Скачать 0.63 Mb.
|
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ О НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ по теме кафедры теории и практики таможенного дела и экономической безопасности за 2015 год Тема: «Региональные аспекты обеспечения экономической безопасности (на примере Калининградской области) Руководитель НИР к.э.н., доцент Черкашина Ольга Викторовна, зав. кафедрой теории и практики таможенного дела и экономической безопасности Исполнители:
Содержание Введение……………………………………………………………………..4-6
1.1 Проблемы экономического развития Калининградской области как эксклавного региона России…………………………………………6-14 2. Организация таможенной деятельности как условие обеспечения безопасности экономики региона 2.1 Особенности свободной таможенной зоны в Калининградской области: проблемы и перспективы…………………………………14-34 2.2 Особенности процедуры реимпорта в Калининградской области……………………………………………………………….34-45 3. Контрабанда янтаря как угроза экономической безопасности региона: проблемы противодействия 3.1 Конституционные основы охраны янтаря в Калининградской области……………………………………………………………….45-50 3.2 Экономические и криминологические аспекты оборота янтаря в Калининградской области………………………………………… 50-53 Заключение……………………………………………………………….. .53-54 Список использованной литературы ………………………………… .55-57 Введение Экономическая безопасность России складывается из экономической безопасности ее регионов. Сегодня в экономической литературе достаточно широко представлены аспекты экономической безопасности России, вместе с тем проблема обеспечения безопасности регионов исследована недостаточно. Такая ситуация сложилась по ряду причин: 1) экономическое развитие регионов России имеет свою собственную специфику, которая проецируется на решение задач обеспечения региональной экономической безопасности и требует определенной модификации используемых показателей, характеризующих экономическую безопасность конкретных регионов в современных условиях; 2) проблемы обеспечения экономической безопасности регионов РФ рассматриваются с разных методологических позиций, которые зачастую противоречат друг другу; 3) недостаточно проработана проблема унификации региональных статистических данных, которые используются для оценки уровня региональной экономической безопасности. На современном этапе развития РФ ключевое значение приобретают вопросы региональной безопасности, связанные с реализацией идеи национального единства, развития и совершенствования федеральных отношений. Анализ социально-экономической ситуации показывает, что причины многих угроз экономической безопасности заложены на региональном уровне. Сущность экономической безопасности региона состоит в возможности и способности его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и рациональном использовании природных факторов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона. Калининградская область в последнее время является предметом особого внимания федеральной власти. Географическая удаленность от России и близость Европейского Союза накладывают свой отпечаток, поэтому развитие российского эксклава традиционно рассматривается с точки зрения геополитики. С момента распада СССР область не имеет сухопутных и морских границ с основной территорией государства, а с расширением границ объединенной Европы в 2003 г. она стала российским эксклавом в Европейском Союзе (ЕС). Уникальное положение Калининградской области было обусловлено, прежде всего, двумя обстоятельствами: ее эксклавным характером, а именно нахождением вне границ основной территории Российской Федерации, и статусом особой экономической зоны (ОЭЗ) как особой организационно-правовой формы управления региона. С этих позиций социально-экономическое развитие области рассматривалось как приоритетное для государства направление с точки зрения включения России в форматы европейского взаимодействия. Калининградской области отводилась миссия плацдарма согласования российских и европейских стандартов технологического, управленческого и культурного плана. Практика международного взаимодействия последних десяти лет показывает, что стратегии России и ЕС в отношении Калининградской области на официальном уровне отражают больше совпадающих, чем взаимоисключающих позиций. Это касается и политических, и правовых, и экономических аспектов такого взаимодействия. Вместе с тем геополитическое положение Калининградской области обусловливает существующие и возможные будущие проблемы, связанные с дальнейшим развитием не только области, но и Балтийского региона в целом. При этом в тактическом смысле на первый план выходят транспортная, янтарная, энергетическая и таможенная проблемы. Сложность управления процессами обеспечения экономической безопасности эксклавного региона обусловлена отсутствием нормативно закреплённого механизма и инструментов его реализации, а также отсутствием чёткого регламентированного распределения функций по обеспечению экономической безопасности Калининградской области между федеральными и местными органами власти.
1.1 Проблемы экономического развития Калининградской области как Особой экономической зоны Значительный интерес представляет опыт развития Калининградской области, являющейся уникальной среди других российских регионов, так как она образует эксклав. Особое положение области вызывает много экономических, социальных и прочих проблем. Большую роль в экономике региона играл определенный хозяйственный режим, который предоставлялся ей сначала в виде свободной экономической зоны (СЭЗ), а позднее – Особой экономической зоны (ОЭЗ). С 1 мая 2004 г., после официального вступления Польши и Литвы в Европейский союз, Калининградская область превратилась в российский анклав внутри Европейского союза. В современных условиях региональные проблемы безопасности, связанные с реализацией идеи национального единства, блокированием сепаратистских тенденций, развитием дезинтеграционных экономических процессов, приобретают все большее значение. Региональная дезинтеграция стала реальностью, определяемой группой взаимосвязанных факторов, к которым можно отнести: - политико-административные: связаны со стремлением сохранить свои властные структуры, усилить позиции региональных элит, ослабить давление центра; - этно- исторические: наиболее глубоки и опасны для России как целостного образования, национализм и сепаратизм являются основными проявлениями этих факторов; - финансово-экономические: обусловлены разным уровнем экономического развития, благосостояния населения; - институциональные: связаны с трансформацией традиционного уклада, норм и стереотипов хозяйственного поведения, общественных ценностей в регионах; - организационно-психологические: действуют при создании новых типов структур, определяющихся разделением труда, уровнем социального развития. Региональную экономическую безопасность можно определить как состояние социально-экономических отношений региональной экономической системы, при котором она способна эффективно противостоять всем угрозам критического характера - как внешним, так и внутренним. Экономическая безопасность региона характеризуется способностью его экономики функционировать в режиме устойчивого развития для обеспечения достойных условий жизни населения, развития личности, чтобы противостоять дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних социально-экономических факторов. В связи с этим необходимо отметить, что происходящие кардинальные изменения в геополитическом положении РФ породили возросшее количество угроз безопасности регионам, которые рассматриваются зарубежными странами как зоны своих интересов. В числе таких регионов можно назвать Калининградскую область, которую рассматривают как зону своих интересов Германия, Польша, Литва и другие страны. Калининградская область в силу своего особого положения играет важную роль в обеспечении национальных интересов РФ на Балтике и в Европе, а также в формировании факторов европейской безопасности. Самый западный регион России - единственный оторванный от основной территории границами других государств. Именно геополитическое положение области накладывает свой отпечаток на все стороны жизни данного региона, в том числе и на обеспечение его экономической безопасности. Географически Калининградская область принадлежит к так называемому Балтийскому поясу роста - одной из самых динамичных зон современной Европы, но воспользоваться этим преимуществом ей достаточно сложно. Вместе с приграничными, наиболее бедными районами Польши и Литвы, область образует треугольник отсталого развития, где возможности успешного существования (не говоря уже о самостоятельном хозяйственном прорыве) изначально ограничены. Особое положение области всегда вызывало много экономических, социальных и прочих проблем, оказывающих существенное воздействие на обеспечение ее экономической безопасности. Важную роль в экономике региона играл определенный хозяйственный режим, который предоставлялся ей сначала в виде свободной экономической зоны (СЭЗ), а позднее – Особой экономической зоны (ОЭЗ). С 1 мая 2004 года, после официального вступления Польши и Литвы в Европейский союз, Калининградская область превратилась в российский анклав внутри Европейского союза. Режим СЭЗ-ОЭЗ предусматривал целый комплекс различных мер, однако на практике был реализован фактически лишь режим свободной таможенной зоны. Не были обеспечены предусмотренные законом об ОЭЗ льготное налогообложение инвестиций и гарантии иностранных инвестиций в виде залога имущества Калининградской области. Ожидания большого притока иностранных инвестиций в период действия Положения о СЭЗ «Янтарь» не оправдались. Отечественные инвесторы также не стали вкладывать в экономику области значительных средств (за исключением освоения «ЛУКОЙЛом» месторождений нефти). Вплоть до 1998 г. спад в экономике области был более глубоким, чем в среднем по стране. Это заставило рассматривать СЭЗ не как способ ускорения регионального развития, а как механизм компенсации области ее эксклавного положения. В работах, посвященных исследованию геополитического положения региона, указывается, что Калининградская область сегодня является одновременно эксклавом России (по отношению к Польше и Литве) и полуанклавом Европейского союза. Анализ работ, посвященных особенностям развития региона, показывает, что фактическая эксклавность Калининградской области формировалась постепенно и в этом процессе можно выделить два основных этапа: 1)первый этап (1990-е гг.) связан с процессами государственного строительства в Литве и Беларуси. Возникновение реальных барьеров из-за введения пограничного и таможенного контроля, появление торговых пошлин, визовых сборов увеличило временные и финансовые издержки на операции по ввозу и вывозу продукции, что ускорило и усилило распад межрегиональных производственных связей. Ситуация осложнялась и тем, что область испытывала высокую энергетическую зависимость от своих соседей по поставкам электроэнергии и топлива, а также от транзита российских энергоносителей через их территорию. В результате произошел глубокий спад в жизненно важных для региона отраслях — машиностроении, целлюлозно-бумажной, рыбной промышленности и др. Население ощутило прежде всего экономические последствия эксклавизации региона, хотя свобода передвижения через новую российско-литовскую границу сохранилась; 2) второй этап (2000-е гг.) связан с развитием евроатлантической интеграции, охватившей пограничные государства, что привело к появлению новых таможенных и пограничных барьеров как для населения, так и для хозяйствующих субъектов региона. Так, если до 2003 г. жители Калининградской области могли посещать Польшу и Литву без виз по общегражданским паспортам, то уже в 2003 г. для этого потребовались специальные визы, которые, впрочем, были многократными и бесплатными. Для транзита на территорию России и обратно выдавались специальные транзитные документы для железнодорожного (УПД ЖД) и других видов сухопутного транспорта (УТД). К 2005 г. даже для транзита в Россию уже необходимо было предъявлять загранпаспорт (кроме авиационного транспорта и паромного сообщения). Изолированность от основной территории России постепенно нарастала и все больше сказывалась на жизни населения, усиливая угрозы экономической безопасности региона. Безусловно, все это заставляло федеральные и региональные власти прилагать усилия для смягчения процесса эксклавизации с помощью дипломатических мер, а также за счет разработки и принятия ряда региональных и федеральных нормативных актов. Область получила значительные преференции в таможенной и налоговой сферах, а также в части тарифной поддержки транспортного потока. Статус свободной экономической зоны «Янтарь» и закрепление позднее статуса Особой экономической зоны (ОЭЗ) позволило беспошлинно импортировать сырье и полуфабрикаты, а также вывозить готовую продукцию, но при условии, что добавленная стоимость в пределах региона составит не менее 30% (для электроники и бытовой техники — 15 %). В результате в регионе были сформированы крупные кластеры автомобильной, электронной и электротехнической промышленности, построенные на принципе импортозамещения. Государство и подконтрольные ему компании направили крупные инвестиции и на сокращение энергетической зависимости (строительство Калининградской ТЭЦ-2, начало строительства Балтийской АЭС), а также расширение транспортных возможностей региона по связям с основной территорией России (паромная переправа в Балтийске). Таким образом, действия федеральных и региональных властей стали мощным фактором регионального развития и обеспечения экономической безопасности. Федеральный закон об ОЭЗ в Калининградской области от 1 октября 2006 г. установил десятилетний переходный период (до 2016 г.), сохранив таможенные льготы для юридических лиц, зарегистрированных до 1 апреля 2006 г., и заменив их на налоговые льготы для новых резидентов ОЭЗ (ФЗ-№ 16 от 10.01.2006 г.). Определенные коррективы внесло введение новых механизмов ограничения доступа к режиму свободной таможенной зоны в рамках Таможенного союза (Соглашение по вопросам СЭЗ от 18.06.2010 г.). Для нивелирования новых ограничений в конце июля 2013 г. в Федеральный закон об ОЭЗ в Калининградской области были внесены дополнения, гарантирующие резидентам ОЭЗ, зарегистрированным до 1 апреля 2006 г., компенсацию затрат на уплату введенных таможенных пошлин на товары Таможенного союза за счет средств федерального бюджета до 1 апреля 2016 года. Однако механизм выплат компенсации пока не выработан, и судьба резидентов ОЭЗ после 2016 года так и не ясна. К сожалению, официальная политика Евросоюза и в сегодняшние дни не отличается симпатиями к России и, как отмечается в литературе, с одной стороны, это качественно меняет значение эксклавного российского региона для обеспечения эффективного диалога с европейскими странами. С другой стороны, при общей направленности политики развитых западных стран на поддержку «цветных революций», Калининградский регион попадает в зону риска, обусловленного географическими и геополитическими особенностями, что создаёт потенциальную опасность сепаратистского характера. Ведь именно Калининградская область больше, чем «большая» Россия, страдает от введения различных санкций, осложняемых экономической и транспортной зависимостью региона от окружающих стран. После введения антисанкций и падения курса рубля экономика импортозависимого региона уже пострадала. По данным Калининградской торгово-промышленной палаты в первом квартале 2015 года по сравнению с тем же периодом прошлого года в регионе производство электроники сократилось на 45%, мебели – на 23%, мясной продукции – на 16%, автомобилей – на 57%. В то же время налоговые преференции, которые заменят таможенные льготы после 2016 г., вряд ли смогут, как отмечают специалисты, компенсировать импортозамещающим предприятиям все издержки эксклавного положения. По мнению большинства экспертов, сужение возможностей по экономической поддержке резидентов ОЭЗ может привести к падению объемов производства или даже полному сворачиванию отдельных отраслей (электроника, пищевая промышленность, металлургия, деревообработка и легкая промышленность). По оценкам экономистов, после прекращения действия закона «Об Особой экономической зоне» в 2016 г. ожидается падение ВРП на 16—19 %, закрытие порядка 500 предприятий и сокращение занятых на 45—50 тыс. человек, а также резкое сжатие потребительского рынка и, как следствие, снижение объемов торговли и производства. По информации региональных СМИ, некоторые компании уже начали переводить производство в Польшу и Литву, а также присматриваются к Беларуси. В 2012 г. объем выведенных иностранных инвестиций более чем на 100 млн долларов превысил объем вложенных, а за первые пять месяцев текущего года в области зафиксирован спад промышленного производства . В 2013 г. для обеспечения устойчивого развития региона и смягчения последствий его эксклавности была принята государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года». Программа включает, в частности, меры государственной поддержки региона: устранение избыточных административных барьеров в сфере таможенного администрирования, рассмотрение возможности продления переходных положений ФЗ об ОЭЗ (2006 г.), установление специального порядка перемещения товаров между Калининградской областью и остальной частью Таможенного союза, а также введение дополнительных налоговых льгот (по налогу на прибыль организаций, на имущество, НДС и т. д.) с целью поддержки лиц, осуществляющих приоритетные виды деятельности (промышленнопроизводственные, технико-внедренческие и др.). Однако нужно отметить, что эксклавность не поддается полной компенсации в силу необходимости в той или иной мере согласовывать компенсационные механизмы с правительствами окружающих государств и их интеграционными объединениями. Интересы эксклава как относительно изолированной от остальной страны территориальной системы не всегда совпадают с интересами других регионов России и государства в целом. Решения, направленные на преодоление эксклавности, приводят к появлению у региона дополнительных преимуществ перед другими регионами со схожей хозяйственной специализацией. Это вызывает межрегиональные конфликты экономического и политического свойства. Например, льготные условия ввоза и таможенного оформления иностранных автомобилей, существовавшие в Калининградской области в первой половине 2000-х гг., способствовали не только ее стремительной «автомобилизации» (многие автомобили, зарегистрированные в области, использовались в других регионах страны), но и привели к протестам со стороны автопроизводителей, а затем и властей других регионов России, особенно Самарской и Нижегородской областей. Еще более серьезный конфликт был связан с попыткой лишить калининградский «Автотор» таможенных льгот на ввоз иностранных машинокомплектов, что давало данному предприятию «исключительные» преимущества. Под давлением Объединения автопроизводителей России «Автотор» был вынужден закрыть весной 2008 г. сборочную линию автомобилей «Чери» (Chery), которые составляли серьезную конкуренцию продукции АвтоВАЗа. Несмотря на существенные поступления в бюджет и прирост показателей в региональном промышленном производстве от сборки китайских автомобилей (более 35 тыс. произведенных и реализованных авто за 2007 г.), мощное лобби АвтоВАЗа во властных кругах привело в 2009 г. к аннулированию планов компаний «Чери» и «Автотор» по совместному строительству завода мощностью 200—250 тыс. автомобилей в год . В ряде случаев решения, принимаемые в интересах страны в целом, не учитывают эксклавное положение региона и больно ударяют по его населению и экономике. Так, долгожданное Соглашение о взаимном упрощении выдачи виз гражданам России и ЕС, вступившее в силу 1 июня 2007 г., привело к ужесточению визового режима для жителей области. Вместо бесплатной годовой визы для посещения Польши и Литвы жители области вынуждены оформлять однократную визу стоимостью 35 долларов. Другим примером может служить практика применения статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», которая ограничивает возможности выезда за границу гражданам, уклоняющимся от обязательств, наложенных на них судом или третьей стороной (задолженность по кредиту, алиментам, квартплате и пр.). Эта статья ограничивает передвижение жителей Калининградской области в другие субъекты РФ, поскольку для этого необходимо пересекать государственную границу. Очевидно, что представленная специфика экономического развития во многом определила характер проблем экономической безопасности, которые должны сегодня решаться на уровне региона. 2. Организация таможенной деятельности как условие обеспечения безопасности экономики региона 2.1 Особенности свободной таможенной зоны в Калининградской области: проблемы и перспективы Первичным правовым основанием для решения вопроса об образовании на территории России свободных экономических зон явилось Постановление Верховного Совета РСФСР от 14 июля 1990 года «О создании зон свободного предпринимательства». Распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1991 года № 1356-1 «О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Калининградской области» в целях ускорения решения задач социально-экономического развития Калининградской области, развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, увеличения экспортных возможностей области и Российской Федерации в целом, всей Калининградской области был придан статус свободной экономической зоны (СЭЗ «Янтарь»)1 с льготным налоговым и таможенным режимом, упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций и создания советских, иностранных и совместных предприятий. Этим распоряжением Верховный Совет РСФСР впервые признал «зарубежное» положение области и ее право на иные, чем у остальных субъектов Российской Федерации, отношения с Центром и окружающими регион независимыми государствами. Выполняя предписания Указа Президента России «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации» № 548 от 4 июня 1992 года, администрация Калининградской области подготовила в соответствующие министерства (комитеты) свои предложения и определила льготное налогообложение предприятий с иностранным участием на территории СЭЗ «Янтарь»2, которое хотя и действовало только определенный период, но положительно повлияло на развитие объектов экономики в регионе. В ходе дальнейших инициативных предложений администрации Калининградской области 23 декабря 1992 года был издан Указ Президента Российской Федерации № 1625 «Об обеспечении внешнеэкономических условий для развития Калининградской области», основная суть которого заключалась в освобождении от обложения таможенной пошлиной товаров, произведенных в Калининградской области и экспортируемых из нее, а также товаров, импортируемых в эту область для внутреннего потребления. К сожалению, поступательное динамичное развитие СЭЗ «Янтарь» было прервано на неопределенный период Указом Президента России № 244 от 6 марта 1995 года «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента России в части предоставления таможенных льгот». Только после длительных и настойчивых переговоров с федеральным Центром, предложения администрации Калининградской области, Комитета по развитию СЭЗ «Янтарь» и ряда федеральных структур были приняты 15 ноября 1995 года Государственной Думой, одобрены Советом Федерации 5 января 1996 года и Президентом РФ 22 января 1996 года был подписан Федеральный Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» № 13-ФЗ от 22.01.1996, основные положения которого предусматривали правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны, и по своему замыслу были направлены на создание благоприятных условий для обеспечения социально-экономического развития, как самой области, так и Российской Федерации в целом. Закон по экономическому содержанию отражал две главные целевые установки: 1) привлечение в регион инвестиций и через этот механизм повышение деловой активности; 2) компенсация дополнительных затрат для хозяйства и населения Калининградской области, связанных с ее удаленностью от промышленно развитой территории России и удорожанием транспортировки грузов, при их доставке через территории приграничных государств. В ОЭЗ был введен таможенный режим свободной таможенной зоны, имеющий особенности, делающие данную зону привлекательной для внешних инвестиций и развития широкого предпринимательства3. Товары, которые производились в ОЭЗ и вывозились в другие страны, как правило, освобождались от таможенных пошлин и различных платежей (за исключением таможенных сборов). К этим товарам не применялись меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности. К отдельным группам товаров и услуг могли быть применены меры экономической политики по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности (квоты). Товары, которые производили в ОЭЗ и ввозились на остальную часть таможенной территории России или же на территорию Таможенного союза, освобождались от установленных ввозных таможенных пошлин и прочих платежей, взимаемых при таможенном оформлении. С тех товаров, которые ввозились из других стран в ОЭЗ, а затем вывозились в другие зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки), таможенные пошлины и другие платежи, принятые при таможенном оформлении, не взимались, государственные меры по количественному ограничению на ввоз и вывоз указанных товаров не применялись4. Особо необходимо отметить признаки товаров, произведенных в ОЭЗ. В соответствии с Законом к ним относились товары, у которых величина добавленной стоимости его обработки (или переработки) составляет не менее 30%, а для товаров сложной бытовой техники и электроники - не менее 15 %. Либо такая переработка (обработка) товаров на территории ОЭЗ должна повлечь изменение кода товаров по товарной номенклатуре на уровне первых четырех знаков. Введение Закона РФ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» послужило толчком к развитию внешнеэкономической деятельности. Уже к концу 1996 г. экономический выигрыш для данной области составил свыше 500 млрд. рублей. Активизировалась предпринимательская деятельность, прежде всего в сфере торговли. В то же время анализ показал, что с введением режимов СЭЗ и ОЭЗ появляются и некоторые отрицательные моменты в их функционировании, которые требуют изучения и разработки мер по их нейтрализации. Таможенные льготы и продажа валютной выручки – это все, что в законе об ОЭЗ оговаривается конкретно. Все остальные вопросы, в т.ч. инвестиционной деятельности, форм осуществления инвестиций, порядка налогообложения и налоговых льгот для субъектов экономической деятельности, банковской сферы, гарантии собственности и инвестиций оговорены лишь в общем виде и поэтому на практике не действовали. Таким образом, фактически ОЭЗ в Калининградской области являлась свободной таможенной зоной. Опыт прошедших лет показал, что правовое обеспечение и система льгот ОЭЗ оказались более сложными и менее эффективными, чем в СЭЗ, расположенных в Польше и Литве. Более высокий уровень внешнеэкономической открытости области в условиях СЭЗ и ОЭЗ привел к быстрому замещению отечественных региональных рынков продовольственных и потребительских товаров, бытовой и электронной техники, частично автотранспортных средств - зарубежными товарами. В Калининградской области отечественные товаропроизводители по этим группам товаров оказались не готовыми к конкурентной борьбе с иностранными производителями и были не защищены протекционистскими мерами со стороны государства. Произошедшие в области, России в целом и в мире изменения диктовали необходимость приведения существовавшего режима особой экономической зоны в соответствие с реалиями. Результатом активной работы на региональном и федеральном уровне стал Федеральный закон № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее - закон № 16-ФЗ «Об ОЭЗ в КО»), подписанный Президентом Российской Федерации 10 января 2006 г. Этот закон вступил в действие 1 апреля 2006 года. В соответствии с логикой нового закона в регионе создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости предприятий, созданием новых экспортоориентированных производств. При этом старые предприятия должны были в течение 10 лет переходного периода перестроить свою деятельность, подготовившись к отмене части таможенных льгот. Режим Особой экономической зоны по закону № 16-ФЗ будет действовать на территории области 25 лет. При этом резидентам представляются следующие гарантии: - если новые правовые акты РФ приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки, или устанавливают запреты и ограничения в отношении осуществления капитальных вложений по сравнению с действовавшими на день начала финансирования инвестиционного проекта, принятые нормативные правовые акты РФ не применяются в течении 25-летнего срока, в отношении резидента, осуществляющего реализацию инвестиционного проекта, при условии выполнения им требований закона об ОЭЗ. Благодаря, прежде всего, действию режима Особой экономической зоны, особенности социально-экономического развития Калининградской области за последние несколько лет отмечены опережающими по сравнению с остальными регионами Северо-Западного федерального округа Российской Федерации темпами роста индекса промышленного производства за счет обрабатывающих отраслей промышленности, динамичным ростом жилищного строительства, денежных доходов населения, оборота розничной торговли. С принятием закона № 16-ФЗ «Об ОЭЗ в КО» в Калининградской области создавалась новая структура экономики с увеличением капиталоемкости предприятий, созданием новых производств. За время действия закона с 2006 года по состоянию на 2013 год были достигнуты следующие результаты: 1. 117 организации зарегистрированы как резиденты ОЭЗ, из них действующими являются 93; 2. Создано около 16000 новых рабочих мест; 3. Привлечено более 76,5 миллиардов рублей инвестиций5. С 06 декабря 2011 года6 Федеральный закон № 16-ФЗ «Об ОЭЗ в КО» претерпел изменения, был приведен в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации7 и Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 года8. Далее рассмотрим особенности применения процедуры свободной таможенной зоны в Калининградской области на современном этапе экономического развития. Товары, ввозимые на территорию Калининградской области могут помещаться под любые таможенные процедуры, в том числе и под процедуру СТЗ. Особенности применения процедуры СТЗ на территории Калининградской области в настоящее время определены Соглашением от 18 июня 2010 года членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны», Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», Федеральным законом Российской Федерации № 409-ФЗ от 6 декабря 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 10 Соглашения от 18.06.2010 года определяет СТЗ как таможенную процедуру, при которой товары размещаются и используются в пределах СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус товаров таможенного союза. Положения Федерального закона № 16-ФЗ от 10.01.2006 года определяют ОЭЗ в Калининградской области как территорию Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности. |
В срок до 10 декабря 2015 г представить в распечатанном виде для утверждения проректору по научной и инновационной работе, профессору... | Заказчик: фгбоу впо «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Я. Горина» | ||
Кафедра «Истории Российского государства» факультета государственного управления | Ключевые слова: отчет, научно-исследовательская работа, заключительный отчет, кинопоказ, доступность, качество, цифровые технологии,... | ||
«Входные» знания, умения и готовности студента, необходимые для успешного прохождения научно-исследовательской практики | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Теоретические основы системы управления персоналом | Ii. "Физические науки, подраздел "Актуальные проблемы физики конденсированных сред, в том числе квантовой макрофизики, мезоскопики,... | ||
«Разработка комплексной модели экономической эффективности регионального учреждения культуры» | Гост 32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления1 |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |