МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ДЕТАЛИЗИРОВАННЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕТЕНДЕНТАМ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ СЛУЖАЩИМ,
ОРГАНИЗАЦИИ ОТБОРА И ОЦЕНКИ НА СООТВЕТСТВИЕ УКАЗАННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
Москва, 2015 СОДЕРЖАНИЕ
| Введение
| 3
| 1.
| Правовые и методологические основы Методических рекомендаций по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки указанным требованиям
| 5
| 2.
| Система квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим и ее функционирование
| 6
| 3.
| Определение квалификационных требований и проведение оценки на соответствие им претендентов на замещение должностей муниципальной службы и муниципальных служащих
| 12
| Приложение № 1:
| Унифицированная форма «Функциональные квалификационные требования к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальный служащим по группам»
| 22
| Приложение № 2:
| Инструкция по определению функциональных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим
| 23
| Приложение № 3:
| Пример заполнения унифицированной формы
| 26
|
Введение Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации пунктов 2 и 6 Комплекса мер, направленных на повышение престижа муниципальной службы и авторитета муниципальных служащих в 2015 году, утвержденного приказом Минтруда России от 25 февраля 2015 г. № 114, осуществляется деятельность по оказанию методического содействия в совершенствовании квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы в Российской Федерации (далее – претенденты) и муниципальным служащим (далее – квалификационные требования) и внедрении органами местного самоуправления технологий отбора и оценки на соответствие указанных лиц квалификационным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальная служба в Российской Федерации (далее ‒ муниципальная служба) представляет собой профессиональную деятельность граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств – участников международных договоров Российской Федерации (далее – граждан), которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Специфика профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления, аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований (далее – органы местного самоуправления) и лиц, замещающих муниципальные должности, предполагает формирование квалифицированного кадрового состава на муниципальной службе.
Для привлечения на муниципальную службу компетентных граждан, качественного отбора профессионалов и обеспечения их должностного роста необходимо разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии систему квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, включающую детализированные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В целях создания и обеспечения функционирования на муниципальной службе эффективной системы квалификационных требований Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены настоящие Методические рекомендации по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки указанным требованиям (далее – Методические рекомендации).
Методические рекомендации направлены на практическое обеспечение принципа взаимосвязи государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) и муниципальной службы через единство основных квалификационных требований, предусмотренного положениями пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 25-ФЗ. В этой связи данные рекомендации в значительной степени основываются на подходах, содержащихся в Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (Версия 2.0), опубликованном на официальном сайте Минтруда России (http//www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/9) (далее – также Методический инструментарий).
По итогам обобщения информации, представленной высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минтрудом России сформирован Перечень направлений профессиональной деятельности, в соответствии с которыми муниципальные служащие исполняют должностные обязанности, и специализаций по указанным направлениям профессиональной деятельности (далее – Перечень), размещенный на официальном сайте Минтруда России.
Применение Методических рекомендаций позволит организовать целенаправленную и эффективную работу по установлению органами местного самоуправления квалификационных требований, разработанных в соответствии с Перечнем, и в дальнейшем сформировать Справочник типовых квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим (далее – Справочник), который будет ориентиром для формулирования в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления и муниципальных правовых актах – квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Использование Справочника государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления позволит:
реализовать единые подходы к установлению квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и муниципальной службы;
скоординировать деятельность субъектов Российской Федерации по разработке типовых квалификационных требований и кадровую работу органов местного самоуправления, связанных с их использованием;
повысить качество отбора кадров для замещения должностей муниципальной службы, оценки уровня квалификации муниципальных служащих, организации их профессионального развития, формирования кадрового резерва и других кадровых технологий.
При этом соблюдение унифицированного подхода по установлению квалификационных требований к претендентам и муниципальным служащим создаст возможности для мобильности кадров на муниципальной службе и расширит перспективы должностного роста муниципальных служащих.
Правовые и методологические основы Методических рекомендаций по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки данных лиц указанным требованиям
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 25-ФЗ и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее – законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, иные муниципальные правовые акты.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом № 25-ФЗ.
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе положений следующих нормативных правовых актов:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «О местном самоуправлении в Российской Федерации»;
Федеральный закон № 25-ФЗ;
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ);
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Кроме того, в целях подготовки настоящих Методических рекомендаций были проанализированы положения законов субъектов Российской Федерации о типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы, а также муниципальных правовых актов, устанавливающих квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими.
Методологическую основу настоящих Методических рекомендаций составляют разработанные Минтрудом России в 2013-2015 гг. и размещенные на официальном сайте Министерства следующие методические инструментарии:
Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим (Версия 2.0);
Методический инструментарий по планированию найма и организации отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 2.0) (далее – Методический инструментарий по отбору);
Методический инструментарий по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (включая общественную оценку).
Применение Методических рекомендаций позволяет более эффективно реализовать на практике принцип профессионализма и компетентности муниципальной службы, установленный пунктом 3 статьи 4 Федерального закона № 25-ФЗ.
|