МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
(ННГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Н.А. Шерегов
А.А. Полушин
Моделирование бизнес-процессов
Часть 1
Учебно-методическое пособие
Нижний Новгород 2015 Моделирование бизнес-процессов, часть 1: Учебно-методическое пособие / Н.А. Шерегов, А.А. Полушин / Нижний Новгород. ННГУ. 2015, 60 с. В части 1 рассмотрены методы моделирования бизнес-процессов, которые практически разделены на следующие виды:
методы так называемого ролевого моделирования, ориентированные на операционную деятельность компаний;
методы моделирования высоких уровней:
моделирования процессов стратегического управления,
моделирования прочих процессов.
Пособие отличается наличием большого количества заданий и кейсов, позволяющих проводить сравнительный анализ и модернизацию описаний реальных бизнес-процессов.
Предполагается, что в часть 2 пособия будут включены вопросы построения бизнес-моделей компаний, описания коммуникационных процессов и т.д.
Использование процессного подхода в стратегическом управлении бизнесом и операционной деятельности позволяет существенно повысить эффективность деятельности и конкурентоспособность компаний хотя бы по причинам:
информатизацию деятельности стали рассматривать как информатизацию бизнес-процессов;
сертификация компаний на соответствие требованиям российских и международных стандартов менеджмента качества предусматривает описание основных процессов от проектирования продукта до его производства, реализации и послепродажного обслуживания.
Учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент», «Бизнес-информатика», «Прикладная информатика». Пособие также представляет интерес для магистрантов, аспирантов, преподавателей, практикующих специалистов.
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 4
Введение 5
Цели и задачи учебной дисциплины «Моделирование бизнес-процессов» 6
Место дисциплины в структуре ООП 6
Требования к результатам освоения дисциплины 8
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 8
1. Предпринимательская деятельность. Маркетинг субъекта предпринимательства. Внешняя среда и рынки 10
Предпринимательская деятельность 10
Понятие рынка, доступный и целевой рынки. Целевая аудитория и сегментация 11
Маркетинг субъекта предпринимательства 14
Внешняя среда субъекта предпринимательства и рынки 15
2. Функции и бизнес-процессы. Модель функций компании, основанная на видах ЭД из ОКВЭД 19
3. Ролевое моделирование 25
Диаграмма подпроцессов 25
Описание процесса-прецедента «Оформление продажи» 26
Кому поручить составление описаний процессов? 29
4. Алгоритм и способы его записи 33
5. Моделирование бизнес-процессов высоких уровней 35
Фрагмент модели бизнес-процессов для компании «Авто». Сравнительный анализ входов и выходов 35
Краткая характеристика международного стандарта IDEF0, представляемого нотацией IDEF0 в программе Business Studio 4 41
Фрагмент модели бизнес-процессов для компании «ИнТехПроект». 43
6. Бизнес-моделирование процессов стратегического управления 47
7. Описание процессов ролевого моделирования в среде Business Studio 4 в нотациях «Процедура» и «Процесс» 53
Описание процесса «Операционная деятельность торгового зала» в нотации «Процедура» 53
Описание процесса «Оформление продажи» в нотации «Процесс» 56
8. Кейс «Критический анализ описания бизнес-процессов или PR-акция Группы компаний «Интеллект Инвест»? 59
Список литературы 63
|