Скачать 160.86 Kb.
|
Методические рекомендации по статистическому учету показателей обслуживания пользователей библиотек Общие положенияОсновой библиотечной статистики является точный учет всех основных показателей работы библиотеки. Регистрация показателей по обслуживанию пользователей в библиотеках должна вестись ежедневно. Настоящие методические рекомендации устанавливают учет по следующим единицам обслуживания пользователей библиотеки:
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с:
Документ носит рекомендательный характер. На основании данных методических рекомендаций в библиотеках принимаются собственные решения по технологии учета, наделенные статусом стандарта предприятия. Методические рекомендации содержат 9 приложений. Основные формы библиотечной статистики
Учет пользователей библиотек
См.: приложения № 1 и № 2
См. приложение № 3
Учет мероприятий
См. приложения № 4 и № 5
Учет посещений, обращений
Примечание: в число посещений не включаются участники массовых мероприятий, семинаров, конференций и т.д., проводимых на базе библиотеки другими организациями.
Учет выдачи документов и их копий
См. приложения № 6, № 7, №8 Учет запросов и ответов на справочно-информационное обслуживание
См. приложение № 9
Учет отказов
Порядок учета
Ответственность Ответственность за постановку учета возлагается на заведующих структурными подразделениями библиотеки. Контроль осуществляет администрация библиотеки. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 Заполнение первой части дневника При учете пользователей в Дневнике, необходимо придерживаться следующих правил:
Примечание:
В конце месяца подводятся итоги записи читателей за месяц, а также подсчитывается общее количество читателей в данном отделе библиотеки и их состав с начала года. Последний итог затем переносится на первую строку следующей страницы.
Приложение № 2 ИНСТРУКЦИЯ Запись читателя в библиотеку и перерегистрация Запись пользователей в библиотеку осуществляется в соответствии с Правилами пользования библиотекой, утверждаемыми директором библиотеки по согласованию с учредителем библиотеки. Пользователь записывается в библиотеку, предоставляя документ, удостоверяющий его личность: паспорт гражданина РФ или другой документ – для пользователей старше 14 лет. Для пользователей в возрасте до 14 лет таким документом является ходатайство родителей или опекунов. На пользователя заполняется формуляр с указанием фамилии, имени, отчества, даты записи, номера формуляра и др. данных. Дополнительные данные (место работы, прописка, должность и т.д.) вносят на основании методического решения - «Технология записи в библиотеку». С читателем заключается договор. Если же библиотека не заключает договор с пользователем – физическим лицом, то факт ознакомления и согласия с Правилами пользования библиотекой удостоверяется его подписью на читательском формуляре, т.е. тем самым заключается договор присоединения. В практике библиотек в последнее время все чаще встречаются случаи судебных исков по процедуре заключения договоров с физическими лицами, поэтому целесообразнее все-таки заключать именно договор об обслуживании. Перед началом оформления электронного читательского формуляра производится автоматический контроль несанкционированной повторной записи, которая невозможна, т.к. электронный читательский формуляр записавшегося в Библиотеку читателя хранится постоянно. В процессе записи в электронном читательском формуляре заполняются определенные поля, куда вносится различная информация о читателе: ФИО, пол, адрес прописки и номер телефона, адрес временного проживания и номер телефона, место работы или учебы (студенты сообщают подробное название учебного заведения, курса и класса), профессия, паспортные данные. Эта информация необходима для дальнейшего общения с читателем, для изучения читательского контингента по различным параметрам и статистики. Все записи преобразуются в электронную читательскую карточку и сведения о новом читателе сразу поступают во все структурные подразделения Библиотеки. Читатели, имеющие только регистрацию, записываются на общих основаниях, но в их электронном читательском формуляре обязательно указывается срок регистрации. По окончании срока регистрации в формуляр вносится запись «Нет регистрации». Эту запись видят сотрудники всех залов. Полученные сведения о читателях доступны только на рабочих местах; соблюдается конфиденциальность информации. При утере читательского билета читатель платит штраф и получает другой билет с новым штрих-кодом. Ежегодно во всех отделах обслуживания производится перерегистрация читателей. Цель ее - выявить реальное количество читателей, пользующихся библиотекой, а также уточнить сведения о читателях (изменения в возрасте, образовании, перемена адреса, места работы и т.д.). При перерегистрации требуется предъявление паспорта. В формуляр читателя вносят все необходимые изменения и указывают новый номер на формуляре. Во время перерегистрации в электронный читательский формуляр вносятся появившиеся изменения в сведениях о читателе, и автоматически проставляется новый календарный год. Без этого читатель не будет обслуживаться в залах. При записи в библиотеку происходит первое ознакомление читателя с правилами пользования библиотекой, ее структурой, фондами, каталогами. Из первой беседы читатель должен узнать в каких отделах библиотеки он может получать книги, кто поможет выбрать ему нужную книгу, какие клубы или кружки работают при библиотеке, какие массовые мероприятия в ней проводятся. Это первое ознакомление важно для читателя, но еще важнее для библиотекаря. При обслуживании читателей через электронный формуляр можно применять расписку-обязательство, например: МУК « ЦБС…….» ОБЯЗАТЕЛЬСТВО Ознакомившись с условиями и правилами пользования Библиотекой (отделом), обязуюсь: 1. Своевременно возвратить документы, предоставленные из фонда Библиотеки (отдела) на дом через электронный формуляр пользователя; 2.Обеспечить сохранность предоставленных Библиотекой (отделом) документов; 3. В случае задержки, порчи или утраты предоставленных Библиотекой (отделом) документов возместить Библиотеке материальный ущерб. Читатель: __________________________________ (Ф.И.О., номер читательского билета) Подпись _____________________ Дата «___» ___________ 200 г. Приложение № 3 Учет посетителей мероприятий Учетными документами посетителей мероприятий являются:
При учете в дневнике работы библиотеки в части № 1 количество посетителей мероприятия суммируется с общим количеством посещений библиотеки; полученная сумма вносится в графу Дневника «число посещений». Посещение мероприятий, проводимых библиотекой за ее пределами, фиксируется в паспорте мероприятия и включается в общее число посещений. Приложение № 4 Паспорт массового мероприятия
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Всего _______________________ Юношество __________________ Дети ________________________
2 ____________________________ 3 ____________________________ 4 ____________________________ 5 ____________________________ 6 ____________________________ 75____________________________ 81____________________________ 83____________________________ 85____________________________ 86____________________________ 9 _____________________________ 82-84__________________________
__________________________________________________________________ Приложение № 5 ПАСПОРТ ВЫСТАВКИ Название выставки _________________________________________________ __________________________________________________________________ Тема ______________________________________________________________ Период работы с «___» ________________ 20 г. по «_____» ______________ 20 г. Место проведения __________________________________________________ __________________________________________________________________ Количество участников______________________________________________ Количество предоставленной / выданной литературы ____________________ __________________________________________________________________ Количество представленных экспонатов _______________________________ __________________________________________________________________ Ответственный_____________________________________________________ __________________________________________________________________ Примечания _______________________________________________________ __________________________________________________________________ Приложение № 6 Учет выдачи документов и их копий
На формуляре выданного документа и контрольном листке сроков возврата указывается дата и номер формуляра читателя. Если документ выдается в читальном зале, то на контрольном листке или на книжном формуляре указывается дата выдачи документа. Традиционные формуляры читателей расставляются по срокам возврата, а в пределах срока - в порядке алфавита фамилий или по номерам формуляров читателей. Традиционные формуляры читателей, не взявших книги, расставляются отдельно в порядке алфавита. При возвращении документов библиотекарь обязан зачеркнуть в присутствии читателя его расписку и вложить книжный формуляр в документ. Продление срока чтения документов, по просьбе читателя, рассматривается как новая выдача. Учет выдачи в читальных залах с открытыми фондами ведется путем подсчета документов, снятых читателем с полок и возвращаемых после использования библиотекарю. Документы, используемые непосредственно у полок в процессе подбора литературы, как книговыдача не учитываются. В читальных залах с открытым фондом разрешается вести выборочный учет. Выборочный учет предполагает учет средней книговыдачи одного дня в неделю в течение одного месяца. Полученные показатели умножаются на число рабочих дней читального зала.
В Дневнике работы учитываются копии документов по 5 основным позициям: Всего копий, в том числе платных. Всего делятся на три группы: печатные, электронные, аудиовизуальные документы.
Коэффициент разрабатывается экспертной группой; согласуется с общественным органом библиотеки (совет по обслуживанию, методический совет, совет по НИР, совет при директоре и т.д.), утверждается приказом директора библиотеки; доводится до всех подразделений библиотеки. Могут быть разработаны коэффициенты выдачи с выставок в библиотеке, на выездных мероприятиях, на мероприятиях, проводимых совместно с другими организациями и т.д., в соотношении от количества представленной литературы или числа присутствующих посетителей. Как рекомендацию, можно использовать опыт Карелии, где установлены следующие коэффициенты:
В Дневнике Ч.2 учет электронных и аудиовизуальных документов ведется отдельно и входит в общее число выданных документов. 1 ГОСТ 7.20 – 2000. Библиотечная статистика [Текст]. – Введ.01.01.2002 // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т.В. Захарчук. – СПб., 2006. – С.191. 2 Рекомендации по внедрению ГОСТа 7.20-2000 «Библиотечная статистика», принятые Библиотечной Ассоциацией Республики Карелия от 10.05.2007 [Электрон. ресурс] – Режим доступа: //http://library.karelia.ru/bark/files/e_10_05_07.doc. – Загл. с экрана. |
В основе современной библиотечной статистики лежит учет. Учет представляет собой регулярный и систематизированный сбор сведений и... | Данная Инструкция определяет единый порядок и требования к организации учета обслуживания пользователей и является обязательной для... | ||
Уважаемые коллеги! Проверки учета и отчетности муниципальных библиотек области показали, что необходимо разработать подробную инструкцию... | Тупных библиотек Санкт-Петербурга (ксоб спб) – профессиональное объединение публичных библиотек, основанное на принципах взаимовыгодного... | ||
Методические рекомендации предназначены для определения нормативов нагрузки (обслуживания) социального работника и не охватывают... | Методические рекомендации по приему, учету, хранению, использованию и уничтожению бланков исполнительных листов | ||
Методические рекомендации органам местного самоуправления Воронежской области по организации библиотечного обслуживания населения,... | Методические рекомендации разработаны в рамках реализации Областной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2013 годы | ||
«Организация обслуживания пользователей в читальном зале архивного сектора администрации муниципального образования «Баяндаевский... | Развитие справочно-библиографического информационного обслуживания пользователей библиотек |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |