Проект: «Психологическая диагностика в начальной школе
| Документация для представления на областной Ярмарке инноваций в образовании
|
| Автор: Багрова Ксения Александровна
|
Общие сведения о педагоге – психологе
Ф.И.О. Багрова Ксения Александровна
Дата рождения: 19 июня 1980 г.
Образование: Высшее.
Специальность по диплому: Психолог. Преподаватель психологии.
Название учебного заведения: НОУ ВПО «Институт внешнеэкономических связей экономики и права».
Год окончания: 2012 г.
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5».
Должность: Педагог - психолог
Стаж работы по специальности: 4 г.
Стаж работы в данной должности с 01.09.2012 г. – по настоящее время
Награждения: Почетные грамоты
Квалификационная категория, разряд: I
Член Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» Ч.б №2688
Домашний адрес: Ленинградская область Гатчинский район город Гатчина улица Лейтенанта Шмидта дом 9/5 квартира 1.
Email:domain.com@list.ru.
Телефон: 8-911-018-32-81.
Содержание:
1. Введение
2. Цели, задачи, область применения
3. Обоснование выбора диагностируемых категорий
3.1 Личностные универсальные учебные действия
3.1.1 Самооценка и самоопределение
3.1.2 Нравственно-этическое развитие
3.1.3 Школьная тревожность
3.1.4 Агрессия
3.2 Познавательные универсальные учебные действия
3.2.1 Мышление
3.2.2 Память
3.3 Учебно-организационные действия
3.3.1 Произвольная регуляции деятельности.
3.3.2 Внимание
3.4 Коммуникативные универсальные учебные действия
3.4.1 Коммуникативно-речевое развитие
3.4.2 Сформированность навыка чтения
3.4.3 Межличностные и межгрупповые отношения
4. План диагностик
4.1 План диагностики уровня адаптации первоклассников
4.2 План диагностик уровня сформированности универсальных учебных
действий и познавательных процессов у младших школьников
4.3 План диагностики состояния социально-психологического климата.
5. Бланки, стимульный материал, сводные таблицы
5.1 Инструментарий для диагностики адаптационного периода
5.2 Инструментарий для диагностики сформированности универсальных
учебных действий и познавательных процессов у младших школьников
Показатели динамики личностного развития обучающихся, как результат
эффективности предложенной системы мониторинга
6. Использованная и рекомендуемая литература
7. Приложения
Введение
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов, принципиально меняются приоритеты задач образования. На первый план выступает личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Основной задачей образовательных учреждений становится формирование у обучающихся универсальных учебных действий, что подразумевает формирование совокупности действий, обеспечивающих социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Становится очевидным, что для реализации личностно ориентированного подхода образования, положенного в основу ФГОС, необходимы знания индивидуальных особенностей обучающихся. Получить, систематизировать и предоставить необходимые сведения - задача психологической службы сопровождения образовательного учреждения.
Разработанный и рекомендованный к использованию Российской академией образования пакет психодиагностических методик по формированию и диагностике универсальных учебных действий, позволяет оценить уровень сформированности каждого вида УУД. Однако, этого недостаточно для выявления причин трудностей формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Для реализации поставленной задачи необходима, тщательно спланированная, система мониторинга эмоционально-личностного и познавательного развития, уровня сформированности универсальных учебных действий, что и обуславливает актуальность данного проекта.
В данном проекте представлен психодиагностический инструментарий, который отвечает следующим требованиям:
Валидность диагностических методик, которые обеспечивают надежность получаемой информации;
Оптимизация процесса обработки, хранения и интерпретации данных, формирование отчетов и заключений для родителей, педагогов и ПМПК в авторской компьютерной программе (Excel);
Наличие стимульного и бланкового материала для фронтальной диагностики;
Возможность проследить динамику развития ребенка в течении всего процесса обучения в младшей школе.
Позитивное принятие у обучающих и обучающихся.
Планирование мониторинга началось с определения приоритетных направлений развития, описания возрастных особенностей и ожидаемых изменений развития.
1-й класс
| Направления развития
| Возрастные особенности
| Планируемые результаты
| I.Организация простых видов деятельности:
Подготовка рабочего места
Ориентация в пространстве
Ориентация в тетради
Восприятие инструкции
Копирование с доски
Копирование действий педагога
Планирование собственной деятельности
II.Развитие операций мышления:
Сравнение
Анализ. Синтез
Обобщение
Классификация
Логика
III.Развитие памяти:
Объем
Навыки опосредованного запоминания
IV.Развитие внимания:
Объем
Концентрация
Распределение
Переключение
V. Восприятие.
VI.Формирование позитивного отношения к своему «Я»:
Развитие представлений о себе.
Развитие уверенности в себе.
Формирование рефлексивной самооценки.
Формирование знаний об эмоциях.
Развитие эмпатии.
Гармонизация эмоционального состояния.
VII.Коммуникативно-речевое развитие:
Развитие навыков бесконфликтного общения.
Развитие умения договариваться друг с другом.
Развитие умения благодарить.
VIII. Развитие мелкой моторики.
Развитие кинестетического праксиса
Развитие кинетического праксиса
IX. Формирование универсальных учебных действий:
Формирование личностных УУД.
Формирование регулятивных УУД.
Формирование познавательных УУД.
Формирование коммуникативных УУД.
| I.Организация простых видов деятельности:
Первоклассники имеют небольшой деятельностный опыт и некоторые навыки планирования простых видов деятельности.
II.Развитие операций мышления:
Наглядно-образное мышление находится на низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное мышление.
Не сформированы навыки элементарного анализа. Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам.
III.Развитие памяти:
Наиболее развита наглядно-образная память. Запоминание преимущественно механическое (дословное заучивание).
IV.Развитие внимания:
Внимание не организованно или слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
V. Восприятие.
В этом возрасте восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета. Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности.
VI.Формирование позитивного отношения к своему «Я»:
Для детей этого возраста растущих в нормальных семьях характерна завышенная самооценка, которая формируется под воздействием оценочных суждений других (родителей, учителей, сверстников).
VII.Коммуникативно-речевое развитие:
К началу обучения ребенок, как правило, слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь, осознанно стремится к сотрудничеству.
| I.Организация простых видов деятельности (регулятивные УУД ):
Развитие произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе «внутренней» и психической. Формирование умения ребенка подчинять свои действия правилу, требованиям.
II.Развитие операций мышления (познавательные УУД):
Развитие наглядно-образного мышления и формирование предпосылок развития словесно-логического мышления.
III.Развитие памяти (познавательные УУД):
Овладение простыми приемами смыслового запоминания, умение найти смысловые группы или опорные пункты для запоминания.
IV.Развитие внимания (регулятивные УУД):
Увеличение объема и концентрации внимания.
V. Восприятие (познавательные УУД):
Развитие умения выделять детали и связывать их между собой по сходному признаку.
VI.Формирование позитивного отношения к своему «Я» (личностные УУД):
Развитие умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, контролировать и управлять своими эмоциями, поведением. Развитие умения анализировать и оценивать свои и чужие действия, и поступки, как предпосылки развития рефлексивной самооценки. Формирование учебных мотивов и интересов.
VII.Коммуникативно-речевое развитие (коммуникативные УУД):
Развитие потребности овладеть эффективными способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками.
VIII. Развитие мелкой моторики.
Повышение уровня развития точности, дифференцированности, четкости, плавности и устойчивости движений.
|
2-й класс
| Направления развития
| Возрастные особенности
| Планируемые результаты
| I.Развитие учебной деятельности:
Развитие познавательной мотивации
Восприятие инструкции
Развитие действий контроля и самоконтроля
Усвоение общих способов учебной деятельности
Планирование собственной учебной деятельности
II.Развитие операций мышления:
Сравнение
Анализ. Синтез
Обобщение
Классификация
Логика
III.Развитие памяти:
Объем
Навыки опосредованного запоминания
Избирательность
IV.Развитие внимания:
Объем
Концентрация
Распределение
Переключение
V. Восприятие.
Произвольность
VI.Формирование позитивного отношения к своему «Я»:
Развитие представлений о себе.
Развитие уверенности в себе.
Формирование рефлексивной самооценки.
Развитие эмпатии.
Гармонизация эмоционального состояния.
VII.Коммуникативно-речевое развитие:
Развитие навыков бесконфликтного общения.
Развитие умения договариваться друг с другом.
VIII. Развитие мелкой моторики.
Развитие кинестетического праксиса
Развитие кинетического праксиса
IX. Формирование универсальных учебных действий:
Формирование личностных УУД.
Формирование регулятивных УУД.
Формирование познавательных УУД.
Формирование коммуникативных УУД.
| I. Развитие учебной деятельности:
Способны запланировать и осуществить не сложные виды учебной деятельности. Знакомы с приемами контроля и оценки деятельности. Однако познавательная цель по-прежнему ставится взрослыми.
II.Развитие операций мышления:
Преобладает наглядно-образное мышление. Развивается словесно-логическое мышление с опорой на наглядность.
III.Развитие памяти:
Конкретно-образный характер памяти. Учащиеся начинают овладевать приемами осмысленного запоминания.
IV.Развитие внимания:
Продолжается нарастание элементов произвольности внимания.
V. Восприятие.
Усиление дифференциации восприятия. Образ более точный и определенный.
VI.Формирование позитивного отношения к своему «Я»:
Повышается уровень критичности по отношению к себе. Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как серьезное и недопустимое поведение;
- может выделять морально-этическое содержание событий и действий;
- формируется система нравственных ценностей.
VII.Коммуникативно-речевое развитие:
К началу обучения во втором классе ребенок отвечает на все вопросы, осознанно стремится к сотрудничеству.
Тактичен, вежлив, соблюдает этикет, понимает речевое обращение другого человека. Увеличивается словарный запас.
| I. Развитие учебной деятельности (регулятивные УУД ):
Развитие произвольной регуляции деятельности, в том числе «внутренней» и психической. Формирование умения ребенка применять общие способы учебной деятельности для решения различных учебных задач.
II.Развитие операций мышления (познавательные УУД):
Развитие словесно-логического мышления. Формирование приемов логического анализа.
III.Развитие памяти (познавательные УУД):
Овладение простыми приемами смыслового запоминания, умение найти смысловые группы или опорные пункты для запоминания.
IV.Развитие внимания (познавательные УУД) :
Увеличение объема и концентрации внимания.
V. Восприятие (познавательные УУД) .
Развитие умения выделять детали и связывать их между собой по сходному признаку. Развитие творческой переработки представлений на основе словесной наглядности. Усиление дифференциации восприятия.
VI.Формирование позитивного отношения к своему «Я» (личностные УУД):
Становление внутренней оценочной позиции, развитие отношения к собственной личности как особому объекту познания. Формирование познавательных мотивов
и интересов.
VII.Коммуникативно-речевое развитие (коммуникативные УУД):
Включение и активное и участие в работе группы. Умение договариваться с другими детьми. Умение понять смысл высказываний других людей и выразить свою точку зрения.
VIII. Развитие мелкой моторики.
Повышение уровня развития точности, дифференцированности, четкости, плавности и устойчивости движений.
| 3-й класс
| Направления развития
| Возрастные особенности
| Планируемые результаты
| I.Развитие учебной деятельности:
Развитие познавательной мотивации
Планирование собственной учебной деятельности
Развитие действий контроля и самоконтроля
II.Развитие операций мышления:
Сравнение
Анализ. Синтез
Обобщение
Классификация
Логика
III.Развитие памяти:
Объем
Навыки опосредованного запоминания
Избирательность
IV.Развитие внимания:
Объем
Концентрация
Распределение
Переключение
V. Восприятие.
Произвольность
VI.Формирование позитивного отношения к своему «Я»:
Развитие представлений о себе.
Развитие уверенности в себе.
Формирование рефлексивной самооценки.
Развитие эмпатии.
Гармонизация эмоционального состояния.
VII.Коммуникативно-речевое развитие:
Развитие навыков бесконфликтного общения.
Развитие умения договариваться друг с другом.
VIII. Развитие мелкой моторики:
Развитие кинестетического праксиса
Развитие кинетического праксиса
IX. Формирование универсальных учебных действий:
Формирование личностных УУД.
Формирование регулятивных УУД.
Формирование познавательных УУД.
Формирование коммуникативных УУД.
| I. Развитие учебной деятельности:
Способны запланировать, осуществить и проконтролировать не сложные виды учебной деятельности. Способны применять общие приемы учебной деятельности для решения различных учебных задач, при помощи взрослого.
II.Развитие операций мышления:
Преобладает словесно-логическое мышление, но наглядно-образное мышление не теряет своей актуальности. Развивается абстрактное мышление.
III.Развитие памяти:
Произвольное запоминание становится более продуктивным и осмысленным. Начинается развитие логической памяти.
IV.Развитие внимания:
Преобладают элементы произвольности. Внимание более устойчиво.
V. Восприятие.
Воссоздание целостного правильного образа. Творческая переработка представлений. Увеличение количества деталей.
VI.Формирование позитивного отношения к своему «Я»:
Становление рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.
VII.Коммуникативно-речевое развитие:
Отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен. умеет слушать и слышать, дает обратную связь.
| I. Развитие учебной деятельности (регулятивные УУД ):
Развитие произвольной регуляции деятельности, в том числе «внутренней» и психической. Закрепление навыков планирования и контроля деятельности.
II.Развитие операций мышления(познавательные УУД):
Формирование способности выявить связи между понятиями и явлениями. Развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать по признакам.
III.Развитие памяти (познавательные УУД):
Увеличение доли смыслового запоминания, повышение продуктивности запоминания.
IV.Развитие внимания (познавательные УУД):
Увеличение объема и концентрации внимания. Повышение устойчивости внимания, способность сохранять внимание в течение урока при условии смены видов деятельности
V. Восприятие (познавательные УУД):
Усиление дифференциации восприятия.
VI.Формирование позитивного отношения к своему «Я» (личностные УУД):
Формирование умения оценивать события и действия с точки зрения моральных норм.
Формирование способности учитывать объективные последствия нарушения моральных норм. Формирование социальных мотивов (чувство долга, ответственность).
VII.Коммуникативно-речевое развитие (коммуникативные УУД):
Умение отстаивать свою точку зрения, быть вежливым, тактичным, доброжелательным. Умение слушать и слышать, дать обратную связь.
VIII. Развитие мелкой моторики.
Повышение уровня развития точности, дифференцированности, четкости, плавности и устойчивости движений.
|
4-й класс
| Направления развития
| Возрастные особенности
| Планируемые результаты
| I.Развитие учебной деятельности:
Развитие познавательной мотивации
Планирование собственной учебной деятельности
Развитие действий контроля и самоконтроля
II.Развитие операций мышления:
Сравнение
Анализ. Синтез
Обобщение
Классификация
Логика
III.Развитие памяти:
Объем
Навыки опосредованного запоминания
Избирательность
IV.Развитие внимания:
Объем
Концентрация
Распределение
Переключение
V. Восприятие.
Произвольность
VI.Формирование позитивного отношения к своему «Я»:
Развитие представлений о себе.
Развитие уверенности в себе.
Формирование рефлексивной самооценки.
Развитие эмпатии.
Гармонизация эмоционального состояния.
VII.Коммуникативно-речевое развитие:
Развитие навыков бесконфликтного общения.
Развитие умения договариваться друг с другом.
VIII. Развитие мелкой моторики.
Развитие кинестетического праксиса
Развитие кинетического праксиса
IX. Формирование универсальных учебных действий:
Формирование личностных УУД.
Формирование регулятивных УУД.
Формирование познавательных УУД.
Формирование коммуникативных УУД.
| I. Развитие учебной деятельности:
Способны запланировать, осуществить и проконтролировать не сложные виды учебной деятельности. Способны применять общие приемы учебной деятельности для решения различных учебных задач, без помощи взрослого.
II.Развитие операций мышления:
Преобладает словесно-логическое мышление. Развивается абстрактное мышление. Начало развития формально-логического мышления.
III.Развитие памяти:
Активно используются приемы осмысленного запоминания. Начинается активное применение рациональных приемов заучивания наизусть.
IV.Развитие внимания:
Увеличение объема и концентрации внимания. Повышение устойчивости внимания, способность сохранять внимание в течение урока при условии смены видов деятельности
V. Восприятие.
Усиление дифференциации восприятия.
VI.Формирование позитивного отношения к своему «Я»:
Становление рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.
VII.Коммуникативно-речевое развитие:
Отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен, умеет слушать и слышать, дает обратную связь.
| I. Развитие учебной деятельности (регулятивные УУД ):
Развитие произвольной регуляции деятельности, в том числе «внутренней» и психической. Способность удерживать учебную задачу. Закрепление навыков планирования и контроля деятельности. Формирование познавательной мотивации. Формирование позиции обучающегося.
II.Развитие операций мышления (познавательные УУД):
Формирование способности выявить связи между понятиями и явлениями. Развитие умения сравнивать, классифицировать, обобщать по признакам.
III.Развитие памяти (познавательные УУД):
Увеличение объема памяти и её долгосрочности. Повышение продуктивности запоминания.
IV.Развитие внимания (познавательные УУД):
Умение в первую очередь определять существенные признаки объекта. Умение ставить цель. Способность распределять внимание, быть активным и готовым к деятельности с самого начала урока.
V. Восприятие (познавательные УУД):
Восприятие дифференцировано и управляемо.
VI.Формирование позитивного отношения к своему «Я» (личностные УУД): Формирование рефлексии. Развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения. Знание осн-ых моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность). Умение выделять нравственное содержание поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм. Развитие эмпатии (сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости). Фор-ие установки на здоровый и безопасный образ жизни. Фор-ие мотивов личностных и учебных достижений
VII.Коммуникативно-речевое развитие (коммуникативные УУД): Умение договариваться, находить общее решение, аргументировать свои предложения, убеждать и уступать. Владение адекватными способами выхода из конфликта. Готовность предоставить помощь.
VIII. Развитие мелкой моторики.
Формирование устойчивого почерка. Развитие тонкой моторики кистей рук.
|
|