой оказавшейся под руками бумаги, вплоть до газетной. Но могли они быть сложены и из специальной почтовой бумаги. На такой бумаге помещался патриотический рисунок и текст. 5 экскурсовод: (слайд 10,11) Письма-секретки представляли собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и заклеивался специальным гуммированным клапаном. На одной из внешних сторон были нанесены адресные линии, воспроизводилась иллюстрация патриотического сюжета и не менее патриотический текст. (Например: «Смерть немецким оккупантам!») Самый распространенный вид почтовой корреспонденции между фронтом и тылом и внутритыловой – это листы бумаги, складывающиеся треугольником или маркированные и немаркированные стандартные почтовые карточки (чтобы проще с ними было знакомиться военным цензорам). 6 экскурсовод: (слайд 12) Фронтовые письма являются самыми уникальными свидетелями того времени. Все письма с фронта проходили через руки военной цензуры, сыгравшей особую роль в период ВОВ. Поток писем из армии в тыл и обратно был огромен, и поэтому главной задачей цензуры было преcечение утечки информации: место действия войск, нахождение частей и фамилии командиров. Так же она была озабочена настроениями в действующей армии. Обратите внимание на вычеркнутые слова в этих письмах. 7 экскурсовод: (слайд 13) Немаркированные иллюстрированные односторонние почтовые карточки предназначались в основном для отправлений из действующей армии в тыл. На лицевой стороне написано: «Почтовая карточка» или «Воинское». После слов «Обратный адрес» следовали надпись «Полевая почта» и линии для указания обратного адреса. Для рисунка оставалась всего половина лицевой стороны, поэтому рисунки были лаконичны, плакатны, с кратким выразительным текстом. Учитель: (слайд 14, 15) - Ребята, вы познакомились с историей военной почты, солдатскими конвертами и карточками, а теперь взгляните на особый подарок ветеранам, приготовленный Почтой России к 65 – летию ВОВ. Это конверт – треугольник со знаком «Почтовый тариф оплачен». Для отправки поздравлений каждый ветеран получил по 3 конверта. Учитель: Ребята, я хочу вам рассказать ещё одну новость. Во время ВОВ были ещё очень трогательные письма-секретки, изданные по идее и теме Евгения Пермяка в Свердловске в издательстве «Уральский рабочий», которые представляют собой заготовку письма сына или дочери отцу на фронт: на первом листе заголовок: «Письмо на фронт». На следующих страницах обозначены темы такого письма: «Здравствуй доро..., Шлю привет из.... Новости у нас вот какие:... В кино я видел... Я помогаю фронту тем, что... А дома я помогаю... Сейчас мое любимое занятие – это... Я прочитал много книг... Это я для тебя засушил и наклеил... Посылаю тебе свой табель... А это мои снимки... Это я нарисовал... А это мой рост... Кланяются тебе... Возвращайся с победой». Ребята, вы уже знаете, чтобы письмо было последовательным, нужно придерживаться структурных элементов письма. Давайте вместе вспомним алгоритм написания письма и запишем в тетрадь. Ответы: (слайд 16)
2. Второй зал музея: (слайд 17) «Письма военных лет» Учитель: Приглашаем вас на экскурсию по второму залу музея, начнём знакомство с материалами второго зала стихотворением неизвестного автора. Рассказывает Романов Родион: Треугольником сложен пожелтевший листок, В нем и горькое лето, и сигналы тревог, В нем печаль отступленья в тот отчаянный год. Рвется ветер осенний и команда: вперед! Даже смерть отступала» хоть на несколько дней, Где солдатские письма шли дорогой своей. И с поклоном последние письма, полные сил, От погибших в сраженьях почтальон приносил. Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, И бессонную правду фронтовых голосов. В письмах вера солдата в наши мирные дни Хоть и были когда-то так далёко они. Прошу вас: храните солдатские письма. Они и просты, и порою грустны, В них столько надежды и вечного смысла. Прошу вас: храните солдатские письма, Тревожную память людской доброты! Учитель: (слайд 18) Фронтовые письма пробуждают интерес к истории своей семьи, к семейным архивам, а, значит, и к истории Отечества. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких — в тылу и на фронте. Читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Прежде всего, хочу вас познакомить с телеграммой Рустема Газизова тёте – Максудовой Назие об уходе добровольцем на фронт в июле 1941 года. Вот так каждый рвался защитить свою Землю, ребята. 1.Письма матерям (слайд 19) - Со всех писем, адресованных матерям, веет теплотой, беспокойством, любовью сыновей. Это письмо написал Полупанов Владимир Константинович. Он отличился в период штурма Кенигсберга при взятии форта. В ночь с 7 на 8 апреля он преодолел два прохода в минном поле и, разрушив часть стены форта, проник со своим товарищем внутрь. По его воспоминаниям: « Борьба шла за каждый поворот, за каждый отсек, за каждый каземат». За мужество и отвагу, проявленные при взятии форта, Владимир был удостоен звания Героя Советского Союза. Давайте прочитаем отрывок его письма. 2.Письма жёнам (слайд 20) -Василий Иванович Волков, житель Алтая. В каждом его письме к жене чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. «Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям — Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко». Война никого не щадила. Жестоко она обошлась и с этой семьей. У Василия Волкова в годы войны погибли два брата. Его сестра Мария жила в Ленинграде, где заведовала детским садом. Во время переправы по «Дороге жизни» машина с детьми от артобстрела на ее глазах ушла под лед. Потрясенная увиденным, Мария тяжело заболела, а в 1947 году умерла. Погибли в боях и братья жены Василия Волкова. Сам старший лейтенант Василий Волков пал смертью храбрых в 1943 году. Трудно пришлось Мане Волковой. Зое в это время только исполнилось 10 лет, ее сестре Вале — 7, братику Коле — 3 года. Все тяготы военного времени мужественно преодолели и жёны, и матери. 3.Письма любимым (слайд 21) - Солдаты с нетерпением ждали письма от любимых. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину. Георгий Чернышев познакомился с Тамарой Скобелевой в 1937 году в Казани, он поступил учиться в КГУ, она – в КХТИ, им было всего 17 лет. А потом была война. Георгия убили 8 мая 1945 года. Он остался навсегда 25- летним. А Тамара умерла 2005 году в городе Казани в возрасте 85 лет. Тамара Ивановна Скобелева так никогда и не вышла замуж. Перед вами отрывок последнего письма Григория. 4.Письма дочерям (слайд 22) - Перед нами письмо Ивана Сергеевича Лукьянюка своей дочери из Восточной Пруссии, которое было написано 3 апреля 1945 года. Всё меньше остаётся до конца войны, а письма становятся всё пронзительней, в них надежда, вера солдата в наши мирные дни. 5.Письма братьям (слайд 23) -Это письмо Павленко Анатолий Иванович отправил брату. Он до войны работал агрономом, на фронт ушёл добровольцем. Погиб на подступах к Кенигсбергу. От прямого попадания вражеского снаряда сгорел вместе с самоходкой. Ребята, прочитаем отрывок письма Анатолия брату и обратим внимание на то, о чём они общаются. 6.Письмо деловое (слайд 24) - Ребята, перед нами письмо 32-ой конносанитарной роты директору Гармонной фабрики с просьбой выслать «гармонь на татарском строе» (29 июля 1942 года). Это деловое письмо – просьба. Между боями, во время затишья солдаты поднимали свой дух: пели, танцевали, плясали и играли на гармошках. 7.Письмо бойцов о гибели своего товарища Николая (слайд 25) - Приходилось солдатам сообщать и о смерти своих друзей. Хоть это и нелёгкое дело, они находили слова утешения и для матерей, и для жён, и для сестёр. Учитель: - Какие чувства вызывали у вас эти письма, ребята? Ответы: волнение, огорчение, боль, переживание, гордость, желание стать таким. IV. Минута молчания (слайд 26) - Письма согревали бойца, в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Давайте, почтим минутой молчания. Пока мы помним с вами наших бабушек и дедушек, значит, есть у всех сердце. V. Домашнее задание. Написать письмо ветерану или написать мини-сочинение на тему: «Почему люди пишут письма?» (слайд 27) - Ребята, какого вида письмо вы будете писать? - Личное: письмо-рассказ. Учитель: - Ребята, перед вами лежат конверты. Если вы уже определились, кому будете писать, то на конвертах напишите адрес, по которому вы отправите своё письмо. Если ещё не знаете, то перепишите в тетрадь образец заполнения конверта. От кого: Валиевой М.Г. Откуда: Республика Татарстан, Балтасинский район, пгт Балтаси. ул. Мира, д.1, кв. 2 Индекс 422250. Кому: Камаловой А.Д. Куда: Республика Татарстан, г. Казань ул. М. Джалиля, д. 74, кв.65 Индекс 452400. V1.Обобщение урока - рефлексия. Вопрос: Изменилось ли ваше отношение к письму, как к виду общения? Соглашаетесь ли вы с мнениями великих людей о письмах? Ответы: - Да, у меня тоже появилось желание написать письмо. - Мы по телефону и в контакте общаемся однотипными предложениями, а письма- это совсем другое, очень дорогое. - С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радости. - Письма помогают общаться душою. - В письмах теплота, душевность, когда читаешь письма, словно разговариваешь с близким тебе человеком. - Письмо – это беседа с отсутствующими друзьями. Учитель: О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя. Наш священный долг – сохранить память о тех, кто отдал жизнь за Родину, сохранить и передать ее - нашим детям и внукам. Ребята, пишите друг другу письма, потому что в наш громкий век им нет цены. Мини – сочинение «Почему люди пишут письма?» Почему люди пишут письма? Раньше я как – то об этом не задумывалась. И сама ведь никогда не писала письма. И не думала, что они кому – то нужны. А вот после того, как мы на уроке поговорили о фронтовых письмах, у меня появилось желание получить от кого – то письмо. К моему большому удивлению, я каждый день открывала почтовый ящик в надежде получить письмо. А ведь я поняла, почему у меня родилось такое чувство! Мне просто захотелось с кем – то поговорить. Вот, оказывается, для чего пишут письма! Чтобы пообщаться, чтобы поделиться. Ведь в разговоре с глазу на глаз всё не скажешь. А в письме человек всегда откровенен. По крайней мере, я так думаю. Наверное, когда пишешь, не боишься своих чувств. Думая о том, почему люди пишут письма, я вспомнила такой случай. Однажды, когда мы легли спать, мама украдкой что – то начала читать. Я смотрю на неё и удивляюсь, потому что она то улыбается, то задумывается, то закрывает глаза и мечтает, а держит простой лист бумаги. Вот я и поинтересовалась тем, что она читает. Оказалось, что так внимательно мама читала папины письма из армии. Она и мне дала одно письмо почитать. Я даже и не думала, что мой папа может быть таким чувственным и ласковым. Какие же интересные письма он писал маме! Просто удивительно! Да, я убедилась, письма - и есть свидетели нашей жизни. Читая письма, можно узнать не только о новостях, но и вспомнить давно прошедшее, очень для тебя дорогое. Что написано, никогда не забудется и не потеряется, разумеется, если будешь хранить. Сейчас, вспоминая этот случай и урок о фронтовых письмах, я могу твёрдо сказать, почему люди пишут письма. Чтобы поделиться душевными мыслями, переживаниями, чтобы рассказать интересные истории, чтобы дать или получить совет. А самое главное, мне кажется, пишут для того, чтобы не потерять нить дружбы, родства, знакомства и, конечно же, любви. Как и мои родители. Они два года переписывались, потом поженились. После этого случая уже прошло 18 лет, но мама, читая эти послания, всё ещё переживает светлые чувства. Вот, оказывается, почему учительница сказала, что нет цены письмам. Самое интересное то, что и я решилась написать своё первое письмо. Сейчас с нетерпением жду ответа. (Мини-сочинение ученицы 8 класса Сидоровой Ирины) |
Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять... | Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий... | ||
Цели урока: раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии; познакомить учащихся с жанром письма | Итак, судебное заседание объявляется открытым. Я представляю вам действующих лиц: судья, секретарь судебного процесса, прокурор,... | ||
Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма, формировать умения выделять... | «Арктика — фасад России» с целью повышения осведомлённости обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного... | ||
Цель: привитие интереса и уважения к традициям страны изучаемого языка и родной страны | Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок делового письма. Какое сегодня число? Месяц? День недели? Подпишите дату в тетрадь | ||
Составляются также письма-приглашения, письма-просьбы, письма-извещения, письма-ответы, письма-извинения, письма-требования (рекламация),... | Составляются также письма-приглашения, письма-просьбы, письма-извещения, письма-ответы, письма-извинения, письма-требования (рекламация),... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |