Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет» факультет иностранных языков кафедра английского языка


НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет» факультет иностранных языков кафедра английского языка
страница1/6
ТипРеферат
blankidoc.ru > Договоры > Реферат
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой английского языка


_____________ ___________________

___ _____________ 20__ г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Выполнила студентка группы 603-В

И.В. Кайгородова ____________

Направление подготовки / специальность: ___________________________________________

(шифр и наименование)

Специализация / профиль: английский язык

Форма обучения: заочная
Научный руководитель: ст.преп.кафедры английского языка И.М. Шепшинская ____________

Новосибирск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….

ГЛАВА I АУДИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ…………….

    1. Теоретические основы обучения аудированию……………….

    2. Пути и подходы в обучении аудированию……………………

    3. Классификация упражнений для обучения аудированию…...

    4. Структура ЕГЭ по английскому языку. Контроль сформированности умений аудирования на ЕГЭ по английскому языку…………

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I………………………………………………..

ГЛАВА II РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА МКОУ ОРДЫНСКОЙ СОШ №2 К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА «АУДИРОВАНИЕ» В ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ………………………………………………

2.1 Система подготовки учащихся МКОУ ОСОШ №2 к ЕГЭ по английскому языку………………………………………………………………………

2.2 Технология подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по английскому языку, раздел «Аудирование»…………………………………………………..

2.3 Педагогический эксперимент по подготовке учащихся 11 класса МКОУ Ордынской СОШ №2 к выполнению заданий из раздела «Аудирование» в ЕГЭ по английскому языку………………………………………………….....

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Обучению аудированию в методике преподавания иностранных языков всегда придавалось огромное значение, так как восприятие иноязычной речи на слух – сложный процесс, требующий от учащегося максимального внимания, а от учителя – последовательной подготовки к развитию этого вида речевой деятельности. Поэтому необходима правильная организация процесса обучения аудированию, а значит перед методикой обучения иностранным языкам стоит задача правильно организовать и спланировать данный процесс, чтобы уровень сформированности аудитивных навыков учащихся отвечал запросам современного общества, а также помочь учащимся успешно преодолеть Единый Государственный Экзамен по иностранному языку.

Актуальность данного исследования обуславливается необходимостью:

  • Преодоления школьных страхов в отношении новой формы, процедуры проведения аттестации выпускников 11 класса;

  • Поиска и изучения эффективных технологий подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку;

  • Грамотной организации информационно – разъяснительной работы среди всех участников учебного процесса – учителей, учащихся, родителей;

  • Данный экзамен требует серьезной психологической, организационной и предметной подготовки.

В связи с актуальностью выбранной темы, определяем следующую цель исследования: разработать и апробировать технологию подготовки учащихся к выполнению заданий раздела «Аудирование» в ЕГЭ по английскому языку.

Для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы обучения аудированию;

  2. Изучить пути и подходы в обучении аудированию;

  3. Изучить структуру ЕГЭ по английскому языку, а также контроль сформированности аудитивных навыков у учащихся на уроках иностранного языка в школе;

  4. Проанализировать систему подготовки учащихся МКОУ Ордынской СОШ №2 к ЕГЭ по английскому языку на основе анкетирования учащихся 11 класса, с целью выявления причин, почему не выбирают ЕГЭ по английскому языку, и какой раздел экзамена является наиболее трудным;

  5. Разработать и апробировать технологию подготовки учащихся МКОУ Ордынской СОШ №2 к выполнению заданий из раздела «Аудирование» в ЕГЭ по английскому языку.

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в старших классах.

Предмет исследования – процесс обучения аудированию при подготовке к Единому государственному экзамену по английскому языку.

Материалами для исследования послужили теоретические обоснования данной проблемы, документы, регламентирующие проведение ЕГЭ по английскому языку, рекомендации по проведению и подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку, учебные пособия с тренировочными упражнениями, а также вебинары, посвященные проблеме сдачи ЕГЭ по английскому языку в разделе «Аудирование».

Методами исследования являются: теоретический анализ литературы.

Специальные методы педагогического исследования: опрос, анкетирование, интервью, педагогический эксперимент.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: для обеспечения эффективной подготовки к выполнению заданий из раздела «Аудирование» в ЕГЭ по английскому языку необходимо разработать технологию, использование которой, поможет учащимся преодолеть Единый государственный экзамен по английскому языку.

Практическая значимость исследования: данная работа может быть использована молодым специалистом при организации подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку, а также технология подготовки учащихся будет внедрена в учебный процесс в МКОУ Ордынской СОШ №2.

ГЛАВА I АУДИРОВАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ


    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ


Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. А в России этот термин был введен З.А. Кочкиной в статье «Что такое аудирование?» в 60-х гг. 20в.

До этого использовался термин «понимание речи на слух».

По определению Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной «аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи.»[10; 117].

Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез охарактеризовали «аудирование» как сложную рецептивную мыслительно-мнемическую деятельность, связанную с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [3; 161].

И.А. Зимняя выделила следующие характеристики аудирования как вида речевой деятельности:

  • аудирование реализует устное и непосредственное общение;

  • аудирование является реактивным и рецептивным видом речевой деятельности в процессе общения;

  • основная форма протекания аудирования – внутренняя, неравномерная.

Термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительно недавно. Он противопоставлен термину «слушание».

Если «слушание» означает акустическое восприятие звукоряда, то понятие «аудирование» включает процесс восприятия и понимания звучащей речи на слух.

Аудирование наряду с говорением обеспечивает возможность общения на иностранном языке. Поскольку речевое общение – процесс двусторонний, то недооценка аудирования, то есть восприятия и понимания речи на слух, может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников.

Высказывания учащихся о том, что они, порой, не понимают обращенных к ним вопросов, подтверждает тот факт, что пониманию речи на иностранном языке нужно учить специально.

Навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух. При этом есть потребность в умении понимать речь разного темпа, разного интонационного оформления и разного уровня правильности.

Всякий, даже самый минимальный уровень овладения аудированием на иностранном языке предполагает сформированность ряда операций, основополагающих для данного вида речевой деятельности:

  • опознавание звукового потока;

  • восприятие значения аудируемых единиц;

  • выявление значимой информации в аудируемом тексте (И.А. Зимняя).

Не смотря на то, что процесс аудирования может протекать без внешних проявлений, это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий.

В ходе аудирования, слушающий выполняет сложную перцептивно-мнемическую деятельность и мыслительные операции анализа, синтеза, дедукции, индукции, сравнения, противопоставления, абстрагирования, конкретизации и так далее.

Успешность аудирования определяется как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы складываются из особенностей предъявляемого текста и условий, в которых протекает его восприятие. Субъективные факторы определяются особенностями психики слушающего и уровнем его подготовки.

При отборе текста для аудирования учитываются его языковые особенности, содержательная характеристика и композиционные особенности. При оценке психических возможностей обучаемого, прежде всего, учитывается его речевой слух, внимание и память, способность к речевой догадке и вероятностному прогнозированию, уровень развития внутренней речи.

Важным условием при формировании аудирования является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведет к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов.

Единицей аудирования является смысловое решение, определяющее дальнейшее речевое или неречевое поведение слушающего (И.Л. Бим, 1988).

При обучении аудированию ставятся задачи:

  • научить учащихся: подсознательно различать звуковые образы слов и словосочетаний, грамматические структуры на слух;

  • предвосхищать грамматические структуры и содержание текста;

  • развивать объем оперативной памяти;

  • понимать речь нормального темпа;

  • понимать общее содержание при наличии неизвестного;

  • понимать тексты разного характера (описание, рассуждение, фабульные, многоплановые).

Конкретные задачи зависят от цели (вида) аудирования. Аудирование может стать целью урока, но чаще аудирование является лишь средством решения других задач урока.
Как и при обучении чтению, процесс обучения аудированию делится на три этапа:

  • дотекстовый (PRE-Listening – до прослушивания текста);

  • текстовый (DURING-Listening – в процессе прослушивания текста);

  • послетекстовый (POST-Listening – после прослушивания текста).

На дотекстовом этапе (PRE-Listening) главные задачи - это формирование лексических, грамматических и фонетических навыков речи, социокультурная или контекстуальная осведомленность.

Можно предложить такие задания, как: обсуждение вопросов и утверждений; догадка по заголовку, новым словам, иллюстрациям; краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику.

На текстовом этапе (DURING-Listening) во время прослушивания с целью понимания общего содержания, можно предложить задания: определить тему, проблему, основные идеи; отделить главную информацию от второстепенной.

С целью понимания деталей текста, можно предложить задания на извлечение необходимой информации, извлечение фактов и аргументов в соответствии с вопросами, определение временной и причинно-следственной связи и событий и явлений. Возможные задания: согласитесь или опровергните; вставьте пропущенные слова; дополните; закончите следующие предложения; скажите, что говорилось о ком либо, о чем либо.

На послетекстовом этапе (POST-Listening) – главные задачи это обобщить, классифицировать информацию, полученную из текста, анализировать содержание, оценивать важность и новизну информации, передавать свое отношение к услышанной информации, то есть предполагается переход к продуктивным видам речевой деятельности – говорению и письму. Возможные упражнения: придумайте название; подберите картинку; охарактеризуйте действующих лиц; выскажите свое отношение к лицам, событиям; беседы, дискуссии, ролевые игры.

Далее для более глубокого понимания того, как успешно овладеть таким видом речевой деятельности, как аудирование, необходимо понять его механизмы.

В отечественной методике выделяют четыре основных механизма аудирования: речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, механизм артикулирования (Соловова Е.Н.).

Речевой слух – один из важнейших среди механизмов аудирования, и относится к одному из основных условий успешного обучения иностранным языкам. Он обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Благодаря этому механизму происходит узнавание знакомых образов в потоке речи. Речевой слух (интонационный и фонематический) является предметом пристального внимания зарубежных исследователей.

Тестирование детей, проведенное М. Темплином, показало, что наиболее интенсивное развитие речевого слуха происходит до 8 лет. В более старшем возрасте речевой слух продолжает совершенствоваться, однако, резкого скачка в развитии уже не наблюдается. Отмечены индивидуальные различия в речевом слухе детей данного возраста и некоторое преимущество девочек перед мальчиками (Templin M.C.).

Результаты исследований, связанных с определением корреляции между речевым и музыкальным слухом, свидетельствуют о том, что на развитие речевого слуха и произношения положительно влияет музыка, особенно пение. Следовательно, необходимо тесное взаимодействие между учителями иностранного языка и пения, особенно в младших классах.

Но для понимания устной речи хорошего речевого слуха недостаточно. Узнанную единицу необходимо удержать в голове, сопоставить с эталоном значения, запомнить для дальнейших операций с ней. Следовательно, память является следующим важным механизмом аудирования.

В психологии выделяют два основных вида памяти: долговременную и кратковременную. Последняя удерживает воспринятое в течении 10 секунд. За это время происходит отбор того, что существенно для человека в данный момент. Оперативная память – это кратковременная память, которая способна удерживать информацию значительно дольше, чем в течении 10 секунд. Оперативная память работает наиболее эффективно при наличии установки на запоминание. Знание определенного контекста способно значительно облегчить процесс восприятия речи на слух, а наличие речевой задачи – обеспечить лучшее запоминание информации.

Вероятностное прогнозирование – это порождение гипотез, предвосхищение хода событий. Контекст, компенсаторные умения, которые позволяют понимать речь в условиях помех, недоговоренностей, недостатка внимания – все это тесно связано с механизмом вероятностного прогнозирования. В методике выделяют смысловое и структурное прогнозирование. Слова существуют в памяти не изолированно, а включены в сложную систему лексико-семантических отношений. Именно эти отношения и определяют характер прогнозирования.

Смысловое прогнозирование определяется знанием контекста и возможных ситуаций, которые в свою очередь предполагают использование определенных структур, клише, речевых формул.

Лингвистическое прогнозирование определяется тем, что каждое слово имеет определенный спектр сочетаемости. Появление каждого нового слова значительно ограничивает возможность употребления других слов. Чем больше объем семантического поля, чем прочнее лексические и семантические навыки, чем лучше человек знает типовые речевые ситуации и владеет речевыми моделями, тем ему проще распознать их на слух. Аудирование и говорение, чтение и письмо, лексика и грамматика, неразрывны в реальном общении, тем более на уроке. Лингвистическое прогнозирование подкрепляется смысловым, и наоборот.

Суть механизма артикулирования состоит в том, что, как отмечают психологи, при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи, то есть артикулирование. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования.

Воспринимая речь, слушающий преобразует с помощью моторного (речедвигательного) анализатора звуковые образы в артикуляционные. Между слуховыми и речедвигательными анализаторами устанавливается прочная функциональная связь. Что касается зрительного анализатора, то известно, что оптические сигналы превосходят все остальные в получении информации и внешнем мире.

Как было сказано выше, существует тесная связь аудирования с другими видами речевой деятельности.

При аудировании фраза как одна из единиц восприятия понимается не путем анализа и последующего синтеза составляющих ее слов, а в результате распознавания информативных признаков. Наиболее информативным признаком принято считать интонацию, так как она обладает «воспринимаемыми качествами», благодаря которым аудитор может сегментировать речь на синтаксические блоки, понять связь частей фразы, а, следовательно, и раскрыть содержание. За интонацией закреплены такие речевые функции, как коммуникативная, синтаксическая, логическая, модальная. При восприятии речевых сообщений, прежде всего, распознается коммуникативный план высказывания, причем интонация является одним из основных структурных признаков, по которым различаются коммуникативные типы предложений: повествование, вопрос, восклицание, побуждение.

Аудирование связано со сложным процессом поиска и выбора информативных признаков из ряда возможных, что зависит от наличия у слушающего ассоциативных связей, установленных в результате языкового опыта. Некоторые из этих связей прочно укрепились, и их появление имеет большую вероятность. Вместе с тем происходит «торможение всплывания несущественных признаков», то есть побочных связей, не относящихся к контексту. При восприятии речи на родном языке избирательность речи осуществляется достаточно легко, что же касается иноязычной речи, то слушающий должен оперировать не только активным словарем, но и пассивным, приобретенным, в основном, в процессе чтения.

Традиционная методика обучения иностранным языкам рассматривала обучение аудированию как вид речевой деятельности, не требующий специального дидактического подхода и ограничивающийся восприятием звуков и интонационных элементов. На практике оказывается, что из всех формируемых навыков четырех видов речевой деятельности, навыки аудирования у учащихся, как правило, наименее развиты.

Однако, на современном этапе начинают предъявляться особые требования к сформированности навыков аудирования как необходимого условия успешного протекания процесса коммуникации. Именно на умении слышать и понимать строится умение говорить на иностранном языке. Поэтому, одной из основных целей содержания современных программ по иностранному языку, является развитие у обучающихся способности воспринимать на слух иноязычную речь, то есть аудирования.

В идеале они должны уметь воспринимать на слух речь носителей языка и реагировать на нее, исходя из требований сложившейся речевой ситуации. Обучение аудированию предполагает, помимо речи учителя, использование аудиозаписей.

При организации процесса аудирования важно помнить его некоторые особенности, в идеальном случае речь должна быть аутентичной; темп речи должен быть естественным для данного языка; восприятие текста без зрительной опоры не должно превышать полутора – трех минут, со зрительной опорой – пяти минут; мысленное представление (соединение зрительного и слухового канала) создает лучшую возможность для извлечения требуемой информации; подкрепление артикулированием слухового образа облегчает процесс восприятия речи на слух, особенно в случаях, когда сформированный образ слова еще не закреплен или какие-либо помехи затрудняют восприятие - речь, предъявленная мужчиной воспринимается легче, чем речь женщины или ребенка; основная информация, выраженная в начале сообщения, понимается на 100 %, в конце – на 70 %, в середине сообщения – на 40 %.

Уровень избыточности информации должен быть естественным, а ключевая информация представлена известной для обучающихся лексикой; чем сложнее текст для восприятия, тем большую значимость приобретают визуальные опоры и упражнения на снятие языковых трудностей, подготавливающие учащихся к прослушиванию текста.

Аудирование как умение опирается на навыки и умения. Существует 3 группы навыков аудирования:
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет» факультет иностранных языков кафедра английского языка icon«Волгоградский государственный социально-педагогический университет» Институт иностранных языков
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет» факультет иностранных языков кафедра английского языка iconФгбоу во «Чувгу им. И. Н. Ульянова») Факультет иностранных языков...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет» факультет иностранных языков кафедра английского языка iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет» факультет иностранных языков кафедра английского языка iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет» факультет иностранных языков кафедра английского языка iconФедеральное бюджетное государственное образовательное учреждение...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет» факультет иностранных языков кафедра английского языка iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет» факультет иностранных языков кафедра английского языка iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
«Оренбургский государственный педагогический университет» (далее – Университет, вуз)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет» факультет иностранных языков кафедра английского языка iconФакультетфм и ен кафедра иностранных языков
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет» факультет иностранных языков кафедра английского языка iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«Обеспечение устойчивого развития организации на основе стандартов в области социальной ответственности, менеджмента качества, экологического...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный педагогический университет» факультет иностранных языков кафедра английского языка iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru