Скачать 0.73 Mb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина» УТВЕРЖДАЮ: Ректор ФГБОУ ВПО «Белгородская ГСХА им. В.Я.Горина» А.В. Турьянский « » 2013 г. УДК 334:752:004.4' 24 ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ по теме: «Информационно-аналитическая система исследования организационно-экономической деятельности К(Ф)Х на региональных рынках» Заказчик: ФГБОУ ВПО «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина» Руководитель: ___________ Акупиян О.С. Члены творческого коллектива: ____________Филиппова Л.Б. _____________ Акупиян А.Н. Белгород 2013
3. Интеграционные процессы в развитии фермерства 34 3.1. Формы интеграции крестьянских (фермерских) хозяйств 34 3.2. Опыт взаимоотношений фермеров на кооперативной основе в Белгородской области 39 4. Разработка информационно-аналитической системы развития и поддержки малых форм хозяйствования на селе 45 4.1. Выбор инструментальных средств разработки информационного обеспечения АИС по развитию К(Ф)Х и их взаимодействия с СХО 45 4.2. Аналитическая часть 51 4.3. Проектно-исследовательская часть 57 Заключение 68 Список литературы 70 Приложение 72 РЕФЕРАТ Объем отчета 130 с., 7 табл., 20 рис. Ключевые слова: информационно-аналитическая система, декомпозиция, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации, принципы, механизм организационно-экономических отношений, взаимодействия, интересы договорные, контрактная система, снабженческо-сбытовые и потребительские кооперативы, интеграция, условия. Цель исследования - Разработка информационно-аналитической системы исследования принципов формирования механизма организационно-экономических взаимоотношений К(Ф)Х с сельскохозяйственными организациями, способствующая повышению эффективности хозяйствующих субъектов путем удовлетворения их интересов и создание комфортных условий для развития малого и среднего предпринимательства. Использование предлагаемой системы взаимодействия КФХ и СХО позволит:
- предприятию эффективно использовать их возможности по поставкам необходимой продукции для дальнейшей ее переработки и реализации; - К(Ф)Х исключить потери времени на работы, связанные с поиском каналов реализации своей продукции, оборотных средств, ветпрепаратов.
Введение Современная аграрная политика не мыслима сегодня без разработки механизма стимулирования сотрудничества и взаимодействия всех хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве, независимо от организационно-правовых форм их регистрации. Тем более что в условиях ускоренного развития производства и усиления конкурентного давления на аграрного товаропроизводителя при вступлении России в ВТО, особую актуальность приобретает проблема выработки действенного информационно-аналитического механизма, адекватного новым условиям хозяйствования. Поэтому научное значение этой проблемы в рамках общей агропродовольственной политики обуславливает актуальность проведения исследований, связанных с разработкой информационно-аналитической системы взаимодействия КФХ с сельскохозяйственными организациями и другими крупными предпринимательскими структурами. Хозяйства населения и фермеры производят почти 50% валовой продукции сельского хозяйства страны. По отдельным видам продукции: картофель – свыше 90%, овощи – 87 %, молока – 65%. Основную цель развития К(Ф)Х концептуально можно представить как стратегию формирования среднего класса на селе, а все направления их организационно-экономических взаимоотношений с сельскохозяйственными организациями и крупными предпринимательскими структурами АПК, как хозяйствующих субъектов, должны быть нацелены на эффективность и престижность этой формы хозяйствования. Особенность методологических подходов, представленных в данном отчете, заключается в сочетании соблюдения экономических интересов К(Ф)Х при взаимодействии с сельскохозяйственными организациями и крупными предпринимательскими структурами АПК. Целью исследования является разработка информационно-аналитической системы формирования механизма по взаимодействию К(Ф)Х и сельскохозяйственных организаций. В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие задачи: - изучить нормативно - правовую базу деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей; - проанализировать современное состояние фермерского уклада и проблемы его дальнейшего развития; - рассмотреть направления и мотивацию развития взаимоотношений крестьянских (фермерских) хозяйств с СХО и крупными предпринимательскими структурами; - рассмотреть опыт взаимоотношений фермеров на кооперативной основе и взаимодействие К(Ф)Х с СХО по контрактной системе; - разработать информационно-аналитическую систему исследования организационно – экономических взаимоотношений КФХ с сельскохозяйственными организациями и крупными предпринимательскими структурами. Объектом исследования являются процессы организационно-экономических отношений К(Ф)Х с сельскохозяйственными организациями и создание ИАС их взаимодействия. Предметом исследования является информационное обеспечение и инструментальные средства проектирования информационно-аналитической системы. Теоретической и методологической основой исследования послужили публикации ученых - экономистов по проблемам развития малого предпринимательства. Основные методы, использованные в работе – монографический, абстрактно-логический, социологический, планирования и программирования. Информационной базой послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, связанные с темой исследования, интернет-ресурсы, статистические данные, данные годовых отчетов сельхозорганизаций, информация социологических обследований, законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ и ее регионов. Апробация результатов исследования: Результаты исследования докладывались на международной научно-практической конференции в г. Белгороде - Акупиян, О.С. Систематизация и автоматизация взаимодействия К(Ф)Х с сельскохозяйственными организациями [Текст] / О.С. Акупиян//Материалы XVII научно-производственной конференции (15-16 мая 2013 г.). - ФГБОУ ВПО БелГСХА, 2013. – С. 238. Опубликованы статьи в журналах и изданиях рекомендуемых ВАК:
Рабочая гипотеза. В качестве основы решения поставленных задач предполагается разработка такого механизма взаимодействия КФХ с СХО и крупными предпринимательскими структурами АПК, который на паритетных началах обеспечивал бы, в первую очередь, рост доходов КФХ и крестьянских семейных хозяйств с целью закрепления трудовых ресурсов на сельских территориях с учетом их территориальной рассредоточенности и неопределенности нормативно-правового статуса. Организационно-экономическое взаимодействие КФХ с сельскохозяйственными организациями и крупными предпринимательскими структурами АПК будут исследоваться по следующим направлениям: интеграция, кооперация, опыт взаимоотношений фермеров на кооперативной основе в свеклосахарном подкомплексе. На основе полученных результатов исследования предлагается разработать информационно-аналитическую систему, которая позволит систематизировать и автоматизировать все этапы взаимодействия КФХ с СХО и другими субъектами АПК. Практическая значимость ИАС заключается в формировании рациональной структуры многоукладной экономики, способствующая интеграции множества предприятий в едином производственно-технологическом процессе. Разработанная информационно-аналитическая система позволит увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции, эффективно использовать ресурсы, снизить затраты на производство продукции. Кроме того, использование информационно-аналитической системы предоставит возможность статистическим органам получить достоверную информацию о развитии КФХ и их сотрудничества с СХО и выступит в качестве стимула к разумному сотрудничеству с малыми формами хозяйствования. В таком случае государственная поддержка в этом вопросе может выражаться путем предоставления им долгосрочных кредитов под низкий процент. 1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ряде судьбоносных законодательных актов, принятых за последние годы не просматривается четкая государственная крестьянская политика, более того, она противоречива. Безусловно, на то есть объективные и субъективные причины. Так, в составе экономически активного населения РФ, проживающего на селе, доля занимающихся производством сельскохозяйственной продукции составляет около одной трети, при том она крайне неоднородна: работники наемного труда, фермеры, предприниматели, владельцы ЛПХ, последние трансформируются в семейные крестьянские хозяйства. Однако, для всех занятых в этих разных формах хозяйствования в качестве объединяющего в единое целое, используется терминология крестьянство, аграрный бизнес, сельчане или малые формы предпринимательства, хотя к последним можно отнести лишь фермеров. Но они представляют слишком тонкую прослойку, чтобы определять крестьянскую политику, тем более в условиях приоритетной постановки проблемы развития сельских территорий. У самих фермеров правовое положение неопределённое. В конце 1994 года правовой беспорядок с К(Ф)Х усугубил Гражданский кодекс. В его первой части для К(Ф)Х с момента создания был предусмотрен статус предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ). При этом ни слова не было сказано о правовом положении КФХ, уже существовавших как юридические лица. В последнее время в законодательных актах также продолжаются попытки приведения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства под стандарты Гражданского кодекса как субъектов предпринимательской деятельности. Так, в п. 2 статьи 23 прописано, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» имеет ряд недостатков, которые требуют поправок и дополнений. Во-первых. Статья 3 п. 2 гласит, что членами фермерского хозяйства могут быть только родственники и свойственники, не более чем из трёх семей. Теперь же к соглашению о создании КФХ придётся прилагать «копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство» (ст. 4 п. 4). Максимальное количество граждан, не состоящих в родстве с главой фермерского хозяйства, не может превышать пяти человек (ст. 3 п. 2). В старом законе 1990 года допускалось участие в К(Ф)Х «иных граждан» без указания количества и обязательного родства. По нашему мнению, крупные К(Ф)Х могут стать оплотом и базой для создания сельскохозяйственных производственных кооперативов и других крупных сельхозорганизаций. Во-вторых «Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица» (статья 1 п. 3). По действующему законодательству в пакет регистрационных документов индивидуального предпринимателя вообще не могут входить какие-либо сведения о других лицах (членах КФХ) и их имущественных правах. А значит, приложенные к официальным регистрационным документам бумажки (соглашения и т.д.) не будут иметь юридической силы (в том числе и важнейшее соглашение об использовании имущества и распределении доходов). Затем в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», как выше было сказано, деятельность К(Ф)Х отнесена к предпринимательской без образования юридического лица, которая регулируется гражданским законодательством как деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (ст.1). И, наконец, в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (2007г.) ст. 4 К(Ф)Х отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства. При объединении К(Ф)Х и ЛПХ в одну группу малых форм предпринимательства с перерегистрацией К(Ф)Х в предпринимательские структуры, на первый взгляд казалось бы прогрессивное явление, но несет в себе очень негативные последствия, в виде потери сельским хозяйством не только частно-семейного, но и всего крестьянского уклада, основная цель которых не только извлечение прибыли от ведения сельскохозяйственного производства, но и формирование уклада сельской жизни, который будет определять устойчивость развития сельских территорий. То есть, вопреки всякой логике всех занимающихся производством сельскохозяйственной продукции вместо крестьянства, предполагается обратить в класс предпринимателей, что связано с опасностью потери сельских территорий и превращения их в товар, ибо, как говорят «от получения прибыли недалеко до получения прибыли любой ценой». Это тем более опасно, если посмотреть в будущее. Безусловно, приоритет за крупным товарным производством, основанном на трудосберегающих технологиях, но ведь оно в лице холдингов продолжает высвобождать работников из основных производств, численность которых на селе по разным оценкам составляет от 5 до 7 млн. человек. Все они ведут какое-то семейное сельское хозяйство. Но невыгодность производства сельскохозяйственной продукции, «выталкивает» их в город. Следует также обратить внимание на наличие среди ЛПХ сверхкрупных хозяйств, которые по масштабам производства и ресурсов намного превосходят зарегистрированные К(Ф)Х, но не платят налоги, подавая пример перерегистрации К(Ф)Х в ЛПХ. Вполне возможно, что такая ситуация явилась одной из причин резкого сокращения количества К(Ф)Х в 2009 г. до 180,5 тыс. с 253,1 тыс. в 2008 г. Рост числа фермерских хозяйств до 304,6 тыс. в 2010 г. произошел искусственным образом за счет программы содействия малому предпринимательству с выдачей ссуды в размере 60 тыс. руб. на открытие своего дела. В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры: 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности; 3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; 4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество; 5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора); 7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; 9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры. К основным полномочиям индивидуального предпринимателя можно отнести следующие: • возможность от своего имени заключать гражданско-правовые сделки, в том числе хозяйственные договоры; • самостоятельность в уплате налогов; • возможность использовать труд наемных работников; • возможность защищать свои права в суде. К преимуществам индивидуальной предпринимательской деятельности относятся: 1. Процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя несложна и не занимает много времени и средств. 2. Индивидуальный предприниматель применяет упрощенный (по сравнению с предприятиями) порядок ведения учета и отчетности, который не требует специального бухгалтерского образования. 3. В сфере потребительского рынка и услуг с правовой точки зрения индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами (п. 3 ст. 23 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель имеет право, в частности, иметь свой расчетный счет в банке, личную печать, заключать сделки и подписывать договоры, получать банковский кредит. 4. Ставки налогообложения для индивидуального предпринимателя значительно ниже, чем у юридических лиц. 5. Индивидуальный предприниматель уплачивает минимальное (по сравнению с предприятиями) количество налогов. 6. Предприниматель как физическое лицо имеет ряд налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. 7. Взыскание имущества и денежных средств предпринимателя производится только в судебном порядке. Считаем, что рекламируемая сейчас альтернативная занятость на селе, при заброшенности плодородных земель, не первоочередная задача. Сейчас актуально формирование на селе профессионального слоя крестьянства; объединяющего наемных работников, членов СПК, фермеров, семейные хозяйства, играющего ведущую роль в муниципальной экономике, создание ее экономической базы самоуправления, обеспечивая тем самым административный и социальный контроль на селе. Значимость этой проблемы возрастает в связи с предусматриваемым в Концепции социально-экономического развития России до 2020 года, формирование среднего слоя. Если его выделение пойдет по доходам, то все сельскохозяйственные семьи занятые низкодоходным трудом в него не войдут. Кто же тогда будет обеспечивать развитие сельских территорий. Это особенно относится к наиболее удаленным и малодоступным местностям. Изменения пункта 5-го статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003г. №112 – ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» ограничивают максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5га. Возможно, эта мера направлена на искусственное увеличение крестьянских (фермерских) хозяйств, поскольку граждане, имеющие площади, превышающие 0,5га, будут вынуждены регистрироваться в К(Ф)Х. На наш взгляд, более справедливым ограничением размеров ЛПХ может служить размер доходов от ведения личного подсобного хозяйства. Произошедшие сдвиги в законодательстве позволяют надеяться на дальнейшее их углубление и совершенствование с целью создания более благоприятных финансово-экономических условий в аграрном секторе. |
Региональные аспекты обеспечения экономической безопасности (на примере Калининградской области) | Аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенная в... | ||
Автономная некоммерческая организация «Центр исследования финансовых рынков» (г. Санкт-Петербург ) | Кафедра «Истории Российского государства» факультета государственного управления | ||
Ключевые слова: отчет, научно-исследовательская работа, заключительный отчет, кинопоказ, доступность, качество, цифровые технологии,... | Теоретические основы системы управления персоналом | ||
В настоящем стандарте использованы следующие ссылки: гост 32-91 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Разработка комплексной модели экономической эффективности регионального учреждения культуры» | Научно-педагогические кадры-совместители из ведущих вузов, организаций г. Москвы и т п |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |